В настоящее время в связи с распадом СССР пришлось отказаться от приобретения электропоездов постройки Рижского вагоностроительного завода. Для пополнения и обновления эксплуатационного парка электропоездов к их выпуску приступили ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» и ОАО «Демиховский машиностроительный завод». Электропоезда Торжокского завода получили обозначение ЭТ, а Демиховского — ЭД.
Электропоезд модели 62-4160 предназначен для пригородного сообщения на электрофицированных участках железных дорог с шириной колеи 1520 (1524) мм при номинальном напряжении в контактной сети 3000В постоянного тока.
Вагоны имеют комбинированный выход, допускающий их эксплуатацию на участках с высокими и низкими платформами.
Управление поездом осуществляется из кабины машиниста в головном вагоне. Каждый моторный вагон имеет электрический привод от четырех электродвигателей.
Электропривод оборудован рекуперативным торможением, сокращающим тормозной путь и создающий экономию электроэнергии.
В салонах электропоезда предусмотрены: принудительная вентиляция, калориферно-печечное отопление и радиооповещение пассажиров. По требованию заказчика в салонах электропоезда могут устанавливаться деревянные, пластмассовые и полумягкие сидения.
Технические данные и составность электропоезда приведены ниже:
Скорость электропоезда, км/ч: конструкционная максимальная эксплуатационная | 130 120 |
Ускорение электропоезда при расчетной населенности на прямом горизонтальном пути до скорости, км/ч, и ускорением, м/с2, не менее | 60 км/ч 0,72 м/с2 |
Тормозной путь на прямом участке пути со скоростью 120 км/ч при номинальной населенности, м, не более: при полном электропневматическом торможении при экстренном пневматическом торможении | 1000 1080 |
Общая часовая мощность ТЭД электросостава, кВт Часовая мощность ТЭД моторного вагона, кВт | 4700 940 |
Удельная мощность двигателей, кВт/т | 9,32 |
Габарит вписывания по ГОСТ 9238-83 | Т(чертеж 7 с использованием очертания 1-2-3-4-10, чертеж 11Б с учетом п.3.2.2) |
База вагонов, мм | 13300 |
База тележек, мм: | |
моторного вагона прицепного и головного вагона Диаметр колес по кругу катания, мм: | 2600 2400 |
моторного вагона прицепного и головного вагонов Полная длина электропоезда по осям автосцепок | 1050 950 |
головных вагонов, мм Длина кузова с наружи, мм | 201670 19600 |
Ширина кузова (по гофрам), мм Высота от автосцепки от уровня верха головки | 3522 |
рельса под массой тары, мм на головном вагоне со стороны кабины на головном вагоне со стороны торцевой стены, | 1070 |
на моторном и прицепном вагонах Высота пола от уровня головки рельса до нижней | 1150 |
точки кожуха редуктора при новых бандажах под массой тары, мм, не менее Длина салона вагона, мм: | 116 |
головного моторного прицепного Ширина салонов (между боковыми стенками), мм Количество мест для сидения: | 12848 15482 15862 3304 |
в головном вагоне в моторном вагоне в прицепном вагоне в поездах основной(Ю-вагонной) составности Номинальная населенность (мест для сидения плюс 5 | 74 100 100 948 |
пассажиров на 1 м2 свободной площади), пасс: головного вагона моторного вагона прицепного вагона поезда (10 вагонной составности ) Масса тары не более, т: | 191 243 246 2346 |
головного вагона моторного вагона прицепного вагона поезда (10 вагонной составности) | 43 59 41 504 |
За основную поездную единицу применяют 10 — вагонный электропоезд, состоящий из двух головных (Г), пяти моторных (М ) и трех прицепных (П) вагонов (рис. 2). Однако поезд можно формировать из 4, 6, 8 и 12 вагонов, при условии что число моторных вагонов будет равно 50 % от общего числа вагонов.
При этом количество вагонов (при 10 и12 вагонной составное™) от соединенных двух моторных вагонов не должно превышать шести вагонов от обоих концов поезда, что необходимо для обеспечения нормального питания вспомогательных цепей в аварийных режимах.
Головной вагон с кабиной управления, модель 62-4161 моторный вагон, модель 62-4162 прицепной вагон, модель 62-4163 головной вагон.
Электропоезд ЭД4М
ОАО «Демиховский машиностроительный завод» в РФ является головным заводом по разработке и освоению в серийном производстве электропоездов постоянного и переменного тока.
ОАО «ДМ3» успешно приступил к реализации Федеральной целевой программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России», начав в1997 г. выпуск электропоездов ЭД4М и в 1998 г. ЭД4М1, отличающихся поставщиком комплекта электрооборудования.
По сравнению с серийно выпускаемыми электропоездами ЭД2Т поезда имеют следующие конструктивные отличия, повышающие их потребительские свойства, безопасность и технический уровень:
— новая конструкция головной части вагона;
— окна кабины с увеличенными размерами, лобовые окна пятислойные, толщиной 21 мм, повышенной прочности;
— в кабине машиниста установлен дисплей для индикации сигналов системы противопожарной сигнализации и информации о неисправности вагонов поезда;
— в салонах вагонов применены новые отделочные пожаробезопасные материалы: «металлопласт», пластик «Манминит» и линолеум «Метролин»;
— окна салонов выполнены с применением герметичных стеклопакетов;
— в салонах установлены люминесцентные высокочастотные светильники (220В, 40 Вт, 50 кГц);
— головные вагоны оборудованы электронными маршрутными указателями. В салонах вагонов над входными дверями установлены информационные табло. Световая информация в салонах дублируется параллельно синтезаторам речи;
— на всех вагонах установлены электронные дискретные устрой ства контроля скольжения, обеспечивающие эффективную за щиту от юза и буксования;
— противопожарная безопасность обеспечивается электронной системой сигнализации о загорании и неисправностях и стационарными установками аэрозольного пожаротушения.
