Грузоподъемные краны относятся к машинам прерывного действия и предназначены для поднятия и перемещения грузов на сравнительно небольшие расстояния. Они бывают стационарные и передвижные.
В зависимости от конструкции остова и характера движения краны разделяют на три основные группы:
а) стреловые (на железнодорожном, гусеничном илн автомобильном ходу, портальные и полупортальные, мачтово-стреловые, плавучие, велосипедные и краны-укосины);
б) мостового типа (козловые, мостовые, перегрузочный мост). Ферма таких кранов перекрывает обслуживаемую площадь, что позволяет транспортировать грузы в пределах прямоугольной формы этой площади;
в) кабельные, перемещающие грузы по линии (если концевые башни его стационарны) и в пределах прямоугольника или сектора (если обе или одна из башен подвижны).
Краны стреловые могут быть полноповоротными или неполноповоротными. Стационарные неполноповоротные краны перемещают груз в пределах площади, имеющей конфигурацию сектора, а полноповоротные краны — в пределах круга. Передвижные стреловые краны на рельсовом ходу перемещают груз в пределах площади, параллельной путям, а на гусеничном или автомобильном ходу в пределах площади любой конфигурации.
В зависимости от типа привода различают краны с ручным или механическим приводом.
Краны с ручным приводом имеют небольшую грузоподъемность и используются главным образом при незначительном объеме перегрузочных работ.
Краны с механическим приводом в зависимости от установленною на них основного силового агрегата подразделяют на паровые, электрические, краны с приводом от двигателя внутреннего сгорания непосредственно (однодвигательные), например, краны ПК-6, МК-6, КДВ-15 или в сочетании с электрическим генератором (многодвигательные — дизель-электрические краны серии КДЭ и ЕДК). В последнее время все больше появляется кранов с гидравлическим приводом (дизель-гидравлические).
На паровых кранах устанавливаются паровой котел и паровая машина, приводящая в действие все его механизмы. Паровой привод на кране по сравнению с другими видами приводов отличается простотой, надежностью и обеспечивает бесступенчатое изменение скоростей работы крана, однако имеет ряд недостатков:
а) низкий коэффициент полезного действия (около 5%);
б) большие габаритные размеры и увеличенный вес;
в) непроизводительный расход топлива и необходимость непрерывного обслуживания и наблюдения за паровым котлом даже в период перерыва в работе крана;
г) значительное время (45-60 мин) затрачивается на приведение крана в рабочее Состояние или его остановку;
д) длительное время находится в ремонте из-за периодической промывки котла.
На кранах с однодвигательным приводом применяются как дизельные, так и карбюраторные двигатели внутреннего сгорания. Однодвигательный привод требует сравнительно сложных, зависимых друг от друга механизмов, со значительным количеством соединительных муфт, что является его недостатком. За последнее время все большее распространение получили краны дизель-элек-трические с многодвигательным приводом, на которых установлена дизеяь-генераторная установка, обеспечивающая электроэнергией двигатели каждого отдельного приводного механизма. Эти краны могут питаться током и от внешней сети.
Каждый механизм имеет самостоятельный привод и может быть включен или отключен независимо от других механизмов.
В кранах с электрическим приводом отдельные его механизмы приводятся в действие от электродвигателей, питаемых током от внешней сети через силовой кабель, закрепляемый или на нижней части крана или подводимый через крышу крана. Этот привод наиболее экономичен и прост по своему устройству. Затрата рабочей силы при обслуживании электрического крана меньше примерно в 2,5 раза, чем на паровом кране, и в 1,3 раза при приводе от двигателя внутреннего сгорания. Однако кабель значительно сокращает поле действия, поэтому кран может работать лишь при наличии на рабочей площадке силовой линии и мест подключения к ней. В зависимости от условий работы отдельных механизмов и крана в целом, степени их загрузки по времени и по грузоподъемности для кранов с механическим приводом устанавливаются четыре группы режимов работы: легкий — Л, средний — С, тяжелый — Т и весьма тяжелый — ВТ. Группа режима работы определяется соответствующими расчетами по формулам Госгортехнадзора и указывается в техническом паспорте крана.
На железнодорожном транспорте широкое применение получили полноповоротные стреловые самоходные краны, которые используются на погрузочно-разгрузочных работах на грузовых дворах, угольных складах, локомотивных депо, в составе аварийно-восстановительных поездов и в строительстве на работах по монтажу оборудования.
Грузоподъемные краны на железнодорожном ходу | Основные технические данные стреловых полноповоротных кранов⇒