В систему масла входят: насос, фильтр грубой очистки, фильтр центробежный, теплообменник, клапан предохранительный, два клапана редукционных, клапан перепускной, насос маслопрокачиваю-щий, реле давления масла, трубопроводы и контрольно-измерительные приборы. Система обеспечивает подачу масла к трущимся частям дизеля и на охлаждение поршней.
Масляный насос. Насос (рис. 32) шестеренного типа, односек-ционный. В корпусе 5 для двух шестерен имеются полости, которые закрыты крышками — передней 9 и задней 3. К передней крышке крепится подшипник 10, служащий второй опорой для приводной шестерни 8. В бронзовых втулках 2,7 я 11 вращается шлицевой ведущий вал 13. Цапфами вала являются стальная втулка 1, сидящая на шпонке 22, и ступицы приводной шестерни 8. Насаженные на шлицах вала 13 ведущая шестерня 4, приводная шестерня 8 и втулка 1 стягиваются гайками 12 и 23, застопоренными шплинтами. Ведомая шестерня 20 с запрессованными бронзовыми втулками 17 и 21 вращается, на оси 19. Ось установлена в крышках 3 и 9 и удерживается от смещения стопором 14. Втулки шестерни помещены между регулировочными кольцами 16 и втулкой 18 и от осевого смещения удерживаются стопорными кольцами 15. При вращении шестерни масло из всасывающей полости г переносится в Нагнетательную в, в объемах, заключенных между зубьями шестерен 4 и 20 и корпусом насоса.
Рис. 32. Масляный насос: 1, 18 — втулки; 2, 7, 11, 17, 21 — бронзовые втулки; 3 — задняя крышка; 4 — ведущая шестерня; 5 — корпус; б -штифт; 8 — приводная шестерня; 9 — передняя крышка; 10 — подшипник; 12, 23 — ганки; 13 — шлицевон ведущий вал; 14 — стопор; 15 — стопорное колесо; 16 — регулировочное кольцо; 19 — ось; 20 — ведомая шестерня; 22 — шпонка; в, г, к — полости; е, Ъ, ж, и — каналы; з — паз; д — канавка
Масло для смазки бронзовых втулок, в которых вращается ведущий вал, подается из нагнетательной полости по пазам в передней и задней крышках и далее по двум каналам и на шлицах вала 13 и радиальных отверстиях в цапфе шестерни 8- к втулке 11. После смазки из втулки 2 масло отводится по центральному отверстию шпицевого вала в картер дизеля. К втулкам 17 и 21 ведомой шестерни масло подается по каналам ж в передней и задней крышках, через радиальные и центральный каналы в оси 19 и из полости к по каналам на оси. Далее масло, проходя через зазоры втулок, поступает в кольцевые канавки в крышках, которые соединены канавками д с полостью всасывания. Верхний канал б, соединенный с полостью нагнетания, заканчивается фланцем с трубой, по которой часть масла проходит к фильтру тонкой очистки масла.
Рис. 34. Фильтр масла центробежный: 1 — кронштейн; 2 -ось; 3 — упорный подшипник; 4 — крышка; 5, 6- кольца- 7, 11 -бронзовые втулки; « — колпак; 9 — корпус ротора; 10 — прокладка; 12 — маслоуказ’атель- 1« — отбойник; 14 — сопло; 15 — маховик; 16 — штифт; 17 — шпиндель; 18 — гайка- 19 — нажимная втулка; 20 — сальниковая набивка; 21 — штуцер; 22 — пружина; 23 — золотник; 24 — шайба; 25 — втулка
Фильтр грубой очистки масла. Крышка 7 фильтра (рис. 33) скреплена с корпусом 5 болтами 6 я 11. Два болта И удлинены для облегчения сжатия пружины 8. В трубе 4 имеются отверстия для прохода масла. Фильтрующий элемент состоит из гофрированной диафрагмы 14, на которую наложены в два слоя сетки (внутренняя — каркасная 16 и наружная — фильтрующая 15), обжатые снаружи. ободками 13. Фильтрующая сетка имеет ячейки с проходным сечением 0,14 мм2. Для выпуска воздуха из фильтра установлен игольчатый клапан 9, для удаления масла — клапан 1. Масло поступает в полость б и проходит через сетки фильтрующих элементов. Механические частицы задерживаются сетками, а очищенное масло через патрубок 2 поступает в масляную магистраль.
Фильтр масла центробежный. Фильтр (рис. 34) устанавливается на кронштейне, укрепленном на блоке цилиндров, и предназначен для тонкой очистки масла. Ротор фильтра вращается на не подвижной оси 2 колпака 8. В кронштейн 1 вмонтирован запор-но-регулировочный клапан. Ротор состоит из сварного корпуса 9, крышки 4 с двумя соплами 14 и отбойника 13, завальцованного в крышку ротора. Крышка относительно корпуса ротора зафиксирована штифтом 16. Опорами ротора служат бронзовые втулки И и 7, запрессованные в корпус и крышку ротора и зафиксированные винтами, и упорный шарикоподшипник 3, воспринимающий нагрузку от веса ротора, верхняя обойма которого зафиксирована кольцом 6 от потери при демонтаже. Для облегчения очистки ротора от отложений на внутреннюю стенку корпуса ротора установлена прокладка 10.
Запорно-регулировочный клапан автоматически отключает фильтр Еовремя работы дизеля при давлении масла в системе ниже 2,5 кгс/см2. При помощи клапана можно также вручную отключить фильтр при ремонте или очистке. Запорно-регулировочный клапан регулируется подбором шайб 24 так, чтобы начало его открытия осуществлялось при давлении 2,4-2,6 кгс/см2. В верхней части колпака 8 фильтра имеется отверстие, закрытое маслоуказателем 12 для контроля вращения ротора. Стык кронштейна 1 с колпаком 8 уплотнен резиновым кольцом 5.
