Устройством Л-116 в основном оборудуются маневровые тепловозы. Необходимость его установки связана с гем, что при производстве маневров для подтверждения своей бдительности машинисту приходится постоянно отвлекаться от наблюдения за сигналами и свободностью пути. Новое устройство обеспечивает отмену очередной периодической проверки бдительности машиниста в случае выполнения им операций по управлению локомотивом. Как и типовая схема АЛСН устройство Л-116 предусматривает однократную проверку бдительности при смене показаний локомотивного светофора. Устройством регистрируются операции управления: контроллером машиниста, песочницей, прожекторами, краном машиниста, краном вспомогательного тормоза (рис. 1). Для регистрации применения тормозных кранов в магистраль тормозных цилиндров подключается приемник давления типа ЭДМУ. В случае неисправности устройства в нем срабатывает узел контроля, который отключает блок Л-116 от схемы АЛСН и в зависимости от характера неисправности или восстанавливает типовую схему, или вынуждает машиниста тумблером отключить устройство, в результате чего также восстанавливается типовая схема.
Рис. 1. Структурная схема подключения устройства контроля бдительности типа Л-116:
ОЯ — общий ящик АЛСН; ТВ — тумблер включения устройства; КМ — контроллер машиниста; ПП — педаль песочницы; ПР — прожектор; ПД — приемник давления
При выполнении машинистом операции по управлению локомотивом устройство срабатывает, его реле кратковременно Подключают цепь заряда конденсаторов АЛСН к источнику питания, и очередная периодическая проверка отменяется. Если за время разряда этих конденсаторов, составляющее 30 — 40 с или 60 — 90 с в зависимости от положения переключателя ДЗ (’’АЛСН”, ’’Без АЛСН”), машинист не производит никаких переключений электрических или пневматических приборов, то периодическая проверка сохраняется. При совпадении сигнала от аппарата управления локомотива с очередной периодической или однократной проверкой бдительности отмены проверки не происходит. Устройство Л-116 работает при всех огнях локомотивного светофора, кроме зеленого.
Локомотивные приборы безопасности и контроль за их работой | Модернизированная схема АЛСН для работы в одно лицо⇒