Устранение повреждений электрооборудования локомотивными бригадами

В условиях большой загруженности железных дорог грузовыми, пассажирскими, пригородными поездами умение машинистов, их помощников быстро оценить ситуацию, возникшую в связи с отказом в работе электрооборудования, принять правильное решение имеет очень большое значение. Остановка поезда на перегоне, в горловине станции на 10—20 мин может вызвать срыв графика движения нескольких десятков других поездов, осложнить производство маневровых работ на соседних станциях и даже на соседних железных дорогах, поскольку нарушается ритм работы всего транспортного конвейера. Хотя число отказов локомотйвов (электропоездов), отнесенное к их пробегу, например 1 млн. км, систематически снижается, но из-за увеличения интенсивности движения (роста числа поездов) число отказов, отнесенное к 100 км пути, из года в год остается примерно тем же.

Быстрые оперативные действия локомотивных бригад по полному или частичному устранению отказа, вос-станавлению работоспособности электровоза или электропоезда при создавшемся положении — один из наиболее существенных способов сохранить нормальный рабочий ритм дороги.

Рассматривая в общем виде вопрос устранения отказов э.п.с., следует отметить, что внедрение в последние годы многосекционных электровозов, системы многих единиц СМЕТ на электровозах некоторых устаревших серий позволяет более надежно сохранить их «живучесть» благодаря дистанционному отключению поврежденной секции (т. е. не выходя из кабины управления); возможность восстановления работоспособности такой секции может быть установлена машинистом на ближайшей станции без длительного занятия межстанционного перегона, т. е. с минимальной задержкой других поездов или без нее. Тем более это относится к электропоездам, состоящим из четырех—шести секций и имеющим частые остановки, когда помощник машиниста может черек 2—3 мин полностью отключить поврежденный вагон или часть его оборудования. Только возникновение повреждений в механической части, в системе управления тормозами, возникновение пожара на локомотиве или в составе требует немедленной остановки поезда (исключение составляют случаи возникновения пожара на мостах, в тоннелях, вблизи строений и некоторые другие случаи, когда следует продолжать движение до остановки в более безопасном месте). Во всех случаях остановки поезда для устранения неисправности машинист должен оповестить по поездной радиосвязи дежурных по станциям, примыкающим к данному перегону, а также локомотивные бригады поездов, находящихся в зоне действия этой связи.

Немедленной остановки поезда и опускания токоприемников требует также поломка их или повреждение контактной сети.

Характер возникшей неисправности может быть весьма различен, однако следует резко разграничить случаи, когда не включаются те или иные аппараты, т. е. не собирается какая-либо электрическая цепь, или срабатывают защитные аппараты. Кроме того, следует иметь в виду, что повреждение крышевого электрооборудования, как правило, не вызывает отключения защитного устройства на э.п.с., а чаще приводит к снятию напряжения с контактной сети (в этом случае срабатывают аппараты защиты тяговых подстанций или постов секционирования в системе энергоснабжения) .

В условиях движения способы выявления любого из перечисленных повреждений значительно отличаются от способов, применяемых в условиях депо и рассмотренных ранее. Различия состоят в том, что при дефиците времени, отведенного на поиск, у локомотивной бригады нет также и мегаомметра, а для выявления к.з. в высоковольтных цепях показания контрольной лампы не всегда достоверны, поскольку напряжением 50 или ПО В изоляция в поврежденном месте не всегда пробивается; далее — электровоз (электропоезд) стоит или движется под контактной сетью, которая находится под напряжением; кроме того, если повреждение находится в 3-й, 4-й секциях электровоза и тем более в 5-й, 6-й секциях электропоезда, дефицит времени возрастает еще более. Если, например, на односекционном электровозе машинист, находясь в высоковольтной камере (при соблюдении правил безопасности), может подать команду помощнику: «Включи кнопку», «Переведи рукоятку контроллера» в такое-то положение, то на большинстве типов э.п.с. из-за большой его длины выполнить это практически невозможно (длина четырехсекционных электровозов ВЛ11, ВЛ80С превышает 65 м, а электропоездов — свыше 200 м).

