Привод тормозного компрессора
Тормозной компрессор расположен в районе холодильной камеры тепловоза справа по ходу. В данной книге описание его не приводится. Для привода тормозного компрессора используется электродвигатель постоянного тока с понижающим редуктором (рис. 66).
Рис. 66. Компрессор и его привод: — тормозной компрессор; 2 — шкив; 3 — опора компрессора; 4, 11 — фланцы; 5, 10 — пла-• инчатые муфты; 6, 9 — ограждения; 7 — редуктор; 8 — опора редуктора; 12 — электродвигатель
Компрессор 1 и понижающий редуктор 7 с передаточным отношением 2,46 установлены на двух опорах каждый, а электродвигатель 12 — на четырех платиках с резьбовыми отверстиями. Фланцы 4 к 11 компрессора и электродвигателя посажены на конусные валы со шпонками. Перед закреплением фланцев проверяют по краске их прилегание к поверхности хвостовиков валов. Гайки крепления фланцев на валах электродвигателя и компрессора затягивают моментом (400 + 50) Нм [(40 + 5) кгс-м] или обеспечивают осевой натяг фланцев 0,7-1,4 мм.
Гайка крепления фланца электродвигателя фиксируется стопорной шайбой, а гайка крепления фланца компрессора — стопорной шайбой или шплинтовкой при установке прорезной гайки. К фланцу компрессора пятью болтами крепится шкив привода вентилятора тормозного компрессора; болты от самоотворачивания удерживаются стопорными шайбами. Стрела прогиба ремня вентилятора компрессора в средней части между шкивами при усилии 5 Н (0,5 кгс) должна быть для нового ремня 6-8 мм, для бывшего в работе — 10-12 мм.
Компрессор и электродвигатель соединены с редуктором одинаковыми двойными пластинчатыми муфтами 5 и 10, каждая из которых состоит из стальной литой траверсы с тремя лапами с обеих сторон, к которым крепится по 22 диска, отштампованных из листовой стали толщиной 0,5 мм. Диски с одной стороны муфты присоединены к лапам фланцев редуктора, смещенным на 60° относительно лап траверсы муфты, а с другой — к лапам фланцев компрессора или электродвигателя. Диски к лапам траверсы и фланцев редуктора компрессора и электродвигателя крепятся болтами с гайками. Под головки болтов установлены сферические шайбы, позволяющие дискам изгибаться при неточном центрировании сопрягаемых валов. Пластинчатые муфты за счет упругой деформации стальных дисков дают возможность соединенным валам при вращении перемещаться друг относительно друга в случае их несоосности.
При установке компрессора во время сборки или ремонта возникает необходимость центрирования валов компрессора, редуктора и электродвигателя. В процессе центрирования можно столкнуться с тремя видами несоосности валов: смещением геометрических осей валов друг относительно друга; перекосом осей (геометрические оси валов образуют какой-то угол); одновременным перекосом и смещением осей. Практически значения смещения и перекоса определяют как разность зазоров между винтами стрелок и базовыми платиками приспособления для центрирования, установленными на фланцах центрируемых узлов, замеренных в вертикальной и горизонтальной плоскостях в четырех диаметрально противоположных точках. Разность значений, полученных при замерах в радиальных направлениях от осей валов, характеризует смещение осей валов, а разность значений при замерах в направлении осей валов — перекос осей. Величина смещения равна половине разности значений, полученных при замерах в двух противоположных положениях. Приспособлениями для центрирования или стрелками делают замеры в четырех диаметрально противоположных точках через каждые 90°.
В процессе установки компрессор и редуктор первоначально ставят на опоры, а электродвигатель — на платики, после чего соединяют их муфтами. Между опорными поверхностями компрессора и его опор, редуктора и его опор, электродвигателя и платиков устанавливают наборы регулировочных прокладок, толщины которых определяют при центрировании редуктора с компрессором и электродвигателем. Число прокладок в пакете под лапами компрессора, редуктора и электродвигателя не должно превышать четырех. Такое ограничение необходимо для обеспечения надежности их закрепления, так как в процессе эксплуатации происходит сминание прокладок и, как следствие, ослабление крепления.
