Вагон типа РИЦД. На вагонах международного сообщения типа РИЦД постройки с 1972 г. установлены два генератора постоянного тока с параллельным возбуждением типа 23/07.21, работающие параллельно на общую сеть. В стабилизаторах напряжения типа Е1Ш-80.203 функцию реле обратного тока выполняет кремниевый диод.
Имеется холодильник «Кристалл», электроплитка мощностью 1 кВт в котельном отделении для приготовления пищи, электроакустическая установка в служебном купе, которая состоит из усилителя мощностью 10 Вт, магнитофона, микрофона, преобразователя напряжения и служит для передачи магнитной записи и информации пассажирам внутри вагона. Кипятильник применяется только электрический и размещается в служебном купе.
Вагон оборудован наружной и внутренней вызывной сигнализацией, а также сигнализацией занятости туалета. Внутренняя сигнализация для вызова проводника пассажиром из купе состоит из нумератора в служебном купе, вызывных кнопок в пассажирском купе, а также сигнальных ламп и кнопок снятия сигнала над дверями снаружи каждого купе. При вызове раздается звонок и загораются соответствующие лампы на нумераторе и над дверью купе. По желанию звуковой сигнал можно отключить выключателем на звонке.
Вентиляционный агрегат и водяной калорифер размещаются с некотловой стороны вагона.
Для включения принудительной вентиляции и циркуляционного насоса отопления служит переключатель 4Ы (рис. 7.7). Позиция 1 положения Автоматика используется зимой, позиция 2 — летом. Зимой при автоматическом режиме работы принудительной вентиляции циркуляционный насос отопления включается одновременно с двигателем вентилятора, и они работают под контролем ртутных контактных термометров, установленных между пятым и шестым купе, в воздуховоде и снаружи вагона.
В случае выхода из строя устройств автоматики работу принудительной вентиляции можно перевести на ручной режим. Для этого необходимо установить переключатель 4В1 в одно из трех положений — I, II или IIIступень вентиляции. При положении I вентиляция работает с низкой производительностью, при II- со средней, при III — с высокой. Ручной режим работы циркуляционного насоса отопления обеспечивается при положении Отопление.
Для улучшения освещенности купе в светильники устанавливают по две люминесцентные лампы мощностью 40 Вт каждая. Главный переключатель 2а4 освещения лампами накаливания имеет положения Выключено, Дневной режим, Служебный режим и Ночной режим.
При положении Выключено можно четырехгранным ключом включить только хвостовые сигналы (два фонаря вверху вагона). При положении Дневной режим включаются светильники в туалетах и котельном отделении, освещение зеркал в купе, переходных площадок и распределительного шкафа, розетки в большом коридоре, служебном отделении, распределительном шкафу и вся сигнализация. При положении Служебный режим включены настенный светильник в служебном отделении, розетка в купе для отдыха проводника, а также вся сигнализация. При положении Ночной режим по сравнению с положением Дневной режим дополнительно включаются аварийное освещение, синий свет, софитные светильники, освещение тамбуров, подножек и розетки в купе для настольных ламп.
Рис. 7.7. Панель управления вагона РИЦЦ
Питание аварийного освещения и сигнализации от подвагонной магистрали 50 В в случае выхода из строя собственных источников тока не предусмотрено.
Вагоны типа РИЦК. В вагонах типа РИЦК с двухместными купе постройки 1969 г. применяется обычная водяная система отопления.
Аппаратура регулирования, коммутации и защиты размещена в распределительном шкафу, установленном в служебном отделении в шкафу для регуляторов, находящемся в туалете котловой стороны вагона. Защита электрических цепей электрооборудования вагона от коротких замыканий и перегрузок, за исключением аккумуляторной батареи, сигнализации налива воды и сигнализации замыкания на корпус, выполнена однополюсной.
Включение установки кондиционирования воздуха производится кнопкой ЗЫ (рис. 7.8), отключение — кнопкой ЗЬ2. С помощью переключателя ЗаЗ в зависимости от температуры наружного воздуха задается соответствующий температурный режим внутри вагона: в положении Холоднее в отопительный период года — в пределах 18… 19 °С, а летом при работе установки охлаждения воздуха — 21…24°С; в положении Среднее соответственно 19… 20 и 22… 26 °С; в положении Теплее —
20…21 и 24…28°С.
