Песочная система
Для увеличения силы сцепления между колесами и рельсами, а следовательно, для реализации большей силы тяги при трогании с места и наборе скорости тепловоз оборудован песочной системой. Песок под колесные пары следует подавать и во время торможения для обеспечения более эффективного сцепления колес с рельсами. Автоматическая подача песка под колесные пары происходит после нажатия кнопки аварийной остановки тепловоза одновременно с экстренным торможением поезда, подачей звукового сигнала и остановкой дизель-генератора. Управляют подачей песка из кабины машиниста нажатием педали песочницы или кнопки подачи песка.
При нажатии кнопки подачи песка срабатывает только электропневматический вентиль 5 (рис. 56), который перепускает воздух из воздухопровода приборов управления А к воздухораспределителю 8. Воздухораспределитель, сработав, перепускает воздух из питательной магистрали Б через разобщительный кран 7 к форсункам 10 и 13. В эти же форсунки из передних бункеров 9 и 12 самотеком попадает песок, который уносится подведенным воздухом по трубопроводу под переднюю колесную пару.
Если рукоятка реверсора находится в положении "Вперед", при нажатии педали песочницы срабатывают электропневматические вентили 5 и 3, открывая доступ воздуху из воздухопровода приборов управления к воздухораспределителям песочниц. Воздухораспределители 8 и 1 подводят воздух из питательной магистрали к форсункам 10, 13 и 17, 23, из которых песок уносится под первую и четвертую колесные пары. В случае когда рукоятка реверсора установлена в положение "Назад", при нажатии педали песочницы срабатывают электропневматические вентили 6 и 4, и подача песка происходит из форсунок 11, 14 и 18, 24 под третью и шестую колесные пары. После отпуска педали песочницы или кнопки подачи песка катушки электропневматических вентилей обесточиваются, подача воздуха из воздухопровода приборов управления к воздухораспределителю песочниц прекращается, и трубопровод между воздухораспределителем и электропневматическим вентилем сообщается с атмосферой через атмосферное отверстие электропневматического вентиля. При отсутствии управляющего давления воздухораспределитель песочниц разобщает питательную магистраль с форсунками, и подача песка под колесные пары прекращается.
Рис. 56. Схема песочной системы: 1,8 — воздухораспределители песочниц; 2, 7 — разобщительные краны; 3, 4, 5, 6 — электропневматические вентили; 9, 12 — передние бункера; 10, 11, 13, 14, 17, 18, 23, 24 — форсунки песочницы; 15, 16, 21, 22 — шланги; 19, 25 — задние бункера; 20 — наконечник; А — воздухопровод приборов управления; Б — питательная магистраль
Так как трубы, подводящие песок под третью и четвертую колесные пары, имеют длинные горизонтальные участки, то для предотвращения слеживания в них песка и образования пробок под углом 30° к оси трубы в трех местах дополнительно подводится воздух, причем место подвода воздуха перед наконечником задрос-селировано до диаметра 2,5 мм, а места подвода к горизонтальному участку трубы — до 4 мм. Выходной диаметр металлического наконечника составляет 20 мм. Трубопровод песочной системы, размещенный на раме тепловоза, соединяют с трубопроводом, установленным на рамах тележек, резинотканевыми рукавами, так как рамы тележек имеют значительные перемещения относительно рамы тепловоза. Резинотканевые рукава надевают на соединяемые наконечники труб и затягивают хомутиками. Резьбовые соединения с цилиндрической трубной резьбой выполнены на подмотке из пеньки на железном или любом другом сурике. Разобщительные краны 2 и 7 служат для отключения трубопроводов песочной системы передней или задней тележек в случае возникновения такой необходимости.
Песочные бункера сварены из листовой стали и усилены перегородками. Вместимость передних бункеров по 253 кг, задних — по 250 кг. Задние бункера приварены к каркасу холодильной камеры, передние — к кабине машиниста. К донному листу каждого бункера приварены два штуцера, в которые ввернуты патрубки, соединяющие бункер с форсунками. К нижней части боковой стенки каждого бункера приварен фланец, к которому крепится восемью болтами крышка с прокладкой. Эти крышки открывают при очистке внутренних полостей бункеров. Для предотвращения попадания в песочную систему крупных включений в горловинах бункеров установлены стальные оцинкованные сетки. Для удобства заправки песком передних и задних бункеров предусмотрены подножки и поручни на задней и лобовой стенках тепловоза. При заправке передних бункеров необходимо освободить зацепление крышек от зацепления с вилками откидных замков и открыть крышки вверх к лобовому стеклу кабины машиниста. При экипировке задних бункеров необходимо отвернуть гайку откидного болта, вывести его из прорези языка и открыть крышку вниз. Затем необходимо откинуть на себя откидную крышку с желобом до упора. При экипировке следует обращать внимание на состояние сетки и правильность ее установки в горловине бункера. Перед закрытием крышки бункера необходимо проверить состояние уплотнения из резины, приклеенного к внутренней стороне крышки. Это уплотнение не допускает попадания в бункера атмосферных осадков.
