В настоящее время в связи с распадом СССР пришлось отказаться от приобретения электропоездов постройки Рижского вагоностроительного завода. Для пополнения и обновления эксплуатационного парка электропоездов к их выпуску приступили ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» и ОАО «Демиховский машиностроительный завод». Электропоезда Торжокского завода получили обозначение ЭТ, а Демиховского — ЭД.
Электропоезд модели 62-4160 предназначен для пригородного сообщения на электрофицированных участках железных дорог с шириной колеи 1520 (1524) мм при номинальном напряжении в контактной сети 3000В постоянного тока.
Вагоны имеют комбинированный выход, допускающий их эксплуатацию на участках с высокими и низкими платформами.
Управление поездом осуществляется из кабины машиниста в головном вагоне. Каждый моторный вагон имеет электрический привод от четырех электродвигателей.
Электропривод оборудован рекуперативным торможением, сокращающим тормозной путь и создающий экономию электроэнергии.
В салонах электропоезда предусмотрены: принудительная вентиляция, калориферно-печечное отопление и радиооповещение пассажиров. По требованию заказчика в салонах электропоезда могут устанавливаться деревянные, пластмассовые и полумягкие сидения.
Технические данные и составность электропоезда приведены ниже:
Скорость электропоезда, км/ч: конструкционная максимальная эксплуатационная |
130 120 |
Ускорение электропоезда при расчетной населенности на прямом горизонтальном пути до скорости, км/ч, и ускорением, м/с2, не менее |
60 км/ч 0,72 м/с2 |
Тормозной путь на прямом участке пути со скоростью 120 км/ч при номинальной населенности, м, не более: при полном электропневматическом торможении при экстренном пневматическом торможении |
1000 1080 |
Общая часовая мощность ТЭД электросостава, кВт Часовая мощность ТЭД моторного вагона, кВт |
4700 940 |
Удельная мощность двигателей, кВт/т |
9,32 |
Габарит вписывания по ГОСТ 9238-83 |
Т(чертеж 7 с использованием очертания 1-2-3-4-10, чертеж 11Б с учетом п.3.2.2) |
База вагонов, мм |
13300 |
База тележек, мм: |
|
моторного вагона прицепного и головного вагона Диаметр колес по кругу катания, мм: |
2600 2400 |
моторного вагона прицепного и головного вагонов Полная длина электропоезда по осям автосцепок |
1050 950 |
головных вагонов, мм Длина кузова с наружи, мм |
201670 19600 |
Ширина кузова (по гофрам), мм Высота от автосцепки от уровня верха головки |
3522 |
рельса под массой тары, мм на головном вагоне со стороны кабины на головном вагоне со стороны торцевой стены, |
1070 |
на моторном и прицепном вагонах Высота пола от уровня головки рельса до нижней |
1150 |
точки кожуха редуктора при новых бандажах под массой тары, мм, не менее Длина салона вагона, мм: |
116 |
головного моторного прицепного Ширина салонов (между боковыми стенками), мм Количество мест для сидения: |
12848 15482 15862 3304 |
в головном вагоне в моторном вагоне в прицепном вагоне в поездах основной(Ю-вагонной) составности Номинальная населенность (мест для сидения плюс 5 |
74 100 100 948 |
пассажиров на 1 м2 свободной площади), пасс: головного вагона моторного вагона прицепного вагона поезда (10 вагонной составности ) Масса тары не более, т: |
191 243 246 2346 |
головного вагона моторного вагона прицепного вагона поезда (10 вагонной составности) |
43 59 41 504 |
За основную поездную единицу применяют 10 — вагонный электропоезд, состоящий из двух головных (Г), пяти моторных (М ) и трех прицепных (П) вагонов (рис. 2). Однако поезд можно формировать из 4, 6, 8 и 12 вагонов, при условии что число моторных вагонов будет равно 50 % от общего числа вагонов.
При этом количество вагонов (при 10 и12 вагонной составное™) от соединенных двух моторных вагонов не должно превышать шести вагонов от обоих концов поезда, что необходимо для обеспечения нормального питания вспомогательных цепей в аварийных режимах.
Головной вагон с кабиной управления, модель 62-4161 моторный вагон, модель 62-4162 прицепной вагон, модель 62-4163 головной вагон.
Электропоезд ЭД4М
ОАО «Демиховский машиностроительный завод» в РФ является головным заводом по разработке и освоению в серийном производстве электропоездов постоянного и переменного тока.
ОАО «ДМ3» успешно приступил к реализации Федеральной целевой программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России», начав в1997 г. выпуск электропоездов ЭД4М и в 1998 г. ЭД4М1, отличающихся поставщиком комплекта электрооборудования.
По сравнению с серийно выпускаемыми электропоездами ЭД2Т поезда имеют следующие конструктивные отличия, повышающие их потребительские свойства, безопасность и технический уровень:
— новая конструкция головной части вагона;
— окна кабины с увеличенными размерами, лобовые окна пятислойные, толщиной 21 мм, повышенной прочности;
— в кабине машиниста установлен дисплей для индикации сигналов системы противопожарной сигнализации и информации о неисправности вагонов поезда;
— в салонах вагонов применены новые отделочные пожаробезопасные материалы: «металлопласт», пластик «Манминит» и линолеум «Метролин»;
— окна салонов выполнены с применением герметичных стеклопакетов;
— в салонах установлены люминесцентные высокочастотные светильники (220В, 40 Вт, 50 кГц);
— головные вагоны оборудованы электронными маршрутными указателями. В салонах вагонов над входными дверями установлены информационные табло. Световая информация в салонах дублируется параллельно синтезаторам речи;
— на всех вагонах установлены электронные дискретные устрой ства контроля скольжения, обеспечивающие эффективную за щиту от юза и буксования;
— противопожарная безопасность обеспечивается электронной системой сигнализации о загорании и неисправностях и стационарными установками аэрозольного пожаротушения.