Переключатель За1, имеющий восемь рабочих положений, установлен внутри распределительного шкафа. В положении 1 переключателя обеспечивается автоматический режим работы установки кондиционирования воздуха, а в случае выхода из строя автоматики — ручные режимы работы; 2- принудительной вентиляции, циркуляционных насосов калорифера и обогревательных труб; 3 — электрических печей, электрокалорифера принудительной вентиляции; 4 — циркуляционных насосов отопления;
5 — принудительной вентиляции;
Рис. 7.8. Панель управления работой установки кондиционирования воздуха вагона РИЦК
6, 7, 8 — установки охлаждения воздуха с 30-, 50- и 100-процентной производительностью от номинальной.
Автоматическая работа установки кондиционирования воздуха осуществляется с помощью ртутных контактных термометров, размещенных в воздуховоде за потолком купе для отдыха проводника, в пятом купе, туалетах и снаружи вагона, а также жидкостного термостата на 35 °С, установленного в трубе, соединяющей котел с расширителем. При температуре воды в котле ниже 35 °С одновременно работает водяное и низковольтное электрическое отопление. При температуре воды в котле выше 35 °С электрическое отопление отключается, а циркуляционные насосы водяного отопления включаются. При достижении температуры в вагоне установленной величины циркуляционные насосы отключаются и работает только принудительная вентиляция. Кроме того, аксиальный регулирующий вентиль автоматически перекрывает одну из обогревательных труб, и в трубах прекращается естественная циркуляция воды. При снижении температуры воздуха в вагоне действие циркуляционных насосов и вентиля будет обратным.
При обесточивании электрооборудования во время работы генератора сначала отключают потребителей, причем в первую очередь установку кондиционирования воздуха нажатием кнопки ЗЬ2 (см. рис. 7.8), затем генератор путем снятия его предохранителя, рассчитанного на ток 224 А, который уставлен внизу распределительного шкафа первый слева. Далее отключают аккумуляторную батарею путем снятия ее предохранителя на 160 А также внизу шкафа второй слева. После остановки поезда снимают предохранитель минусового зажима аккумуляторной батареи на 200 А в коробке на торце аккумуляторного ящика.
Вагон типа РИЦК/к. Вагон с трехместными купе постройки 1978-1980 гг. оборудован такими же системами электроснабжения и кондиционирования воздуха, включая комбинированное отопление, как и вагоны типа 47К/к постройки до 1980 г., т. е. на вагонах этого типа установлены двигатель-генератор типа Б1ЮО-28В, кислотная аккумуляторная батарея типа 13ГТ-4В и установка кондиционирования воздуха типа МАБ-И. Однако имеется некоторое отличие: фильтры, вентиляционный агрегат, воздухоохладитель, водяной и электрический калориферы установки кондиционирования воздуха расположены с некотловой стороны вагона.
Освещение лампами накаливания, холодильник, охладитель питьевой воды, электрокипятильник, электроплитка, все сигнализации выполнены и размещены так же, как на вагоне типа РИЦД без кондиционирования воздуха.
Размещение всей аппаратуры регулирования, коммутации, сигнализации и защиты в одном месте (в распределительном шкафу) упрощает осмотр, техническое обслуживание и ремонт.
В верхней части распределительного шкафа, закрытой крышкой, установлены вставной блок тиристорного регулятора напряжения, реле минимального напряжения, реле максимального напряжения и тепловые реле.
Тиристорный регулятор предназначен для регулирования напряжения генератора и переключения нагрузок с аккумуляторной батареи на генератор и обратно. Реле минимального и максимального напряжения предназначены соответственно для отключения большинства потребителей при разряде аккумуляторной батареи ниже 98 В и включении генератора при повышении напряжения в сети свыше 185 В. Тепловое реле служит для отключения двигателей при повышении их температуры выше допустимой.
В средней части шкафа (рис. 7.9) размещены приборы и сигнальные лампы. Такое расположение облегчает их монтаж и смену при ремонте электрооборудования.
Вверху левой дверцы расположены два амперметра Igl и lg3, показывающие соответственно разряд и заряд аккумуляторной батареи (отклонение стрелки влево от нуля — разряд, вправо — заряд) и показание величины тока генератора. Ниже амперметров на левой дверце располагаются сигнальные лампы: lhl (белого цвета) — включение генератора; lh2 (красного цвета) — срабатывание реле максимального напряжения; Ш5 (белого цвета) — срабатывание реле минимального напряжения; 4h2, 4h3 (обе белого цвета) — сигнализации включения вентиляции компрессора установки кондиционирования воздуха.
