Подготовка электрооборудования э. п. с. к работе в зимних условиях

Подготовку э.п.с. к работе зимой на дорогах первой группы (дороги Севера, Урала, Сибири и Поволжья)

заканчивают к 15.Х, на дорогах второй группы (дороги Центра и Юга) — к 1 .XI каждого года, а на БАМе и Братском отделении Восточно-Сибирской дороги к 1.Х. Следует отметить, что электрооборудование э.п.с. в целом работает зимой достаточно надежно при условии надлежащей подготовки и соблюдения определенных требований к обслуживанию.

Особенности зимних режимов работы э.п.с. следующие:

увеличение жесткости пути и силы ударов, воспринимаемых деталями э.п.с., особенно неподрессоренными;

повышение вязкости смазки в подшипниках и приводах аппаратов и машин, могущее привести к замедлению их действия и даже к заеданиям;

худшие условия сцепления колес с рельсами и, как следствие, большая склонность к боксованию, образованию круговых огней на коллекторах тяговых двигателей;

увеличение вероятности попадания влаги (снега) в электрические машины и аппараты;

образование конденсата и инея на изоляционных частях при резких повышениях температуры окружающего воздуха;

уменьшение емкости аккумуляторной батареи при низких температурах;

худшие условия токосъема из-за гололеда, инея;

возможность замерзания трубопроводов;

повышение вязкости масла в системе охлаждения трансформатора, картере ЭКГ или компрессора.

В соответствии с этим при подготовке к зиме на э.п.с. проводят ряд профилактических работ.

Тяговые двигатели и вспомогательные машины. Проверяют сопротивление изоляции обмоток, которое должно быть не ниже 1,5 МОм для тяговых двигателей (1,2 МОм для двигателей НБ-418К6) и вспомогательных машин электровозов постоянного тока. Для электрических машин на рабочее напряжение 380 В переменного тока, а также для генераторов управления и их цепей наименьшее допустимое сопротивление изоляции 0,5 МОм. Измеряют это сопротивление мегаомметром на 2500 В для тяговых двигателей и двигателей вспомогательных машин постоянного тока, а для остальных машин — мегаомметром на 500 В.

Если сопротивление изоляции ниже нормы, то тяговый двигатель просушивают, продувая через него воздух, подогретый калорифером. Когда же сушка не помогает, вынимают щетки из щеткодержателей и проверяют сопротивление кронштейнов щеткодержателей и изоляции обмоток порознь; отсыревший кронштейн можно заменить, не разбирая двигатель. Для замены обмотки, имеющей низкое сопротивление изоляции, двигатель необходимо выкатить для ремонта.

Подгоревшие и поврежденные передние конусы коллектора защищают шлифовальной бумагой, протирают чистой салфеткой, смоченной в техническом спирте или бензине, и окрашивают эмалью ГФ-92-ХС.

Большое внимание уделяют подготовке щеточного устройства — нажатие щеток на коллектор доводят до верхнего нормируемого предела; зазоры между щетками и стенками окон щеткодержателей увеличивают на 0,2— 0,3 мм как по толщине, так и по длине для предотвращения примерзания щеток. Для этого с двух соседних боковых сторон каждой щетки тонкой стеклянной бумагой аккуратно снимают небольшой слой материала. Устанавливаемые щетки должны быть просушены. Рекомендуется заменить полуизношенные по высоте щетки новыми.

Головки болтов верхних полюсов двигателей должны быть залиты ком-паундной массой. Поврежденные воздухоподводящие брезентовые патрубки заменяют новыми или отремонтированными.

Крышки люков тяговых двигателей уплотняют войлоком, а вспомогательных машин — картоном. Вентиляционные отверстия тяговых двигателей со стороны, противоположной коллектору, закрывают специальными капотами, кожухами.

Вентиляционные воздушные системы проверяют и устраняют все щели;

на вертикальные боковые и крыше-вые жалюзи кузова электровозов устанавливают снегозащитные фильтры из льняной паковочной ткани в два слоя на дорогах первой группы и в один слой на остальных, а также на малоснежных участках Восточно-Сибирской и Забайкальской дорог. На всех электровозах проверяют и при необходимости уплотняют прилегание снегозащитных фильтров к кузову; в качестве уплотнителя применяют технический войлок или морозостойкую резину.

На электровозах ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ11 заслонки переводят в закрытое положение с проверкой прилегания к плоскости.

На электропоезда переменного тока перед жалюзи системы охлаждения выпрямительной установки, расщепителя фаз, реактора и охладителя трансформаторного масла устанавливают матерчатый фильтр.

После проведения всех снегозащитных мероприятий проверяют количество воздуха, поступающего в двигатели (не менее 90 % нормы), как это предусматривается специальной инструкцией.

Для предотвращения отпотевания машин и электроаппаратуры электровозы и электропоезда следует ставить в депо на техническое обслуживание или ремонт сразу по прибытии, пока электрооборудование еще теплое. Если это затруднительно, то после постановки э.п.с. на стойло депо тяговые двигатели (а также и вспомогательные машины) прогревают теплым воздухом от передвижных или стационарных калориферов. Электрические вспомогательные машины переменного тока удобно просушивать током короткого замыкания, подводя к обмоткам статора пониженное напряжение (0,1 4-0,5) и „о..; ротор должен быть заторможен. Первые 2 ч сушку ведут при фазном токе 1 ,3 /ном, э затем до конца сушки током 0,4 /ном (где /ном — номинальное значение тока). Когда сопротивление изоляции достигнет 0,5 МОм и в течение последующих 2—3 ч изменяться не будет, сушку прекращают.

