На тепловозах серии ДА применена система электрического управления Лемпа. Сущность этой системы заключается в том, что во время поездной работы, при постоянных оборотах дизеля, мощность дизель-генераторной установки автоматически поддерживается примерно постоянной, независимо отпрофиля пути и скорости движения. Поддержание постоянной мощности на валу дизеля обеспечивается наличием размагничивающей обмотки возбудителя, через которую проходит весь рабочий ток тяговых моторов (генератора).
Размагничивающая обмотка воздействует на силовой магнитный поток возбудителя таким образом, что при изменениях силы тока в тяговых моторах соответственно изменяется напряжение генератора: при увеличении силы тока напряжение падает, и наоборот (см. главу 2). Изменение мощности при этой системе обеспечивается изме-
Фиг. 67. Пост управления тепловоза
Обозначения к фиг. 67
7-ручка управления верхними жалюзи холодильника, 2-ручка аварийного выключения* топлива, 3-очиститель переднего окна, 4-выключатель освещения, 5-указатель количества топлива, б-кран машиниста воздушного тормоза, 7-кноп-са цепи управления, 8-сериес-параллельный выключатель тяговых моторов, 9 — педаль песочницы, 10-калорифер отопления кабины, 11-рукоятка ездового контроллера, 12-рукоятка реверсора, 13-рычаг включения рубильника аккумуляторной батареи, 14-дверь в камеру высокого напряжения, 15-сиденье машиниста, 16-замок задней двери кабины, 17-трос к тифону, 18-зуммер нением числа оборотов дизеля; другими словами, в поездной службе дизель-генераторная установка работает на переменных оборотах.
Фактически на тепловозах ДА мощность дизель-генераторной установки при постоянных оборотах, в зависимости от скорости движения, меняется. Это обусловлено конструктивной особенностью электропередачи тепловоза, имеющей так называемое ограничение по возбуждению, наличие которого не позволяет реализовать полную мощность дизеля на скоростях свыше 35 км/час.
Фиг. 68. Панель приборов и кнопочная панель управления
7-амперметр зарядки аккумуляторной батареи, 2-манометр воздушного резервуара управления, 3-манометры воздушного тормоза, 4-манометры системы топлива и ".мазки, 5-аэротермометр, показывающий температуру охлаждающей воды, б-кнопочная панель управления, 7-коробка предохранителей
Изменение подачи топлива в цилиндры дизеля при колебаниях нагрузки производится автоматически сервомотором регулятора дизеля (см. главу 1, § 4).
Управление тепловозом осуществляется машинистом из кабины управления при помощи ручки ездового контроллера 77 и рукоятки реверсора 12 (фиг. 67). На этой фигуре показана кабина управления тепловозом с расположением в ней приборов, где: а — вид со стороны сиденья машиниста, б-вид кабины со стороны для помощника машиниста. Панель приборов расположена на ездовом контроллере (фиг. 68).
Ездовой контроллер имеет восемь рабочих положений и положение «Холостой ход».
Рукоятка реверсора может занимать три положения: «Нейтральное» (среднее), «Передний ход» и «Задний ход».
Рукоятка реверсора механически сблокирована с рукояткой ездового контроллера; поэтому рукоятка ездового контроллера из положения «Холостой ход» может быть переведена лишь в том случае, если рукоятка реверсора будет поставлена в одно из ездовых положений — «Вперёд» или «Назад». Наоборот, при езде под нагрузкой рукоятка реверсора может быть переведена в среднее положение лишь после того, как рукоятка ездового контроллера будет поставлена в положение «Холостой ход».
С регулятором дизеля ездовой контроллер связан цепью электропневматического механизма (фиг. 11).
Посредством этого механизма ездовым контроллером производится изменение затяжки пружины регулятора дизеля, а это в свою очередь обусловливает изменение оборотов дизеля.
Как можно видеть из электрической схемы тепловоза, показанной на фиг. 31 и 31а, цепь электропневматического механизма регулятора включается лишь на втором положении рукоятки ездового контроллера, и с этого же положения начинают повышаться обороты дизеля. На первом положении контроллера обороты дизеля сохраняются те же, что и на положении «Холостой ход», и равны 275 об/мин. На восьмом положении контроллера обороты дизеля достигают 740 об/мин.
⇐Уход за компрессором | Тепловозы серии ДА и ДБ | Пуск дизеля⇒