Рама тележки
Рама тележки предназначена для размещения колесно-мотор-ных блоков с рессорным подвешиванием, тормозного исполнительного оборудования, опорных устройств надтележечного строения и механизма передачи силы тяги на кузов тепловоза. При эксплуатации на раму тележки, кроме статических нагрузок от веса кузова с оборудованием, силы тяги (торможения) и реакций от тяговых двигателей, действуют большие динамические вертикальные и горизонтальные нагрузки. Поэтому основные конструктивные элементы рамы тележки должны иметь согласно принятой ВНИИЖТом методике расчета коэффициент запаса прочности не менее Ф и коэффициент по пределу текучести материала при проверке на возможное соударение с продольным ускорением до Зg не менее 1,2.
Рама тележки (рис. 81) имеет сварную конструкцию. Основу рамы образуют две боковины фи @ жестко связанные^поперечными балками® ©и @ переднее концевое крепление 6. и шкворневая балка 0Г Боковина в поперечном сечении представляет собой замкнутый профиль коробчатого сечения. Она сварена из боковых, верхнего и нижнего стальных листов толщиной соответственно СО^ 14 и 22 мм. Сверху на боковины установлены платики 0) опор, снизу приварены литые кронштейны (5)\ сварно-штампованные фс трапециевидными пазами для крепления буксовых поводков и установки опор пружин. Для повышения усталостной прочности (снижения коэффициентов концентрации напряжений) к нижнему несущему листу боковины кронштейны приварены внахлестку фланцами, имеющими малую толщину и параболическую форму поперечных граней. Кроме того, после приварки кронштейнов зоны у основания сварных швов подвергают механическому упрочнению с помощью наклепа. Внутри боковин установлены диафрагмы, приваренные к боковым листам, для увеличения жесткости сечения в местах примыкания поперечных балок междурамного крепления. Снаружи к боковым листам боковин приварены вместе с подкладками корпуса 1 фрикционных гасителей колебаний и кронштейны 2 тормозных цилиндров. Сквозные овальные отверстия, усиленные полыми вставками 9, служат для прохода горизонтальных рычагов рычажной передачи тормоза.
Поперечные балки 8, 10 и 12 междурамного крепления сварной конструкции и также замкнутой коробчатой формы, выполняемые из стальных листов толщиной 14 мм, жестко связывают между собой боковины. Своими вертикальными ребрами поперечные балки приварены к внутренним частям боковых листов и специальным выступам нижних листов боковин. Сверху приварены проставоч-ные листы 13, которые связывают поперечные балки с верхними листами боковин, образуя замкнутое сварное междурамное крепление. К нижним листам поперечных балок приварены литые кронштейны 3 для опор электродвигателей.
На средние балки междурамного крепления сверху строго по продольной оси рамы установлена и закреплена с помощью электросварки продольная литая шкворневая балка 11. Шкворневая балка имеет массивное шкворневое гнездо в средней части и развитые горизонтальные полки по концам для повышения жесткости ее крепления, так как через нее и шкворень передается сила тяги на раму кузова. В шкворневом гнезде монтируется подвижной в поперечном направлении шкворневой узел тележки, а в боковых стен ках гнезда выполнены отверстия для установки пружинных комплектов упругих упоров шкворневого узла.
Переднее концевое крепление 6 коробчатого сечения выполнено сварным и изогнутым в средней части для удобства демонтажа фрикционного аппарата автосцепки. Торцы крепления с помощью электросварки сопрягаются с боковинами, связывая их для придания жесткости передней части рамы тележки. Крепление несет на себе кронштейны тормозной рычажной передачи тележки. Боковины, междурамные крепления, концевые балки изготовляют отдельно, подвергают термообработке (отжигу) для снятия напряжений от сварки и затем сваривают между собой. К сваренной из основных узлов раме приваривают шкворневую балку 11 (с последующей окончательной механической обработкой шкворневого узла), корпуса 1 фрикционных гасителей колебаний, кронштейны 2 тормозных цилиндров и подвесок рычажной передачи тормоза, плати-ки 15 для установки опор кузова. Затем производят механическую обработку кронштейнов 3 и 4 крепления буксовых поводков и опор пружин, протяжку трапециевидных пазов и обработку платиков 15 для установки опор кузова.
На каждую окончательно готовую раму тележки составляют паспорт, где отражаются качество металла, сварных швов и их структура, монтажно-установочные размеры. Основные сварные соединения подвергают дефектоскопии (ультразвуковой, рентгеновской). Сварочные дефекты (трещины, непровары и включения с надрезом) не допускаются как весьма опасные для эксплуатации сварной конструкции рамы тележки, которая работает в условиях высокой динамической нагруженности и должна обеспечивать надежную работу тепловоза в течение всего срока службы.
Конструктивные особенности тележки | Тепловоз 2ТЭ116 | Колесные пары и буксы