Техническая характеристика электропоезда ЭД4М приведена ниже:
Ширина колеи, мм |
1520 |
Напряжение контактной сети, В |
3000 |
Конструкционная скорость, км/ч |
130 |
Основная составность электропоезда |
2Г-5М-ЗП |
Возможные варианты составности электропоезда. |
4,6,7,8_ |
Вагонов |
9.10.11 |
Длина электропоезда любой составности, м |
п х 22,05 |
Длина вагона, мм |
21500 |
Ширина вагона, мм |
3522 |
База вагона, мм |
15000 |
Ширина дверного проема, мм |
1250 |
Количество мест для сидения: в поезде в головном вагоне в моторном вагоне в прицепном вагоне |
1088 80 116 116 |
Максимальная вместимость: поезда головного вагона моторного вагона прицепного вагона |
2924 254 302 302 |
Общая мощность тяговых двигателей, кВт |
4800 |
Удельная мощность, кВт/ч |
9,6 |
Удельная материалоемкость, кг/место |
460 |
Масса тары, т: поезда головного вагона моторного вагона прицепного вагона |
500,4 44,2 57,8 41,0 |
Максимальная нагрузка от оси моторного вагона на рельсы, т. |
19,8 |
Электропоезд предназначен для пассажирских перевозок на пригородных электрифицированных участках железных дорог с напряжением в контактной сети 25000 В переменного тока 50Гц с шириной колеи 1520 мм.
Вагоны поезда оборудованы комбинированными выходами, обеспечивающими возможность эксплуатации на линиях, как с высокими, так и с низкими платформами.
Электропоезд серии ЭД9Т по сравнению с серией ЭР9Т имеет следующие отличительные особенности:
— более высокая пассажировместимость вагонов (на 17%)
— увеличенные площадки накопительных тамбуров (на 60%)
— более широкие входные двери (на 28%)
— сокращено на 30% время на посадку и высадку пассажиров
— повышенная мощность тяговых двигателей (225 кВт)
— эффективная система электродинамического реостатного торможения
— конструкция кабины машиниста более комфортна, отвечает современным требованиям эргономики
— впервые внедрена эффективная противобоксовочная — противогазная электронная защита с системой диагностики
— обеспечивается возможность формирования поездов четной и нечетной составное™ путем включения в секции дополнительных прицепных вагонов
— предоставляется возможность формировать сочлененные электропоезда (два, три)
Большой выбор предложенных составностей электропоездов типа ЭД9Т позволяет потребителям уменьшить капитальные затраты, а также снизить эксплуатационные расходы на ремонт и обслуживание поездов с меньшим количеством моторных вагонов при одинаковой длине и населенности.
Техническая характеристика электропоезда ЭД9Т приведена ниже:
Конструкционная скорость км/ч |
130 |
Основная составность 10-и вагонная по схеме (Г — головной вагон, М — моторный вагон, П — поинепной вагон) |
2Г+5М+ЗП |
Возможные варианты составности, вагонов |
4,6,7,8, 9.10.11 |
Длина электропоезда основной составности, м |
220,67 |
Длина электропоезда п-ой составности, м |
п х 22,05 |
Длина вагона, мм |
21500 |
Ширина вагона, мм |
3522 |
База вагона, мм |
15000 |
Ширина дверного проема, мм |
1250 |
Количество мест для сидения: |
|
в поезде |
1068 |
в головном вагоне |
80 |
в моторном вагоне |
112 |
в прицепном вагоне |
116 |
Максимальная вместимость (при 7 пасс./м2) |
|
в поезде |
2924 |
в головном вагоне |
254 |
в моторном вагоне |
30 |
в прицепном вагоне |
302 |
Общая мощность тяговых двигателей, кВт |
43Ш |
Удельная мощность тяговых двигателей, кВт/т |
8,8 |
Удельная материалоемкость, кг/место |
480 |
Масса тары вагонов, т |
|
поезда |
511,5 |
головного вагона |
41,0 |
моторного вагона |
63,0 |
прицепного вагона |
38,0 |
Рельсовый автобус РА1
Главная цель создания РА — улучшение транспортного обслуживания в пригородном сообщении населения, проживающих в районах малодеятельных участков железных дорог, например, тупиковых ответвлений от магистральных путей (общее количество ответвлений на всей сети около 220, а их суммарная длинна 13 тыс. км, т.е. 14.5 % от общей протяженности железных дорог РФ).
Рельсовый автобус предназначен для перевозки пассажиров на малодеятельных участках железных дорог пригородного и межобластного сообщения. На его базе могут быть созданы: командно — штабной вагон, автономный передвижной медицинский пункт, лаборатория, мастерская, вагон для инспекционных поездок.
Рельсовый автобус (рис. 173) представляет собой самоходную транспортную единицу с двумя кабинами управления. Силовая установка, обслуживающие системы, тяговый привод расположены под полом вагона между тележками. Крутящий момент передается на две оси одной тележки.
Рис.173. Рельсовый автобус РАЇ
Оборудование пассажирского вагона и кабины машиниста системой отопления, системой принудительной вентиляции, двойными оконными стеклопакетами, и надежной тепло — звукоизоляцией обеспечивает необходимые удобства для пассажиров, а наличие автоматической локомотивной сигнализации, устройства контроля бдительности, контрольно — диагностической системы управления, устройства блокировки управления при переходе машиниста из одной кабины в другую, автоматически открывающихся дверей, надежной тормозной системы делают поездку максимально безопасной.
Эксплуатация РА позволит улучшить транспортное обслуживание населения, проживающего в районах расположения малодеятельных участков железных дорог, при одновременном существенном уменьшении уровня нерентабельности таких перевозок и высвобождении значительного количества локомотивных тяговых единиц.
Техническая характеристика рельсового автобуса приведена ниже:
Ширина колеи, мм 1520 Габарит по ГОСТ 9238-1ВМ |
РА1 | |
РА1-П |
Масса тары, т |
32 |
37 |
Полная масса, т |
43 |
50 |
Количество мест для сидения |
62 |
78 |
Общая вместимость вагона (4 чел. на 1 м2) |
160 |
180 |
Конструкционная скорость, км/ч Минимальный радиус проходимых кривых при |
100 |
120 |
скорости 20 км/ч Нагрузка от оси на рельсы при полной |
80 |
|
вместимости,кН Конструкция РА и применяемые материалы обеспечивают работу узлов и агрегатов при температуре окружающей среды от -50 до +40 °С. Климатическое исполнение «У» по ГОСТ 15150 |
110 |
130 |
Запас хода, км Тормоза: служебный-гидродинамический; основной-колодочный с пневмоприводом Двигатель: дизельный |
500 |
500 |
Мощность, кВт (л.с.) |
310(415) |
Трансмиссия: гидромеханический
Кузов-несущий, цельнометаллический с обшивкой из коррозиционно-стойкой стали
Посадка и высадка пассажиров обеспечивается с высокой и низкой платформ
Подвешивание:
первичное с винтовыми пружинами и амортизаторами вторичное с пневморессорами и амортизаторами Диаметр нового колеса по кругу катания, мм 860
Продольное усилие сжатия кузова, МН (тс) 1(100)
РА оборудован контрольно-диагностической системой управления, обеспечивающей основные функции управления, диагностику основных узлов, запись и хранение информации.
