По характеру работы на железнодорожном транспорте наиболее распространены краны на железнодорожном ходу, хотя используются и краны на гусеничном и пневматическом ходу. Краны состоят из двух основных частей: ходовой платформы и подъемно-поворотной рамы со стрелой и грузозахватными устройствами. На поворотной раме также размещаются: силовая установка, основные рабочие механизмы крана, стрела с грузозахватными устройствами и органы управления.
На каждом самоходном стреловом полноповоротном кране как минимум имеются четыре механизма: подъема груза, изменения вылета стрелы, поворота верхней части крана и механизм передвижения крана самоходом. Все этн механизмы могут приводиться в движение от отдельных приводов или в комплексе от одного силового привода.
На рис. 1, 2 показаны стреловые полноповоротные краны, краны на железнодорожном ходу грузоподъемностью 15, 16 т.
Технической характеристикой крана являются грузоподъемность, мощность силового привода и суммарная мощность установленных двигателей, скорость подъема груза и передвижения крана самоходом, время полного изменения вылета стрелы, частота вращения поворотной рамы крана, наибольшая высота подъема грузозахватного устройства, радиус, описываемый поворотной частью крана, габаритные размеры, масса крана и допустимая скорость транспортировки крана в составе поезда.
Мощность тепловых двигателей (паровых, двигателей внутреннего сгорания) выражается в лошадиных силах (л. с.), а электрических в киловаттах (кВт).
Скорость подъема груза, передвижения самоходом выражается в метрах в 1 мин (м/мин), а скорость транспортировки крана в составе поезда в километрах в 1 ч (км/ч).
Время подъема или опускания стрелы крана от одного крайнего положения до другого выражается в минутах (мин).
Быстрота поворота верхней рамы крана характеризуется частотой вращения.
Вылетом стрелы называется расстояние по горизонтали между осью вращения крана и вертикальной линией, проходящей через точку подвеса груза.
От вылета стрелы зависит величина обслуживаемой краном площади: чем больше вылет, тем больше эта площадь; но с увеличением вылета повышается возможность опрокидывания крана, так как снижается его устойчивость; поэтому при увеличении вылета должен быть уменьшен вес поднимаемого груза. Для повышения устойчивости и возможности поднятия более тяжелого груза
Рис. 1. Дизель-электрический кран КДЭ-161 грузоподъемностью 16 т:
1 — портал крана; 2-кузов крана; 3 -грузовая стрела; 4 — поворотная часть крана; 5 — опорно-поворотное устройство; 6 — ди-зель-генераторная установка; 7 — глушитель; 8 — механизм подъема стрелы; 9 — кронштейн-держатель кабеля; 10 — станция управления; 11 — тележка ходовая; 13 — нижняя ходовая рама; 13 — лебедка грузовая; 14 — аутригер; 15 — механизм передвижения; 16 — бак топливный; 17 — механизм поворота; 18 — сиденье машиниста; 19 — пульт управления