Исходя из всего сказанного выше машинистам при срабатывании одного из видов защит электрической цепи или обрыве какой-либо цепи не рекомендуется сразу же останавливать поезд, а следует, выключив соответствующие цепи, по возможности, продолжать движение, мысленно анализируя вероятные причины этого. Восстановив действие защиты, включив повторно кнопки управления, контроллер, машинист делает первую попытку восстановить управление, при этом включать те или иные цепи следует не торопясь, иногда отключая одну секцию электровоза, включая другую или какую-либо конкретную цепь (например, цепь мотор-вентиляторов, мотор-компрессоров), на электропоезде или электровозе переменного тока вместо автоматического пуска, применяя ручной пуск. Другими словами, машинист сравнивает, сопоставляет явления.

Метод сопоставления признаков повреждения. К основным признакам, учитываемым и сопоставляемым при отыскании неисправностей, относятся следующие: смена показания сигнальных ламп, колебания стрелок приборов, то или иное положение рукояток контроллера и кнопок управления, значение напряжения в контактной сети, отключение отдельных аппаратов, внешние признаки — искрение, дым, запахи, изменение характера шума электрических машин, различие в характере набегания задних вагонов на головной на электропоезде, на электровоз в составе при выключении БВ (ГВ) на одной из секций. Кроме того, следует учитывать значения напряжения в цепи управления (при его понижении может начаться выключение аппаратов) и давления воздуха в цепях управления.

Если этих признаков достаточно и они сравнительно конкретно выявили характер повреждения и секцию э.п.с., на которой оно произошло, то машинист принимает решение о дистанционном отключении ее (электровозы ВЛ11, ВЛ80С, а также ВЛ10, ВЛ8, оборудованные СМЕТ) или об остановке поезда для исправления повреждения, отключения поврежденного аппарата, двигателя или создания временной аварийной схемы.

Основные правила безопасности при устранении повреждения на э.п.с.* На движущемся э.п.с. в электрических цепях разрешается только заменять лампы освещения и предохранители в низковольтных цепях при выключенных соответствующих кнопках (ВУ, КУ, рубильниках на распределительных щитах).

При необходимости остановки поезда для устранения повреждения следует: привести в действие автотормоза, отключить основные электрические высоковольтные и вспомогательные цепи (ГВ, БВ, контроллер машиниста, вспомогательные машины), дождаться полной остановки поезда, обеспечить его дальнейшую заторможенность, перекрыть кран воздушного резервуара токоприемника (для получения возможности поднятия его в последующем без включения вспомогательного компрессора) й дождаться прекращения

* Основным документом, определяющим методы безопасной работы на э. н. с. является ОСТ 32.20—83 «Техническое обслуживание и текущий ремонт электровозов, тепловозов и, моторвагонного подвижного состава. Общие требования безопасности».

вращения валов всех вспомогательных машин.

После опускания всех токоприемников (обязательно всех, в чем следует убедиться визуально), продолжают действия по обеспечению мер безопасности. Поскольку эти действия и меры отличаются для э.п.с. разных серий и все их рассмотреть здесь не представляется возможным, отметим только важные принципиальные действия — на электропоездах кран пневматической магистрали токоприемника той секции, на которой ведется работа, переводят в положение «ручное»; на электровозах переменного тока при необходимости захода в высоковольтную камеру перекрывают кран на магистрали клапана токоприемника, открывают штору этой камеры и заземляющей штангой касаются выводов тягового трансформатора для снятия емкостного заряда, после чего заземляют этой штангой высоковольтный ввод.

При отключении какого-либо разъединителя рекомендуется также пользоваться изолированной штангой. Подобные действия выполняют и на грузовых электровозах постоянного тока (трансформатора на них нет, но заземление токоприемника осуществляют автоматически при раскрывании штор или дверей высоковольтной камеры). Примеры неисправностей цепей управления

Для этих целей наиболее характерным является нарушение нормального состояния блок-контактов, закрепления проводов; возможно перегорание предохранителей.

Пример 1. На электропоезде ЭР2 при нажатии кнопки «Токоприемник поднят» (рис. 6.10) не поднимаются все токоприемники поезда. Очевидно, нарушена цепь провода І5-І5Х-25, либо, учитывая особенности конструкции клапанов токоприемников, следует считать, что провод 26 при исправном предохранителе П16 находится под напряжением от провода 28. Провод 26 управляет вентилями КЛП-0 опускания токоприемников. Провод 28 может получать питание от провода 15 через предохранитель П14 через замкнутую блокировку лестницы на крышу вагона БЛ, двери тамбурного шкафа ДШ*,

* На электропоездах более позднего выпуска схема питания реле РБЛ (РОП) изменена и в нее введены блок-контакты крышек подвагонных ящиков с электроаппаратами.