Маневровый тепловоз ТЭМ18Г
Газотепловоз предназначен для выполнения вывозной, маневровой и легкой магистральной работы на железнодорожных путях МПС и промышленных предприятий в районах с умеренным климатом при температуре окружающей среды от 313 К до 223 К (от плюс 40°С до минус 50°С).
Особенностью маневрового газотепловоза является его способность работать на сжатом природном газе с добавлением запальной порции дизельного топлива или на дизельном топливе.
Тепловоз оборудован: автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного действия; устройствами управления тепловозом по системе двух единиц; устройствами управления одним лицом; установкой искрогасителя на выхлопе дизеля и экранным глушителем шума на всасывании воздуха в дизель; подогревом надувочного воздуха дизеля; второй ступенью очистки воздуха, поступающего в дизель; более энергоемким поглощающим аппаратом автосцепки; усовершенствованным профилем бандажа колесных пар; электроплиткой для подогревания пищи и холодильником для хранения пищевых продуктов.
Внедрение в народное хозяйство маневровых газотепловозов обеспечивает не только экономию дефицитного дизельного топлива порядка 70 тонн в год, которое замещается газом, но и значительное улучшение экологической ситуации в районе эксплуатации газотепловоза за счет снижения вредных выбросов выхлопными газами. Выбросы токсичных веществ по окислам углерода при применении природного газа уменьшается в 1,4 раза, по окислам азота в 2,5 раза.
Основные технические данные тепловоза ТЭМ18Г приведены ниже
Мощность по газодизелю, кВт |
882 |
Осевая формула |
3 -3 -’о -’о |
Служебная масса, т |
130 |
Нагрузка от колесных пар на рельсы, кН (тс) |
212,5(21,6) |
Касательная сила тяги, кН (тс): |
|
при трогании |
328,9(33,54) |
длительного режима |
200(20,4) |
Скорость м/с (км/ч): |
|
конструкционная |
27,8(100) |
длительного режима |
3,1(11,1) |
Минимальный радиус проходимых кривых, м |
80 |
Ширина колеи, мм |
1520 |
Запасы, кг: |
|
дизельного топлива |
3180 |
сжатого природного газа при давлении 200 атм.,нм3 |
725 |
песка |
2000 |
Размеры тепловоза, мм |
|
длина по осям автосцепок |
16900 |
максимальная ширина |
3202 |
высота по кабине машиниста |
4365 |
высота оси автосцепки от уровня головки рельса |
1060 |
Электровоз ЭП1
Электровоз ЭП1 предназначен для вождения пассажирских поездов на дорогах электрифицированных на однофазном переменном токе 25 кВ, 50Гц. Локомотив создан на основе проверенных в эксплуатации конструкции электровозов ВЛ80С, ВЛ85, ВЛ65.
Механическая часть электровоза состоит из цельнометаллического двухкабинного кузова, опирающегося на три двухосные тележки. Тяговые двигатели имеют в режиме тяги последовательное возбуждение и питаются от двух выпрямительно — инверторных преобразователей, собранных на тиристорах и обеспечивающих плавное регулирование напряжения. В режиме рекуперации ток тяговых двигателей, работающих генераторами с независимым возбуждением, инвертируется в переменный ток.
Для улучшения тяговых свойств и повышения надежности на электровозе ЭП1 применена микропроцессорная система управления и обеспечения безопасности движения тягового подвижного состава (АСУБ «Локомотив»), Локомотив оборудован микропроцессорной системой управления и диагностики (МСУД), комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ) и системой управления торможением (САУТ).
Технические данные электровоза ЭП1 приведены ниже:
Номинальное напряжение, В |
25000 |
Частота, Г ц |
50 |
Формула ходовой части |
2 -2 -2 ¦Ч) Н о |
Масса электровоза, т |
138 |
Высота от уровня головки рельса до рабочей |
|
Поверхности полоза токоприемника, мм: |
|
В опущенном положении, не более |
5100 |
В рабочем положении |
5500-7000 |
Длина электровоза по осям автосцепок, мм |
22500 |
Мощность, кВт: |
|
Часовой режим, не менее |
4700 |
Продолжительный режим, не менее |
4400 |
Сила тяги, тс: |
|
Часовой режим, не менее |
23,4 |
Продолжительный режим, не менее |
21,4 |
Скорость, км/ч: |
|
Часовой режим, не менее |
70 |
Продолжительный режим, не менее |
72 |
Конструкционная |
140 |
Тормозная сила в режиме рекуперативного |
|
Торможения для скорости, тс: |
|
Ниже 72 км/ч, не менее |
22 |
Выше 72 км/ч, не менее |
10,2 |
Электровоз ЭП10
Электровоз ЭП10 — машина для вождения пассажирских и почтово-багажных поездов на линиях однофазного переменного тока 25 кВ, 50 Гц и участках постоянного тока 3 кВ. Мощность локомотива 6600 кВт, что позволяет водить составы из 25 вагонов, максимальная скорость движения 160 км/ч.
Электровоз ЭП10 — односекционный, на трех двухосных тележках, его ходовая часть аналогична локомотивам ВЛ65 и секциям
ВЛ85. Однако в отличие от них здесь применен тяговый асинхронный привод с опорно — рамным подвешиванием тяговых двигателей.
Электровоз оборудован системами рекуперативного и реостатного торможения, как на постоянном токе, так и на переменном токе, с автоматическим управлением тормозами. Предусмотрен режим автоведения: машинист задает требуемую скорость, которую затем поддерживают устройства автоматики.
