Тепловоз ТЭ129 (142, V400)

Мощный односекционный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, оборудованный электродинамическим тормозом и электрическим отоплением поезда,,, осевой формулой Со-Со, предназначен для работы на железных дорогах с колеёй 1520 или 1435 мм и имеющих габарит не ниже 02-Т ГОСТ 9238-73.

В конструкции тепловоза, наряду с вновь созданными узлами, заложены узлы, проверенные длительной эксплуатацией на других отечественных машинах.

Лёгкий и прочный цельносварной кузов несущей конструкции рассчитан на восприятие сжимающих или растягивающих усилий до 250 тс.

Съёмные секции крыши, расположенные над дизель-генератором, выпрямительной установкой и высоковольтной камерой, позволяют свободно производить выемку из кузова основного силового оборудования тепловоза при агрегатном методе ремонта.

Расположенный в средней части рамы топливный бак включен в несущую систему кузова. Установленные в специальном отсеке бака аккумуляторные батареи имеют хороший доступ для осмотра и легко демонтируются.

Тепловоз изготавливается двухкабинным с постами управления в каждой кабине.

Просторные и светлые кабины удобны для обслуживающего персонала. Отделка кабины и пульта управления выполнены с применением синтетических материалов. Высокоэффективная термошумоизоляция кабин и наличие разделительных тамбуров создают благоприятные условия для работы локомотивной бригады. Передние окна кабины с широкими полированными безосколочными стеклами обеспечивают хорошую видимость пути. Чистота стёкол поддерживается устройством для обмыва окон и надёжными стеклоочистителями. Кабина оборудована отопительно-вентиляционной установкой. пультом управления с показывающими приборами, скоростемером, локомотивной сигнализацией и автостопом непрерывного действия.

Силовая установка. В средней части кузова на поддизельной раме смонтирована ди-зель-генераторная установка. Она состоит из двигателя и главного генератора, соединённых пластинчатой муфтой, а также вспомогательных электрических машин, установленных на главном генераторе.

Двигатель представляет собой шестнадцатицилиндровый, У-образный. четырёхтактный дизель с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Он создан специально для работы в тяжелых условиях и является одним из экономичных дизелей, созданных промышленностью СССР.

Расположение узлов дизеля обеспечивает хороший доступ при их осмотре и профилактическом ремонте.

Два водомасляных теплообменника, установленных на дизеле, обеспечивают надёжное охлаждение его масла.

Водяная система. Охлаждение воды дизеля происходит в воздушных радиаторных секциях, расположенных в изолированной холодильной камере. Три надёжных восьмилопаст ных вентилятора в сочетании с современной автоматикой поддерживают заданные температуры охлаждающей воды и масла.

Высококачественная очистка наддувочного воздуха дизеля производится в двухступенчатых фильтрах непрерывного действия.

Запуск дизеля осуществляется от аккумуляторной батареи стартер-генератором, который в генераторном режиме питает двигатель вентилятора охлаждения преобразователя частоты и генератора отопления, двигатель компрессора и цепи управления.

Главный генератор представляет собой двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину переменного тока. Обмотка статора выполнена в виде двух трёхфазных звёзд, сдвинутых на 30 электрических градусов. Схема возбуждения генератора обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля при скоростях до 90-95% от конструкционной.

Охлаждение генератора - принудительное от осевого вентилятора, приводимого в действие дизелем.

Применение генератора переменного тока с бесколлекторным якорем позволяет значительно снизить его вес и габариты, повышает надёжность в эксплуатации и снижает эксплуатационные расходы по содержанию и ремонту.

Электрический ток главного генератора для тяговых нужд тепловоза выпрямляется в блоке кремниевых выпрямителей и подаётся на тяговые электродвигатели постоянного тока. Тяговые электродвигатели типа ЭД120А надёжны в

Расположение оборудования на тепловозе ТЭ129

Расположение оборудования на тепловозе ТЭ129:

1 - электропневмвтический клвпан; 2 - средства тушения пожара;

3 - резервувр воздухопровода управления и обслуживания; 4 - мотор-вентилятор охлаждения тормозных сопротивлений;

5 - выпрямительная уствновка; 6 - преобразователь частоты;

7 - тяговый генератор; в - стартер генератор; 9 - вентилятор охлаждения тягового генератора; 10- дизель; 11 - фильтры очистки воздуха; 12 - глушитель; 13 - бак для воды; 14 - мотор-вентилятор холодильной камеры; 15 - радиаторные секции; 16- тележка;

17- маслоотделитель; 18 - циркуляционный водяной насос;

19- указатель уровня топлива; 20 - теплообменник;

21 - маслопрокачиващий агрегат; 22 - аккумуляторнвя батарея;

23 - главный воздушный резервуар; 24 - генератор отопления поезда; 25 - тяговый редуктор; 26 - вентилятор охлаждения выпрямительной установки; 27 - тяговый электродвигатель; 28 - кран машиниста тормозной; 29 - счётчик моточвсов; 30 - камера электрооборудования; 31 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки; 32 - вентилятор охлаждения преобразователя частоты и генератора отопления; 33 - двухмашинный агрегат возбуждения; 34 - умывальник; 35 - воздухоочиститель непрерывного дайствия; 36 - топливоподкачивающий агрегат; 37- компрессор;

38 - отопительно-вентиляционный агрегат; 39 - вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей задней тележки;

40 - топливоподограватель; 41 - фильтр тонкой очистки масла;

42 - привод ручного тормоза работе и имеют высокие электрические показатели.

