Техническое описание и назначение тепловоза 2ТЭ10В

Техническое описание и назначение

Тепловоз 2ТЭ10В (рис. 1) - двухсекционный магистральный локомотив с электрической передачей постройки ворошиловградского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции тепловозостроительного завода имени Октябрьской революции. Секционная мощность силовой установки равна 3000 л.с. Тепловоз 2ТЭ10В создан на базе серийного магистрального тепловоза 2ТЭ10Л с высокой степенью унификации узлов и деталей.

Выбор оптимального варианта расположения тяговых двигателей, применение бесчелюстных тележек с одноступенчатым индивидуальным рессорным подвешиванием позволили существенно повысить показатели использования сцепного веса и скорость на расчетном подъеме при реализации расчетной силы тяги этого локомотива (рис. 2).

Тепловоз 2ТЭ10В предназначен для работы с грузовыми поездами на дорогах СССР колеи 1520 мм в различных климатических условиях, с широким диапазоном (от -40 до | 40° С) температур окружающего воздуха.

Обслуживается тепловоз локомотивной бригадой из двух человек (машинист и помощник); управление может осуществляться как из секции А, так и из секции Б по системе двух единиц.

Техническая характеристика

Основные данные

  • Мощность по дизелю, л. с...... 2X3 000
  • Род службы............ грузовой
  • >Конструкционная скорость, км/ч .... 100
  • Масса экипированного тепловоза, т . . 2ХІ38
  • Нагрузка от оси па рельсы, тс ... . 23±3°
  • Длительная сила тяги на ободе колеса при v = 24,7 км/ч, кгс.......... 2X25 300
  • Управление тепловозом.......с любого поста двумя секциями
  • Число ведущих осей......... 6
  • Число тележек........... 2
  • Тип тележки........... трехосная бесчелюстная
  • Диаметр колес, мм......... 1 050
  • Тип букс............поводковые на роликоподшипниках
  • Передача............. электрическая
  • Габарит............. 1Т ГОСТ 9238 ТЛ
  • Колея, мм............ 1 520
  • Минимальный радиус проходимых кривых, м.............. 125
  • Запасы:

  • топлива, л............ 7 300 (6 300 кг)
  • масла, кг............ 1 500
  • воды, кг............ 1 450
  • песка кг............ 910
  • Габаритные размеры

  • Наибольшая высота от головки рельса (по вентилятору кузова), мм..... 4 948
  • Наибольшая ширина по выступающим частям, мм............. 3250
  • Расстояние между осями автосцепки, мм 16 969
  • База тележки, мм ........ . 3700
  • База тепловоза, мм........ 12 670
  • Расстояние между шкворнями, мм . . . 8 600
  • Дизель-генератор:

  • длина, мм . ......... 6 705
  • ширина, мм........... 2 610
  • высота, мм....... 3 185
  • Дизель

  • Условное обозначение (марка) .... 10Д100
  • Тип..............вертикальный двухтактный с турбоиаддувом
  • Расположение цилиндров......однорядное, вертикальное
  • Число цилиндров..... . . . . 10
  • Диаметр цилиндров, мм....... 207
  • Ход поршня, мм.......... 2X254
  • Объем цилиндров, л........ 170,9
  • Степень сжатия, действительная .... 15
  • Порядок работы цилиндров ..... 1-6-10-2-4-9-5-3-7-8
  • Порядок нумерации цилиндров .... со стороны отсека управления
  • Направление вращения нижнего коленчатого вала.............по часовой стрелке со стороны генератора
  • Мощность1 при 850 об/мии, л. с. . . . 3 000
  • Максимальное давление сгорания1, кгс/см2............... не более 105
  • Температура газов в выпускных патрубках, °С ............ не более 420
  • Минимально устойчивая частота вращения вала на холостом ходу, об/мин . . . 400±15
  • Соединение коленчатого вала с генератором................ через пластинчатую муфту
  • Пусковое устройство........ электрическое
  • Масса дизеля без рамы, кг...... 16 900
  • Масса дизеля с рамой кг...... 19 300
  • Система подачи топлива
  • Удельный расход топлива, г/э. л. с. ч . 160± 5%
  • Топливо.............дизельное ГОСТ 4749-73 или ГОСТ 305-73
1 При стандартных атмосферных условиях (+20° С и 760 мм рт. ст., относительной влажности 70%).

