Поездное положение. В пути следования до момента торможения ручки обоих кранов машиниста необходимо держать во втором (поездном) положении.
При этом положении ручки поездного крана машиниста давление в тормозной магистрали поддерживается величиной, на которую отрегулирован питательный клапан.
При третьем положении (поддержании) ручки поездного крана давление в тормозной магистрали будет тоже автоматически поддерживаться, но только при нормальной утечке воздуха из магистрали поезда, а при большой утечке проходное отверстие крана не обеспечит пополнение давления и может получиться самоторможение.
Служебное торможение. Перед тем как применять торможение, ручку крана машиниста следует перевести сначала в положение перекрыши и выдержать 5-7 сек.: этим уравнивается давление в тормозной магистрали и достигается более плавное торможение.
После выдержки в положении перекрыши ручку крана машиниста надо перевести в положение служебного торможения (пятое), снизить давление на 0,5-0,6 ат и затем переставить её в положение перекрыши.
Для получения плавного торможения, перед тем как делать первую ступень торможения, необходимо затормозить тепловозный тормоз ступенями вспомогательным краном. Это делается для того, чтобы получить плавное торможение состава. Так как тепловозный воздухораспределитель быстро наполняет тормозные цилиндры, то это может вызвать большой тормозной эффект у тепловоза и неизбежное набегание состава.
Для увеличения степени торможения ручку крана машиниста необходимо снова поставить в пятое положение, снизить давление в магистрали на 0,2-0,3 ат и опять перевести ручку в положение перекрыши.
При наличии прямодействующих тормозов на вагонах для поддержания питания тормозной магистрали ручку крана машиниста следует периодически переводить из положения перекрыши в положение поддержания и обратно в положение перекрыши и наблюдать при этом за показанием чёрной стрелки воздушного манометра.
Отпуск. Для получения отпуска тормозов ручку поездного крана машиниста из положения перекрыши нужно перевести в положение поддержания (третье), при этом отпуск тормозов вагонов будет происходить медленно, а тепловозный тормоз будет поддерживаться заторможенным.
Во избежание оттяжки по получении отпуска тормозов вагонов необходимо сначала перевести ручку вспомогательного крана в положение перекрыши, а ручку поездного крана машиниста-во второе положение (поездное); после этого ступенями отпустить тепловозный тормоз путём периодического перемещения ручки вспомогательного крана из третьего положения во второе и обратно. То же самое можно получить перемещением ручки поездного крана машиниста из третьего положения (поддержания) во второе (поездное), не прибегая к помощи вспомогательного крана.
Получение быстрого и плавного отпуска тормозов. Для получения быстрого и плавного отпуска тормозов состава ручку вспомогательного крана надо перевести в положение перекрыши, а ручку поездного крана машиниста поставить сначала в первое положение на 10-15 сек., а потом в поездное положение. После отпуска тормозов состава отпустить ступенями тепловозный тормоз. Это выполняется периодическим перемещением ручки вспомогательного крана из третьего во второе положение и обратно в третье.
Чтобы предупредить получение неплавного отпуска тормозов, следует избегать выполнять отпуск переводом ручки поездного крана машиниста из положения перекрыши в поездное без предварительной постановки ручки вспомогательного крана в третье положение, так как при поездном положении ручки вспомогательного крана тепловозный тормоз отпускает быстрее, чем тормоза состава, что может вызвать оттяжку и даже обрыв состава.
Перезарядка тепловозного тормоза вызывает самоторможение. Чтобы избежать перезарядки тепловозного тормоза и последующего его самоторможения, следует после одной ступени торможения ручку поездного крана машиниста при отпуске держать в первом положении не более 1(>-15 сек., а потом перевести во второе положение с тем, чтобы дать возможность отпускной волне воздуха достигнуть хвоста поезда и вызвать начало отпуска тормозов. Если же ручку крана машиниста передержать в первом положении больше указанного времени, то тепловозный тормоз может перезарядиться до давления выше нормального, а с переводом ручки крана в поездное положение и с понижением давления в магистрали до нормального получится самоторможение тепловоза.