Техническая характеристика электропоезда ЭД4М приведена ниже:
Ширина колеи, мм | 1520 |
Напряжение контактной сети, В | 3000 |
Конструкционная скорость, км/ч | 130 |
Основная составность электропоезда | 2Г-5М-ЗП |
Возможные варианты составности электропоезда. | 4,6,7,8_ |
Вагонов | 9.10.11 |
Длина электропоезда любой составности, м | п х 22,05 |
Длина вагона, мм | 21500 |
Ширина вагона, мм | 3522 |
База вагона, мм | 15000 |
Ширина дверного проема, мм | 1250 |
Количество мест для сидения: в поезде в головном вагоне в моторном вагоне в прицепном вагоне | 1088 80 116 116 |
Максимальная вместимость: поезда головного вагона моторного вагона прицепного вагона | 2924 254 302 302 |
Общая мощность тяговых двигателей, кВт | 4800 |
Удельная мощность, кВт/ч | 9,6 |
Удельная материалоемкость, кг/место | 460 |
Масса тары, т: поезда головного вагона моторного вагона прицепного вагона | 500,4 44,2 57,8 41,0 |
Максимальная нагрузка от оси моторного вагона на рельсы, т. | 19,8 |
Электропоезд предназначен для пассажирских перевозок на пригородных электрифицированных участках железных дорог с напряжением в контактной сети 25000 В переменного тока 50Гц с шириной колеи 1520 мм.
Вагоны поезда оборудованы комбинированными выходами, обеспечивающими возможность эксплуатации на линиях, как с высокими, так и с низкими платформами.
Электропоезд серии ЭД9Т по сравнению с серией ЭР9Т имеет следующие отличительные особенности:
— более высокая пассажировместимость вагонов (на 17%)
— увеличенные площадки накопительных тамбуров (на 60%)
— более широкие входные двери (на 28%)
— сокращено на 30% время на посадку и высадку пассажиров
— повышенная мощность тяговых двигателей (225 кВт)
— эффективная система электродинамического реостатного торможения
— конструкция кабины машиниста более комфортна, отвечает современным требованиям эргономики
— впервые внедрена эффективная противобоксовочная — противогазная электронная защита с системой диагностики
— обеспечивается возможность формирования поездов четной и нечетной составное™ путем включения в секции дополнительных прицепных вагонов
— предоставляется возможность формировать сочлененные электропоезда (два, три)
Большой выбор предложенных составностей электропоездов типа ЭД9Т позволяет потребителям уменьшить капитальные затраты, а также снизить эксплуатационные расходы на ремонт и обслуживание поездов с меньшим количеством моторных вагонов при одинаковой длине и населенности.
Техническая характеристика электропоезда ЭД9Т приведена ниже:
Конструкционная скорость км/ч | 130 |
Основная составность 10-и вагонная по схеме (Г — головной вагон, М — моторный вагон, П — поинепной вагон) | 2Г+5М+ЗП |
Возможные варианты составности, вагонов | 4,6,7,8, 9.10.11 |
Длина электропоезда основной составности, м | 220,67 |
Длина электропоезда п-ой составности, м | п х 22,05 |
Длина вагона, мм | 21500 |
Ширина вагона, мм | 3522 |
База вагона, мм | 15000 |
Ширина дверного проема, мм | 1250 |
Количество мест для сидения: | |
в поезде | 1068 |
в головном вагоне | 80 |
в моторном вагоне | 112 |
в прицепном вагоне | 116 |
Максимальная вместимость (при 7 пасс./м2) | |
в поезде | 2924 |
в головном вагоне | 254 |
в моторном вагоне | 30 |
в прицепном вагоне | 302 |
Общая мощность тяговых двигателей, кВт | 43Ш |
Удельная мощность тяговых двигателей, кВт/т | 8,8 |
Удельная материалоемкость, кг/место | 480 |
Масса тары вагонов, т | |
поезда | 511,5 |
головного вагона | 41,0 |
моторного вагона | 63,0 |
прицепного вагона | 38,0 |
Рельсовый автобус РА1
Главная цель создания РА — улучшение транспортного обслуживания в пригородном сообщении населения, проживающих в районах малодеятельных участков железных дорог, например, тупиковых ответвлений от магистральных путей (общее количество ответвлений на всей сети около 220, а их суммарная длинна 13 тыс. км, т.е. 14.5 % от общей протяженности железных дорог РФ).
Рельсовый автобус предназначен для перевозки пассажиров на малодеятельных участках железных дорог пригородного и межобластного сообщения. На его базе могут быть созданы: командно — штабной вагон, автономный передвижной медицинский пункт, лаборатория, мастерская, вагон для инспекционных поездок.
Рельсовый автобус (рис. 173) представляет собой самоходную транспортную единицу с двумя кабинами управления. Силовая установка, обслуживающие системы, тяговый привод расположены под полом вагона между тележками. Крутящий момент передается на две оси одной тележки.
Рис.173. Рельсовый автобус РАЇ
Оборудование пассажирского вагона и кабины машиниста системой отопления, системой принудительной вентиляции, двойными оконными стеклопакетами, и надежной тепло — звукоизоляцией обеспечивает необходимые удобства для пассажиров, а наличие автоматической локомотивной сигнализации, устройства контроля бдительности, контрольно — диагностической системы управления, устройства блокировки управления при переходе машиниста из одной кабины в другую, автоматически открывающихся дверей, надежной тормозной системы делают поездку максимально безопасной.
Эксплуатация РА позволит улучшить транспортное обслуживание населения, проживающего в районах расположения малодеятельных участков железных дорог, при одновременном существенном уменьшении уровня нерентабельности таких перевозок и высвобождении значительного количества локомотивных тяговых единиц.
Техническая характеристика рельсового автобуса приведена ниже:
Ширина колеи, мм 1520 Габарит по ГОСТ 9238-1ВМ | РА1 | | РА1-П |
Масса тары, т | 32 | 37 |
Полная масса, т | 43 | 50 |
Количество мест для сидения | 62 | 78 |
Общая вместимость вагона (4 чел. на 1 м2) | 160 | 180 |
Конструкционная скорость, км/ч Минимальный радиус проходимых кривых при | 100 | 120 |
скорости 20 км/ч Нагрузка от оси на рельсы при полной | 80 | |
вместимости,кН Конструкция РА и применяемые материалы обеспечивают работу узлов и агрегатов при температуре окружающей среды от -50 до +40 °С. Климатическое исполнение «У» по ГОСТ 15150 | 110 | 130 |
Запас хода, км Тормоза: служебный-гидродинамический; основной-колодочный с пневмоприводом Двигатель: дизельный | 500 | 500 |
Мощность, кВт (л.с.) | 310(415) |
Трансмиссия: гидромеханический
Кузов-несущий, цельнометаллический с обшивкой из коррозиционно-стойкой стали
Посадка и высадка пассажиров обеспечивается с высокой и низкой платформ
Подвешивание:
первичное с винтовыми пружинами и амортизаторами вторичное с пневморессорами и амортизаторами Диаметр нового колеса по кругу катания, мм 860
Продольное усилие сжатия кузова, МН (тс) 1(100)
РА оборудован контрольно-диагностической системой управления, обеспечивающей основные функции управления, диагностику основных узлов, запись и хранение информации.
