Техническое описание и назначение тепловоза 2ТЭ10В

Техническое описание и назначение

Тепловоз 2ТЭ10В (рис. 1) — двухсекционный магистральный локомотив с электрической передачей постройки ворошиловградского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции тепловозостроительного завода имени Октябрьской революции. Секционная мощность силовой установки равна 3000 л.с. Тепловоз 2ТЭ10В создан на базе серийного магистрального тепловоза 2ТЭ10Л с высокой степенью унификации узлов и деталей.

Выбор оптимального варианта расположения тяговых двигателей, применение бесчелюстных тележек с одноступенчатым индивидуальным рессорным подвешиванием позволили существенно повысить показатели использования сцепного веса и скорость на расчетном подъеме при реализации расчетной силы тяги этого локомотива (рис. 2).

Тепловоз 2ТЭ10В предназначен для работы с грузовыми поездами на дорогах СССР колеи 1520 мм в различных климатических условиях, с широким диапазоном (от -40 до | 40° С) температур окружающего воздуха.

Обслуживается тепловоз локомотивной бригадой из двух человек (машинист и помощник); управление может осуществляться как из секции А, так и из секции Б по системе двух единиц.

Техническая характеристика

Основные данные

  • Мощность по дизелю, л. с…… 2X3 000
  • Род службы………… грузовой
  • >Конструкционная скорость, км/ч…. 100
  • Масса экипированного тепловоза, т.. 2ХІ38
  • Нагрузка от оси па рельсы, тс…. 23±3°
  • Длительная сила тяги на ободе колеса при v = 24,7 км/ч, кгс………. 2X25 300
  • Управление тепловозом…….с любого поста двумя секциями
  • Число ведущих осей……… 6
  • Число тележек……….. 2
  • Тип тележки……….. трехосная бесчелюстная
  • Диаметр колес, мм……… 1 050
  • Тип букс…………поводковые на роликоподшипниках
  • Передача…………. электрическая
  • Габарит…………. 1Т ГОСТ 9238 ТЛ
  • Колея, мм………… 1 520
  • Минимальный радиус проходимых кривых, м………….. 125
  • Запасы:

  • топлива, л………… 7 300 (6 300 кг)
  • масла, кг………… 1 500
  • воды, кг………… 1 450
  • песка кг………… 910
  • Габаритные размеры

  • Наибольшая высота от головки рельса (по вентилятору кузова), мм….. 4 948
  • Наибольшая ширина по выступающим частям, мм…………. 3250
  • Расстояние между осями автосцепки, мм 16 969
  • База тележки, мм……… 3700
  • База тепловоза, мм…….. 12 670
  • Расстояние между шкворнями, мм… 8 600
  • Дизель-генератор:

  • длина, мм………. 6 705
  • ширина, мм……….. 2 610
  • высота, мм……. 3 185
  • Дизель

  • Условное обозначение (марка)…. 10Д100
  • Тип…………..вертикальный двухтактный с турбоиаддувом
  • Расположение цилиндров……однорядное, вертикальное
  • Число цилиндров……… 10
  • Диаметр цилиндров, мм……. 207
  • Ход поршня, мм………. 2X254
  • Объем цилиндров, л…….. 170,9
  • Степень сжатия, действительная…. 15
  • Порядок работы цилиндров….. 1-6-10-2-4-9-5-3-7-8
  • Порядок нумерации цилиндров…. со стороны отсека управления
  • Направление вращения нижнего коленчатого вала………….по часовой стрелке со стороны генератора
  • Мощность1 при 850 об/мии, л. с…. 3 000
  • Максимальное давление сгорания1, кгс/см2…………… не более 105
  • Температура газов в выпускных патрубках, °С………… не более 420
  • Минимально устойчивая частота вращения вала на холостом ходу, об/мин… 400±15
  • Соединение коленчатого вала с генератором……………. через пластинчатую муфту
  • Пусковое устройство…….. электрическое
  • Масса дизеля без рамы, кг…… 16 900
  • Масса дизеля с рамой кг…… 19 300
  • Система подачи топлива
  • Удельный расход топлива, г/э. л. с. ч. 160± 5%
  • Топливо………….дизельное ГОСТ 4749-73 или ГОСТ 305-73