Электропоезд «Сокол»
Электропоезд «Сокол» — качественно новое транспортное средство. Концептуально проект электропоезда предусматривает:
— базовость конструкций, схемотехнических решений для создания других типов пассажирского подвижного состава, прежде всего максимальную унифицированность, с конструкционной скоростью до 350 км/ч;
— долгосрочную конкурентоспособность с другими видами скоростного сообщения за счет сопоставимого общего времени поездки и предоставления большего сервиса;
— получение требуемых регулировочных и динамических характеристик тягового электропривода на основе асинхронного тягового двигателя при минимальных массе и габарите электрооборудования, его рациональное размещение с обеспечением минимальных потерь электроэнергии;
— схему формирования поезда в зависимости от провозной способности, без изменения его тяговых качеств, на основе распределения тягового оборудования по длине состава;
— возможность совершенствования конструкции поезда, в том числе и за счет использования новых типов неметаллических материалов в кузовах вагонов.
Основные технические характеристики электропоезда «Сокол» приведены ниже:
Принятая схема электропоезда «Сокол» имеет следующие характеристики систем электрооборудования:
количество токоприемников 4
число тяговых электродвигателей 16
мощность тягового электродвигателя, кВт 675
число силовых трансформаторов мощностью 2000 кВ А 8
Максимальная мощность, потребляемая электропоездом на магистрали:
переменного тока, кВ А 14085
при максимальном токе, А 565
постоянного тока, кВт 13200
при максимальном токе, А 4400
Суммарное энергопотребление из контактной сети при прохождении трассы Санкт-Петербург-Москва, кВт ч:
без промежуточных остановок 22100
с одной промежуточной остановкой 22720
Расход электроэнергии на собственные нужды при движении электропоезда, кВт ч:
максимальный 4760
минимальный(в летнее время и без учета заряда аккумуляторной батареи) 3990
Удельная мощность, кВт/т брутто 15,4
Удельный расход электроэнергии при прохождении трассы Вт ч/т км:
без остановок 47,4
с одной промежуточной остановкой 48,8
Тормозной путь со скоростью 250 км/ч:
при полном служебном торможении 3850 м со средним тормозным замедлением 0,63м/с2
при экстренном торможении 2400 м со средним тормозным замедлением 1,02 м/с2
Время разгона:
от 0 до 100 км/ч 55 с с ускорением в диапазоне 0,48-0,51 м/с2
от 0 до 250 км/ч 256 с с ускорением при скорости 250 км/ч 0,99 м/с2
Длина участка разгона, км:
от 0 до 100 км/ч 1,8
Расчетное время прохождения трассы:
без остановок 2ч 52 мин с одной промежуточной остановкой 2ч 57 мин
Уровень звука, дБ А, не более:
в салоне вагона 64
в кабине машиниста и в тамбурах 68
в межвагонных переходах 85
Максимальный уровень внешнего шума электропоезда при удалении 25 м от наружного рельса на высоте
1,5 м, дБ-А, не более 88
Решения, которые легли в основу технического проекта по формированию уровня необходимого комфорта и сервисных услуг для пассажиров, являются результатом совместной работы ЦКБ МТ «Рубин», АО «Высокоскоростные магистрали», ВНИИЖТа, ВНИИЖГа, направлены на повышение комфорта и базируются на опыте эксплуатации поездов высокоскоростных магистралей Центральной Европы При этом учитывается право выбора пассажиром уровня комфортности и сервиса в соответствии с его пожеланиями и финансовыми возможностями.
Поезд формируется из специально оборудованных вагонов различной классности в зависимости от: дальности следования (время суток); спроса (степень комфортности вагонов); собственных транспортных задач; рабочей обстановки для деловых людей: доступности поездки для пассажиров невысокого достатка.
Поэтому в техническом проекте представлены два варианта формирования электропоезда «Сокол»:
из 12 вагонов 1-го и 2-го классов; из 12 вагонов 2-го класса.
Проектировщиками заложена концепция обеспечения оптимального уровня комфорта для пассажиров независимо от класса вагона, с предоставлением дополнительных преимуществ пассажирам вагонов
1- го класса.
Базовым решением поезда выбрана полукупейная планировка вагонов 1-го класса и традиционная, «самолетная» планировка вагонов
2- го класса с неповоротными сиденьями.
Полукупейная планировка вагонов 1-го класса имеет преимущество перед стандартной европейской планировкой с 5 — местными купе и с боковым коридором:
более высокий уровень относительной изоляции пассажиров; меньшая населенность купе, размещение 2/3 пассажиров непосредственно возле окон; возможность выбора между 4 — местными и 2 — местными отделениями;
возможность создать улучшенные условия для размещения верхней одежды и багажа, возможность создания «семейных» купе и купе типа «люкс».
Электропоезд «Сокол» — базовая конструкция пассажирского подвижного состава
Проведенные проработки показали, что механическая и электрическая части вагонов электропоезда «Сокол» могут быть базовыми конструкциями для создания в дальнейшем следующего подвижного состава:
высокоскоростного электропоезда с конструкционной скоростью 350 км/ч;
электропоездов межобластного сообщения на обычных путях;
электропоездов пригородного сообщения.
Это возможно благодаря:
принятой моторвагонной концепции поезда, позволившей конструктивно расположить под кузовами вагонов 4 комплекта электрооборудования соответствующей мощности для перевозки с максимальными тяговыми показателями более 800 пассажиров. В результате можно менять составность поезда, увеличивая либо провозную способность путем включения в состав тяговых промежуточных секций (без изменения удельной тяговой мощности), либо включая дополнительные прицепные вагоны (с уменьшением удельной тяговой мощности);
открытости электропоезда «Сокол» для дальнейшего совершенствования при переходе на новые конструкционные материалы с уменьшением массы кузова вагонов и, следовательно, с уменьшением нагрузки кузова на ось, уменьшением мощности тяговых двигателей, облегчением тележек и пр.;
модульному принципу формирования комплекса силового электрооборудования, применяемому практически во всех видах подвижного состава за рубежом, запасу технических решений электропоезда «Сокол», позволяющему повысить конструктивную скорость до 350 км/ч.
Принятые в проекте решения и разработки дают возможность полностью или частично использовать их в модернизируемых или вновь создаваемых образцах пассажирского подвижного состава.
