Система охлаждения — водяная, открытого типа, циркуляционная, принудительная, постоянно заполнена водой. Система имеет два контура циркуляции воды: охлаждения дизеля и охлаждения масла дизеля в теплообменнике. Вода охлаждается воздухом. Каждый контур обслуживается своим насосом.
Водяной насос. На дизеле установлены два одинаковых по устройству центробежных водяных насоса (рис. 31), которые прикреплены к редуктору нагнетателя и приводятся во вращение от шестерни редуктора. Колесо 1 насажено на конус вала 2 и закреплено болтом 3, застопоренным пластинчатым замком 4. Опорами вала служат шарикоподшипники 18 и 22, размещенные в кронштейне 20. На цилиндрическом конце вала на шпонке 15 посажена приводная шестерня 17, которая вместе с шарикоподшипниками, распорной втулкой 19, лабиринтной втулкой 25 и отбойником 23 закреплена на валу гайкой 16.
Рис. 31. Водяной насос:
1 — колесо; 2 — вал; 3 — болт; 4 — пластинчатый замок; 5 — фланец; 6 — пробка; 7 — улитка; 3 — пружина; 9 — обойма; 10 — кольцо; 11 — резиновая втулка; 12 — ебойма; 13 — углегра-фитное кольцо; /-1 — стальной фланец; 15- шпонка; 16 — гайка; 17 — приводная шестерня; 18, 22 — шарикоподшипники; 19 — распорная втулка; 20 — кронштейн; 21 — стопорное кольцо; 23 — отбойник; 24 — фланец; 25 — лабиринтная" втулка; 26 — корпус; а, б — каналы
Перемещение вала с колесом в осевом направлении ограничивается шарикоподшипником 22, наружное кольцо которого зажато между стопорным кольцом 21 и фланцем 24. Подшипники смазываются маслом, поступающим из корпуса редуктора через канал а. Уплотнением, препятствующим попаданию масла в водяную полость, служат отбойник 23, фланец 24 и втулка 25.
Утечка воды из насоса вдоль вала предотвращается торцовым уплотнением, состоящим из вклеенного в пластмассовую обойму 12 уг-леграфитного кольца 13, стального фланца 14, резиновой втулки 11, кольца 10 и обоймы 9. При этом резиновая втулка плотно охватывает вал, а пружина 8 прижимает обойму 12 с кольцом 13, притертым торцом к фланцу 14. Обойма 12 имеет два паза, в которые входят соответствующие выступы колеса, вследствие чего детали 8, 9, 10, 11, 12, 13 уплотнения вращаются вместе с валом. Просочившиеся вода и масло стекают из корпуса по каналу б. Пробки 6 служат для слива воды и выпуска воздуха из улитки насоса. Вместо верхней пробки в отверстие может быть ввернут штуцер. С передней стороны насос закрыт фланцем 5, к которому крепится труба, подводящая воду к насосу.