Уход за стартерными аккумуляторными батареями

Хранение батарей. Новые, не бывшие в употреблении аккумуляторные батареи хранят в сухих помещениях при температуре не ниже +5°С и не выше +35°С. Батареи устанавливают на стеллажах в один ряд, в нормальном положении выводными клеммами на расстоянии не менее 1 м от отопительных батарей и других нагревательных устройств. Прямые солнечные лучи не должны попадать на батареи.

Пробки батарей должны быть плотно ввинчены, герметизирующие детали (уплотнительные диски, резиновые шайбы) не должны удаляться. Выводные клеммы батарей должны быть смазаны вазелином.

Максимальный срок хранения батарей в сухом виде — от одного до трех лет в зависимости от материалов сепараторов. По истечении максимального срока хранения новых батарей без электролита их необходимо привести в рабочее состояние, т. е. залить электролитом и зарядить.

Батареи, бывшие в эксплуатации даже незначительное время, перед установкой на хранение следует полностью зарядить, уровень и плотность электролита довести до нормальных значений, установить пробки на место в крышки бачков, поверхность батарей насухо протереть, выводные клеммы и межэлементные соединения очистить от грязи и окислов и смазать вазелином. Залитые электролитом батареи, находящиеся на хранении, ежемесячно подзаряжают и 1 раз в три месяца подвергают контрольно-тренировочному циклу.

Заливка батареи электролитом. Непосредственно перед приведением батареи в рабочее состояние удаляют из всех крышек вентиляционные пробки и снимают из-под пробок резиновые герметизирующие диски и заливают батарею электролитом. Электролит — это раствор серной кислоты в дистиллированной воде.

Электролит приготовляют в эбонитовой, стеклянной, вини-пластовой или свинцовой посуде. Применение железной, медной или цинковой посуды не допускается.

При отсутствии дистиллированной воды может быть в крайнем случае применена снеговая или дождевая вода. Собирать воду с железных крыш и хранить в железной посуде нельзя.

Ниже указано допустимое количество примесей в воде для приготовления электролита, мг/л:

Плотный остаток……… 60

Прокаленный остаток……… 40

Железо……………. 0,5

Хлор…………. 5

Скислы кальция и магния……………. 10

Расход 0,ОШ раствора КМпгО* на окисление органических веществ в 1 л воды, см’………………. 25

Для приготовления электролита применяют аккумуляторную серную кислоту по ГОСТ 667-73. Применение технической серной кислоты не допускается. При приготовлении электролита в посуду сначала наливают дистиллированную воду, а затем при непрерывном перемешивании аккумуляторную серную кислоту. Лить воду в кислоту нельзя во избежание вскипания и разбрызгивания раствора и получения ожогов.

Приготовленный электролит для заливки батареи должен быть охлажден до температуры +25°С и иметь плотность при этой температуре 1,27.

В табл. 24 указан состав электролита в зависимости от плотности,

Плотность электролита при 15° С

Количество серной кислоты в л плотностью 1,83 (при 15°С) на 1 л воды

Плотность электролита прн 15°С

Количество серной кислоты в л плотностью 1,83 (при 15°С) на 1 л волы

1,210

0,245

1,300

0,405

1,240

0,295

1,310

0,425

1,255

0,305

1,32

0,450

1,270

0,345

1,340

0,495

1,280

0,365

1,400

0,650

1,285

0,375

Электролит заливается на 10-15 мм выше предохранительного щитка, установленного над сепараторами. Проверяют уровень с помощью стеклянной трубки диаметром 3-5 мм с нанесенными на ней делениями.

Первая зарядка батареи. После заливки электролита аккумуляторные батареи выдерживают от 3 до 6 ч в зависимости от типа батареи. Температура электролита перед зарядкой должна быть не выше 30°С; при более высокой температуре электролита батарее дают остыть.

Положительную клемму аккумуляторной батареи присоединяют к положительному полюсу источника постоянного тока, а отрицательную — к отрицательному. Электродвижущая сила источника тока должна быть несколько (на 2-5 В) выше э. д. с. батареи. Ток при первой зарядке батарей 6СТМ-128МС должен быть 7 А, 6СТК-180М — 10 А.