/ — вал грузовых барабанов; 2 — главный вал; 3 — вертикальный вал привода колесных пар; 4- горизонтальный вал механизма подье-•ма стрелы; 5 — горизонтальный вал поворота; 6 — вертикальный вал механизма подъема стрелы; 7 — главный вентиль; 8 — регулятор пара; 9 — ось стрелового барабана; 10 — барабан подъема стрелы; //- внлка; 12 — траверса; 13 — грузовые барабаны; 14- указатель грузоподъемности; 15-верхнее опорное кольцо; 16 — опорные катки; 17- нижнее опорное кольцо; 18-гайка центрального шкворня; 19 — центральный шкворень; 20 — вертикальный вал поворота; 21 — горизонтальный вал привода колесных пар; 22 — кулачковая муфта; 23 — ручной привод тормоза тележкн; 24 — фрикционы поворота; 25 — тормоз поворота; 26 — фрикционы груза; 27 — тормоза груза; 28 — фрикционы привода колесных пар; 29 — тормоз привода колесных пар; 30 — привод воздушного тормоза тележки; 31 — аутригер; I — червяк; И — шестерня механизма подъема стрелы; III — венец поворота; IV — цилиндрическая шестерня вертикального вала поворота; V — цилиндрическая шестерня горизонтального вала привода колесных пар; VI — нижняя коническая шестерня вертикального вала привода колесных пар; VII — коническая шестерня горизонтального вала привода колесных пар; VIII — цилиндрическая разъемная шестерня; IX — цилиндрическая шестерня вала грузовых барабанов; X — цилиндрическая шестерня главного вала; XI — промежуточная шестерня; XII -левая цилиндрическая шестерня горизонтального вала механизма подъема стрелы; XIII — коническая шестерня горизонтального вала механизма подъема стрелы; XIV — коническая шестерня горизонтального вала поворота; XV — коническая шестерня горизонтального вала поворота; XVII — правая цилиндрическая шестерня горизонтального вала механизма подъема стрелы; XVIII —
коническая шестерня главного вала
Тип крана |
Грузоподъемность, т |
Вылет стрелы, м |
Длина стрелы, м |
Наибольшая высота подъема зева крюков, м |
Емкость грейфе-, ра, м8 |
Скорость л подъема груза, м/мин |
Время полного подъема стрелы, 1 мин |
• « О X а. з о п о о о е Л <а « и 5 8 а, ПТ Н п |
Скорость пере-; движения крана самоходом, м/мин |
Скорость следования в составе поезда, км/ч |
Общая масса крана в рабочем состоянии, т |
Род привода, марка двигателя |
Мощность двига-1 | теля, л. с. 1 |
||
при наименьшем вылете стрелы |
при наибольшем вылете стрелы |
наимень ший |
наибольший |
||||||||||||
1 |
о |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
13 |
14 |
15 |
15 |
|
ПК-б |
6,0 |
2,5 |
5,0 |
10,0 |
10,3 |
10,3 |
1,5 |
12,0 24,0 |
1.5 |
2.0 |
70,0 |
50,0 |
34,0 |
Паровая машина |
45,0 |
МК-6 |
6,0 |
2,4 |
5,0 |
10,5 |
10,3 |
10,3 |
1,5 |
‘ |
50,0 |
32,5- 33,1 |
Двигатели внутреннего сгорания Урал ЗИС-355 или ЗИС-353А |
85,0 |
|||
ПК-18,5 |
18,5 13,0 |
4.5 3.5 |
4,5 |
12,5 |
12,0 |
— |
— |
7,5 |
1,75 |
2,5 |
150,0 |
50,0 |
56,0 |
Паровая машина |
70,0 |
ПЖ-25 |
25.0 16.0 |
5.0 3.0 |
6,0 4,5 |
13.0 14.0 |
15,0 |
15,0 |
1,5 |
12,5 |
1,5 |
2,15 |
100,0 |
— |
73,7 |
То же |
140,0 |
Я-45 |
45.0 20.0 |
7.0 3.0 |
4,6 |