вследствие чего реле РБЛ блокировки лестницы на головном вагоне будет включено. Убедившись, что на панели ПР, установленной на головном вагоне, реле РБЛ включено (на электропоездах ЭР2Р и ЭР9 выключено) можно установить, что одна из упомянутых блокировок безопасности в цепях управления токоприемниками замкнута, а предохранитель П16 цел. Таким образом, не выходя из головного вагона, можно сделать первый вывод — предохранители ПІ4, ПІ6 целы, второй,— где-то в поезде не закрыта дверца шкафа в тамбуре, не прикрыта дверца подвагонного яшика или раскры-^ та лестница на крышу; машинисту следует послать помощника пройти по составу и проверить положение упомянутых деталей.

Если же не поднимается один из токоприемников в поезде, следует проверить положение крана на магистрали управления токоприемником данного вагона и, убедившись, что это никому не угрожает, перевести его в рабочее положение.

Данный пример поясняет, что проверку одной нз электрических цепей следует увязывать с действием других цепей или состоянием (положением) ряда аппаратов; так, целостность предохранителя ПІ6 была установлена косвенным путем.

Пример 2. При выдаче электровоза из депо после ремонта или отстоя оба токоприемника не поднимаются при нажатии на кнопки «Токоприемники», «Токоприемник задний», «Токоприемник передний».

На электровозах всех серий, имеющих защитные автоматические выключатели цепей управления, следует проверить положение их рукояток, еще раз убедиться, что ни один из токоприемников не поднимается, а затем определить — вышел ли шток первой по ходу воздуха пневматической блокировки штор (дверей) высоковольтной камеры; если шток ее вышел и заблокировал шторы (двери), то предохранитель данной цепи пел, кнопка «Токоприемник» и защитный вентиль исправны. Если пневматическая цепь не срабатывает, то возможно:

1) ножи шинных разъединителей ввода электровоза в депо не переведены в поездное положение (Яе 19, 20 по схеме грузовых электровозов переменного тока, № 58— по схеме электровозов ВЛ8, ВЛ10, № РзЗ - -на электровозе ВЛ11);

2) мало давление воздуха в магистрали управления — проверить по манометру;

3) главная рукоятка контроллера не стоит в положении «О» (на электровозах ВЛ11).

Дальнейший поиск неисправности следует рассматривать применительно к какой-либо конкретной серии электровоза и здесь не рассматривается. Можно только отметить, что при исправной пневматической цепи токоприемников не слудует закреплять вентиль клапана токоприемника во включенном положении — это грубое нарушение правил безопасности; если при поочередном включении электрических аппаратов (их контактов) в цепи управления токоприемниками сгорает предохранитель рассматриваемой цепи (выключается автоматический выключатель), то местные инструкции, действующие на некоторых дорогах, рекомендуют отсоединить на рейке зажимов провода с к. з. и подать по,временному проводнику «плюс» непосредственно на катушку вентиля клапана токоприемника или на рейке зажимов от провода, питающего удерживающий электромагнит БВ или ГВ, т. е. управление токоприемником осуществлять кнопкой БВ на электровозе постоянного тока, «Выключение ГВ» — на электровозе переменного тока; кнопку «Токоприемники» не включать.

Схема цепей управления токоприемниками электропоезда ЭР2
Рис. 6.10. Схема цепей управления токоприемниками электропоезда ЭР2

В любом случае этот метод рекомендуют применять только для следования до депо или пункта сдачи электровоза другой бригаде; после этого все временные перемычки необходимо снять и электровоз до устранения данного повреждения в депо считать неисправным.