Зарядку ведут до тех пор, пока не наступит обильное газообразование (кипение) во всех аккумуляторах, а напряжение батарей и плотность электролита не останутся постоянными в течение 3 ч.

Если температура электролита во время зарядки достигает 54°С, зарядный ток снижают наполовину или прерывают заряд на время остывания электролита до 30°С.

Продолжительность первой зарядки батареи 6СТМ-128МС от 25 до 50 ч, 6СТК-180М. от 8 до 10 ч. К концу первой зарядки плотность электролита замеряют ареометром. Она, как правило, оказывается несколько выше нормы. Чтобы довести плотность электролита до нормы (табл. 25), часть его с помощью резиновой груши отбирают из аккумулятора и вместо него наливается дистиллированная вода, пока плотность электролита не будет доведена до нормальной. Если плотность окажется ниже нормы, доливают раствор аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,40. Доведение плотности электролита до нормы производят при замкнутой зарядной цепи. Замеры плотности электролита производят через 30 мин после заливки дистиллированной воды в электролит. При этом необходимо учитывать температурную

Поправку. После первой зарядки батареи могут эксплуатироваться.

Подзаряды и контрольнотренировочные циклы. Находящиеся на хранении батареи типов 6СТМ-128МС, 6СТК-180М, 6СТК-135МС и др„ залитые электролитом, ежемесячно подзаряжают током 10 А и 1 раз в три месяца проводят контрольно-тренировочный цикл. Для этого батарею заряжают током 10 А до постоянства плотности электролита и напряжения в течение 3 ч. При зарядке соблюдают все требования в отношении температуры электролита, указанные выше. После зарядки проверяют уровень и плотность электролита во всех аккумуляторах и доводят до нормы. Батарею ставят на разряд. Ток разряда 11 -15 А в зависимости от типа батареи. Разряд проводят, пока напряжение в одном аккумуляторе не снизится до 1,7 В. Температура электролита в начале разряда должна быть 30-32°С.

Через каждые 2 ч замеряют напряжение аккумуляторов и температуру электролита. После снижения напряжения до 1,85 В замеры производят через каждые 15 мин, а по снижению до 1,75 В — непрерывно.

Замерную емкость батареи (А-ч) приводят к температуре 30°С по формуле с

_ ^зам

Озо- 1 +0,01 (7 — 30) ’

где Сю — емкость батареи, приведенная к температуре +30°С;

СЭам — замеренная емкость батареи;

7 — средняя температура в °С электролита во время разряда батареи.

Эта температура определяется как среднее арифметическое всех замеров температур при разряде. Если приведенная к 30°С емкость батареи окажется ниже установленной для каждого типа батареи (для 6СТМ-128-ПО А-ч; 6СТК-180М-150 А-ч; 6СТК-135М.С — 135 А-ч), то батарею разряжают. Если и после этого емкость будет ниже, то это указывает, что хранить батарею дальше не рекомендуется. Если батарея при разряде имела номинальную емкость, то ее необходимо полностью зарядить и можно поставить на длительное хранение.

Эксплуатационные режимы полной зарядки батарей. Батареи 6СТМ-128МС заряжают током 10 А; батареи 6СТК-180М на первой ступени — током 20 А, затем до конца зарядки на второй ступени — током 10 А. Температурные режимы и признаки конца зарядки такие же, как указано выше.

Климатический район

Плотность электролита при 20°С

Крайние северные районы

Зимой

1,31

с температурой зи<мой ниже -35°С

Летом

1,27

Северные и центральные

1,

27

районы с температурой зи-

мой до -35°С

Южные районы

1,

25

Тропики

1,

22

Обслуживание батареи.