Маневровый тепловоз ТЭМ18Г
Газотепловоз предназначен для выполнения вывозной, маневровой и легкой магистральной работы на железнодорожных путях МПС и промышленных предприятий в районах с умеренным климатом при температуре окружающей среды от 313 К до 223 К (от плюс 40°С до минус 50°С).
Особенностью маневрового газотепловоза является его способность работать на сжатом природном газе с добавлением запальной порции дизельного топлива или на дизельном топливе.
Тепловоз оборудован: автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного действия; устройствами управления тепловозом по системе двух единиц; устройствами управления одним лицом; установкой искрогасителя на выхлопе дизеля и экранным глушителем шума на всасывании воздуха в дизель; подогревом надувочного воздуха дизеля; второй ступенью очистки воздуха, поступающего в дизель; более энергоемким поглощающим аппаратом автосцепки; усовершенствованным профилем бандажа колесных пар; электроплиткой для подогревания пищи и холодильником для хранения пищевых продуктов.
Внедрение в народное хозяйство маневровых газотепловозов обеспечивает не только экономию дефицитного дизельного топлива порядка 70 тонн в год, которое замещается газом, но и значительное улучшение экологической ситуации в районе эксплуатации газотепловоза за счет снижения вредных выбросов выхлопными газами. Выбросы токсичных веществ по окислам углерода при применении природного газа уменьшается в 1,4 раза, по окислам азота в 2,5 раза.
Основные технические данные тепловоза ТЭМ18Г приведены ниже
Мощность по газодизелю, кВт | 882 |
Осевая формула | 3 -3 -’о -’о |
Служебная масса, т | 130 |
Нагрузка от колесных пар на рельсы, кН (тс) | 212,5(21,6) |
Касательная сила тяги, кН (тс): | |
при трогании | 328,9(33,54) |
длительного режима | 200(20,4) |
Скорость м/с (км/ч): | |
конструкционная | 27,8(100) |
длительного режима | 3,1(11,1) |
Минимальный радиус проходимых кривых, м | 80 |
Ширина колеи, мм | 1520 |
Запасы, кг: | |
дизельного топлива | 3180 |
сжатого природного газа при давлении 200 атм.,нм3 | 725 |
песка | 2000 |
Размеры тепловоза, мм | |
длина по осям автосцепок | 16900 |
максимальная ширина | 3202 |
высота по кабине машиниста | 4365 |
высота оси автосцепки от уровня головки рельса | 1060 |
Электровоз ЭП1
Электровоз ЭП1 предназначен для вождения пассажирских поездов на дорогах электрифицированных на однофазном переменном токе 25 кВ, 50Гц. Локомотив создан на основе проверенных в эксплуатации конструкции электровозов ВЛ80С, ВЛ85, ВЛ65.
Механическая часть электровоза состоит из цельнометаллического двухкабинного кузова, опирающегося на три двухосные тележки. Тяговые двигатели имеют в режиме тяги последовательное возбуждение и питаются от двух выпрямительно — инверторных преобразователей, собранных на тиристорах и обеспечивающих плавное регулирование напряжения. В режиме рекуперации ток тяговых двигателей, работающих генераторами с независимым возбуждением, инвертируется в переменный ток.
Для улучшения тяговых свойств и повышения надежности на электровозе ЭП1 применена микропроцессорная система управления и обеспечения безопасности движения тягового подвижного состава (АСУБ «Локомотив»), Локомотив оборудован микропроцессорной системой управления и диагностики (МСУД), комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ) и системой управления торможением (САУТ).
Технические данные электровоза ЭП1 приведены ниже:
Номинальное напряжение, В | 25000 |
Частота, Г ц | 50 |
Формула ходовой части | 2 -2 -2 ¦Ч) Н о |
Масса электровоза, т | 138 |
Высота от уровня головки рельса до рабочей | |
Поверхности полоза токоприемника, мм: | |
В опущенном положении, не более | 5100 |
В рабочем положении | 5500-7000 |
Длина электровоза по осям автосцепок, мм | 22500 |
Мощность, кВт: | |
Часовой режим, не менее | 4700 |
Продолжительный режим, не менее | 4400 |
Сила тяги, тс: | |
Часовой режим, не менее | 23,4 |
Продолжительный режим, не менее | 21,4 |
Скорость, км/ч: | |
Часовой режим, не менее | 70 |
Продолжительный режим, не менее | 72 |
Конструкционная | 140 |
Тормозная сила в режиме рекуперативного | |
Торможения для скорости, тс: | |
Ниже 72 км/ч, не менее | 22 |
Выше 72 км/ч, не менее | 10,2 |
Электровоз ЭП10
Электровоз ЭП10 — машина для вождения пассажирских и почтово-багажных поездов на линиях однофазного переменного тока 25 кВ, 50 Гц и участках постоянного тока 3 кВ. Мощность локомотива 6600 кВт, что позволяет водить составы из 25 вагонов, максимальная скорость движения 160 км/ч.
Электровоз ЭП10 — односекционный, на трех двухосных тележках, его ходовая часть аналогична локомотивам ВЛ65 и секциям
ВЛ85. Однако в отличие от них здесь применен тяговый асинхронный привод с опорно — рамным подвешиванием тяговых двигателей.
Электровоз оборудован системами рекуперативного и реостатного торможения, как на постоянном токе, так и на переменном токе, с автоматическим управлением тормозами. Предусмотрен режим автоведения: машинист задает требуемую скорость, которую затем поддерживают устройства автоматики.