14,0 |
14,0 |
11,0 |
2,5 |
6,0 30,0 |
2,5 |
2,0 |
83,0 |
60,0 |
109,0 |
140,0 |
ПЖ-45: Г лавный “і крюк / |
45.0 10.0 |
13,5 8,0 |
6,0 |
13,0 7,0 |
13,8 |
11,0 |
_ |
3,0 |
1,85 |
1,2 |
166,0 |
60,0 |
104,0 |
» |
75,0 |
Вспомога- |
10,0 |
10,0 |
11,0 |
1,85 |
104,0 |
||||||||||
тельный [ крюк ‘ |
тз |
2Т0 |
7,5 |
15,2 |
12,0 |
1,2 |
166,0 |
60,0 |
» |
•75,0 |
|||||
ПЖ-75: Г лавный |
75,0 |
9,0 |
9,5 |
16,5 |
17,55 |
_ |
.. |
1,25 |
_ |
0,35 |
83,0 |
60,0 |
» |
130,0 |
|
крюк Вспомога- |
20,0 |
9,0 |
17,0 |
20,0 |
17,55 |
— |
— |
10,0 |
— |
0,75 |
83,0 |
60,0 |
— |
» |
130,0 |
тельный крюк |
|||||||||||||||
15,0 |
4,2 |
4,5 |
26,4 |
1,0 |
2,5 |
||||||||||
ПКЦУМЗ-15 |
ю’о |
274 |
4,0 |
12,0 |
12,0 |
11,8 |
1,5 |
52,8 |
165,0 |
40,0* |
53,5 |
» |
100,0 |
||
7,5 |
1,3 |
4,5 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
— |
26,4 |
— |
— |
— |
— |
54,1 |
» |
||
(грейферное исполнение) |
— |
3,75 |
— |
12,0 |
14,0 |
11,8 |
1,5 |
26.4 |
— |
— |
— |
— |
62,0 |
» |
— |
КДВ-15 |
15,0 |
3,5 |
4,5 |
13,5 |
14,0 |
13,5 |
1,5 |
15,4-20,5 |
49,6 |
Двигатели |
100,0 |
||||
10,0 |
2,25 |
14,0 |
61,6 |
внутреннего |
|||||||||||
сгорания ЗИЛ-164 |
|||||||||||||||
7,5 |
1,3 |
4,5 |
18,0 |
18,0 |
18,0 |
— |
30,8 |
0,87 |
2,9 |
195,0 |
60,0 |
49,6 |
То же |
||
ПКЦУМЗ-15 |
15.0 10.0 |
4,2 2,7 |
4,5 4,0 |
12,0 |
14,0 |
13,8 |
1,5 |
10,95-14,6 |
0,6 |
2,02 |
150,0 |
60,0 |
55,03 |
» |
100,0 |
7,5 |
1,3 |
4,5 |
18,0 |
18,0 |
17,8 |
— |
21,9 |
— |
— |
— |
— |
55,27 |
» |
100,0 |
Тип крана |
Грузоподъемность, т |
Вылет стрелы, м |
Длина стрелы, м |
‘ Наибольшая высота подъема зева крюков, м |
О) •в0> о, л н о Е 5 я Ш о, 8 |
Скорость подъема груза, м/мин |
Время полного подъема стрелы, мин |
Частота поворо-? та крана, об/мии |
Скорость передвижения крана самоходом, м/мин |
Скорость следования в составе поезда, км/ч |
Общая масса крана в рабочем состоянии, т |
Род привода, марка двигателя |
Мощность двигателя, д. с. |
||
при наименьшем вылете стрелы |
при наибольшем вылете стрелы |
наимень ший |
наибольший |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
12 |
13 |
14 |
15 |
іб |
||
КМ-16 |
16,0 10,2 |
3,1 2,3 |
4,5 4,0 |
13,4 13,8 |
14,0 |
13,5 |
1,5 |
15,4-20,5 61,1 |
0,87 |
2,9 |
195,0 |
60,0 |
54,6 |
Двигатели внутреннего сгорания ЗИЛ-164 |
100,0 |
7,9 |
1,4 |
4,0 |
18,0 |
18,0 |
17,8 |
— |
30,8 |
||||||||
КДЭ-151 |
15.0 10.0 |
4,0 2,6 |
5,0 |
14,0 |
15,0 |
14,2 |
1,5 |
17,6-26,5 53,0 |
1,05 |
2,6 |
215 |
60,0 |
54,5 |
Дизель-гене-раторная установка |
150,0 |
10,0 8,5 |
2,4 2,0 |
5,0 |
15,0 |
20,0 |
19,0 |
— |
26,5 |
||||||||
КДЭ-161 |
16,0 10,0 |
4.9 2.9 |
5,0 |
14,0 |
15,0 |
14,2 |
1,5 |
8,8-17,6 63,0 |
0,62 |
2,0 |
175,0 |
60,0 |
53,1 |
То же |
119 |
11,2 7,4 |
4,2 2,6 |
6,0 |
14,0 |
20,0 |
19,0 |
— |
13,0-26,0 |
КДЭ-251 |
25.0 16.0 |
7,3 3,8 |
5,0 |
14,0 |
15,0 |
13,5 |
1,5 |
6,3-10,6 63,0 |
1.4) |
1,5 |
130,0 |
60,0 |
66,9 |
» |
115 |
16.5 10.5 |
4,9 2,6 |
6,0 |
18,0 |
20,0 |