Установка отопления поезда состоит из синхронного генератора преобразователя частоты, системы автоматического регулирования напряжения генератора и защитной аппаратуры.

При отключении отопления освобождаемая мощность используется для тяги поезда

Синхронный генератор отопления поезда является также источником питания асинхронных двигателей привода вентиляторов холодильника дизеля, вентиляторов тяговых двигателей и вентилятора выпрямительной установки.

Основная электроаппаратура удобно расположена в высоковольтной камере. Конструкция высоковольтной камеры обеспечивает хороший доступ ко всем электроаппаратам.

Верхнее строение тепловоза опирается на две трёхосные бесчелюстные тележки с индивидуальным приводом колёсных пар и опорноосевым подвешиванием тяговых двигателей.

Принятая конструкция тележки позволила осуществить одностороннее расположение тяговых электродвигателей, что значительно увеличило коэффициент использования сцепного веса. В тележках применены поводковые роликовые буксы.

Мягкое одноступенчатое индивидуальное рессорное подвешивание, состоящее из 12 комплектов параллельно работающих пружин и фрикционных гасителей, создаёт плавный ход тепловоза.

Конструкция шкворневого узла обеспечивает упругое поперечное перемещение кузова относительно тележек.

Тормозная система. Тепловоз оборудован автоматическим скоростным пневматическим тормозом для торможения тепловоза и поезда, прямодействующим пневматическим вспомогательным тормозом для торможения тепловоза, ручным тормозом в каждой кабине с электродинамическим . реостатным тормозом.

Управление электродинамическим тормозом осуществляется тормозным контроллером, который обеспечивает совместную или раздельную работу электродинамического и пневматического тормозов. Питание тормозной системы сжатым воздухом производится от тормозного компрессора с индивидуальным электрическим приводом.

Тяговая характеристика тепловоза ТЭ129

Тяговая характеристика тепловоза ТЭ129:

I - с включенным отоплением;

II - с выключенным отоплением;

1 - переход с ПП на ОП1;

2 - переход с ОП1 на ОП2;

3 - переход с ОП2 на ОП1;

4 - переход с ОП1 на ПП;

Пульт управления тепловоза ТЭ129

Пульт управления тепловоза ТЭ129

Дизельное помещение тепловоза ТЭ129

Дизельное помещение тепловоза ТЭ129

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА ТЭ129

Род службы.................................

грузовой (пассажирский)

Осевая формула.......................

с00

Колея, мм....................................

1520, 1435

Габарит по ГОСТ 9238-73 ..................

02-Т

Мощность дизеля л с..........................

4000

Конструкционная скорость, км/ч ................

120

Вес полностью экипированного тепловоза, тс ...

126

Нагрузка на рельсы от оси, тс ..................

Расчётная сила тяги в длительном режиме на об-

21

оде колеса, тс..................................

24,6

Длительная скорость, км/ч .....................

32,2

Сила тяги при трогании с места, тс .............

35

Управление тепловозом ..........

дистанционное (при работе системы двух единиц позволяет одному лицу управлять как первым, так и вторым тепловозом)

Передача .....................................

электрическая, переменнопостоянного тока

Число ведущих осей тепловоза ................

6

Диаметр колёс, мм .............................

Запас, кг:

1050

топлива ...................................

3480

воды для охлаждения дизеля...............

1150

песка .....................................

450

Минимальный радиус проходимых кривых, м ....

Дизель

140

Марка..........................................

2-5Д49

Обозначение по ГОСТ 3493-74.............

16ЧН 26/26

Тип ............................................

V-образный, шестнадцатицилиндровый, четырёхтактный, с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха

Диаметр цилиндра, мм.........................

260

Ход поршня, мм...........................

Мощность при 1000 об/мин и нормальных атмосферных условиях (температура наружного воздуха +20°С, барометрическое давление 760 мм рт. ст. относительная влажность воздуха 70%).

260

Л. С.............................................

Номинальная частота вращения коленчатого ва-

4000

ла, об/мин ...................................

Удельный расход топлива с теплотворной способностью 10200 ккал/кг при нормальных уело-

1000

виях и режиме, г/э.л.с.ч .......................

157 ±5%

Холодильная установка

Тип секций холодильника..............

водо-воздушные ребристые, с тонкими трубками

Число секций в холодильнике..................

42

Тип теплообменника масла...........

водо-масляный трубчатый

Топливоподогреватель

Тип ............................................