1 При стандартных атмосферных условиях (+20° С и 760 мм рт. ст., относительной влажности 70%). 2te10v_2 Расположение оборудования на тепловозе тепловоза 2ТЭ10В

Рис. 1. Расположение оборудования на тепловозе:

1 — пульт управления; 2- ручной тормоз; 3 — вентилятор кузова; 4- вентилятор охлаждения тягового генератора; 5-редуктор вентилятора охлаждения тягового генератора; 6 — ти фон; 7 — нагнетатель второй ступени; 8 — воздухоохладитель; 9 — тяговый генератор; 10 — дизель; 11 — патрубок; 12 — турбокомпрессор; 13 — резервуар противопожарной установки; 14-водяной бак. 15 — подпятник вентилятора; 16 — колесо вентиляторное; 11 — карданный вал; 18 — охлаждающие секции; 19 — гидропривод вентилятора холодильной камеры; 20 — тяговый, электродвигатель; 21 — рама тепловоза; 22 — тележка задняя; 23 — бак топливный; 24 — тележка передняя, 25 — ящик дешифратора и усилителя; 26 — скоростемер; 27 — сиденье машиниста; 28 — высоковольтная камера правая; 29 — канал забора воздуха, охлаждающего тяговые двигатели передией’тележки; 30 — вентилятор охлаждения электродвигателей передней тележки, 31 — каиал забора воздуха, охладжающего тяговый генератор; 32 — маслопрокачивающий агрегат; 33 — воздухоочиститель правый; 34 — редуктор распределительный задний; 35 — флльтр грубой очистки масла; 36 — синхронный подвозбудитель; 37 — теплообменник; 38 — редуктор привода синхронного подвозбудителя; 39 — автоматический привод гидропривода; 40 — фильтр тонкой очистки масла; 41 — канал забора воздуха; 42 — санузел; 43 — вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки; 44 — топливоподогреватель; 45 — воздухоочиститель левый; 46 — батарея аккумуляторная; 47 — топливоподкачивающий агрегат; 48 — выпускной канал охлаждения тягового генератора; 49 — редуктор распределительный передний; 50 — компрессор; 51 — двухмашинный агрегат; 52 — высоковольтная камера левая

Рис. 2. Расчетная тяговая характеристика одной секции тепловоза 2ТЭ10В (передаточное отношение тягового редуктора ^=4,41; от==10):

1- переход с полного поля (ПП) иа ослабление поля первой ступени (ОП1); 2 — переход с ОП1 яа ослабление поля второй ступени (ОП2); 3 -переход с ОП2 иа ОП1; 4 — переход с ОП1 на ПП

Угол опережения подачи топлива в градусах поворота нижнего коленчатого вала 10±1 -до в. м. т.

  • Топливоподкачивающий насос…. ■. шестеренчатый с внутренним зацеплением зубьев
  • Количество………… 1
  • Производительность, л/мин…… 27
  • Давление топлива перед фильтром тонкой очистки, кгс/см2……… 1,5-3,5
  • Привод…………..от электродвигателя П-21
  • Топливный фильтр грубой очистки.. сетчатый
  • Топливный фильтр тонкой очистки… бумажный
  • Топливный насос дизеля……. плунжерный
  • Количество насосов………20 (по два на каждый цилиндр)
  • Форсунка дизеля……….закрытого типа
  • Давление начала впрыска, кгс/см2…210
  • Количество форсунок……..20 (по две на каждый цилиндр)
  • Объединенный регулятор частоты вращения и мощности………..всережимный центробежный непрямого действия с гидравлическим сервомотором, изодромной обратной связью
  • Управление частотой вращения…. дистанционное, электрогидравлическое Число ступеней………. 14
  • Регулирование мощности……автоматическое на всех скоростных режимах через индуктивный датчик, включенный в схему управления возбуждения генератора
  • Предельный регулятор……..центробежный, выключает подачу топлива при 940-980 об/мин
  • Система смазки