Расположение оборудования на тепловозе тепловоза 2ТЭ10В
Рис. 1. Расположение оборудования на тепловозе:

1 - пульт управления; 2- ручной тормоз; 3 - вентилятор кузова; 4- вентилятор охлаждения тягового генератора; 5-редуктор вентилятора охлаждения тягового генератора; 6 - ти фон; 7 - нагнетатель второй ступени; 8 - воздухоохладитель; 9 - тяговый генератор; 10 - дизель; 11 - патрубок; 12 - турбокомпрессор; 13 - резервуар противопожарной установки; 14-водяной бак. 15 - подпятник вентилятора; 16 - колесо вентиляторное; 11 - карданный вал; 18 - охлаждающие секции; 19 - гидропривод вентилятора холодильной камеры; 20 - тяговый, электродвигатель; 21 - рама тепловоза; 22 - тележка задняя; 23 - бак топливный; 24 - тележка передняя, 25 - ящик дешифратора и усилителя; 26 - скоростемер; 27 - сиденье машиниста; 28 - высоковольтная камера правая; 29 - канал забора воздуха, охлаждающего тяговые двигатели передией'тележки; 30 - вентилятор охлаждения электродвигателей передней тележки, 31 - каиал забора воздуха, охладжающего тяговый генератор; 32 - маслопрокачивающий агрегат; 33 - воздухоочиститель правый; 34 - редуктор распределительный задний; 35 - флльтр грубой очистки масла; 36 - синхронный подвозбудитель; 37 - теплообменник; 38 - редуктор привода синхронного подвозбудителя; 39 - автоматический привод гидропривода; 40 - фильтр тонкой очистки масла; 41 - канал забора воздуха; 42 - санузел; 43 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки; 44 - топливоподогреватель; 45 - воздухоочиститель левый; 46 - батарея аккумуляторная; 47 - топливоподкачивающий агрегат; 48 - выпускной канал охлаждения тягового генератора; 49 - редуктор распределительный передний; 50 - компрессор; 51 - двухмашинный агрегат; 52 - высоковольтная камера левая

Рис. 2. Расчетная тяговая характеристика одной секции тепловоза 2ТЭ10В (передаточное отношение тягового редуктора ^=4,41; от==10):

1- переход с полного поля (ПП) иа ослабление поля первой ступени (ОП1); 2 - переход с ОП1 яа ослабление поля второй ступени (ОП2); 3 -переход с ОП2 иа ОП1; 4 - переход с ОП1 на ПП

Угол опережения подачи топлива в градусах поворота нижнего коленчатого вала 10±1 -до в. м. т.

  • Топливоподкачивающий насос . . . . ■. шестеренчатый с внутренним зацеплением зубьев
  • Количество............ 1
  • Производительность, л/мин...... 27
  • Давление топлива перед фильтром тонкой очистки, кгс/см2......... 1,5-3,5
  • Привод..............от электродвигателя П-21
  • Топливный фильтр грубой очистки . . сетчатый
  • Топливный фильтр тонкой очистки . . . бумажный
  • Топливный насос дизеля....... плунжерный
  • Количество насосов.........20 (по два на каждый цилиндр)
  • Форсунка дизеля..........закрытого типа
  • Давление начала впрыска, кгс/см2 . . .210
  • Количество форсунок........20 (по две на каждый цилиндр)
  • Объединенный регулятор частоты вращения и мощности...........всережимный центробежный непрямого действия с гидравлическим сервомотором, изодромной обратной связью
  • Управление частотой вращения .... дистанционное, электрогидравлическое Число ступеней.......... 14
  • Регулирование мощности......автоматическое на всех скоростных режимах через индуктивный датчик, включенный в схему управления возбуждения генератора
  • Предельный регулятор........центробежный, выключает подачу топлива при 940-980 об/мин
  • Система смазки