Электропоезд «Сокол»
Электропоезд «Сокол» — качественно новое транспортное средство. Концептуально проект электропоезда предусматривает:
— базовость конструкций, схемотехнических решений для создания других типов пассажирского подвижного состава, прежде всего максимальную унифицированность, с конструкционной скоростью до 350 км/ч;
— долгосрочную конкурентоспособность с другими видами скоростного сообщения за счет сопоставимого общего времени поездки и предоставления большего сервиса;
— получение требуемых регулировочных и динамических характеристик тягового электропривода на основе асинхронного тягового двигателя при минимальных массе и габарите электрооборудования, его рациональное размещение с обеспечением минимальных потерь электроэнергии;
— схему формирования поезда в зависимости от провозной способности, без изменения его тяговых качеств, на основе распределения тягового оборудования по длине состава;
— возможность совершенствования конструкции поезда, в том числе и за счет использования новых типов неметаллических материалов в кузовах вагонов.
Основные технические характеристики электропоезда «Сокол» приведены ниже:
Принятая схема электропоезда «Сокол» имеет следующие характеристики систем электрооборудования:
количество токоприемников 4
число тяговых электродвигателей 16
мощность тягового электродвигателя, кВт 675
число силовых трансформаторов мощностью 2000 кВ А 8
Максимальная мощность, потребляемая электропоездом на магистрали:
переменного тока, кВ А 14085
при максимальном токе, А 565
постоянного тока, кВт 13200
при максимальном токе, А 4400
Суммарное энергопотребление из контактной сети при прохождении трассы Санкт-Петербург-Москва, кВт ч:
без промежуточных остановок 22100
с одной промежуточной остановкой 22720
Расход электроэнергии на собственные нужды при движении электропоезда, кВт ч:
максимальный 4760
минимальный(в летнее время и без учета заряда аккумуляторной батареи) 3990
Удельная мощность, кВт/т брутто 15,4
Удельный расход электроэнергии при прохождении трассы Вт ч/т км:
без остановок 47,4
с одной промежуточной остановкой 48,8
Тормозной путь со скоростью 250 км/ч:
при полном служебном торможении 3850 м со средним тормозным замедлением 0,63м/с2
при экстренном торможении 2400 м со средним тормозным замедлением 1,02 м/с2
Время разгона:
от 0 до 100 км/ч 55 с с ускорением в диапазоне 0,48-0,51 м/с2
от 0 до 250 км/ч 256 с с ускорением при скорости 250 км/ч 0,99 м/с2
Длина участка разгона, км:
от 0 до 100 км/ч 1,8
Расчетное время прохождения трассы:
без остановок 2ч 52 мин с одной промежуточной остановкой 2ч 57 мин
Уровень звука, дБ А, не более:
в салоне вагона 64
в кабине машиниста и в тамбурах 68
в межвагонных переходах 85
Максимальный уровень внешнего шума электропоезда при удалении 25 м от наружного рельса на высоте
1,5 м, дБ-А, не более 88
Решения, которые легли в основу технического проекта по формированию уровня необходимого комфорта и сервисных услуг для пассажиров, являются результатом совместной работы ЦКБ МТ «Рубин», АО «Высокоскоростные магистрали», ВНИИЖТа, ВНИИЖГа, направлены на повышение комфорта и базируются на опыте эксплуатации поездов высокоскоростных магистралей Центральной Европы При этом учитывается право выбора пассажиром уровня комфортности и сервиса в соответствии с его пожеланиями и финансовыми возможностями.
Поезд формируется из специально оборудованных вагонов различной классности в зависимости от: дальности следования (время суток); спроса (степень комфортности вагонов); собственных транспортных задач; рабочей обстановки для деловых людей: доступности поездки для пассажиров невысокого достатка.
Поэтому в техническом проекте представлены два варианта формирования электропоезда «Сокол»:
из 12 вагонов 1-го и 2-го классов; из 12 вагонов 2-го класса.
Проектировщиками заложена концепция обеспечения оптимального уровня комфорта для пассажиров независимо от класса вагона, с предоставлением дополнительных преимуществ пассажирам вагонов
1- го класса.
Базовым решением поезда выбрана полукупейная планировка вагонов 1-го класса и традиционная, «самолетная» планировка вагонов
2- го класса с неповоротными сиденьями.
Полукупейная планировка вагонов 1-го класса имеет преимущество перед стандартной европейской планировкой с 5 — местными купе и с боковым коридором:
более высокий уровень относительной изоляции пассажиров; меньшая населенность купе, размещение 2/3 пассажиров непосредственно возле окон; возможность выбора между 4 — местными и 2 — местными отделениями;
возможность создать улучшенные условия для размещения верхней одежды и багажа, возможность создания «семейных» купе и купе типа «люкс».
Электропоезд «Сокол» — базовая конструкция пассажирского подвижного состава
Проведенные проработки показали, что механическая и электрическая части вагонов электропоезда «Сокол» могут быть базовыми конструкциями для создания в дальнейшем следующего подвижного состава:
высокоскоростного электропоезда с конструкционной скоростью 350 км/ч;
электропоездов межобластного сообщения на обычных путях;
электропоездов пригородного сообщения.
Это возможно благодаря:
принятой моторвагонной концепции поезда, позволившей конструктивно расположить под кузовами вагонов 4 комплекта электрооборудования соответствующей мощности для перевозки с максимальными тяговыми показателями более 800 пассажиров. В результате можно менять составность поезда, увеличивая либо провозную способность путем включения в состав тяговых промежуточных секций (без изменения удельной тяговой мощности), либо включая дополнительные прицепные вагоны (с уменьшением удельной тяговой мощности);
открытости электропоезда «Сокол» для дальнейшего совершенствования при переходе на новые конструкционные материалы с уменьшением массы кузова вагонов и, следовательно, с уменьшением нагрузки кузова на ось, уменьшением мощности тяговых двигателей, облегчением тележек и пр.;
модульному принципу формирования комплекса силового электрооборудования, применяемому практически во всех видах подвижного состава за рубежом, запасу технических решений электропоезда «Сокол», позволяющему повысить конструктивную скорость до 350 км/ч.
Принятые в проекте решения и разработки дают возможность полностью или частично использовать их в модернизируемых или вновь создаваемых образцах пассажирского подвижного состава.