18,2 |
— |
8,8-17,6 |
||||||||
КДЭ-162 |
16,0 10,0 |
4,8 3,0 |
5.0 5.0 |
14,0 |
15,0 |
14,0 |
1.5 |
8,95-17,6 |
0,63 |
2,0 |
180,0 |
60,0 |
52,57 |
» |
115 |
11,8 10,0 |
3,4 3,0 |
6,0 5,2 |
17.0 14.0 |
20,0 |
19,0 |
— |
13,4-26,8 |
||||||||
КДЭ-252 |
25.0 16.0 |
6,9 4,0 |
4,9 4,8 |
14,0 |
15,0 |
13,9 |
1,5 |
5,36-10,72 53,0 |
1,0 |
1,5 |
83,0 |
60,0 |
64,77 |
» |
115 |
16,8 |
4,7 |
6,0 |
18,0 |
20,0 |
— |
— |
8,95-17,9 . |
||||||||
КДЭ-163 |
16,0 10,0 |
4,8 3,0 |
5,0 5,3 |
14,0 |
15,0 |
14,2 |
1.5 |
8,9-17,8 53,7 |
0,63 |
2,0 |
173,0 |
80,0 |
53,1 53,58 |
» |
115 |
11,5 7,7 |
3,2 1,8 |
6,0 |
18,0 |
20,0 |
19,0 |
— |
13,4-26,8 |
Тип крана |
Грузоподъемность, т |
Вылет стрелы, м |
Длина стрелы, м |
1 Наибольшая высота подъема зева крюков, м |
<о •9* $ а с, 5 0 3 и Д «Г И а, |
Скорость подъема груза, м/мин |
Время полного подъема стрелы, мии |
^ 1 Частота поворота | крана, об/мин |
і Скорость пере-| движения крана самоходом, м/мин |
Скорость следования в составе поезда, км/ч |
Общая масса крана в рабочем состоянии, т |
Род привода, марка двигателя |
„ 1 Мощность ДНИ- 1 ® 1 гателя, л. с. • |
||
при наименьшем вылете стрелы |
при наибольшем вылете стрелы |
наимень ший |
наибольшей |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
КДЭ-253 |
25.0 16.0 |
6,8 4,5 |
5,0 |
14,0 |
15,0 |
13,8 |
1,5 |
5,3-10,6 |
1,0 |
1,5 |
133 |
80,0 |
66,41 67,18 |
Дизель-генеэаторная установка |
115 |
18,0 |
53,7 |
||||||||||||||
16,7 10,5 |
6.3 2.4 |
6,0 |
14.0 18.0 |
20,0 |
18,5 |
— |
8,9-17,8 1 |
||||||||
ЕДК-25 Главный крюк Вспомога тельный крюк |
25.0 15.0 |
10,0 6,0 |
5,0 6,6 |
12,0 |
14,1 |
9,0 |
1,5 |
3,0 |
Д1.0 8,0 |
1,0 0,5 |
15.0 15.0 |
65.0 65.0 |
110,0 97,0 |
То же » |
100,0 100,0 |
юл 10,0 |
7.3 4.4 |
8,0-13,0 9,5 |
16,0 |
— |
12,0 |
7,5 |
|||||||||
ЕДК-50 |
50,0 | 17,8 |
5,0 12,0 I — |
10,0 |
— | 1,5-5,0 |
|||||||||||
ЕДК-100,0 Главный крюк Вспомога тельный крюк |
100,0 20,0 |
3.0 1.0 |
7,0 |
25.0 14.0 |
23.0 14.0 |
18,0 |
— |
2,0 |
5,С > |
1,07 |
88,С |
80,0 |
— |
» |
2X85 |
14.0 14.0 |
3.0 1.0 |
7,0 |
25,0 4,0 |
19,83 |
20,0 |
15,5 |
ЕДК-300 |
60,0 17.0 Без опор вдоль пут + 1 30.0 |
14,0 3.0 со стрелої и, поворот 0°: 8.0 |
5.5 5.5 |
14.0 14.0 |
13,7 |
Груз до 60,0т -3,0 м/мин Груз до 10,0т -15,0 м/мин |
. 2,7 |
1,0 |
60,0 |
100,0 |
103,0 |
» |
102,0 |
||
ЕДК-500 |
80,0 10,5 С опора!, поворот и без опор вдоль пут ±7 50.0 Соперами 40.0 С опорами 25.0 |
13,0 То їй 4,4 м, а 360° или.о стрелой и, поворот 0°: 7,5 6 м: 4.0 4,4 м: 2.0 |
6.25 9,0 6.25 7,45 |
21,0 21,0 28,5 |
Нормаль ная Удлинен ная |
17,5 |
Г руз до 80 т -3,0 м/мин Груз до 40 т -6,0 м/мин Груз до 20 т -2,0 м/мин |
3,0 |
1,0 |
100,0 |
100,0 |
114,0 |
» |
200,0 |
|
ЕДК-1000/1 Г лавиый крюк Вспомога тельный крюк |
125.0 Без опор вдоль п ворог 125.0 С опорам] опор со вдоль пу ворот, 20,0 |
29.0 :о стрелой ути, по-±7°. 38.0 л или без стрелой ти, по-±7°; 20.0 |
7.0 7.0 8,2 |
25.0 25.0 28.0 |
Нормаль ная |
22,0 24,0 |