  • Тип ............... циркуляционная под давлением
  • Удельный расход масла, г/э. л. с. ч . . . не более 3
  • Масляный фильтр грубой очистки . . . щелевой
  • Масло.............. М14ВЦ по ТУ38.101-150-71 или М14Б по ТУ38.101-264-72
  • Масляный фильтр тонкой очистки . . . бумажный
  • Масляный фильтр центробежный . . . самовращающийся с гидравлическим приводом
  • Температура масла на выходе из дизеля, "С .............. 60-80
  • Максимально допустимая температура масла на выходе из дизеля, °С..... не более 85
  • Давление масла (по манометру) в верхнем коллекторе при 850 об/мин при температуре масла на выходе из дизеля 75° С, кгс/см2.............. не менее 1,8
  • Масляный насос.......... шестеренчатый
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, м3/ч...... 120
  • Системы водяного охлаждения а) дизеля

  • Тип системы...........водяная, принудительная
  • Водяной насос системы охлаждения дизеля ............... центробежный
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, м3/ч...... 150
  • Рекомендуемая температура воды на выходе из дизеля, °С.......... 65-80
  • Максимально допустимая температура воды на выходе из дизеля, °С..... не более 95
  • б) наддувочного воздуха

  • Тип системы............водяная, принудительная
  • Водяной цасос системы охлаждения наддувочного воздуха.......... центробежный
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, м3/ч...... 100
  • Охладитель наддувочного воздуха . . . водо-воздушный
  • Количество на дизель........2 (по одному с каждой стороны дизеля)
  • Количество охлаждающей воды, проходящей через один воздухоохладитель, м3/ч............. 50
  • Температура охлаждающей воды на входе, при окружающей температуре воздуха до +40° С, °С............ не более 65
  • Турбокомпрессор типа ТК-34Н
  • Производительность нагнетателя при 850 об/мин коленчатого вала дизеля (на полной мощности), кг/с........ 3,0
  • Количество на дизель........ 2
  • Частота вращения ротора турбокомпрессора длительно допустимая, об/мин . . . 17 500
  • Степень повышения давления воздуха в компрессоре при стандартных атмосферных условиях на полной мощности дизеля 1,8*
  • Давление масла перед подшипниками на полной мощности двигателя, кгс/см2, не менее............... 2,5
  • Воздуходувка II ступени

  • Тип...............центробежная с механическим приводом через редуктор от верхнего коленчатого вала
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, кг/с...... 5,8
  • Частота вращения ротора воздуходувки при 850 об/мин дизеля, об/мин..... 8500
  • Давление наддувочного воздуха при мощности 3000 л. с. и стандартных атмосферных условиях, кгс/см2....... 1,12
  • * Соответствует давлению наддува, замеренному на выходе из турбокомпрессора, равное 0,77 кгс/см! (избыточное).

    Аварийная защита дизеля

  • Реле давления масла (остановка дизеля) останавливает дизель при понижении давления масла в верхнем масляном коллекторе ниже 0,5- 0,6 кгс/см2
  • Предельный регулятор частоты вращения останавливает дизель при увеличении частоты вращения вала дизеля выше 940-980 об/мин
  • Реле давления масла (сброс нагрузки) . снимает нагрузку с генератора при давлении масла в верхнем коллекторе 1,0±0,1 кгс/см2 (при положении контроллера от 12-й и выше)
  • Дифманометр...........останавливает дизель при повышении давления в картере более 30- 35 мм вод ст.
  • Температурное реле перегрева воды . . снимает нагрузку с генератора при повышении температуры воды выше 95° С
  • Температурное реле перегрева масла . . снимает нагрузку с генератора при повышении температуры масла выше 85° С
  • Предохранительные клапаны максимального давления газов в картере и воздуха в воздушном ресивере........срабатывают при повышении давления в картере выше 0,5 кгс/см2 и 1,5 кгс/см2 в воздушном ресивере
  • Блокировочное устройство валоповорот-ного механизма...........не позволяет пустить дизель при зацеплении червяка валоповоротного механизма с венцом ведущего диска муфты привода генератора
  • Холодильник дизеля