В таких случаях тормоз тепловоза постановкой ручки вспомогательного крана машиниста в первое положение отпустить будет невозможно. Постановкой ручки вспомогательного крана в первое положение тепловозный тормоз отпустит, но с переводом ручки в поездное положение тепловозный тормоз может опять затормозить. Чтобы в таком случае отпустить тепловозный тормоз, следует поездным краном машиниста сделать под ряд несколько торможений и этим уменьшить зарядное давление в камере давления. Устранить перезарядку можно уменьшением давления в камере путём открытия выпускного клапана, если такой имеется в соединении с камерой.
Полное служебное торможение. Для получения полного служебного торможения поезда после выдержки ручки крана машиниста в положении перекрыши перевести её в пятое положение и после снижения давления в магистрали на 1,5 ат перевести ручку в положение перекрыши; при этом необходимо сделать первую ступень порядка 0,6-0,7 ат.
Во избежание набегания состава, прежде чем приступать к торможению поезда, следует тепловоз затормозить вспомогательным краном до получения первой ступени торможения.
Для питания тормозной магистрали необходимо ручку крана машиниста периодически переводить из положения перекрыши в положение поддержания и опять в положение перекрыши. За поддержанием давления нужно следи1ь по показанию чёрной стрелки воздушного манометра.
Отпуск тормозов после полной остановки поезда. После торможения поезда до полной его остановки отпуск тормозов следует делать только по истечении не менее 30 сек. после остановки поезда.
Прежде чем начать отпуск тормозов, ручку вспомогательного крана надо поставить в положение перекрыши, а ручку поездного крана перевести впервое положение на 10-15сек., апосле этого в поездное положение и ступенями отпустить тепловозный тормоз. Буфера поезда при этом будут находиться в сжатом состоянии, что облегчит трогание поезда при его отправлении.
Следование поезда по затяжному уклону. При следовании поезда по затяжному уклону с составом на автотормозах Матросова тормозить следует одной ступенью, снижая давление в магистрали в один приём на 0,5 — 0,6 ат.
Ручку крана машиниста после выдержки в положении перекрыши (5-6 сек.) перевести в пятое положение и по получении требуемого снижения поставить в положение перекрыши.
Если тормозное усилие получилось достаточное для поддержания необходимой скорости, то питать магистраль воздухом надо путём перемещения ручки крана машиниста из положения перекрыши в третье положение и опять в перекрышу, рбращая при этом внимание на показание чёрной стрелки манометра.
Больших снижений давления в магистрали, а тем более полных торможений следует избегать, так как это вызывает большой расход воздуха из запасных резервуаров.
Для пополнения резервуаров воздухом при отпуске до нового торможения времени может быть недостаточно и таким образом несколькими полными торможениями можно ослабить действие тормозов поезда.
При отпуске и зарядке тормоза поезда, прежде чем перевести ручку крана машиниста в первое положение, ручку вспомогательного крана надо поставить в положение перекрыши и этим оставить тепловозный тормоз заторможенным и несколько замедлить развитие скорости на уклоне.
Постановка ручки поездного крана машиниста в первое положение и потом во второе обеспечит отпуск тормоза и быструю зарядку его до начала следующего торможения.
Если при следовании по уклону имеется площадка, а потом уклон, то при входе поезда с отпущенными тормозами на площадку следует ступенями затормозить тепловозный тормоз постановкой ручки вспомогательного крана в четвёртое положение, а затем в положение перекрыши, проверяя наполнение тормозных цилиндров по показанию красной стрелки нижнего манометра, и держать тепловозный тормоз заторможенным до тех пор, пока весь состав не вступит на уклон.
Тепловозный тормоз следует отпускать ступенями переводом ручки вспомогательного крана из положения перекрыши в поездное положение и опять в положение перекрыши.
⇐Управление тормозами при двойной тяге | Тепловозы серии ДА и ДБ | Управление тормозами при следовании с пассажирскими поездами⇒