Груз до 40 т -4,0 м/мин Груз до 125 т -2,0 м/мин 12,5 |
4,4 . |
,05 |
100,0 |
100,0 |
156,0 |
» |
204 |
Тип крана |
Грузоподъемность, т |
Вылет стрелы, т |
Длина стрелы, т |
Наибольшая высота подъема зева крюков, м |
I Ёмкость грейфе-1 ра, м8 |
Скорость подьема груза, м/мин |
I Время полного 1 подъема стрелы, 1 мнн |
Частота поворота крана, об/мнн |
Скорость пере—движения крана самоходом, м/мин |
Скорость следования в составе поезда, км/ч |
Общая масса крана в рабочем состоянии, т |
Род привода, марка двигателя |
і Мощность ДВИ-; гателя, л. с |
||
при наименьшем вылете стрелы |
при наибольшем вылете стрелы |
наимень ший |
наибольший |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 ^ |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
ЕД К-1000/1 |
|||||||||||||||
Г лавный |
60,0 |
6,0 |
9,45 |
39,8 |
Удлинен- |
37,0 |
Груз до 20 т |
||||||||
крюк |
иая |
-4,0 м/мин |
|||||||||||||
Груз до 60 т |
|||||||||||||||
-4,0 м/мин |
|||||||||||||||
Вспомога- |
10,0 |
5,5 |
10,65 |
43,15 |
» |
40,0 |
25,0 |
||||||||
тельный |
|||||||||||||||
крюк |
|||||||||||||||
ДЭК-20 |
20,0 |
3,24 |
11,0 |
Дизель-г ене- |
93,0 |
||||||||||
15,0 |
2,2 |
4,5 |
14,0 |
14,0 |
1,5 |
44,0 |
1,65 |
1,84 |
110,0 |
80,1 |
61,7 |
раторная установка |
|||
10,0 |
1,8 |
6,0 |
17,0 |
20,0 |
22,0 |
62,3 |
|||||||||
КЖДЭ4-25М |
25,0 |
5,0 |
|||||||||||||
10,0 |
3,0 |
6,0 |
14,0 |
15,0 |
11,6 |
1,45 |
1,5 |
115 |
61,7 |
То же |
85,0 |
||||
13,5 4,0 |
3,5 0,6 |
8,0 |
18,0 |
25,0 |
19,3 |
65,06 |
Примечания. 1. Значения скоростей в таблице даны в чіслітеде при рібота крані с крюком, в знаменателе с грейфером.
2. Значения грузоподъемности и вылетов стрелы даны в чісл-ітглі с праманенчэм выюсяых опор, в знаменателе при работе без них.
3. Для кранов на ходовых тележках ЦНИИ-ХЗ (обэзяачзяо *) скорость слздозаяия в составе поезда допустима до 60 км/ч.
краны оборудуют дополнительными выносными опорами (аутригерами). В этом случае кран имеет двойную техническую характеристику по грузоподъемности: для работы без дополнительных опор и для работы с ними.
Максимальная грузоподъемность крана обусловливается величиной веса наибольшего груза, на подъем которого рассчитан кран, для работы при наименьшем вылете стрелы и дополнительных опорах (аутригерах).
Собственная масса грузозахватных устройств (кроме грузового крюка): грейфера, грузового электромагнита, чалочных устройств и т. д. учитывается в составе общего веса поднимаемого груза.
В табл. 1 приведены технические характеристики наиболее распространенных в народном хозяйстве СССР самоходных, полноповоротных, стреловых кранов на железнодорожном ходу, выпускаемых и выпускавшихся отечественными заводами и некоторыми зарубежными фирмами.
Наиболее мощные краны (от 45 до 125 т и выше) используются на железных дорогах в составе аварийно-восстановительных поездов.
⇐Классификация кранов | Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Производительность крана⇒