Упрочнение зубчатых колес

Наиболее широкое применение для упрочнения зубчатых колес получили закалка поверхности, цементация, цианирование и азотирование. В последние годы все шире начинает применяться упрочнение зубчатых колес наклепом посредством обдувки поверхности дробью, обкатки роликами и чеканкой, а также нанесение на рабочие поверхности хрома гальваническим способом. Наибольший результат упрочнения достигается комплексным применением отдельных видов поверхностной обработки.

Дробеструйная обработка используется для зубчатых колес, изготовленных из различных сталей. Упрочнению подвергаются окончательно обработанные зубчатые колеса, прошедшие механическую и термическую обработку. Дробеструйная обработка производится на механических или пневматических дробеметных машинах стальной или чугунной дробью диаметром 0,4—2 мм. В результате большой скорости ударов дроби поверхностный слой обрабатываемой детали получает пластическую деформацию (наклеп), сопровождающуюся возникновением значительных сжимающих напряжений. Глубина наклепанного дробью слоя может достигать 0,8—1,0 мм, а сжимающие остаточные напряжения у поверхности — 40—45 кгс/мм2.

Продолжительность наклепа дробью должна быть достаточной для максимального упрочнения поверхности. Излишняя продолжительность обработки не влияет на качество поверхностного слоя, в то время как недостаточная степень наклепа резко снижает эффект упрочнения. Оптимальное время обдувки поверхности дробью составляет 2—3 мин и зависит от режима обдувки, свойств материала и формы поверхности. При наклепе зубчатых колес необходимо поворачивать их в струе дроби, что увеличивает продолжительность обработки в 4—5 раз.

Методы устранения неисправностей зубчатых колес | Ремонт гидравлических передач тепловозов | Проверка при монтаже гидропередачи зубчатых колес