В комплекс межвагонных связей пассажирских вагонов входят поглощающий аппарат и упругая площадка. От конструкции и технического состояния этих узлов зависит комфортабельность вагонов. Это и определяет отличия в требованиях, предъявляемых к автосцепным устройствам и, в частности, к поглощающим аппаратам для пассажирских вагонов от грузовых.
На советских железных дорогах, начиная с 1947 г., пассажирские вагоны оборудовались пружинно-фрикционными поглощающими аппаратами ЦНИИ-Н6, которые заменили применявшиеся для этой цели грузовые аппараты Ш-1-Т или пружинные, не отвечающие требованиям, предъявляемым к пассажирским вагонам по условиям комфорта.
Аппарат ЦНИИ-Н6 еще продолжают эксплуатировать на пассажирских вагонах и локомотивах и выпускать в качестве запасных частей. Несмотря на сложность конструкции, аппарат ЦНИИ-Н6 является самым дешевым из пассажирских поглощающих аппаратов и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с ними — малым разбросом показателей силовой характеристики, низкой начальной затяжкой и большим коэффициентом необратимого поглощения энергии.
Все строящиеся пассажирские вагоны (с 1969 г.), вагоны электро-и дизель-поездов (с 1972 г.), а также пассажирские локомотивы оборудуются резинометаллическим поглощающим аппаратом Р-2П. Этот аппарат имеет меньшую массу и более простую конструкцию по сравнению с аппаратом ЦНИИ-Н6.
Применение резины в качестве рабочего элемента в конструкции Поглощающего аппарата целесообразно потому, что удельная энергоемкость резины (на единицу массы) превышает удельную энергоемкость стали почти в 5 раз; резина имеет малую плотность — примерно в 6 раз меньшую, чем сталь; лучше используется пространство, занимаемое поглощающим аппаратом, а также обладает лучшей шумо-вибропогло-щающей способностью, что повышает комфортность перевозки пассажиров. Однако имеется ряд особенностей резины как конструкционного материала, которые осложняют разработку конструкции поглощающего аппарата и могут привести при определенных условиях к ухудшению его эксплуатационных характеристик. К таким особенностям можно отнести: большой коэффициент линейного расширения (почти в 15 раз больший, чем стали), вследствие чего с изменением температуры меняется начальное сжатие аппарата, изменение упругих свойств резины в результате ее старения, увеличение жесткости при отрицательных температурах, большой разброс по твердости и, таким образом, по жесткости резины при изготовлении. Кроме того, у аппаратов с резинометаллическими элементами коэффициент необратимого поглощения энергии удара не достигает 50 %.
В связи с началом эксплуатации пассажирских поездов увеличенной длины, требования к характеристикам поглощающих аппаратов ужесточаются. Для разрабатываемых перспективных пассажирских аппаратов установлены следующие основные требования: сила начальной затяжки должна быть в пределах 25-50 кН; максимальный ход — 70-100чмм; динамическая энергоемкость при продольной силе 1,5 МН — не менее 45 кДж; коэффициент необратимого поглощения энергии — не менее 0,5.
Остальные требования совпадают с требованиями, предъявляемыми к поглощающим аппаратам грузовых вагонов.
С целью максимального удовлетворения этим требованиям разработан новый резинометаллический поглощающий аппарат Р-5П, корпус которого выполнен за одно целое с тяговым хомутом. Первые его образцы эксплуатируются на советских железных дорогах с 1987 г. 15
⇐Поглощающие аппараты автосцепки и другие устройства продольной амортизации подвижного состава зарубежных дорог | Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава | Поглощающий аппарат ЦНИИ-Н6⇒