Часть масла из нагнетательной масляной системы дизеля через канал в кронштейне, открывая запорно-регулировочный клапан, по отверстию в оси поступает во внутреннюю полость ротора, затем проходит между отбойником и осью и по каналам в крышке поступает к соплам. Реактивная сила струй масла, вытекающих из отверстий сопел, приводит во вращение ротор, заполненный маслом. Возникающая центробежная сила отбрасывает к периферии механические примеси и другие включения, находящиеся в масле и имеющие большую плотность. Примеси оседают на прокладке 10, установленной на внутренней стенке корпуса ротора. Выходящее из ротора очищенное масло стекает по внутренней полости кронштейна в картер дизеля.
Рис. 35. Маслопрокачивающий насос:
1 — электродвигатель- 2 — кольцо; 3, 5 — полумуфты; 4 — муфта; 6 — обойма; 7 — сальник; 8 -втулка; 9, 12 — шестерни; 10 — заглушка; Л — крышка; 13 — корпус; 14 — штуцер; 15 -горизонтальная плита; 16 — прокладка
Маслопрокачивающий насос. Маслопрокачивающий агрегат (рис. 35) состоит из шестеренного насоса и электродвигателя. Насос и электродвигатель закреплены болтами и зафиксированы разводными коническими штифтами на горизонтальной плите 15. Между лапами электродвигателя и плитой установлены стальные прокладки 16, служащие для центровки электродвигателя. На концы валов насоса и электродвигателя на призматических шпонках насажены зубчатые полумуфты 3 и 5, зафиксированные от осевого смещения винтами. Полумуфты соединены между собой шлицевой муфтой 4, осевое смещение которой ограничено стопорным кольцом 2.
В чугунный корпус 13 шестеренного насоса вставлены ведущая 9 и ведомая 12 шестерни. Ведущая шестерня изготовлена за одно целое с валом привода насоса. Шестерни закрыты крышкой 11′, которая крепится к корпусу болтами и фиксируется двумя цилиндрическими штифтами. В корпус и крышку запрессованы бронзовые втулки, в которых вращаются опоры шестерен. Втулки 8 зафиксированы винтами.
Для уплотнения выходного конца вала ведущей шестерни в обойме 6 установлен сальник 7. Обойма 6 прикреплена к корпусу болтами. Стык между корпусом и обоймой уплотнен паронитовой прокладкой. В отверстия подшипниковых втулок корпуса и крышки установлены заглушки 10. К штуцеру 14 присоединена трубка для отвода просочившегося масла.
Редукционные клапаны масляной системы. На масляном трубопроводе перед объемным нагнетателем и перед рычагами крышек цилиндров установлены редукционные клапаны (рис. 36, 37). Натяжение пружины 2 (рис. 36) у редукционного клапана перед объемным нагнетателем регулируется винтом 5, а у редукционного клапана перед рычагами крышек цилиндров — прокладками 1 (рис. 37). Клапаны регулируются на давление перед объемным нагнетателем на 0,5 кгс/см2, а перед рычагами- на 3+0,1 кгс/см2.
Предохранительный клапан масляной системы. Для предохранения агрегатов, расположенных на нагнетательной магистрали, от повышенного давления масла после масляного насоса дизеля установлен клапан (рис. 38), который отрегулирован на 10+0,3 кгс/см2. Стержень 3 клапана служит для вращения пробки 2 во время регулирования давления масла, а также для ограничения хода поршня 6. При повышении давления масла поршень 6, сжимая пружину, выбирает зазор между поршнем и стержнем; при увеличении давления свыше 10+0,3 кгс/см2 клапан 7 перемещается, дополнительно сжимая пружину, и сообщает нагнетательную магистраль системы с картером дизеля. При уменьшении давления в магистрали клапан под действием пружины опускается на седло.
Перепускной клапан масляной системы. Для поддержания заданного рабочего давления масла, поступающего в дизель, на магистрали перед входом в дизель установлен.клапан (рис. 39), который отрегулирован на давление 6,2+0,3 кгс/см2. При помощи кольца 2 пружина одновременно опирается на клапан 1 и поршень 3. Регулировочные прокладки 9 служат для регулировки сжатия пружины. При малых давлениях масла между хвостовиком поршня и стержнем крышки имеется зазор а. При повышении давления поршень 3 упирается в стержень 6. При увеличении давления выше 6,2+0,3 кгс/см2 клапан 1 перемещается, сжимая пружину 5, и перепускает масло из трубы, подводящей его к дизелю, в нижнюю полость корпуса редуктора, которая соединена с картером.
При снижении давления клапан под действием пружины садится на седло. Благодаря зазору между хвостовиком поршня и торцом стержня, а также вследствие одновременного упора пружины в поршень и клапан удар клапана о седло при посадке смягчается давлением масла, находящегося под поршнем, что предотвращает седло от разбивания, а перепускной клапан — от заеданий.
Рис. 38. Клапан предохранительный: Рис. 39. Клапан перепускной:
1-крышка; 2 -пробка; 3 — стержень; 4- 1 — клапан; 2 — кольцо; 3 — поршень; 4 — втулка; 5 — пружина; 6 — поршень; 7 — корпус; 5 — пружина; 6 — стержень; 7 — клапан; 8 — корпус тарелка; 8 — крышка; 9 — прокладка