Между компрессором и редуктором, а также между редуктором и электродвигателем установлены ограждения 6 и 9, прикрепленные болтами к бонкам, приваренным к настильному листу рамы тепловоза; две лапы ограждения между компрессором и редуктором крепятся к планкам, приваренным к опорам редуктора. Для обес-печейия доступа к муфтам и фланцам привода компрессора на ограждениях предусмотрены быстросъемные крышки на замках.
Редуктор привода компрессора (рис. 67) имеет верхний 33 и нижний 34 картеры, соединенные по разъему четырьмя шпильками и четырьмя болтами. По плоскости разъема и по поверхности гнезд подшипников уложена шелковая крученая нитка толщиной 0,1 мм так, что болты и шпильки не попадают в контур, охватываемый ниткой. В редукторе на подшипниках 6, 30 и 9, 20 установлены ведущий 25 и ведомый 21 валы. Подшипники смазываются в результате разбрызгивания масла. Валы в корпусе редуктора размещены так, что пазы для слива масла в крышках и сливные отверстия гнезд подшипников ориентированы вниз. Внутренняя полость редуктора сообщается с атмосферой через сапун 15, ввернутый в крышку 16. В этой же крышке имеется заправочное отверстие, закрытое пробкой 18. Слить масло из редуктора можно через отверстие в нижнем картере, закрытое пробкой 36. Уровень масла контролируют масломером 35. При заправке редуктора уровень масла должен совпадать с верхней риской неввернутого масломера. Картер редуктора заправляют маслом, применяемым для смазывания дизеля.
Рис. 67. Редуктор привода компрессора: 1, 17 — прокладки; 2 — кольцо; 3 — полукольцо; 4 — шпонка; 5, 12, 16, 22, 27 — крышки; 6, 9 — роликовые подшипники; 7 — крыльчатка; 8, 13, 23, 31 — гнезда подшипников; 10, 29 — втулки лабиринтов; 11, 28 — кольца лабиринтов; 14, 26 — фланцы; 15 — сапун; 18, 36 — пробки; 19, 24 — шестерни; 20, 30 — шариковые подшипники; 21, 25 — ведомый и ведущий валы; 32 — рым; 33, 34 — картеры; 35 — масломер
Подшипники установлены в гнездах 8, 13, 23 и 31, которые закрываются крышками 5, 12, 22 и 27; каждая крышка крепится шестью болтами. Со стороны фланцев 14 и 26 валы редуктора имеют лабиринтные уплотнения, состоящие из колец 11 и 28, бурты которых входят в проточки крышек 12 и 27, и насаженных на валы втулок 10 и 29, имеющих на наружной поверхности винтовые канавки с левой резьбой.
При установке крышек 5 и 22 определяют толщину прокладок между ними и гнездами. Толщина прокладки выбирается на 0,1-0,6 мм больше зазора, замеренного между торцами бурта крышки и гнезда при зажатом с двух сторон подшипнике. Посадка внутренних колец подшипников на валы производится с предварительным подогревом в масляной ванне до температуры 363-373 К (90-100 °С). На глухих концах валов внутренние кольца подшипников упираются в полукольца 3, входящие в кольцевые выточки валов. Эти полукольца охватываются кольцами 2 и раскернивают-ся с торцовой стороны в четырех-шести точках по разъему кольцо — полукольцо.
Сопрягаемые поверхности фланцев и валов предварительно проверяют на прилегание по краске. Посадка фланца на вал производится до упора в торец втулки лабиринта, при этом осевой натяг должен быть 4-7 мм. Перед посадкой сопрягаемые поверхности обезжиривают, фланец нагревают до температуры 473 К (200 °С), насаживают на вал до упора и закрепляют специальной пробкой, которую снимают после остывания фланца.
В редукторе применены цилиндрические косозубые шестерни с углом наклона зуба 16° и модулем 4. Ведущая шестерня 24 имеет 24 зуба, а ведомая 19 — 59 зубьев.
После установки валов с шестернями в корпусе редуктора проверяют легкость вращения валов, боковой зазор между зубьями и прилегание их по краске. Боковой зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,1-0,4 мм при разности зазоров в паре сопрягаемых шестерен не более 0,06 мм.
Воздухоочиститель дизеля | Тепловоз 2ТЭ116 | Установка выпрямительного шкафа