Батарея ежедневно должна очищаться от грязи и пыли. Электролит, пролитый на поверхность батарей, вытирают чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ный раствор). Окислившиеся выводные клеммы батарей и наконечники проводов регулярно очищают и смазывают тонким слоем технического вазелина. Проверяют крепление батарей, плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами батарей. Не допускается натяжение проводов во избежание порчи выводных клемм и образования трещин в мастике. Необходимо регулярно проверять и прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумуляторов. При установке батарей для предохранения от резких встрясок следует подложить под них и между ними резиновые прокладки. От резких встрясок и ударов осыпается активная масса пластин и емкость батареи резко снижается. Трещины, появившиеся на мастике батарей, необходимо устранить путем оплавления мастики, нагретой металлической лопаткой или другим способом, но без применения открытого пламени.

Поврежденные поверхности лакового покрытия деревянных футляров или металлической арматуры следует окрасить черным кислотостойким лаком БТ-783 ГОСТ 1347-67. Не реже чем 1 раз в 10 дней необходимо проверять степень заряженности батарей по плотности электролита и напряжению под нагрузкой, а также ареометром плотность электролита. В полученные показания вносятся температурные поправки согласно табл. 26.

При температуре электролита в аккумуляторах более 15°С поправку прибавляют к показаниям ареометра; при температурах ниже 15°С поправку вычитают. Исправленные показания ареометра сравнивают с данными табл. 26 и определяют степень разряженности батарей.

Разряженную батарею более чем на 25% при температуре в машинном отделении ниже +5°С и более чем на 50% при температуре в машинном отделении выше +5°С необходимо зарядить при эксплуатационном режиме зарядки. Такую зарядку рекомендуется производить 1 раз в месяц независимо от степени разряженности батареи. Уровень электролита поддерживается доливкой дистиллированной воды. Доливать в аккумуляторы раствор аккумуляторной серной кислоты можно только в том случае, если снижение уровня произошло за счет утечек или выплескивания электролита. Плотность доливаемого раствора должна быть такой же, как плотность электролита в аккумуляторах.

Таблица 26

Температура электролита, “С

Поправка к показа-нию ареометра

4-45

4-0,02

4-30

4-0,01

4-15

0,00

0

-0,01

-15

-0,02

Плотность электролита в конце зарядки

Плотность электролита при 15вС, соответствующая разряженности батареи 25%

Плотность электролита при 15вС, соответствующая разряженности батареи 50%

1,310

1,270

1,230

1,285

1,245

1,205

1,270

1,230

1,190

1,240

1,200

1,160

Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита дана в табл. 27.

При температуре в машинном отделении ниже 5°С батареи необходимо утеплять или обогревать. При прогреве дизелей на холостом ходу следует поддерживать частоту вращения, обеспечивающую зарядку батареи от генератора двигателя.

Неисправности аккумуляторных батарей. Наиболее частыми причинами неисправностей батарей являются сульфатация пластин, короткое замыкание и наличие в электролите вредных примесей.

Признаками сульфатации пластин являются: повышенное по сравнению с обычным напряжение в начале зарядки, преждевременное обильное выделение газа, незначительное повышение плотности электролита, повышенная температура и пониженное напряжение в конце зарядки, пониженная емкость и низкое напряжение при разрядке.

Признаками короткого замыкания являются: незначительное повышение плотности электролита и напряжения в конце зарядки, отсутствие или слабое газовыделение при наличии низкого напряжения и низкой плотности электролита, быстрое повышение температуры, сильное снижение напряжения при кратковременной разрядке. При разомкнутой цепи — низкое напряжение в отдельных аккумуляторах при нормальной плотности электролита.

При наличии вредных примесей в электролите наблюдается систематическое падение напряжения аккумуляторов при разомкнутой цепи и низкая емкость батареи.

Неисправные аккумуляторные батареи следует сдавать в ремонт, а взамен ставить исправные из запаса. Для устранения сульфатации аккумуляторные батареи разряжают, затем электролит из батарей выливают, заливают в них дистиллированную воду и заряжают батареи соответствующим током до постоянства плотности электролита и напряжения в течение 5-6 ч. В конце зарядки электролит из батарей выливают. В аккумуляторы заливают электролит нормальной плотности и повторяют зарядку батарей.

Короткие замыкания устраняют путем вскрытия аккумуляторов и удаления очагов замыкания.

Неисправности электрооборудования и способы их устранения | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Устройство основных деталей и частей кранов

Добавить комментарий