Тепловоз ТЭП80
Тепловоз ТЭП80 мощностью 4413 кВт с конструкционной скоростью 160 км/ч предназначен дня обслуживания пассажирских перевозок в районах с умеренным климатом. На тепловозе применен четырехтактный 20 — цилиндровый дизель размерностью 26/26 типа Д49.
Кузов. Кузов вагонного типа, несущей конструкции. В силовую сварную конструкцию включены каналы централизованной системы воздухоснабжения электрических машин и топливный бак, в нишах которого размещены секции аккумуляторной батареи. Крыша кузова выполнена из отдельных съемных секций, в которых установлен ряд агрегатов вспомогательного оборудования.
Электрооборудование тепловоза. На тепловозе применена электрическая передача переменно — постоянного тока. Для пуска дизеля, питания цепей управления и вспомогательного оборудования на тепловозе усгановлен стартер — генератор постоянного тока. Тепловоз оборудован электрическим тормозом мощностью 4000 кВт, на резисторы которого при испытаниях можно нагружать дизель — генератор. В системе управления и регулирования электрической передачи и тормоза используются электронные и микропроцессорные устройства.
Система охлаждения электрических машин и аппаратов. Охлаждение электрооборудования осуществляется централизованно, от одного высокоэкономичного осевого вентилятора, приводимого от вала дизеля. В системе охлаждения обеспечена как общая, так и по отдельным потребителям регулировка воздуха. В отдельной секции
Осевая формула |
2о+2о-2о+2о |
Мощность, кВт |
4413 |
Конструкционная скорость, км/ч |
160 |
Сила тяги длительного режима, кН |
235 |
Ширина колеи, мм |
1520 |
Нагрузка колесной пары на рельсы, кН |
221 |
Габариты: длина по осям автосцепок, мм |
24500 |
ширина по наружной поверхности кузова, мм |
3056 |
высота по крыше кузова, мм |
4975 |
диаметр колеса, мм |
1220 |
крыши установлен блок фильтров, обеспечивающий высокую степень фильтрации поступающего в систему наружного воздуха.
Система охлаждения дизеля. Система охлаждения дизеля — двухконтурная, высокотемпературная с межконтурным перепуском воды. Холодильные камеры арочного типа со всасывающей вентиляцией. Привод вентиляторов охлаждающего устройства гидростатический, позволяющий плавно изменять частоту вращения вентиляторов в зависимости от температуры теплоносителей дизеля.
Тележка. Высокие ходовые и динамические качества локомотива обеспечиваются за счет применения оригинальной экипажной части с двумя четырехосными тележками, опорно — рамным креплением тяговых электродвигателей и тяговых редукторов, мягким двухступенчатым рессорным подвешиванием с винтовыми пружинами и гидравлическими гасителями колебаний. Особенностью конструкции тележки является принципиально новая кинематическая схема — общая жесткая рама с попарно сбалансированными колесными парами.
Учитывая положительные результаты испытаний тепловоза ТЭП80 до скорости 270 км/ч, его экипажная часть положена в основу конструкции скоростных пассажирских электровозов постоянного и переменного тока ЭП100 и ЭП200.
Тепловозы |
|||||
ПАРАМЕТРЫ |
2ТЭ10М |
||||
ТЭЗ |
2М62 |
(В) 2ТЭ10Л |
2ТЭ116 |
2ТЭ121 |
|
Осевая характеристика |
2а-з„) |
2(Зо-3„) |
2(30-3^ |
2(30-3,,) |
2(3„-3„) |
Мощность по дизелю, кВт |
2-1470 |
2-1470 |
2-2206 |
2 -2250 |
2-2942 |
Касательная мощность, кВт |
2-1128 |
2-1089 |
2-1614 |
2-1668 |
2-2440 |
Сила тяги, кН |
2-202 |
2-200 |
2-245 2-255 |
2-253 |
2-300 |
Скорость в продолжительном режиме, км/ч |
20,5 |
20 |
2445 24 |
24,4 |
27 |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Минимальный радиус проходимых кривых, м |
125 |
75 |
125 |
125 |
125 |
Диаметр колес, мм |
1050 |
1050 |
1050 |
1050 |
1250 |
Сцепная масса, т |
2-126 |
2-119 |
2-138 |
2-138 |
2-150 |
2-126 |
|||||
Габаритные размеры, мм: длина |
23950 |
2-17400 |
2-16969 |
2-18150 |
2 -20000 |
ширина |
3252 |
2950 |
3250 |
3080 |
3200 |
высота |
4825 |
4615 |
5252 |
5104 |
5110 |
4948 |
|||||
Габарит |
1-Т |
02-ВМ |
1-Т |
1-Т |
1-Т |
Запасы, кг |
|||||
ВОДЫ |
2-800 |
2-950 |
2-1450 |
2-1250 |
2-1100 |
топлива |
2 -5440 |
2 -3400 |
2-6300 |
2-7000 |
2-7500 |
масла |
2-1200 |
2-800 |
2-1500 |
2-1000 |
1150 |
песка |