Ниже сигнальных ламп расположены две кнопки отключения и включения преобразователя люминесцентного освещения (2а1 и 2а2 соответственно) и сигнальные лампы lh7, 1И6 и 4h4.
Под кнопками люминесцентного освещения находится тумблер 2аЗ, имеющий два положения: 1/2 — горят люминесцентные лампы по одной в каждом светильнике и 1/1 — в каждом светильнике горят две люминесцентные лампы.
Лампы lh7, lh6 (белого цвета) при исправном состоянии изоляции низковольтных цепей горят вполнакала. Знаки «+» и «-» под лампами показывают соединение с полюсами цепей — положительными и отрицательными. В случае нарушения изоляции и соединения с корпусом вагона одна из ламп или обе, если повреждена вся цепь, горят полным накалом. Для проверки исправности электрических цепей предназначены переключатели 1а2 и lal. Сигнальная лампа 4h4 показывает включение подогрева масла в компрессоре установки кондиционирования воздуха; включение подогрева производится переключателем 4а 1, как правило, в холодное время года во избежание выхода из строя компрессора.
Переключатель 2а 16 служит для включения лампы освещения под вагоном, причем переключатель имеет два положения: «включено» и «выключено».
Рис. 7.9. Панель управления вагона РИЦК/к
Красная аварийная кнопка Авария 1Ь7 (на рис. 7.9 не показана) в нижней части панели служит для аварийного отключения электрооборудования вагона (не включаются хвостовые сигнальные фонари, система контроля нагрева букс роликовых подшипников колесных пар, аварийное освещение в коридоре и внутри распре делительного шкафа) при пожаре или других экстремальных ситуациях.
Справа от кнопки Авария располагаются кнопка 1Ь7 отключения внешнего питания двигателя генератора; кнопка со специальным замком 4Ы аварийного выключения всей установки кондиционирования воздуха и кнопка 4ЬЗ для испытательного включения установки кондиционирования воздуха.
На отдельной нижней панели левой дверцы установлены пакетные выключатели: 2а2 — главный переключатель освещения с положениями выключения О, Дневной режим, Служебный режим и Ночной режим и 4Ь2 (Режимный переключатель охлаждения), левые положения которого служат для ручного управления установкой кондиционирования воздуха 1/3, 2/3 и 3/3 общей мощности охлаждения, правые — для автоматического управления установкой и температуры воздуха внутри вагона на режимах 20, 21, 24 и 26 °С соответственно.
На правой дверце вверху установлен вольтметр 7#2 с диапазоном измерений 0… 150 В, который включается кнопкой 1ЬЗ, находящейся слева от него. Переключателем 1Ь4 можно включить напряжение подвагонного генератора и аккумуляторной батареи (левое положение) или сети вагона (правое положение).
Ниже вольтметра расположены сигнальные лампы белого цвета ЗИ1, ЗН4, ЗИ2, ЗИЗ и ЗН5, предназначенные для сигнализации соответственно включения электрического калорифера дополнительного электроотопления напряжением 125 В, нагревательных элементов 1-й и 2-й групп комбинированного электрического отопления напряжением 3000 В, наличия высокого напряжения в высоковольтных цепях электрического отопления и проверки изоляции высоковольтных цепей.
Выключение преобразователя для электробритв производится переключателем 5Ы6, при этом загорается лампа тлеющего разряда 5Л5. Кипятильник включается переключателем 5Ь5 с загоранием сигнальной лампы 5йЗ.
В случае срабатывания сигнализации нагрева букс загорается красная сигнальная лампа 5Л77 и звонит звонок, установленный внутри распределительного шкафа. Лампа 5Н11 гаснет автоматически после устранения неисправности, а звонок можно отключить кнопкой 5Ъ10. Для проверки действия сигнализации (искусственный разрыв цепи сигнализации) предназначена кнопка 5Ы1, при этом должны загораться красная лампа 5Л77 и звонить звонок.
Переключатели 5Ь4 и 5Ь20 служат для включения и выключения охладителя питьевой воды и холодильника в купе проводника. Переключатели имеют по два положения: «включено» и «выключено».