В эксплуатации следует считаться с возможным отсыреванием изоляции двигателей, поэтому перед включением тяговых двигателей электровозов заранее включают мотор-вентиляторы, а во врем? метелей их не выключают и во времй стоянки. Для предотвращения поломки щеток толстым слоем инея, покрывающим поверхность коллекторов после Длительной стоянки на сильном морозе,' трогание с места производят замедленно, слегка притормаживая электровоз или электропоезд.

Аппаратура. Вскрывают приводы электропневматических аппаратов, проверяют состояние их цилиндров, удаляют старую смазку, стенки цилиндров промывают керосином, кожаные манжеты поршней заменяют хорошо прожированными; резиновые манжеты заменяют не реже, чем один раз в два года; стенки цилиндров смазывают тонким слоем смазки, соответствующей типу манжеты поршня; собранный привод несколько раз приводят в действие.

Изоляционные поверхности стоек, панелей при наличии следов переброса, трещин покрывают эмалью ГФ-92-ХС. Фарфоровые изоляторы протирают техническими салфетками, смоченными в авиационном бензине, техническом спирте, сильно закопченные, обожженные пламенем дуги заменяют.

У подвагонных ящиков аппаратов электропоездов уплотняют все дверцы, устраняют любые неплотности; проверяют действие защитных электроблокировок, крепление ящиков к кузову.

Аккумуляторные батареи снимают, разряжают, электролит сливают. Элементы промывают подщелоченной или дистиллированной водой, заливают свежим электролитом (для ожидаемых температур ниже —20° С раствором едкого кали плотностью 1,25—1,27 г/см3) и заряжают батарею. Повышение плотности электролита предотвращает возможность его замерзания, что могло бы привести к отказу батареи в работе, разрыву или выпучиванию стенок элементов, и препятствует резкому снижению ее ем кости, наблюдаемому при низких температурах. У батарей, установленных под кузовом, вентиляционные отверстия ящиков заглушают. Если батарея не снимается с э.п.с., то ее состояние проверяют путем разряда на потребитель (например, лампу прожектора, низковольтные нагреватели и т. п.) в течение 10—15 с; за это время напряжение исправной батареи может несколько снизиться, но затем стабилизируется.

Регулятор напряжения настраивают на несколько повышенное напряжение — 52—54 В (кроме регуляторов напряжения электропоездов ЭР2Р и ЭР9). Это обеспечивает более надежный заряд аккумуляторной батареи.

Большое внимание уделяют подготовке токоприемников. Проверяют состояние кареток, шарниров и т. д. Шарнирные соединения и подшипники промывают керосином; во все шарниры добавляют смазку. Поскольку из-за частого инея и гололеда на проводах искрение возрастает, допустима защита боковых сторон полозов лентой из дугостойких материалов (ас-бестокартон, фторопласт); рамы покрывают слоем антигололедной смазки ЦНИИ КЗ; затем проверяют статическую характеристику токоприемников и действие редукционного клапана. Нажатие полоза на провод доводят до верхнего предела, установленного нормами. На участках, подверженных сильным гололедам, допустима установка защитных кожухов на подъемные пружины, если это заранее не предусмотрено конструкцией.

Замеряют сопротивление каждой электрической печи. Если оно более чем на 10 % отличается от номинального, то печь заменяют. Контролируют также сопротивление изоляции каждой печи и заземление ее корпуса. Проверяют состояние и других устройств (электрокалориферов, компрессоров, редуктора привода ЭКГ, лобовых окон кабин управления, санузла и т. п.).

В лаборатории депо проводят анализ трансформаторного масла, опре деляют содержание в нем воды, механических примесей, кислот, проверяют пробивное напряжение (должно быть не менее 25 кВ) и др. Ток уставки тепловых защитных реле регулируют для работы в зимних условиях (ток уставки реле изменяют на 3,5 % для каждых 10 ° С изменения окружающей температуры)4

Проверяют крепление открытых сердечников аппаратов трансформаторного типа — реакторов, переходных дросселей и т. д., а также самих аппаратов в целом. В редукторе привода группового переключателя заменяют смазку, предварительно промыв корпус. Заменяют смазку и в приводе скоростемера. Проверяют действие вентиляторов обдува окон, аппаратов защиты. У регулировочных деталей (пружин, винтов) проверяют наличие и состояние пломб.

Мегаомметром измеряют сопротивление изоляции высоковольтных и низковольтных цепей. Для этого цепи надо отключить от «земли» и, кроме того, разъединить их на участки, предусмотренные Правилами ремонта (например, цепи крышевого оборудования, силовые цепи, вспомогательные высоковольтные и т. д.).

Перечисленные цепи друг от друга отсоединяют путем выключения соответствующих аппаратов — ГВ, БВ, линейных контакторов, разъединителей и т. п. Удобно проверять низковольтные цепи электропоездов, поскольку они, имея двухпроводную систему, непосредственно с «землей» (корпусом вагона) не соединены. На электровозах требование проверки сопротивления изоляции цепей управления выполнить сложнее, поскольку минусовым проводом является их корпус поэтому данную проверку выполняют для отдельных цепей, действуя согласно специальным технологическим руководствам, разрабатываемым применительно к каждому типу э.п.с.

Электровоз (электропоезд), полностью подготовленный к работе в зимних условиях, осматривает специальная комиссия. Все недостатки и дефекты, обнаруженные при осмотре, немедленно устраняют.

Неисправности электрооборудования и их устранение | Ремонт электропод-вижного состава | Устранение повреждений электрооборудования локомотивными бригадами