  • Тип…………… циркуляционная под давлением
  • Удельный расход масла, г/э. л. с. ч… не более 3
  • Масляный фильтр грубой очистки… щелевой
  • Масло………….. М14ВЦ по ТУ38.101-150-71 или М14Б по ТУ38.101-264-72
  • Масляный фильтр тонкой очистки… бумажный
  • Масляный фильтр центробежный… самовращающийся с гидравлическим приводом
  • Температура масла на выходе из дизеля, "С………….. 60-80
  • Максимально допустимая температура масла на выходе из дизеля, °С….. не более 85
  • Давление масла (по манометру) в верхнем коллекторе при 850 об/мин при температуре масла на выходе из дизеля 75° С, кгс/см2………….. не менее 1,8
  • Масляный насос………. шестеренчатый
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, м3/ч…… 120
  • Системы водяного охлаждения а) дизеля

  • Тип системы………..водяная, принудительная
  • Водяной насос системы охлаждения дизеля…………… центробежный
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, м3/ч…… 150
  • Рекомендуемая температура воды на выходе из дизеля, °С………. 65-80
  • Максимально допустимая температура воды на выходе из дизеля, °С….. не более 95
  • б) наддувочного воздуха

  • Тип системы…………водяная, принудительная
  • Водяной цасос системы охлаждения наддувочного воздуха………. центробежный
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, м3/ч…… 100
  • Охладитель наддувочного воздуха… водо-воздушный
  • Количество на дизель……..2 (по одному с каждой стороны дизеля)
  • Количество охлаждающей воды, проходящей через один воздухоохладитель, м3/ч…………. 50
  • Температура охлаждающей воды на входе, при окружающей температуре воздуха до +40° С, °С………… не более 65
  • Турбокомпрессор типа ТК-34Н
  • Производительность нагнетателя при 850 об/мин коленчатого вала дизеля (на полной мощности), кг/с…….. 3,0
  • Количество на дизель…….. 2
  • Частота вращения ротора турбокомпрессора длительно допустимая, об/мин… 17 500
  • Степень повышения давления воздуха в компрессоре при стандартных атмосферных условиях на полной мощности дизеля 1,8*
  • Давление масла перед подшипниками на полной мощности двигателя, кгс/см2, не менее…………… 2,5
  • Воздуходувка II ступени

  • Тип……………центробежная с механическим приводом через редуктор от верхнего коленчатого вала
  • Производительность при 850 об/мин коленчатого вала дизеля, кг/с…… 5,8
  • Частота вращения ротора воздуходувки при 850 об/мин дизеля, об/мин….. 8500
  • Давление наддувочного воздуха при мощности 3000 л. с. и стандартных атмосферных условиях, кгс/см2……. 1,12
  • * Соответствует давлению наддува, замеренному на выходе из турбокомпрессора, равное 0,77 кгс/см! (избыточное).

    Аварийная защита дизеля

  • Реле давления масла (остановка дизеля) останавливает дизель при понижении давления масла в верхнем масляном коллекторе ниже 0,5- 0,6 кгс/см2
  • Предельный регулятор частоты вращения останавливает дизель при увеличении частоты вращения вала дизеля выше 940-980 об/мин
  • Реле давления масла (сброс нагрузки). снимает нагрузку с генератора при давлении масла в верхнем коллекторе 1,0±0,1 кгс/см2 (при положении контроллера от 12-й и выше)
  • Дифманометр………..останавливает дизель при повышении давления в картере более 30- 35 мм вод ст.
  • Температурное реле перегрева воды.. снимает нагрузку с генератора при повышении температуры воды выше 95° С
  • Температурное реле перегрева масла.. снимает нагрузку с генератора при повышении температуры масла выше 85° С
  • Предохранительные клапаны максимального давления газов в картере и воздуха в воздушном ресивере……..срабатывают при повышении давления в картере выше 0,5 кгс/см2 и 1,5 кгс/см2 в воздушном ресивере
  • Блокировочное устройство валоповорот-ного механизма………..не позволяет пустить дизель при зацеплении червяка валоповоротного механизма с венцом ведущего диска муфты привода генератора
  • Холодильник дизеля