Тепловоз ТЭП80
Тепловоз ТЭП80 мощностью 4413 кВт с конструкционной скоростью 160 км/ч предназначен дня обслуживания пассажирских перевозок в районах с умеренным климатом. На тепловозе применен четырехтактный 20 — цилиндровый дизель размерностью 26/26 типа Д49.
Кузов. Кузов вагонного типа, несущей конструкции. В силовую сварную конструкцию включены каналы централизованной системы воздухоснабжения электрических машин и топливный бак, в нишах которого размещены секции аккумуляторной батареи. Крыша кузова выполнена из отдельных съемных секций, в которых установлен ряд агрегатов вспомогательного оборудования.
Электрооборудование тепловоза. На тепловозе применена электрическая передача переменно — постоянного тока. Для пуска дизеля, питания цепей управления и вспомогательного оборудования на тепловозе усгановлен стартер — генератор постоянного тока. Тепловоз оборудован электрическим тормозом мощностью 4000 кВт, на резисторы которого при испытаниях можно нагружать дизель — генератор. В системе управления и регулирования электрической передачи и тормоза используются электронные и микропроцессорные устройства.
Система охлаждения электрических машин и аппаратов. Охлаждение электрооборудования осуществляется централизованно, от одного высокоэкономичного осевого вентилятора, приводимого от вала дизеля. В системе охлаждения обеспечена как общая, так и по отдельным потребителям регулировка воздуха. В отдельной секции
Осевая формула | 2о+2о-2о+2о |
Мощность, кВт | 4413 |
Конструкционная скорость, км/ч | 160 |
Сила тяги длительного режима, кН | 235 |
Ширина колеи, мм | 1520 |
Нагрузка колесной пары на рельсы, кН | 221 |
Габариты: длина по осям автосцепок, мм | 24500 |
ширина по наружной поверхности кузова, мм | 3056 |
высота по крыше кузова, мм | 4975 |
диаметр колеса, мм | 1220 |
крыши установлен блок фильтров, обеспечивающий высокую степень фильтрации поступающего в систему наружного воздуха.
Система охлаждения дизеля. Система охлаждения дизеля — двухконтурная, высокотемпературная с межконтурным перепуском воды. Холодильные камеры арочного типа со всасывающей вентиляцией. Привод вентиляторов охлаждающего устройства гидростатический, позволяющий плавно изменять частоту вращения вентиляторов в зависимости от температуры теплоносителей дизеля.
Тележка. Высокие ходовые и динамические качества локомотива обеспечиваются за счет применения оригинальной экипажной части с двумя четырехосными тележками, опорно — рамным креплением тяговых электродвигателей и тяговых редукторов, мягким двухступенчатым рессорным подвешиванием с винтовыми пружинами и гидравлическими гасителями колебаний. Особенностью конструкции тележки является принципиально новая кинематическая схема — общая жесткая рама с попарно сбалансированными колесными парами.
Учитывая положительные результаты испытаний тепловоза ТЭП80 до скорости 270 км/ч, его экипажная часть положена в основу конструкции скоростных пассажирских электровозов постоянного и переменного тока ЭП100 и ЭП200.
Тепловозы | |||||
ПАРАМЕТРЫ | 2ТЭ10М | ||||
ТЭЗ | 2М62 | (В) 2ТЭ10Л | 2ТЭ116 | 2ТЭ121 | |
Осевая характеристика | 2а-з„) | 2(Зо-3„) | 2(30-3^ | 2(30-3,,) | 2(3„-3„) |
Мощность по дизелю, кВт | 2-1470 | 2-1470 | 2-2206 | 2 -2250 | 2-2942 |
Касательная мощность, кВт | 2-1128 | 2-1089 | 2-1614 | 2-1668 | 2-2440 |
Сила тяги, кН | 2-202 | 2-200 | 2-245 2-255 | 2-253 | 2-300 |
Скорость в продолжительном режиме, км/ч | 20,5 | 20 | 2445 24 | 24,4 | 27 |
Конструкционная скорость, км/ч | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Минимальный радиус проходимых кривых, м | 125 | 75 | 125 | 125 | 125 |
Диаметр колес, мм | 1050 | 1050 | 1050 | 1050 | 1250 |
Сцепная масса, т | 2-126 | 2-119 | 2-138 | 2-138 | 2-150 |
2-126 | |||||
Габаритные размеры, мм: длина | 23950 | 2-17400 | 2-16969 | 2-18150 | 2 -20000 |
ширина | 3252 | 2950 | 3250 | 3080 | 3200 |
высота | 4825 | 4615 | 5252 | 5104 | 5110 |
4948 | |||||
Габарит | 1-Т | 02-ВМ | 1-Т | 1-Т | 1-Т |
Запасы, кг | |||||
ВОДЫ | 2-800 | 2-950 | 2-1450 | 2-1250 | 2-1100 |
топлива | 2 -5440 | 2 -3400 | 2-6300 | 2-7000 | 2-7500 |