Нагревательные элементы в баке горячей воды включаются переключателем ЗЫ, сигнализация наполнения водяных баков при
Рис. 7.10. Панель распределительного шкафа вагона РИЦ ВЛАБ-200:
а — левая дверная створка; 6 — правая дверная створка заправке вагона водой — переключателем 5Ь9. Оба переключателя также имеют два положения: «включено» и «выключено».
Внизу правой дверцы смонтированы два пакетных выключателя: ЗЬЗ — электрическое отопление с позициями: 0 — выключено, 1 — Автоматика — отопление работает в автоматическом режиме, 2, 3, 4 — работает в отоплении соответственно группа I, группа II и группы I и II вместе; ЗЬ2 — режимный переключатель с положениями: 0 — выключено, 1 — включено водяное отопление и вентиляция вагона, 2 — включено водяное отопление без вентиляции, 3 — включено дополнительное электрическое отопление напряжением 125 В, 4 — включена установка кондиционирования воздуха.
Внутри средней части распределительного шкафа размещена специальная панель для ремонта и проверки отдельных узлов электрооборудования. На этой панели находятся специальные технологические зажимы для проверки отдельных узлов и цепей ваго-
на, сигнальная лампа, загорающаяся при исправном состоянии во время испытания тиристорного регулятора напряжения и кнопки зажигания (включения) и гашения (выключения) тиристорного регулятора напряжения, восстановления реле максимального напряжения после устранения причин срабатывания и проверки действия высоковольтных контакторов при отсутствии высокого напряжения. Кроме того, на этой панели имеется специальный переключатель для испытания изоляции высоковольтных цепей (при включении загорается сигнальная лампа ЗИ5 на правой дверце).
Всеми приборами на специальной панели можно пользоваться только при открытых дверцах шкафа во время ремонта или ревизии вагона в пунктах формирования.
Дверцы средней части шкафа закрываются замками трехгранным ключом, а снизу оборудованы вентиляционными решетками. Внутри средней части на отдельных планках установлены также автоматические выключатели, внутреннее освещение шкафа, розетка, измерительные зажимы для ремонтных операций, испытательный мост, аварийная планка переключения электрического отопления, контакторы и реле.
В средней части распределительного шкафа со стороны купе отдыха проводников установлены диодный ограничитель напряжения сети, контакторы теплового реле и др.
В котельном отделении установлен электрический водоподо-греватель с нагревателем мощностью 2,2 кВт, который зимой не работает. Включение подогревателя блокируется во время стоянки и при работе установки охлаждения воздуха с полной подачей. Водоподогреватель имеет защиту от недостатка воды и ее перегрева — термостат на 60 °С.
Переключателем 2аЗ пользуются так же, как на вагоне типа РИЦЦ без кондиционирования воздуха (см. рис. 7.7, поз. 2а 1).
Каждый вагон оборудован электроакустической установкой, предназначенной для передачи информации через микрофон и магнитной записи как внутри отдельного вагона, так и по всем вагонам поезда с такими установками. Установка, рассчитанная на напряжение 24 В, подключена к части вагонной аккумуляторной батареи и имеет пять блоков: микрофонный, предварительного усиления, релейный, усилитель мощности, подключения установки к радиосети. Первые три блока размещены в нише коридора между служебным купе и туалетом, а остальные — в служебном купе. На микрофонном блоке монтируются микрофон, сигнальная лампа, кнопка и предохранитель с номинальным током 1,6 А. В блоке усилителя мощности смонтированы два усилителя мощностью 10 Вт каждый, которые имеют выключатель, сигнальную лампу, предохранитель с номинальным током 1,6 А и регулятор громкости. Блок подсоединения к радиосети имеет пере юпочатель рода работ с положениями 0, Нормальная программа для всех вагонов, Нормальная программа в собственном вагоне, сигнальную лампу, предохранитель с номинальным током 0,2 А и гнездо для подключения восьмиполюсного штепселя центральной установки звукозаписи.
Радиотрансляционные и телефонные сети отдельных вагонов соединены в единую поездную магистраль с помощью 13-полюсных междувагонных соединений, которые с каждой стороны вагона оканчиваются розеткой и штепселем. Для подготовки установки к работе внутри отдельного вагона следует включить усилитель, поставить переключатель рода работ в положение Нормальная программа в собственном вагоне, нажать кнопку на микрофонном блоке и приступить к передаче информации через микрофон. Отключают установку в обратной последовательности.