  • Тип холодильника.........водомасляный с воздушным охлаждением водяных секций и охлаждением масла дизеля в теплообменнике
  • Тип секций............с пластинчатым оребрением плоских трубок
  • Расположение секций........вертикальное однорядное двухьярусное
  • Число секций для охлаждения воды дизеля ............... 13 длиной 1356 мм; 13 длиной 686 мм
  • Число секций охлаждения воды наддувочного воздуха и масла....... 25 длиной 1356 мм; 25 длиной 686 мм
  • Общая поверхность, омываемая воздухом секций охлаждения воды дизеля, м2 . . 547
  • Общая поверхность, омываемая воздухом секций охлаждения воды, масла и наддувочного воздуха........... 1055
  • Тип теплообменника........ круглотрубчатый
  • Количество теплообменников..... 1
  • Частота вращения вентиляторного колеса (при 850 об/мин вала дизеля н полностью заполненном круге циркуляции), об/мин . . 1160
  • Диаметр вентиляторного колеса, мм . . 2000
  • Привод вентилятора........ гидромеханический
  • Мощность, потребляемая вентилятором при 1160 об/мин, л. с.......... 173
  • Регулирование температур воды и масла дизеля...............автоматическое путем изменения частоты враще ння вентилятора
  • Теплообменник водомасляный
  • Поверхность охлаждения:

  • со стороны масла, м2....... 60
  • со стороны воды, м2........ 4
  • Наибольшее давление охлаждающей воды, кгс/см2............ 4
  • Давление масла, кгс/см2....... не более 8
  • Диаметр трубок.......... 10X1
  • Число трубок........... 955
  • Габаритные размеры:

  • диаметр корпуса, мм....... 472
  • высота, мм........... 2484
  • Тяговый генератор

  • Тип............... ГП-311Б
  • Частота вращения номинальная, об/мин . 850
  • Ток номинальный, А........ 4320
  • Ток длительного режима, А..... 4000
  • Ток максимальный, кратковременный, А . 6600
  • Напряжение номинальное, В..... 465
  • Напряжение максимальное, В..... 700
  • К. п. д., %........... 94,0
  • Тяговый электродвигатель

  • Тип............... ЭД-118А
  • Мощность, кВт.......... 305
  • Ток номинальный, А........ 720
  • Ток максимальный, кратковременный, А 1100
  • Напряжение номинальное, В..... 463
  • Напряжение максимальное, В..... 700
  • Частота вращения номинальная, об/мин:

  • номинальная.......... 585
  • максимальная .......... 2290
  • К п. д., %............ 91,5
  • Двухмашинный агрегат

  • Тип............... А-706Б
  • Частота вращения номинальная, об/мин . 1800
  • Мощность, кВт.......... В-600 ВГТ 2751120 20,6
  • Напряжение номинальное, В..... 165 75
  • Ток номинальный, А........ 125 160
  • К. п. д., %............ 84,5 76,0
  • Синхронный подвозбудитель

  • Тип............... ВС-652
  • Частота вращения номинальная, об/мин . 4000
  • Напряжение номинальное, В..... ПО
  • Ток номинальный, А........ 10
  • К. п. д., %............ 52,0
  • Аккумуляторная батарея

  • Тип............... 46ТПНЖ-550
  • Номинальная емкость, А-ч..... 550
  • Номинальное напряжение, В..... 57,5
  • Ток при шестичасовом режиме заряда, А 150
  • Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей

  • Тип...............центробежный ЦАГИ, Ц15-45
  • Число вентиляторов......... 2
  • Частота вращения вала вентилятора при 850 об/мин вала дизеля, об/мин..... 2050
  • Мощность, потребляемая вентилятором при 2050 об/мин, л. с......... 30
  • Производительность при 2050 об/мин, м3/мин............... 250
  • Привод..............механический от распределительного редуктора через гидромуфту
  • Вентилятор охлаждения тягового генератора