2-700 |
2-600 |
2-1006 2-910 |
2-1000 |
2-1000 |
К п. д. тепловоза, % |
28 |
26,6 |
29 |
30,6 |
32,3 |
Тип дюеля |
2Д100 |
14Д40 |
10Д100 |
1А-5Д49 |
2А-5Д49 |
Тип генератора |
МЕГГ- 9947 |
ГП-312 |
ГП-312БУ2 |
ГС-501 А |
А-714У2 |
Тип тягового электродвигателя |
ЭДТ- 200Б |
ЗД.ША ЭД118А |
7>Д118А ЭД107А |
ЭД118А |
ЭД126У |
Тип тормоз него компрессора |
КГ6 |
КТ7 |
КТ7 |
КГ73й |
КТ6 |
ПАРАМЕТРЫ |
Тепловозы |
|||
ТЭ7 |
ТЭП10 |
ТЭП60 |
ТЭП70 |
|
Осевая характеристика |
2(Зо-30) |
Зо-Зо |
Зо-Зо |
Зо-Зо |
Мощность по дизелю, кВт |
21470 |
2206 |
2206 |
2942 |
В продолжительном режиме: |
||||
касательная мощность, кВт |
21128 |
1696 |
1625 |
2436 |
сила тяга, кН |
2115 |
178 |
127 |
170 |
скорость, км/ч |
35 |
35 |
47 |
50 |
Конструкционная скорость, км/ч |
140 |
140 |
160 |
170 |
Минимальный радиус |
125 |
125 |
125 |
125 |
ПРОХОДИМЫХ КРИВЫХ, м |
||||
Диаметр колес, мм |
1050 |
1050 |
1050 |
1220 |
Сцепная масса, т |
2126 |
127 |
127 |
129 |
Габаритные размеры, мм: |
||||
длина |
33950 |
18610 |
19250 |
21700 |
ширина |
3262 |
3272 |
3124 |
3080 |
высота |
4825 |
5102 |
4774 |
4975 |
Габарит |
1-Т |
1-Т |
1-Т |
1-Т |
Запасы, кг: |
||||
ВОДЫ |
2 800 |
1450 |
1400 |
1134 |
топлива |
2-5440 |
5000 |
6000 |
6000 |
масла |
21200 |
1500 |
1060 |
1000 |
пескв |
2-700 |
950 |
600 |
600 |
К п. д. тепловоза, % |
28 |
30,1 |
28,3 |
30,9 |
Типдюеля |
2Д100 |
1 ОД 100 |
11 Д-45 |
2А-5Д49 |
Тип генератора |
МПТ-99М7 |
га-311 |
гп-зив |
ГС-501АУ2 |
Тип тягового электродвигателя |
ЭДТ-200Б |
ЭД-107А, |
ЭД-108 |
ЭД-121АУ1 |
ЭЛ-107 |
||||
Тип тормозного компрессора |
КГб |
КГ7 |
КГ7 |
КТбЭл |
Тип выпрямительной установки |
— |
— |
— |
УВКТ-5 |
ПАРАМЕТРЫ |
Тепловозы |
|||
ТЭМ2 |
ТЭМ6 |
чмэз |
ТЭМ7 |
|
Осевая характеристика |
Зо-Зо |
Зо-Зо |
Зо-Зо |
20+20-20+20 |
Мощность по дизелю. кВт |
882 |
1100 |
994 |
1470 |
В продолжительном режиме: |
||||
касательная мощность, кВт |
630 |
725 |
714 |
980 |
сила тяги, кН |
210 |
180 |
230 |
344/314* |
скорость, км/ч |
11 |
14.5 |
11.5 |
10.5/11.6* |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
100 |
90 |
100 |
Минимальный радиус |
80 |
80 |
80 |
80 |
проходимых кривых, м |
||||
Сцепная масса, т |
120 |
99 |
121 |
180/168* |
Габаритные размеры, мм: |
||||
длина по осям автосцепок |
16970 |
16970 |
17220 |
21500 |
ширина |
3080 |
3080 |
3150 |
3210 |
высота |
4915 |
4437 |
5240 |
5280 |
Запасы, кг |
||||
ВОДЫ |
1050 |
— |
1100 |
850 |
топлива |
5440 |
5440 |
5250 |
6000 |
масла |
430 |
— |
440 |
970 |
песка |
2000 |
— |
2000 |
850 |
К. п. д. тепловоза, % |
27,8 |
— |
27,5 |
— |
Тип дизеля |
ПД1М |
2-6Д49Т |
КбЗЗЮБВ. |
2-2Д49 |
Тип генератора |
ГП-300Б |
ГП-319А |
ТО-802 |
ГС-515У2 |
Тип тягового электродвигателя |
ЭДТ-118А |
ЭД-114Т |
ТЕ-006 |
эд- |
120АУ1 |
||||
Тип тормозного компрессора |
КТб |
КП |
К2лок1 |
ПК-5,25 |
Тип выпрямительной установки |
— |
— |
— |
УВКГ-8У2 |
Аккумуляторная батарея |
32ТН- |
— |
— |
48ТН-450 |
450У2 |
ПАРАМЕТРЫ |
Т епловозы |
||||
ТЭ136 |
2ТЭ126 |
ТЭ120 |
ТЭП80 |
ЧМЭ5 |
|
Осевая характеристика |
2о+2о- |
2(1-2о+2о- |
Зо-Зо |
2о+2о- |
2о+2о-2о+2о |
2п+2п |
2л+2п-11 |
2о+2о |
|||
Мощность по дизелю, кВт |
4412 |
2-4412 |
2942 |
4412 |
1470 |
В продолжительном режиме: |
|||||
касательная мощность, кВт |
3200 |
2-3340 |
2166 |
3260 |
— |
сила тяги, кН |
480 |
2-471 |
260 |
235 |
321,6 |
скорость, км/ч |
24,6 |
25,6 |
30 |
50 |
— |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
100 |
120 |
160 |
95 |
Минимальный радиус |
125 |
125 |
125 |
125 |
80 |
ПРОХОДИМЫХ КРИВЫХ, м |
|||||
Диаметр колес, мм |
1250 |
1250 |
1050 |
1220 |
1050 |
Сцепная масса, т |
200 |
2-230 |
132 |
180 |
168 |
Габаритные размеры, мм: |
|||||
длина |
24600 |
— |
20670 |
24400 |
20220 |
ширина |
3126 |
— |
2950 |
— |
3100 |
высота |
5110 |
— |
4600 |
— |
4600 |
Габарит |
1-Т |
1-Т |
1-Т |
1-Т |
02-ВМ |
Запасы, кг |
|||||
воды |
1420 |
— |
— |
— |
— |
топлива |
10000 |
— |
6000 |
6000 |
— |
масла |
1380 |
— |
— |
— |
— |
песка |
3000 |
— |
— |
800 |
— |
К. п. д тепловоза, % |
28 |
— |
— |
— |
— |
Тип дизеля |
1-Д49 |
16ЧН32/32 |
2А-5Д49 |
1-Д49 |
квззіаол |
Тип генератора |
А-716 |