Обесточивание электрооборудования вагонов типа РИЦК/к производится так же, как и вагонов типа К/к постройки до 1980 г., но предохранители генератора и батареи расположены внизу распределительного шкафа соответственно первый и второй слева. В вагонах типа РИЦК/к постройки 1981 -1985 гг. применяется тиристорный регулятор напряжения генератора и предусмотрена аварийная кнопка.
Вагон РИЦ ВЛАБ-200. Панели распределительного шкафа вагона РИЦ ВЛАБ-200 представлены на рис. 7.10. Назначение кнопок, выключателей и ламп сигнализации понятно из надписей на панелях.
Возможные неисправности электрооборудования. В процессе эксплуатации электрооборудования вагонов проводники должны следить за чистотой ламп, светильников и их отражателей, наблюдать за состоянием всех контактных соединений, принимать меры к своевременному устранению возникающих в пути следования повреждений, не допускать установки в предохранители неисправных или нетиповых плавких вставок.
Перечень часто встречающихся неисправностей электрооборудования, причины их возникновения и способы устранения приведены в табл. 7.1.
Характерными неисправностями генераторов постоянного тока являются искрение щеток из-за плохого контакта между ними и коллектором, наличие шума в машине, который может появиться при загрязнении поверхности коллектора или щеток и задевании якоря за полюсные башмаки, перегрев коллектора из-за сильного нажатия щеток или применения жестких щеток. Кроме того, бывает проскальзывание приводного ремня при большой нагрузке (до 70 А). В этом случае необходимо подтянуть ремень с помощью натяжного приспособления.
Обо всех неисправностях генератора проводники вагонов должны немедленно сообщить начальнику (механику-бригадиру) по-
Неисправность | Причина возникновения | Способ устранения |
Электрооборудование вагонов всех типов | ||
Погас свет во всем вагоне | Перегорел сетевой предохранитель на распределительном щите | На остановке поезда соединить междувагон-ные электрические соединения и переключить потребителей на питание током от соседнего вагона через подвагонную магистраль. Заменить перегоревший предохранитель, после чего отключить подвагонную магистраль |
Погасли лампы одной группы вагона | Перегорел предохранитель группы освещения | Заменить плавкую вставку предохранителя группы. Если при этом лампы не загорятся, проверить состояние выключателя группы и контактные соединения на групповом щите |
При включении группы ламп плавкая вставка перегорает повторно | Короткое замыкание в цепи | Выключить поврежденную группу и устранить неисправность |
Лампы горят вполнакала при нормальном напряжении | Ослабли контактные соединения группового щита | Проверить и подтянуть контактные соединения в цепи группы ламп |
Погасла лампа в светильнике | Плохой контакт между цоколем лампы и патроном или перегорела лампа | Проверить плотность контакта между патроном и лампой или заменить лампу |
Повышенная яркость свечения ламп при движении вагона и пониженная на стоянке | Ослабли контактные соединения в цепи аккумуляторной батареи | Проверить и подтянуть контактные зажимы в цепи батареи |
Генератор не возбуждается | Перегорел предохранитель на распределительном щите или на стабилизаторе | На стоянке поезда заменить предохранитель на распределительном щите или подключить сеть освещения на питание током от соседнего вагона (заменять предохранитель на стабилизаторе в пути следования запрещается) |
Аккумуляторная батарея плохо заряжается (недостаточный зарядный ток) | Неисправен регулятор напряжения; перезаряжена батарея | Сообщить о неисправности поездному электромеханику или начальнику (механи-ку-бригадиру поезда). Временно переключить питание потребителей тока на аккумуляторную батарею |
При увеличении зарядного тока повышается напряжение | Малу сопротивление аккумуляторной батареи. Батарея неисправна | Отключить батарею. По прибытии на конечный пункт сообщить о необходимости ремонта аккумуляторной батареи |
При подключении через магистраль к соседнему вагону нет тока в цепи | Перегорел предохранитель | Заменить предохранитель |
Нет контакта в междувагонном соединении | На первой остановке зачистить и закрепить контакт междувагонного соединения | |
При нормально заряженной аккумуляторной батарее нет напряжения в сети освещения на стоянке | Перегорели предохранители цепи батареи на распределительном щите или под вагоном | Выявить причину перегорания плавкой вставки (перегрузка, короткое замыкание), поставить исправную типовую плавкую вставку предохранителя |