  • Тип холодильника………водомасляный с воздушным охлаждением водяных секций и охлаждением масла дизеля в теплообменнике
  • Тип секций…………с пластинчатым оребрением плоских трубок
  • Расположение секций……..вертикальное однорядное двухьярусное
  • Число секций для охлаждения воды дизеля…………… 13 длиной 1356 мм; 13 длиной 686 мм
  • Число секций охлаждения воды наддувочного воздуха и масла……. 25 длиной 1356 мм; 25 длиной 686 мм
  • Общая поверхность, омываемая воздухом секций охлаждения воды дизеля, м2.. 547
  • Общая поверхность, омываемая воздухом секций охлаждения воды, масла и наддувочного воздуха……….. 1055
  • Тип теплообменника…….. круглотрубчатый
  • Количество теплообменников….. 1
  • Частота вращения вентиляторного колеса (при 850 об/мин вала дизеля н полностью заполненном круге циркуляции), об/мин.. 1160
  • Диаметр вентиляторного колеса, мм.. 2000
  • Привод вентилятора…….. гидромеханический
  • Мощность, потребляемая вентилятором при 1160 об/мин, л. с………. 173
  • Регулирование температур воды и масла дизеля……………автоматическое путем изменения частоты враще ння вентилятора
  • Теплообменник водомасляный
  • Поверхность охлаждения:

  • со стороны масла, м2……. 60
  • со стороны воды, м2…….. 4
  • Наибольшее давление охлаждающей воды, кгс/см2………… 4
  • Давление масла, кгс/см2……. не более 8
  • Диаметр трубок………. 10X1
  • Число трубок……….. 955
  • Габаритные размеры:

  • диаметр корпуса, мм……. 472
  • высота, мм……….. 2484
  • Тяговый генератор

  • Тип…………… ГП-311Б
  • Частота вращения номинальная, об/мин. 850
  • Ток номинальный, А…….. 4320
  • Ток длительного режима, А….. 4000
  • Ток максимальный, кратковременный, А. 6600
  • Напряжение номинальное, В….. 465
  • Напряжение максимальное, В….. 700
  • К. п. д., %……….. 94,0
  • Тяговый электродвигатель

  • Тип…………… ЭД-118А
  • Мощность, кВт………. 305
  • Ток номинальный, А…….. 720
  • Ток максимальный, кратковременный, А 1100
  • Напряжение номинальное, В….. 463
  • Напряжение максимальное, В….. 700
  • Частота вращения номинальная, об/мин:

  • номинальная………. 585
  • максимальная………. 2290
  • К п. д., %………… 91,5
  • Двухмашинный агрегат

  • Тип…………… А-706Б
  • Частота вращения номинальная, об/мин. 1800
  • Мощность, кВт………. В-600 ВГТ 2751120 20,6
  • Напряжение номинальное, В….. 165 75
  • Ток номинальный, А…….. 125 160
  • К. п. д., %………… 84,5 76,0
  • Синхронный подвозбудитель

  • Тип…………… ВС-652
  • Частота вращения номинальная, об/мин. 4000
  • Напряжение номинальное, В….. ПО
  • Ток номинальный, А…….. 10
  • К. п. д., %………… 52,0
  • Аккумуляторная батарея

  • Тип…………… 46ТПНЖ-550
  • Номинальная емкость, А-ч….. 550
  • Номинальное напряжение, В….. 57,5
  • Ток при шестичасовом режиме заряда, А 150
  • Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей

  • Тип……………центробежный ЦАГИ, Ц15-45
  • Число вентиляторов……… 2
  • Частота вращения вала вентилятора при 850 об/мин вала дизеля, об/мин….. 2050
  • Мощность, потребляемая вентилятором при 2050 об/мин, л. с……… 30
  • Производительность при 2050 об/мин, м3/мин…………… 250
  • Привод…………..механический от распределительного редуктора через гидромуфту
  • Вентилятор охлаждения тягового генератора