масла | 2-1200 | 2-800 | 2-1500 | 2-1000 | 1150 |
песка | 2-700 | 2-600 | 2-1006 2-910 | 2-1000 | 2-1000 |
К п. д. тепловоза, % | 28 | 26,6 | 29 | 30,6 | 32,3 |
Тип дюеля | 2Д100 | 14Д40 | 10Д100 | 1А-5Д49 | 2А-5Д49 |
Тип генератора | МЕГГ- 9947 | ГП-312 | ГП-312БУ2 | ГС-501 А | А-714У2 |
Тип тягового электродвигателя | ЭДТ- 200Б | ЗД.ША ЭД118А | 7>Д118А ЭД107А | ЭД118А | ЭД126У |
Тип тормоз него компрессора | КГ6 | КТ7 | КТ7 | КГ73й | КТ6 |
ПАРАМЕТРЫ | Тепловозы | |||
ТЭ7 | ТЭП10 | ТЭП60 | ТЭП70 | |
Осевая характеристика | 2(Зо-30) | Зо-Зо | Зо-Зо | Зо-Зо |
Мощность по дизелю, кВт | 21470 | 2206 | 2206 | 2942 |
В продолжительном режиме: | ||||
касательная мощность, кВт | 21128 | 1696 | 1625 | 2436 |
сила тяга, кН | 2115 | 178 | 127 | 170 |
скорость, км/ч | 35 | 35 | 47 | 50 |
Конструкционная скорость, км/ч | 140 | 140 | 160 | 170 |
Минимальный радиус | 125 | 125 | 125 | 125 |
ПРОХОДИМЫХ КРИВЫХ, м | ||||
Диаметр колес, мм | 1050 | 1050 | 1050 | 1220 |
Сцепная масса, т | 2126 | 127 | 127 | 129 |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина | 33950 | 18610 | 19250 | 21700 |
ширина | 3262 | 3272 | 3124 | 3080 |
высота | 4825 | 5102 | 4774 | 4975 |
Габарит | 1-Т | 1-Т | 1-Т | 1-Т |
Запасы, кг: | ||||
ВОДЫ | 2 800 | 1450 | 1400 | 1134 |
топлива | 2-5440 | 5000 | 6000 | 6000 |
масла | 21200 | 1500 | 1060 | 1000 |
пескв | 2-700 | 950 | 600 | 600 |
К п. д. тепловоза, % | 28 | 30,1 | 28,3 | 30,9 |
Типдюеля | 2Д100 | 1 ОД 100 | 11 Д-45 | 2А-5Д49 |
Тип генератора | МПТ-99М7 | га-311 | гп-зив | ГС-501АУ2 |
Тип тягового электродвигателя | ЭДТ-200Б | ЭД-107А, | ЭД-108 | ЭД-121АУ1 |
ЭЛ-107 | ||||
Тип тормозного компрессора | КГб | КГ7 | КГ7 | КТбЭл |
Тип выпрямительной установки | — | — | — | УВКТ-5 |
ПАРАМЕТРЫ | Тепловозы | |||
ТЭМ2 | ТЭМ6 | чмэз | ТЭМ7 | |
Осевая характеристика | Зо-Зо | Зо-Зо | Зо-Зо | 20+20-20+20 |
Мощность по дизелю. кВт | 882 | 1100 | 994 | 1470 |
В продолжительном режиме: | ||||
касательная мощность, кВт | 630 | 725 | 714 | 980 |
сила тяги, кН | 210 | 180 | 230 | 344/314* |
скорость, км/ч | 11 | 14.5 | 11.5 | 10.5/11.6* |
Конструкционная скорость, км/ч | 100 | 100 | 90 | 100 |
Минимальный радиус | 80 | 80 | 80 | 80 |
проходимых кривых, м | ||||
Сцепная масса, т | 120 | 99 | 121 | 180/168* |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина по осям автосцепок | 16970 | 16970 | 17220 | 21500 |
ширина | 3080 | 3080 | 3150 | 3210 |
высота | 4915 | 4437 | 5240 | 5280 |
Запасы, кг | ||||
ВОДЫ | 1050 | — | 1100 | 850 |
топлива | 5440 | 5440 | 5250 | 6000 |
масла | 430 | — | 440 | 970 |
песка | 2000 | — | 2000 | 850 |
К. п. д. тепловоза, % | 27,8 | — | 27,5 | — |
Тип дизеля | ПД1М | 2-6Д49Т | КбЗЗЮБВ. | 2-2Д49 |
Тип генератора | ГП-300Б | ГП-319А | ТО-802 | ГС-515У2 |
Тип тягового электродвигателя | ЭДТ-118А | ЭД-114Т | ТЕ-006 | эд- |
120АУ1 | ||||
Тип тормозного компрессора | КТб | КП | К2лок1 | ПК-5,25 |
Тип выпрямительной установки | — | — | — | УВКГ-8У2 |
Аккумуляторная батарея | 32ТН- | — | — | 48ТН-450 |
450У2 |
ПАРАМЕТРЫ | Т епловозы | ||||
ТЭ136 | 2ТЭ126 | ТЭ120 | ТЭП80 | ЧМЭ5 | |
Осевая характеристика | 2о+2о- | 2(1-2о+2о- | Зо-Зо | 2о+2о- | 2о+2о-2о+2о |
2п+2п | 2л+2п-11 | 2о+2о | |||
Мощность по дизелю, кВт | 4412 | 2-4412 | 2942 | 4412 | 1470 |
В продолжительном режиме: | |||||
касательная мощность, кВт | 3200 | 2-3340 | 2166 | 3260 | — |
сила тяги, кН | 480 | 2-471 | 260 | 235 | 321,6 |
скорость, км/ч | 24,6 | 25,6 | 30 | 50 | — |
Конструкционная скорость, км/ч | 100 | 100 | 120 | 160 | 95 |
Минимальный радиус | 125 | 125 | 125 | 125 | 80 |
ПРОХОДИМЫХ КРИВЫХ, м | |||||
Диаметр колес, мм | 1250 | 1250 | 1050 | 1220 | 1050 |
Сцепная масса, т | 200 | 2-230 | 132 | 180 | 168 |
Габаритные размеры, мм: | |||||
длина | 24600 | — | 20670 | 24400 | 20220 |
ширина | 3126 | — | 2950 | — | 3100 |
высота | 5110 | — | 4600 | — | 4600 |
Габарит | 1-Т | 1-Т | 1-Т | 1-Т | 02-ВМ |
Запасы, кг | |||||
воды | 1420 | — | — | — | — |
топлива | 10000 | — | 6000 | 6000 | — |
масла | 1380 | — | — | — | — |
песка | 3000 | — | — | 800 | — |
К. п. д тепловоза, % | 28 | — | — | — | — |