Ослабли контакты в главном выключателе освещения | Отрегулировать выключатель |
Неисправность | Причина возникновения | Способ устранения |
Повышенное напряжение на нагрузках 54 или 110 В | Размыкание в цепи | Устранить размыкание |
Изменились параметры угольного столба регулятора напряжения генератора | Заменить стабилизатор или угольные столбы, настроить регулятор | |
Не горят сигнальные лампы | Перегорели предохранители в соответствующих цепях | Заменить плавкую вставку предохранителя |
Перегорела лампа | Заменить лампу | |
Перегорел добавочный резистор в цепи лампы | Заменить резистор | |
Размыкание в цепи | Устранить размыкание | |
Сигнальная лампа замыкания плюсового провода на корпус вагона горит полным накалом | Наличие замыкания на корпус в минусовых цепях | Выявить замыкание на корпус, например последовательным удалением вставок предохранителей или отключением автоматических выключателей защиты минусовых цепей, устранить замыкание |
Сигнальная лампа замыкания минусового провода на корпус вагона горит полным накалом | Наличие замыкания на корпус в плюсовых цепях | Выявить и устранить замыкание |
Сигнальная лампа замыкания минусового провода на корпус вагона горит более тускло, чем лампа замыкания плюсового провода | Неполное соединение на корпус в минусовых проводах | То же |
Сигнальная лампа замыкания плюсового провода на корпус вагона горит более тускло, чем лампа замыкания минусового провода | Неполное соединение на корпус в плюсовых проводах | Выявить и устранить замыкание |
Чрезмерный нагрев пакетного выключателя, переключателя, предохранителя или зажима | Неплотное прилегание контактов | Проверить и подтянуть контакты |
Пакетный выключатель не включает цепь, рукоятки вращаются свободно, без фиксации | Неисправный выключатель | Заменить выключатель |
Изношена ручка | Заменитьручку | |
При постановке пакетного выключателя в одно из рабочих положений потребитель тока не включается | Перегорел предохранитель в соответствующей цепи | Заменить плавкую вставку предохранителя |
Размыкание в цепи | У странить размыкание | |
Ослабли контакты выключателя | Проверить и подтянуть контакты | |
Электродвигатель вентилятора потребляет повышенный ток (контролируется по амперметру щита на стоянке) | Траверса щеткодержателя двигателя установлена неправильно | Установить траверсу по риске завода-изготовителя |
При работе вентилятора стрелка амперметра колеблется | Загрязнение коллектора | Прочистить коллектор мелкозернистой шлифовальной шкуркой и протереть мягкой тряпкой |
Большой износ коллектора | Устранить износ коллектора в парке формирования поезда |
Неисправность | Причина возникновения | Способ устранения |
Размыкание в цепи возбуждения электродвигателя | Устранить размыкание в цепи | |
При движении поезда нет напряжения генератора. Горит сигнальная лампа блока защиты от повышения напряжения | Произошло срабатывание защиты от повышенного напряжения | Допускается однократное восстановление защиты нажатием соответствующей кнопки |
Нет напряжения на генераторе | На стабилизаторе сгорел шунтовый предохранитель | Отключить электрическую сеть и переключить ее на питание от соседнего вагона |
Перегорел плюсовый предохранитель генератора | Выявить причину перегорания, заменить плавкую вставку предохранителя | |
Не подается (не принимается) питание через подвагонную магистраль | Нет контакта в междувагонном соединении или в соответствующем пакетном выключателе | На первой остановке проверить междувагон-ное соединение, зачистить контакты и закрепить соединение |
Перегорел предохранитель аккумуляторной батареи | Короткое замыкание в проводах силовых и осветительных цепей | На стоянке поезда после устранения короткого замыкания заменить плавкую вставку предохранителя |
Нет заряда и разряда батареи | Перегорел предохранитель в плюсовой цепи батареи | Заменить плавкую вставку предохранителя |
Частота вращения вала двигателя вентилятора выше номинальной | Размыкание или плохой контакт в цепи возбуждения | Выключить двигатель вентилятора, проверить цепь возбуждения |
На стоянке стрелка вольтметра колеблется | Слабый контакт в цепи аккумуляторной батареи | Зачистить контакты предохранителя батареи или укрепитьего |
Большой ток электродвигателя циркуляционного насоса, перегорает предохранитель | Механическое заклинивание насоса | Устранить причину заклинивания, заменить или закрепить предохранитель |