  • Тип…………… центробежный
  • Привод…………..механический от дизеля через конический редуктор
  • Частота вращения вала вентилятора при 850 об/мин вала дизеля, об/мин….. 1800
  • Производительность при 1800 об/мин, м3/ч……………. 250
  • Мощность, потребляемая вентилятором при 1800 об/мин, л. с……… 26
  • Воздухоочиститель

  • Тип……………масляный непрерывного действия
  • Привод колеса……….. пневматический
  • Частота вращения колеса, об/ч…. 0,3-1
  • Сопротивление на номинальной мощности дизеля (справочный), мм вод. ст….. не более 300
  • Тормозное оборудование

  • Тип тормоза………..колодочный двусторонний
  • Способ приведения в действие тормоза. воздушный и ручной
  • Род действия воздушного тормоза.. автоматический, прямодействующий
  • Род действия ручного тормоза…. механический
  • Система воздушного тормоза…. пневматическая, с краном машиниста № 394-000-2 с воздухораспределителем, усл. № 270-005-1
  • Число тормозных осей воздушного тормоза…………… 6
  • Число заторможенных колес ручного тормоза…………… 2 колеса передней тележки
  • Компрессор

  • Условное обозначение (марка)…. КТ-7
  • Тип……………компаундный трехцилиидровый с промежуточным охлаждением воздуха
  • Число ступеней сжатия……. 2
  • Число цилиндров первой ступени… 2 Число цилиндров второй ступени… 1
  • Рабочее давление второй ступени, кгс/см2 7,8-8,5
  • Максимальная частота вращения вала компрессора, об/мин……… 850
  • Производительность компрессора при 850 об/мин, м3/мин………. 5,3
  • Мощность, потребляемая компрессором при 850 об/мин, л. с………. 60
  • Передний распределительный редуктор

  • Мощность, передаваемая ведущим валом редуктора, л. с………… 138
  • Мощность, передаваемая нижним валом, л. с………….. 37
  • Мощность, передаваемая валом вентилятора, л. с………….. 30
  • Мощность, передаваемая ведущим валом на компрессор, л. с………. 60
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 650
  • Частота вращения нижнего вала, об/мин 1820
  • Частота вращения вала вентилятора, об/мин…………… 2050±’£
  • Задний распределительный редуктор

  • Мощность, передаваемая ведущим валом редуктора, л. с………… 230
  • Мощность, передаваемая нижним валом редуктора, л. с………… 170
  • Мощность, передаваемая валом вентилятора, л. с………….. 30
  • Мощность, передаваемая на масляный насос центробежного фильтра, л. с… 5,5
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 850
  • Частота вращения нижнего вала, об/мин 2465
  • Частота вращения вала вентилятора, об/мнн………….. 2050 + 100
  • Редуктор привода вентилятора охлаждения тягового генератора
  • Мощность, передаваемая редуктором, л. с. 25
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 850
  • Частота вращения ведомого вала, об/мин 1800
  • Редуктор привода синхронного подвозбудителя
  • Мощность, передаваемая редуктором, л. с. 2
  • Частота вращения ведущего вала, об/мип 2465
  • Частота вращения ведомого вала, об/мин 4000
  • Гидропривод вентилятора холодильной камеры

  • Мощность, передаваемая гидроприводом, л. с………….. 179
  • Частота вращения ведущего вала, об/мин 2465
  • Частота, вращения вертикального вала, об/мин…………. 1160
  • Противопожарная установка

  • Объем резервуара, л…….. 290
  • Состав раствора для образования пены 6-процентный раствор ПО-1 ГОСТ 6948-70
  • В том числе:

  • пенообразователя, л…….. 16
  • воды, л………… 260
  • Давление воздуха………переменное, равное давлению в главных воздуш ных резервуарах
  • Кратность выхода пены (соотношение полученной пены к объему исходного раствора)…………… 70-100
  • Время работы установки:

  • а) одним генератором, мин….. 4
  • б) двумя генераторами одновременно, 2

| Тепловоз 2ТЭ10В | Устройство тепловоза 2ТЭ10В

Добавить комментарий