— |
А-711 |
ГС- |
— |
519У2 |
|||||
Тип тягового электродвигателя |
ЭД-126 |
— |
ЭД900 |
ЭД-121 |
— |
-УХЛ1 |
ВУХЛ |
||||
Тип тормозного компрессора |
ВУ7/10 |
— |
— |
— |
4БК-200 |
Приложение 5
Технические характеристики электровозов постоянного тока
Электре® сом
ПАРАМЕТРЫ |
ВЛ10, ВЛ11м |
ВЛ15 |
ЧСб ЧС200 |
ЧС2 ЧС2т |
ЧС7 |
ВЛ82м |
Номинальное напряжение на токоприемнике, кВ |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
ЗД5 |
Осевая х аракгеристика |
2(2 о-2^ |
2* (2<г2й-2й) |
2(20-2«) |
Зе-Зв |
2 (2(1-2,) |
2(2^ |
Г од начала постройки |
1961, 1964 |
1975 |
1979 |
1962 1972 |
1984 |
1974 |
КПД электровоза в |
0 9 |
0,9* 0,84 |
||||
продолжительном режиме с учет ом вспомог «г епькьіх машин |
0,88 |
0,9 |
0,91 |
0,91 |
0,91 |
|
Коэффициент мощности |
— |
— |
— |
— |
— |
0,85 |
Электрическое торможение |
Рекупер ат |
рекупер ат. |
реостат. |
нет |
реостат. |
реостат. |
реостат. |
||||||
Мощность часов ого режима на валах ТЭД, кВт |
5360 |
9000 |
8400 |
4620 |
¦ |
6040 |
Мощность продолжительного режима на валах ТЭД, кВт |
4600 |
8400 |
— |
4080 |
6160 |
6000 |
Сипа тяги часового режима на ободе колес, кН |
395 |
675 |
Ж 217 |
485 |
¦ |
427,2 |
Сипа тяги продолжительного режима на ободе колес, кН |
320 |
— |
— |
156 |
247 |
— |
Скорость часового режима, км^ч |
48,7 |
46 |
115.8 135.9 |
89 |
— |
42,72 |
Скорость продолжительного режима, км^ч |
51,2 |
— |
— |
93 |
106 |
50,2 |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
100 |
190 220 |
160 |
160 |
110 |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН |
230 |
250 |
201 191,3 |
215 |
215 |
235 |
Разница нагрузки на рельсы между колесами одной оси. кН |
5,0 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
5,0 |
Длина электровоза по осям автосцепки; м |
32,84 |
— |
33,08 |
18,92 |
34,04 |
32,84 |
Жесткая база тележки, м |
3,0 |
3,0 |
3,2 |
4,6 |
3,2 |
3,0 |
Ширина кузове, м Высота электровоза при опущенном токоприемнике, м |
3,16 5,12 |
3,16 5,1 |
3,1 5,12 |
3,1 5,12 |
3,1 |
3,16 5,1 |
Тип тягав ого двигателя |
ТЛ-2К1 |
ТЛ-3 |
НБ-407Б |
|||
Число тягавьк двигателей |
8 |
12 |
8 |
6 |
8 |
8 |
Подвешивание тягового двигателя |
Опорноосевое |
опорно осевое |
рамное |
рамное |
рамное |
опорно осевое |
Передача |
2-хсгор. Косозуб. |
2-хсгор. косозуб. |
тррсион. вал |
торсион. вал |
торсион. вал |
2-хсгор. косозуб. |
У д епьная мощность электр ав оз а, кВ т/т |
29,1 |
30 |
— |
34,1 |
— |
31 |
Передаточное число |
88:23 |
88:23 |
79:38 75:42 |
19,75 |
1:1,733 |
88:21 |
Мае с а электровоз а в рабочем состоянии; т |
184 |
300 |
164 156 |
ш 138 |
172 |
200 |
Злекгрохозы |
|||||||
ПАРАМЕТРЫ |
ЧС8 |
HCl ЧС4т |
ВЛ60* ВЛ60* |
влаок ВЛВОс |
влаор влаог |
ВЛ8бф |
ВЛВ5 |
Номиналнюе напряжен*« на токощиемниюе,кВ |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Ос «бяя характеристика |
2(2а-2і]) |
3q-3q |
Зц-Зе |
2(2e-2o) |
2(2е-2о) |
2(2о-2 0-2 q) |
2(2ц-2,;-2а) |
Год качала постройки |
1987 |
ІЯ?5 1973 |
1962 |
ІШ 1980 |
1979 1967 |
1985 |
1985 |
КПДъл«КГр02031 2 ПрОДОЛНИТе ЛЬНОМ р*ЖИМЄ С учетом E?tOMOTtTe ЛЕКЫХ М8ШИХ |
0,88 |
0,88 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
— |
— |
Коэф фициент тонкости |
0,87 |
— |
0/85 |
ОДбб |
084 |
0,95 |
— |
Элекгриче ско « торможение |
ре 0СГ4Т. |
эдх DeOCTiT. |
нет |
эдх ъеостет. |
раушраі. ЬЄОСГіТ. |
реьуперет. |
реьуперіт. ИТ>Є0СТ4Т. |
Мощность час охото ре жима на халах ТЭД,кВг |
— |
5100 |
4590 4750 |
6520 |
6520 |
11400 |
10000 |
Мощность продолжите льког 0 нежима ка халах ТЭП.кБг |
7200 |
4920 |
ІШ 4150 |
6160 |
6160 |
10800 |
9400 |
Сила тяги ч ас охото ре жима ка ободе юопес,кН |
— |
174 |
318/5 227 |
442 |
442 |
820 |
726 |
Сипа тяги продолжите льиот о оежимака оболе колес.кН |
24 ip |
168 |
Ш 188 |
400 |
400 |
780 |
660 |
Скорость часохот о режима, ия А |
107Д |
52 73 3 |
51/5 |
51/5 |
— |
49 Д |
Скорость гродо ісжгггепьного рЄЖИМІ,КИ/ї Канструкцшнкіх скоро сгь, хмА |
106 180 |
10 9 Д 160 |
Ш 77 Д 100 110 |
53 Р 110 |
53 Р 110 |
по |
50 по |
Нагрузкі отюопеснсй перині сельсн_хН |
21476 |
206 210 |
230 |
235 |
235 |
250 |
240 |
Різкищ негрузки ніре ПЬСШ меяагуюопесеми опнвй оси.кН |
4р |