При нажатии кнопки термостата электродвигатель охладителя питьевой воды не включается | Не восстановлено тепловое реле пускателя | Восстановить тепловое реле пускателя |
При включении охладителя питьевой воды и при постановке ручки переключателя термостата в любое положение электродвигатель не включается, а при нажатии кнопки включается | Неисправен термостат | Устранить неисправность или заменить термостат |
Звонит звонок устройства контроля нагрева букс | Перегрев буксы | Выявить причину |
Размыкание в цепи термодатчика | Устранить обрыв | |
Электрооборудование вагонов постройки заводов Германии и Польши с генератором типов «Газел ан», РУ-114а | ||
Нет света во всем вагоне | Перегорел плюсовый аккумуляторный предохранительна щите или минусовый предохранитель в цепи аккумуляторной батареи | Заменить перегоревший предохранитель на остановке |
В вагоне с купе-буфетом постройки заводов Германии ручка автоматического выключателя находится в выключенном положении | Поставить ручку автоматического выключателя в положение 1 |
Неисправность | Причина возникновения | Способ устранения |
Завышенное напряжение в сети на ходу поезда (лопаются лампы) | Перегорел плюсовый предохранитель аккумуляторной батареи | Отключить электрическую сеть вагона, переключиться на питание от соседнего вагона |
Не включаются электроприборы в буфетном отделении вагона постройки заводов Германии | Перегорел предохранитель на 4 или 63 А | Поставить исправный предохранитель |
Не работает второй генератор | Сообщить начальнику (механику-бригадиру) и поездному электромеханику для выявления и устранения неисправности в генераторе | |
При включении электрического отопления не загораются сигнальные лампы | Ручка автоматического выключателя элекгроотопления находится в выключенном состоянии | Установить ручку автоматического выключателя в рабочее положение |
При включении электроотопления сигнальные лампы горят, а электропечи не включаются | Нет напряжения 3000 В в подвагонной магистрали | Сообщить начальнику (механику-бригадиру) поезда и поездному электромеханику о неисправности для принятия необходимых мер |
При нажатии кнопки реле минимального напряжения лампы люминесцентного освещения не загораются | Ручка переключателя освещения находится в положении 0 или 2 | Установить ручку переключателя в положение 1 |
Автоматический выключатель генератора или сети люминесцентного освещения выключен | Поставить ручку выключателя в рабочее положение | |
Электрооборудование вагонов с генератором переменного тока | ||
Генератор не возбуждается | Реле максимального напряжения в нерабочем положении | Нажать кнопку возврата РМН |
Разряжена аккумуляторная батарея | Зарядить батарею | |
Обрыв в цепи возбуждения | Проверить цепь и устранить обрыв | |
Колебание напряжения в цепи освещения | Слабый контакт в цепи резистора с нелинейной характеристикой сопротивления или в цепи аккумуляторной батареи | Зачистить и подтянуть ослабшие контакты |
Большой или недостаточный ток разряда | Не отрегулирован ползунковый реостат на панели автоматики | Отрегулировать ползунковый реостат на ток 40 А (зимой), 20 А (летом) |
Реле РМН постоянно срабатывает | Разрегулировано реле РМН | Отрегулировать реле на срабатывание при напряжении 69+5 ® на Цепях нагрузки |
Неисправна панель с регулятором | Заменить панель | |
Генератор возбуждается, но не принимает на себя нагрузку | Пробой выпрямителей | Заменить выпрямители |
езда и поездному электромеханику, которые обязаны принять меры К устранению неполадок.
В пути следования могут появиться и другие неисправности в подвагонном оборудовании: ослабление крепления карданного вала, редуктора или шкива привода, деталей подвески генератора и аккумуляторных ящиков. Следует немедленно принимать меры к устранению этих неисправностей, так как они угрожают безопасности движения на железных дорогах.
Контрольные вопросы:
- 1. Расскажите о месте расположения и назначении распределительных шкафов.
- 2. Расскажите, какие приборы расположены на передних панелях распределительных шкафов в вагонах разных типов.
- 3. Кто имеет право на открытие распределительных шкафов и каков порядок обесточивания вагона?
- 4. Расскажите о дневном, ночном и аварийном режимах работы электрооборудования и показаниях приборов при этих режимах.
- 5. Каковы особенности распределительных шкафов и приборов вагонов габарита РИЦ?
⇐Приборы управления электрооборудованием вагонов постройки Германии | Проводник пассажирских вагонов | Назначение и типы приводов⇒