Тип дизеля | 1-Д49 | 16ЧН32/32 | 2А-5Д49 | 1-Д49 | квззіаол |
Тип генератора | А-716 | — | А-711 | ГС- | — |
519У2 | |||||
Тип тягового электродвигателя | ЭД-126 | — | ЭД900 | ЭД-121 | — |
-УХЛ1 | ВУХЛ | ||||
Тип тормозного компрессора | ВУ7/10 | — | — | — | 4БК-200 |
Приложение 5
Технические характеристики электровозов постоянного тока
Электре® сом
ПАРАМЕТРЫ | ВЛ10, ВЛ11м | ВЛ15 | ЧСб ЧС200 | ЧС2 ЧС2т | ЧС7 | ВЛ82м |
Номинальное напряжение на токоприемнике, кВ | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | ЗД5 |
Осевая х аракгеристика | 2(2 о-2^ | 2* (2<г2й-2й) | 2(20-2«) | Зе-Зв | 2 (2(1-2,) | 2(2^ |
Г од начала постройки | 1961, 1964 | 1975 | 1979 | 1962 1972 | 1984 | 1974 |
КПД электровоза в | 0 9 | 0,9* 0,84 | ||||
продолжительном режиме с учет ом вспомог «г епькьіх машин | 0,88 | 0,9 | 0,91 | 0,91 | 0,91 | |
Коэффициент мощности | — | — | — | — | — | 0,85 |
Электрическое торможение | Рекупер ат | рекупер ат. | реостат. | нет | реостат. | реостат. |
реостат. | ||||||
Мощность часов ого режима на валах ТЭД, кВт | 5360 | 9000 | 8400 | 4620 | ¦ | 6040 |
Мощность продолжительного режима на валах ТЭД, кВт | 4600 | 8400 | — | 4080 | 6160 | 6000 |
Сипа тяги часового режима на ободе колес, кН | 395 | 675 | Ж 217 | 485 | ¦ | 427,2 |
Сипа тяги продолжительного режима на ободе колес, кН | 320 | — | — | 156 | 247 | — |
Скорость часового режима, км^ч | 48,7 | 46 | 115.8 135.9 | 89 | — | 42,72 |
Скорость продолжительного режима, км^ч | 51,2 | — | — | 93 | 106 | 50,2 |
Конструкционная скорость, км/ч | 100 | 100 | 190 220 | 160 | 160 | 110 |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН | 230 | 250 | 201 191,3 | 215 | 215 | 235 |
Разница нагрузки на рельсы между колесами одной оси. кН | 5,0 | 4,9 | 4,9 | 4,9 | 4,9 | 5,0 |
Длина электровоза по осям автосцепки; м | 32,84 | — | 33,08 | 18,92 | 34,04 | 32,84 |
Жесткая база тележки, м | 3,0 | 3,0 | 3,2 | 4,6 | 3,2 | 3,0 |
Ширина кузове, м Высота электровоза при опущенном токоприемнике, м | 3,16 5,12 | 3,16 5,1 | 3,1 5,12 | 3,1 5,12 | 3,1 | 3,16 5,1 |
Тип тягав ого двигателя | ТЛ-2К1 | ТЛ-3 | НБ-407Б | |||
Число тягавьк двигателей | 8 | 12 | 8 | 6 | 8 | 8 |
Подвешивание тягового двигателя | Опорноосевое | опорно осевое | рамное | рамное | рамное | опорно осевое |
Передача | 2-хсгор. Косозуб. | 2-хсгор. косозуб. | тррсион. вал | торсион. вал | торсион. вал | 2-хсгор. косозуб. |
У д епьная мощность электр ав оз а, кВ т/т | 29,1 | 30 | — | 34,1 | — | 31 |
Передаточное число | 88:23 | 88:23 | 79:38 75:42 | 19,75 | 1:1,733 | 88:21 |
Мае с а электровоз а в рабочем состоянии; т | 184 | 300 | 164 156 | ш 138 | 172 | 200 |
Злекгрохозы | |||||||
ПАРАМЕТРЫ | ЧС8 | HCl ЧС4т | ВЛ60* ВЛ60* | влаок ВЛВОс | влаор влаог | ВЛ8бф | ВЛВ5 |
Номиналнюе напряжен*« на токощиемниюе,кВ | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Ос «бяя характеристика | 2(2а-2і]) | 3q-3q | Зц-Зе | 2(2e-2o) | 2(2е-2о) | 2(2о-2 0-2 q) | 2(2ц-2,;-2а) |
Год качала постройки | 1987 | ІЯ?5 1973 | 1962 | ІШ 1980 | 1979 1967 | 1985 | 1985 |
КПДъл«КГр02031 2 ПрОДОЛНИТе ЛЬНОМ р*ЖИМЄ С учетом E?tOMOTtTe ЛЕКЫХ М8ШИХ | 0,88 | 0,88 | 0,84 | 0,84 | 0,84 | — | — |
Коэф фициент тонкости | 0,87 | — | 0/85 | ОДбб | 084 | 0,95 | — |
Элекгриче ско « торможение | ре 0СГ4Т. | эдх DeOCTiT. | нет | эдх ъеостет. | раушраі. ЬЄОСГіТ. | реьуперет. | реьуперіт. ИТ>Є0СТ4Т. |
Мощность час охото ре жима на халах ТЭД,кВг | — | 5100 | 4590 4750 | 6520 | 6520 | 11400 | 10000 |
Мощность продолжите льког 0 нежима ка халах ТЭП.кБг | 7200 | 4920 | ІШ 4150 | 6160 | 6160 | 10800 | 9400 |
Сила тяги ч ас охото ре жима ка ободе юопес,кН | — | 174 | 318/5 227 | 442 | 442 | 820 | 726 |
Сипа тяги продолжите льиот о оежимака оболе колес.кН | 24 ip | 168 | Ш 188 | 400 | 400 | 780 | 660 |
Скорость часохот о режима, ия А | 107Д | 52 73 3 | 51/5 | 51/5 | — | 49 Д |
Скорость гродо ісжгггепьного рЄЖИМІ,КИ/ї Канструкцшнкіх скоро сгь, хмА | 106 180 | 10 9 Д 160 | Ш 77 Д 100 110 | 53 Р 110 | 53 Р 110 | по | 50 по |
Нагрузкі отюопеснсй перині сельсн_хН | 21476 | 206 210 | 230 | 235 | 235 | 250 | 240 |
Різкищ негрузки ніре ПЬСШ меяагуюопесеми опнвй оси.кН | 4р | 4р | 5р | 5р | 5р | 5р | 4р |
