На вагонах скоростного электропоезда ЭР200 (кроме головных со стороны кабины машиниста) устанавливается автосцепка жесткого типа, представляющая из себя разновидность автосцепки системы Шарфен-$ерга (рис. 33). Автосцепка состоит из стального литого корпуса 19, Внутри которого расположена замковая система, включающая в себя замок 17, закрепленный на валикеб, вращающемся во втулках б, и серьги 2, шарнирно установленной на замке. Замок под действием выталкивающей пружины 21 стремится повернуться против часовой стрелки относительно валика 5. В корпусе расположено также блокирующее устройство, состоящее из тяги 20 и механизма блокировки 18. Расцеп-ной привод состоит из рычага 16, закрепленного на валике 5, и рукоятки 15, соединенной с рычагом с помощью троса. После расцепления рукоятка навешивается на специальный крюк, расположенный в нижней части корпуса автосцепки.
В головной части корпуса автосцепки находятся конический центрирующий выступ 3, переходящий в цилиндрическую часть 4, предназначенную для окончательного (точного) центрирования автосцепок. Симметрично коническому центрирующему выступу относительно продольной оси автосцепки расположено соответствующее углубление. Центрирование автосцепок при сцеплении в соосном их расположении осуществляется взаимодействием указанных выше конических элементов, т. е. конуса и углубления. При отклонении автосцепки в сторону конического углубления предварительное центрирование обеспечивается направляющим рогом 1.
Автосцепка соединена с амортизатором 12, сос1х>ящим из резинометаллических пакетов 13, стянутых с помощью стяжного болта 9 и валика 8. Горизонтальное положение автосцепки обеспечивается с помощью листовых рессор 7 и затяжной гайки 14, при этом расстояние А должно контролироваться и находиться в пределах 30-40 мм. Сжимающие нагрузки передаются на амортизатор через стакан 10. Расположение автосцепки вдоль оси вагона обеспечивается регулировкой пружинных центрирующих элементов 22, связанных с рамой вагона.
Автосцепное устройство закреплено на раме вагона с помощью цапф 11, входящих в соответствующие отверстия корпуса амортизатора 12. Действие автосцепки происходит следующим образом. Для расцепления с помощью рукоятки 15 натягивают трос и поворачивают рычаг 16 из положения 1 в положение 11. Замок 17 поворачивается и Освобождает серьгу 2 смежной автосцепки. При этом блокировочная тяга 20 перемещается в положение II. Автосцепки расцеплены.
Удержание механизма в расцепленном положении осуществляется с помощью блокировочного механизма (рис. 34, а), состоящего из корпуса 2, толкателя 1 и пружины 3. На толкателе закреплена пластина 4, для которой в корпусе имеется специальная прорезь. В нижней части
Рис. 33. Автосцепка скоростного поезда ЭР200
корпуса блокировочного механизма расположен подпружиненный упор 7, который прижимает блокировочную тягу 6 к выступу 5 корпуса. В расцепленном положении блокировочная тяга 6 своим уступом 8 взаимодействует с выступом 5 корпуса и удерживает замок в расцепленном положении.
При сцеплении (рис. 34, б) автосцепок конический выступ 9 одной автосцепки входит в соответствующее углубление другой автосцепки и нажимает на толкатель 1, который перемещается, и пластина 4, нажимая на блокировочную тягу 6, выводит ее из зацепления с выступом 5 корпуса 2. Под действием пружины 10 замок 11 поворачивается против часовой стрелки, вырез замка захватывает серьгу 12 смежной автосцепки и удерживает ее в крайнем положении.
Аналогичный процесс происходит и во взаимодействующей автосцепке. В сцепленном состоянии обе серьги натянуты. Зазоры между контактирующими поверхностями автосцепок выбраны. Сцепленное положение автосцепок обеспечивается благодаря тому, что в таком состоянии серьга расположена за поперечной осью валика замка.
⇐Автосцепка полужесткого типа для перспективных условий эксплуатации | Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава | Американская автосцепка⇒