Пружинно-фрикционный поглощающий аппарат ЦНИИ Н6 (рис. 71) включает в себя пружинную и пружинно-фрикционную части, соединенные последовательно. Пружинно-фрикционная часть состоит из шестигранной горловины 9, трех фрикционных клиньев 10, нажимного конуса 17, шайбы 7, наружной 2 и внутренней 3 пружин.
Пружинная часть состоит из основания 7, центральной пружины 4, четырех больших угловых пружин 8, четырех малых угловых пружин 5 и четырех упорных стержней 6. Пружины 8 идентичны пружине 3, а пружина 4 — пружине 2. Малые угловые пружины отличаются от больших угловых пружин только меньшим количеством витков. Большие угловые пружины расположены в нишах горловины, а малые — в нишах основания. Стержни 6 расположены внутри угловых пружин 5 и 8 и разделяют их средней утолщенной частью. Обе части аппарата стягиваются болтом 72 и гайкой 13.
Аппарат собирается в следующем порядке (рис. 72). В основание
Рис 71 Поглощающий аппарат ЦНИИ Н6
Рис. 72 Порядок сборки аппарата ЦНИИ-Н6
со стороны днища устанавливают стяжной болт 1. В ниши основания помещают малые угловые пружины 2, а в них — упорные стержни 3. Затем в гнездо основания устанавливают центральную пружину 4, а на упорные стержни — большие угловые пружины 5. Горловину 6 располагают так, чтобы ее цилиндрические приливы, расположенные по углам, вошли внутрь больших угловых пружин, а днище легло на центральную пружину 4. После этого в горловину вставляют наружную и внутреннюю пружины, на которые устанавливают шайбу 7, фрикционные клинья 8 и нажимной конус 9. Затем аппарат сжимают под прессом и на конец стяжного болта навинчивают гайку. Конец болта над гайкой слегка расклепывают. Разборку аппарата производят в обратной последовательности. Усилие начальной затяжки при номинальных размерах корпусам пружин составляет25 кН.
Попадание масла и краски на трущиеся поверхности фрикционных клиньев и нажимного конуса, а также внутренней поверхности горловины, как и у поглощающих пружинно-фрикционных аппаратов грузовых вагонов, не допускается.
Действие поглощающего аппарата ЦНИИ-Н6 заключается в следующем. В результате приложения нагрузки к нажимному конусу или основанию аппарата сначала происходит сжатие центральной 4 (см. рис. 71) и четырех больших угловых 8 пружин. Затем, после касания приливов горловины 9 упорных стержней 6, также сжимаются малые угловые пружины 5.
Сжатие пружин происходит на размер зазора (37±5) мм между горловиной 9 и основанием 7. В это же время начинается сжатие пружиннофрикционной части, усилие начального сопротивления которой составляет около 120 кН.
Переход от работы пружинной части к пружинно-фрикционной происходит, таким образом, без скачкообразного увеличения жесткости аппарата вследствие наличия промежуточного этапа одновременного сжатия обеих частей в интервале усилий 120-280 кН.
Номинальная конечная сила сопротивления приработанного аппарата составляет 1,5 МН. Действительная сила закрытия аппарата в большей степени зависит от угла наклона рабочих поверхностей фрикционных деталей в пределах производственных допусков, а также значения коэффициента трения, зависящего от степени приработки этих поверхностей. Наличие фрикционной части обусловливает также возможность заклинивания аппарата.
При снятии нагрузки сначала расправляется только пружинная часть, затем пружинно-фрикционная.
Силовая статическая характеристика (зависимость силы сопротивления Р от хода Л—) аппарата (рис. 73) получена опытным путем — сжатием на гидравлическом прессе.
Пружинная часть аппарата, имеющая малое сопротивление в начале сжатия и достаточно высокое в конце, обеспечивает плавность хода пас-
Рис. 73. Силовая характеристика аппарата ЦНИИ-Н6
сажирского поезда в нормальных эксплуатационных условиях (частые изменения усилий в момент трогания поезда с места, регулировочное служебное торможение и т. д.). При более тяжелых эксплуатационных условиях (экстренное и полное служебное торможение, случайные толчки большой силы во время движения поезда и на маневрах) смягчение ударов обеспечивается пружинно-фрикционной частью аппарата.
После полного сжатия аппарата усилие передается непосредственно через горловину и основание без участия пружин, так как они, как и в аппарате Ш-1-ТМ, не сжимаются до соприкосновения витков даже при неблагоприятных производственных допусках и износах деталей.
Энергоемкость аппарата 15-24 кДж является достаточной для пассажирских поездов длиной до 18 вагонов, однако не удовлетворяет требованиям перспективных условий эксплуатации.
Коэффициент необратимого поглощения энергии также зависит от действительных параметров рабочих поверхностей фрикционных деталей и равен 70-75 %. Масса аппарата составляет 169 кг.
⇐Поглощающие аппараты, буфера и переходные площадки пассажирских вагонов | Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава | Поглощающий аппарат Р-2П⇒