4р |
5р |
5р |
5р |
5р |
4р |
Длина з лектровоза по осям аггосцеіткк,м |
33 р |
19 р8 |
20 р |
32 р4 |
32 р4 |
45 р |
45 р |
Жесткіз Візі теікжки,м |
2р5 |
4р |
+Р |
зр |
зр |
зр |
2р5 |
Ширині вуз ОЕ1,М |
зд |
ЗД/ЗД |
ЗД1 |
3,16 |
3,16 |
3,16 |
ЗДб |
Вжота з левзровоза ЩК ОПУЩЙККСК ТСФСОПРИ4МКИКЙ м |
5,2 |
5,24 5,15 |
5Д |
5Д |
5Д |
5,1 |
5Д |
Типтюеого деиг&тєшс |
НБ-412К |
НБ-4 18Кб |
НБ-418Кб |
НБ-607 |
НБ-514 |
||
Число тягохих двигітепен |
8 |
6 |
6 |
8 |
8 |
12 |
12 |
Подіешихание ТЯГОВОГО |
рамкоє |
рамкоє |
опорно- |
опорно- |
опорно- |
опорно- |
опорно- |
ПЕКГатЄЛЯ |
ОСЄЕОЄ |
ОСЄЕОЄ |
ОСЄЕОЄ |
ОСЄЕОЄ |
ОСЄЕОЄ |
||
Перши 1 |
торосе«. вал |
торосе«. Бал |
2-хстор. косозуб. |
2-хстор. вюсозуб. |
2-хстор. зоосозуб. |
2-хстор. вюсозуб. |
2-хстор. вюсозуб. |
7де ХІНІЯМОЩКОСП впевтоовозі.кБт/г |
— |
— |
Ш 34 3 |
— |
— |
38 |
34 7 |
Передіточное ЧИСЛО |
1:2,64 |
1:1,764 |
88 23 8830 |
88 21 |
88 21 |
8821 |
88 21 |
Массавлеяровоза врабочєм сосгоянкк.т |
176 |
Ш 126 |
138 |
192 |
192 |
289 |
288 |
ПАРАМЕТРЫ |
Электропоезда |
||||
Э?2Т ЭР2Р |
ЭР200 |
ЭР9Т |
ЭР29 ЭР9Е |
ЭРЗО |
|
Номинальное напряжение на такогриемнике, кВ |
3 |
3 |
25 |
25 |
25 |
Род тока |
ПОСТОЯННЫЙ |
ПОСТОЯННЫЙ |
переменный |
переменный |
переменный |
Г од напала постройки |
1987 1982 |
1989 |
1987 |
1986 1984 |
1990 |
Составность |
2Г-5М-ЗП |
2Г-12М |
2Г-5М-ЗП |
2Г-6М-4П 2Г-5М-ЗП |
2Г-6М-4П |
Мощность часового режима (номинальная) навалах ТЭД, кВт |
5640 4800 |
10320 |
3640 |
6240 3640 |
6240 |
Скорость конструкционная Vк, кмДі |
130 |
200 |
100 |
130 |
130 |
Длина тормозного пути при Ук, |
100 |
2100 |
— |
— |
— |
У скор ение гри пуск е и |
0,72 |
0,4 |
0,72 |
0,76 |
0,8 |
груженом поезда мбг |
0,72 |
||||
Замедление при |
0,8 |
0,4 |
0.76 |
||
тормажениц ьЛ2 |
0,72 |
||||
Длина кузова вагона ш |
19,6 |
26 |
19,6 |
21,5 |
21,5 |
торцевым стенкам, м |
19,6 |
Ширина в агона, м Высота вагона от головки рельса до полоза при опущенном токоприемника, м |
3,52 5,48 |
3,14 5,48 |
3,52 5,48 |
3.54 3,52 5,48 |
3,54 5,48 |
Длина поезда по осям автосцепки, м Число дверей на каждой стороне кузов а в агона |
242,1 201,8 2 |
372,4 2 |
201,8 2 |
2Ш 201,8 2 |
264,9 2 |
Число мест для сзздения в вагоне: моторном прицепном головном |
110 107 84 |
56 11 |
110 |
116/107 |
116 |
Общее число мест для свдения в поезде |
1128 1039 |
694 |
624 |
1312 |
1312 |
Масса тары вагона, т: моторном прицепном головном |
57,85 43,5 41,55 |
57,7 50 |
57,85 39 37 |
61,5/5 9,5 49/37 46,3/37 |
60.5 44.5 43 |
Удельная материалоемкость, т/ед. У д епьная энергоемк ость, кДжМм |
0,48 123,8 |
0,47 171,28 |
0,5/0,47 88,96 171,28 |
0,47 |
|
Тип тягав ого дв игатепя |
1ДТ.003.1 |
1ДТ.001.3 |
1ДТ.005 |
1ДТ.12У1 |
— |
Дизель-поезда |
||||
ПАРАМЕТРЫ |
||||
ДР1А |
Д1 |
|||
Тип передачи |
гидравлическая |
гидравлическая |
||
Габарит |
1-ВМ |
1-ВМ |
||
Мощность силовой установки, кВт |
2.736 |
2-730 |
||
Конструкционная скорость, км/ч |
120 |
120 |
||
Число вагонов: |
||||
моторных |
2 |
2 |
||
прицепных |
4 |
2 |
||
Число движущих осей в моторной |
2 |
2 |
||
тележке |
||||
Диаметр новых колес по кругу катания, |
950 |
950 |
||
ММ |
||||
Масса дизель-поезда, т. |
||||
в нагруженном состоянии (с пассажирами |
352 |
|||
с полным запасом топлива, воды, масла, песка |
272 |
" |
||
Нагрузка от колесной пары на рельс, кН: ведущий |
202 |
170 |
||
поддерживающей моторного вагона |
160 |
130 |
||
прицепного вагона |
95 |
120 |
||
Масса вагона, т. |
||||
моторного |
59 |
68 |
||
прицепного |
37 |
37 |
||
Минимальный радиус проходимых кривых при скорости до 10 км/ч, м |
100 |
100 |
||
Число мест для сидения в вагоне: моторном |
68 |
72 |
||
прицепном |
128 |
128 |
||
Длина по осям автосцепки, мм: дизель-поезда |
154350 |
99080 |
||
моторного вагона |
26012 |
25000 |
||
прицепного вагона |
25582 |
24540 |
||
Максимальная высота кузова моторного вагона отго ловки рельса (без антенны). |
4465 |
4796 |
||
ММ |
||||
Наибольшая ширина кузова по выступающим частям, мм |
3210 |
3184 |
⇐Основные направления в совершенствовании конструкции тягового подвижного состава | Конструкция тягового подвижного состава