водяной трубчатый

Поверхность нагрева по топливу, м2............

17

Компрессор

Марка .......................................

2НУ2-100II45

Тип ..........................................

двухступенчатый

Привод .........................................

от электродвигателя, через упругую муфту

Число цилиндров ...............................

4

Рабочее давление второй ступени, МПа (кгс/

см2) .........................................

0,98 (10)

Объёмный расход, м3/с........................

0,042±7%

Главный генератор

Марка.........................................

ГС-504А

Тип ............................................

синхронный имеет две трёхфазные звезды

Активная мощность, кВт........................

2750

Действующее значение линейного тока, А.......

2x1500/2x2270

Напряжение, В .................................

580/385

Выпрямительная установка

Марка.........................................

УВКТ-5

Тип вентилей .................................

ВЛ-5-200-8 или ВЛ-200-8

Номинальное выпрямленное напряжение, В, не более .........................................

750

Номинальный выпрямленный ток, А, не более ...

5700

Ток перегрузки в течение 300 с, А, не более____

8700

Тяговый электродвигатель

Марка..........................................

ЭД120

Тип ...........................................

постоянного тока

Номинальная мощность, кВт.................

411

Напряжение длительного режима, В ...........

475

Максимальная частота вращения, об/мин .......

2320

Тип подвески...................................

опорно-осевая

Схема водяной системы тепловоза ТЭ129

Схема водяной системы тепловоза ТЭ129;

1 - водяные секции холодного контура радиатора, 2- водяные секции горячего контура радиатора; 3 - бак для воды умывальнике; 4 - бак для воды; 5 - терморегулятор; 6 - дизель-генератор; 7 - отопительно-вентиляционная установке; 8 - бачок установки обмыва лобовых стёкол; 9 - теплообменники масла; 10, 11 - водяные насосы дизеля; 7? - циркуляционный водяной насос; 73 - подогреватель топлива I - трубопровод тепловоза; II - трубопровод дизеля

Схема масляной системы тепловоза ТЭ129

Схема масляной системы тепловоза ТЭ129:

1 - компрессор; 2 - фильтр тонкой очистки масла; 3 - правый масляный насос дизеля; 4 - левый масляный насос дизеля; 5 - теплообменник масла; 6 ~ дизель-генератор; 7 - центробежный фильтры масла; 8 - бак для неочищенного маслв; 9 -фильтр грубой очистки масла; 10- маслопрокачивающий агрегат

Схема топливной системы тепловоза ТЭ 129

Схема топливной системы тепловоза ТЭ 129;

1 - дизель-генератор; 2 - топливоподкачивающий агрегат; 3- фильтр грубой очистки топлива; 4 - подогреватель топлива; 5-бак для слива загрязнённого топлива; 6 - предохранительный клапан; 7-заборное устройство; в - топливный бак; 9 - топливомерное устройство; 10 - демпферы манометров; 11 - манометр давления топлива до фильтров тонкой очистки; 12- мвнометр давления топлива после фильтров тонкой очистки; 13 -фильтры тонкой очистки топлива

Схема воздухопровода тормоза тепловоза ТЭ129

Схема воздухопровода тормоза тепловоза ТЭ129:

1 - резервуар времени; 2 - уравнительный резервуар, 3 - манометр резервуара времени; 4 - кран машиниста;

5 - сигнализатор утечек магистрали; 6, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 27, 33, 39, 40, 48, 51, 70, 71, 72 - разобщительные краны; 7 -манометр тормозной магистрали; в -манометр главных резервуаров; 9, 67 -рудукгоры давления; 10 - кран вспомогательного тормоза; 11 - манометр тормозных цилиндров; 12 -отпускной клапан; 13- запасной резервуар; 14 - предохранительный клапан М; 15 - выпускной клапан; 16 - противоюзный регулятор;

21 - электрообогреватель; 22, 28 - спускные краны; 25, 26 - реле давления; 29 - главный воздушный резервуар;

30. 50- обратные клапаны; 31, 34 - предохранительные клапаны; 32- маслоотделитель; 35 - компрессор;

36 -тормозной цилиндр, 37, 63, 66, 81 - воздушные фильтры; 38 - электропневматический клапан автостопа; 41 42, 73 - водоотделители; 43, 44, 45, 46, 74, 75, 78, 79 - концевые краны; 47, 68 - соединительный рукав;

49 - реле давления Ш 241; 52, 61 - центробежные фильтры; 53, 54, 55 - переключательные клапаны;

56, 59- электропневматичеекие вентили; 57- кран режимов С-Р-Рг-Й; 58 - переключатель режимов;

60- отпускное устройство; 62 - воздухораспределитель; 64 - резервуар 9 л; 65 - дроссель О 2 мм;

69 - скоростной регулятор; 76, 77 - концевой рукав; 80 - кран экстренного торможения

Советские тепловозы и оборудование | Тепловоз ТЭ109 (130, 131, 132, У300, 07, Т679.2)