  • Тип............... центробежный
  • Привод..............механический от дизеля через конический редуктор
  • Частота вращения вала вентилятора при 850 об/мин вала дизеля, об/мин..... 1800
  • Производительность при 1800 об/мин, м3/ч................ 250
  • Мощность, потребляемая вентилятором при 1800 об/мин, л. с......... 26
  • Воздухоочиститель

  • Тип...............масляный непрерывного действия
  • Привод колеса........... пневматический
  • Частота вращения колеса, об/ч .... 0,3-1
  • Сопротивление на номинальной мощности дизеля (справочный), мм вод. ст..... не более 300
  • Тормозное оборудование

  • Тип тормоза...........колодочный двусторонний
  • Способ приведения в действие тормоза . воздушный и ручной
  • Род действия воздушного тормоза . . автоматический, прямодействующий
  • Род действия ручного тормоза .... механический
  • Система воздушного тормоза .... пневматическая, с краном машиниста № 394-000-2 с воздухораспределителем, усл. № 270-005-1
  • Число тормозных осей воздушного тормоза ............... 6
  • Число заторможенных колес ручного тормоза ............... 2 колеса передней тележки
  • Компрессор

  • Условное обозначение (марка) .... КТ-7
  • Тип...............компаундный трехцилиидровый с промежуточным охлаждением воздуха
  • Число ступеней сжатия....... 2
  • Число цилиндров первой ступени ... 2 Число цилиндров второй ступени ... 1
  • Рабочее давление второй ступени, кгс/см2 7,8-8,5

  • Максимальная частота вращения вала компрессора, об/мин......... 850
  • Производительность компрессора при 850 об/мин, м3/мин.......... 5,3
  • Мощность, потребляемая компрессором при 850 об/мин, л. с.......... 60
  • Передний распределительный редуктор

  • Мощность, передаваемая ведущим валом редуктора, л. с............ 138
  • Мощность, передаваемая нижним валом, л. с.............. 37
  • Мощность, передаваемая валом вентилятора, л. с.............. 30
  • Мощность, передаваемая ведущим валом на компрессор, л. с.......... 60
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 650
  • Частота вращения нижнего вала, об/мин 1820
  • Частота вращения вала вентилятора, об/мин............... 2050±'£
  • Задний распределительный редуктор

  • Мощность, передаваемая ведущим валом редуктора, л. с............ 230
  • Мощность, передаваемая нижним валом редуктора, л. с............ 170
  • Мощность, передаваемая валом вентилятора, л. с.............. 30
  • Мощность, передаваемая на масляный насос центробежного фильтра, л. с. . . 5,5
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 850
  • Частота вращения нижнего вала, об/мин 2465
  • Частота вращения вала вентилятора, об/мнн.............. 2050 + 100
  • Редуктор привода вентилятора охлаждения тягового генератора
  • Мощность, передаваемая редуктором, л. с. 25
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 850
  • Частота вращения ведомого вала, об/мин 1800
  • Редуктор привода синхронного подвозбудителя
  • Мощность, передаваемая редуктором, л. с. 2
  • Частота вращения ведущего вала, об/мип 2465
  • Частота вращения ведомого вала, об/мин 4000
  • Гидропривод вентилятора холодильной камеры

  • Мощность, передаваемая гидроприводом, л. с.............. 179
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 2465
  • Частота, вращения вертикального вала, об/мин............. 1160
  • Противопожарная установка

  • Объем резервуара, л........ 290
  • Состав раствора для образования пены 6-процентный раствор ПО-1 ГОСТ 6948-70
  • В том числе:

  • пенообразователя, л........ 16
  • воды, л............ 260
  • Давление воздуха.........переменное, равное давлению в главных воздуш ных резервуарах
  • Кратность выхода пены (соотношение полученной пены к объему исходного раствора) ............... 70-100
  • Время работы установки:

  • а) одним генератором, мин..... 4
  • б) двумя генераторами одновременно, 2
| Тепловоз 2ТЭ10В | Устройство тепловоза 2ТЭ10В