Рис. 57. Воздухораспределитель песочниц: I — манжета; 2 — шток; 3 — винт; 4 уплотнение; 5, 11 — шайбы; 6 -■ направляющая; 7 — корпус; 8 — заглушка; 9 — пружина; 10, 12 — прокладки; 13, 14 — штуцера; 15 — крышка; 16 — втулка; Л — подвод воздуха от злектропневматического вентиля; Б — подвод воздуха от питательной магистрали; В — отвод воздуха к форсунке песочницы; / — атмосферное отверстие
Воздухораспределитель песочниц (рис. 57) сдвоенного типа имеет корпус 7 из чугуна, внутри которого перемещается шток 2 с манжетой 1. Отверстие в центре корпуса предназначено для крепления воздухораспределителя болтом. Пространство между поршнем и крышкой 15 сообщается с воздухопроводом приборов управления при включенном электропневматическом вентиле. При отключенном вентиле эта плоскость сообщается с атмосферой. Под действием пружины 9 к втулке 16 прижимается клапан, состоящий из направляющей 6, шайб 5 и 11, уплотнения 4 и винта 3. При поступлении воздуха от электропневматического вентиля поршень поднимается вверх вместе с клапаном, преодолевая усилие пружины 9 и давление воздуха в питательной магистрали. При отжатии клапана от втулки воздух устремляется из питательной магистрали к форсунке песочницы. В корпусе предусмотрены отверстия Г, через которые уходит воздух, вытесняемый при перемещении штока вверх, а также воздух, проникающий из питательной магистрали и воздухопровода приборов управления в результате неплотного прилегания уплотнения 4 к втулке 16 и манжеты штока к цилиндрической поверхности корпуса, служащей направляющей для манжеты.
Для проверки работы воздухораспределителя подводят воздух давлением 0,55-0,6 МПа (5,5-6,0 кгс/см2) к крышкам 15. При этом воздухораспределитель должен срабатывать и выпускать воздух в боковые штуцера 14. В отверстии Г после обмыливания допускается образование пузыря, который должен удерживаться не менее 10 с. При подводе воздуха давлением 0,7-0,9 МПа (7- 9 кгс/смг) к боковому штуцеру образовавшийся пузырь должен удерживаться на атмосферном отверстии не менее 3 с. При сборке рабочие поверхности штока и резиновые детали смазывают тонким слоем пластичной смазки. *
Форсунка песочницы (рис. 58) является одним из основных элементов песочной системы. Песок попадает в корпус 8 форсунки самотеком из бункера, а воздух от воздухораспределителя подводится через штуцер 4. Воздух, подведенный в полость Г, через канал Д попадает в полость В. Отсюда основная часть воздуха выходит через канал Б сопла 7, а оставшаяся часть, пройдя через канал А, попадает в камеру смешения песка с воздухом и разрыхляет песок, поступающий из бункера. Поток воздуха, выходящий из канала Б, эжектирует песковоздушную смесь из камеры смешения форсунки и транспортирует ее по трубопроводу к колесным парам. Из полости Г воздух проходит также через сверления сопла У и далее через кольцевой зазор между наружной поверхностью сопла 7 и корпусом форсунки в трубопровод транспортировки песковоздуш-ной смеси. Воздух, подводимый через сопло У, уменьшает явление дросселирования в головке форсунки, сопровождающееся интенсивным охлаждением воздуха и выпадением влаги, увеличивает давление воздуха в трубопроводе подачи песка под колесные пары, снижая вероятность слеживания песка и образования пробок в этом трубопроводе. Пробку 6 выворачивают при замене износившегося сопла 7. Крышку 9 снимают при очистке внутренних полостей и канала корпуса форсунки.
От правильности регулировки форсунки зависит эффективность использования песка. Пескоподача, которая должна составлять (750±200) г/мин под каждое колесо, регулируется, вращением винта 2. Для удобства регулирования винт имеет удлиненную коническую часть. После окончания регулирования подачи песка винт фиксируют гайкой 3. Между корпусом форсунки и накидными гайками патрубка, подводящего песок к форсунке, и трубы, отводящей песковоздушную смесь от форсунки, для уплотнения установлены прокладки 5 из прокладочного картона. Место соединения корпуса, форсунки с фланцевой частью штуцера подвода воздуха к форсунке уплотняется асбестовым шнуром.
Воздухопровод приборов управления и обслуживания | Тепловоз 2ТЭ116 | Установки порошкового пожаротушения