Пыль состоит из мелких твердых частиц, возникающих при разрушении и истирании более крупных частиц в процессе транспортировки и переработки.
Вид и состав пылевых частиц зависит от вида груза и оказывает основное влияние на распространение пламени при пожаре и взрыве.
Спектр перемещаемых грузов в транспортно-складских системах достаточно широк и подразделяется на органические, минеральные и химические (рис.6.2). При этом некоторые грузы могут быть отнесены к двум и более группам.
Органическая пыль, выделяемая зерновыми грузами (пшеница, овес, кукуруза и т.д.), продуктами перемола (мясная, костная, рыбная мука) и различными биодобавками — одна из самых сложных по качественному составу групп соединений, поступающих в окружающую среду.
Рис. 6.2. Классификация видов пыли
Кукуруза считается наиболее пыльным зерном и представляет наибольшую проблему. В сравнении с кукурузой количество пыли, выделяемое пшеницей, незначительно. Кроме того, различные партии зерна содержат различное количество пыли в зависимости от условий уборки и сушки; например, уборка сырой кукурузы и последующая искусственная сушка на элеваторе вместо естественной сушки приводят к повышенному дроблению зерна и более высокому, в сравнении с обычным, количеству пыли.
Продукты перемола, в том числе компоненты комбикорма (мясная, костная, рыбная мука), относятся к менее пыльным грузам в связи с повышенным содержанием животного жира, однако его потеря в результате грузовых операций сопряжена с повышением популяционного состава грызунов и птиц. Биологические добавки способствуют повышенному развитию микробного патогенного и условно-патогенного состава, а также распространению грибков.
К химической пыли относятся пестициды (гербициды, инсектициды), различные виды удобрений (азотные, фосфорные). Повышенную пожаро- и взрывоопасность представляют азотные удобрения, например, аммиачная селитра, входящая в состав взрывчатых веществ.
Минеральная пыль представляет газопылевые выбросы тонких и более крупных частиц (до 63 мкм), строительных материалов (песка, цемента, мела), каменного угля, щебня.
Взрывоопасность пыли обычно возрастает с уменьшением размера частиц. Пыль с размерами частиц 40 мкм и меньше наиболее опасна, и ее предпочтительно не возвращать в транспортный поток, а выгружать из пылеотделителей и хранить в отдельных резервуарах, бункерах, расположенных на расстоянии от складских помещений.
Важное значение при разработке мероприятий, предотвращающих пожаро- и взрывоопасные ситуации, имеет поддержание оптимальной влажности транспортируемого груза. Более сухие частицы легко возгораются. Снижение взрывоопасности благодаря повышенной влажности происходит по двум причинам: поглощение тепла при испарении влаги во время сгорания пыли и уменьшение рассеивания, вызываемое влажностью, что способствует предотвращению равномерного распределения частиц пыли в воздухе и, следовательно, препятствует распространению пламени.
⇐Контрольные вопросы по 5 главе | Емкости для сыпучих грузов в транспортно-грузовых системах | Значимость экологизации транспортно-технологического процесса⇒