Длина з лектровоза по осям аггосцеіткк,м | 33 р | 19 р8 | 20 р | 32 р4 | 32 р4 | 45 р | 45 р |
Жесткіз Візі теікжки,м | 2р5 | 4р | +Р | зр | зр | зр | 2р5 |
Ширині вуз ОЕ1,М | зд | ЗД/ЗД | ЗД1 | 3,16 | 3,16 | 3,16 | ЗДб |
Вжота з левзровоза ЩК ОПУЩЙККСК ТСФСОПРИ4МКИКЙ м | 5,2 | 5,24 5,15 | 5Д | 5Д | 5Д | 5,1 | 5Д |
Типтюеого деиг&тєшс | НБ-412К | НБ-4 18Кб | НБ-418Кб | НБ-607 | НБ-514 | ||
Число тягохих двигітепен | 8 | 6 | 6 | 8 | 8 | 12 | 12 |
Подіешихание ТЯГОВОГО | рамкоє | рамкоє | опорно- | опорно- | опорно- | опорно- | опорно- |
ПЕКГатЄЛЯ | ОСЄЕОЄ | ОСЄЕОЄ | ОСЄЕОЄ | ОСЄЕОЄ | ОСЄЕОЄ | ||
Перши 1 | торосе«. вал | торосе«. Бал | 2-хстор. косозуб. | 2-хстор. вюсозуб. | 2-хстор. зоосозуб. | 2-хстор. вюсозуб. | 2-хстор. вюсозуб. |
7де ХІНІЯМОЩКОСП впевтоовозі.кБт/г | — | — | Ш 34 3 | — | — | 38 | 34 7 |
Передіточное ЧИСЛО | 1:2,64 | 1:1,764 | 88 23 8830 | 88 21 | 88 21 | 8821 | 88 21 |
Массавлеяровоза врабочєм сосгоянкк.т | 176 | Ш 126 | 138 | 192 | 192 | 289 | 288 |
ПАРАМЕТРЫ | Электропоезда | ||||
Э?2Т ЭР2Р | ЭР200 | ЭР9Т | ЭР29 ЭР9Е | ЭРЗО | |
Номинальное напряжение на такогриемнике, кВ | 3 | 3 | 25 | 25 | 25 |
Род тока | ПОСТОЯННЫЙ | ПОСТОЯННЫЙ | переменный | переменный | переменный |
Г од напала постройки | 1987 1982 | 1989 | 1987 | 1986 1984 | 1990 |
Составность | 2Г-5М-ЗП | 2Г-12М | 2Г-5М-ЗП | 2Г-6М-4П 2Г-5М-ЗП | 2Г-6М-4П |
Мощность часового режима (номинальная) навалах ТЭД, кВт | 5640 4800 | 10320 | 3640 | 6240 3640 | 6240 |
Скорость конструкционная Vк, кмДі | 130 | 200 | 100 | 130 | 130 |
Длина тормозного пути при Ук, | 100 | 2100 | — | — | — |
У скор ение гри пуск е и | 0,72 | 0,4 | 0,72 | 0,76 | 0,8 |
груженом поезда мбг | 0,72 | ||||
Замедление при | 0,8 | 0,4 | 0.76 | ||
тормажениц ьЛ2 | 0,72 | ||||
Длина кузова вагона ш | 19,6 | 26 | 19,6 | 21,5 | 21,5 |
торцевым стенкам, м | 19,6 |
Ширина в агона, м Высота вагона от головки рельса до полоза при опущенном токоприемника, м | 3,52 5,48 | 3,14 5,48 | 3,52 5,48 | 3.54 3,52 5,48 | 3,54 5,48 |
Длина поезда по осям автосцепки, м Число дверей на каждой стороне кузов а в агона | 242,1 201,8 2 | 372,4 2 | 201,8 2 | 2Ш 201,8 2 | 264,9 2 |
Число мест для сзздения в вагоне: моторном прицепном головном | 110 107 84 | 56 11 | 110 | 116/107 | 116 |
Общее число мест для свдения в поезде | 1128 1039 | 694 | 624 | 1312 | 1312 |
Масса тары вагона, т: моторном прицепном головном | 57,85 43,5 41,55 | 57,7 50 | 57,85 39 37 | 61,5/5 9,5 49/37 46,3/37 | 60.5 44.5 43 |
Удельная материалоемкость, т/ед. У д епьная энергоемк ость, кДжМм | 0,48 123,8 | 0,47 171,28 | 0,5/0,47 88,96 171,28 | 0,47 | |
Тип тягав ого дв игатепя | 1ДТ.003.1 | 1ДТ.001.3 | 1ДТ.005 | 1ДТ.12У1 | — |
Дизель-поезда | ||||
ПАРАМЕТРЫ | ||||
ДР1А | Д1 | |||
Тип передачи | гидравлическая | гидравлическая | ||
Габарит | 1-ВМ | 1-ВМ | ||
Мощность силовой установки, кВт | 2.736 | 2-730 | ||
Конструкционная скорость, км/ч | 120 | 120 | ||
Число вагонов: | ||||
моторных | 2 | 2 | ||
прицепных | 4 | 2 | ||
Число движущих осей в моторной | 2 | 2 | ||
тележке | ||||
Диаметр новых колес по кругу катания, | 950 | 950 | ||
ММ | ||||
Масса дизель-поезда, т. | ||||
в нагруженном состоянии (с пассажирами | 352 | |||
с полным запасом топлива, воды, масла, песка | 272 | " | ||
Нагрузка от колесной пары на рельс, кН: ведущий | 202 | 170 | ||
поддерживающей моторного вагона | 160 | 130 | ||
прицепного вагона | 95 | 120 | ||
Масса вагона, т. | ||||
моторного | 59 | 68 | ||
прицепного | 37 | 37 | ||
Минимальный радиус проходимых кривых при скорости до 10 км/ч, м | 100 | 100 | ||
Число мест для сидения в вагоне: моторном | 68 | 72 | ||
прицепном | 128 | 128 | ||
Длина по осям автосцепки, мм: дизель-поезда | 154350 | 99080 | ||
моторного вагона | 26012 | 25000 | ||
прицепного вагона | 25582 | 24540 | ||
Максимальная высота кузова моторного вагона отго ловки рельса (без антенны). | 4465 | 4796 | ||
ММ | ||||
Наибольшая ширина кузова по выступающим частям, мм | 3210 | 3184 |
⇐Основные направления в совершенствовании конструкции тягового подвижного состава | Конструкция тягового подвижного состава