Пример 3. На грузовом электровозе постоянного тока при включении вентиляторов на режим «Низкая скорость» они не запускаются. Предположим, что при попытке запуска их на режим «Высокая скорость» вентилятор № I начинает работать, а № 2 - нет; вывод — не включается электромагнитный контактор, управляющий вентилятором № 2; вероятнее всего нарушена его цепь управления в проводе Н57 в блок-контакте ПВ-Н на переключателе вентиляторов (рис. 6.11). Если же при нажатии кнопки «Высокая скорость» в работу включатся оба мотор-вентилятора, то, вероятнее всего, в положении «Низкая скорость» нет взаимного контакта на переключателе ПШ верхнего правого (рис. 6.12) высоковольтного пальца с медным горизонтальным сегментом на барабане. В большинстве случаев для предотвращения чрезмерного нагрева тяговых двигателей следует включить вентиляторы на режим высокой скорости.

Пример 4. На электровозе ВЛ80С при всех включенных кнопках «Компрессоры», работающем расщепителе фаз, замкнутых контактах регулятора давления 230 (рис. 6.13) в кабине управления устойчиво горит лампа МК, при нажатии на кнопку тумблера «Секция 1» замы-

Схема управления контакторами № 42-1 и 42-2 вентиляторов электровозов ВЛ10 и ВЛ10У

Рис. 6.11. Схема управления контакторами № 42-1 и 42-2 вентиляторов электровозов ВЛ10 и ВЛ10У

Упрощенная схема пеней мотор-вентиляторов В1-В2 электровозов ВЛ10 и ВЛ10У

Рис. 6.12. Упрощенная схема пеней мотор-вентиляторов В1-В2 электровозов ВЛ10 и ВЛ10У

Схема цепей управления контактором № 124 мотор-компрессора электровоза ВЛ80С

Рис. 6.13. Схема цепей управления контактором № 124 мотор-компрессора электровоза ВЛ80С

124— катушка контактора МК; /25, 127, /2в — блок-контакты контакторов расщепителя фаз и мотор-вситиляторов; 154, /56— блок-контакты тепловых реле; 230— контакты регулятора давления; 246— разгрузочный клапан; 430, 431— промежуточные реле

Упрошенная схема сигнализации мотор-компрессора электровоза ВЛ80
Рис. 6.14. Упрошенная схема сигнализации мотор-компрессора электровоза ВЛ80

124— блок-контакт контактора компрессора; 430— промежуточное реле; 436— контакты блокировочного переключателя системы сигнализации; 449— реле системы сигнализации кается блок-контакт переключателя 436 и загорается лампа С1 (рис. 6.14). Поскольку компрессор 2-й секции электровоза работает (видно по движению стрелки манометра питательной магистрали и лампа МК не загорается), можно сделать вывод — не включился контактор 124 на 1-й секции электровоза.

Причины;

1) сработало одно или оба тепловых реле 154, 156 (панель № 1). В этом случае ие включится и промежуточное реле 431. Следует отключить кнопку «Компрессор» на КУ № 226, выждать некоторое время (1—2 мин)и вновь ее включить, погасание лампы МК укажет на включение компрессора. При неисправности двигателя компрессора кнопку более ие включать. В рассмотренном случае не имеет смысла проверять положение реле 430, поскольку при его включенном положении создается цепь питания сигнальной лампы МК\ проверять положение блок-контактов контакторов 125, 127, 128 также не имеет смысла, поскольку маловероятно, что повреждены все они, включенные параллельно (вентиляторы работают)1;

2) нет контакта в кнопке «Компрессор» выключателя 226. Эти контакты можно закоротить, поставив перемычку между проводами Н102-Н104. Контакты реле 431 закорачивать не следует, так как в этом случае электродвигатель компрессора остается без зашиты тепловыми реле 154, 156\ следует либо исправить блок-контакты, либо не включать данный компрессор.

Другой вариант примера № 4— при выключении вентиляторов № 1, 2 (номера их контакторов—127, 128) компрессор также останавливается, хотя реле 430, 431 включены. Очевидно, неисправность у блок-контакта 125 в цепи проводов Н104-Н490. В этом случае неисправность можно временно не устранять — оставить включенным хотя бы один из вентиляторов № 1, или 2.

В применении контрольной лампы, как видим из этих примеров, нет необходимости. Все эти примеры показывают, что предварительный анализ возникшей неисправности, а иногда даже ее устранение можно произвести или не покидая поста управления, или выполнив незначительные действия в кузове электровоза.

1 БЛок-контакт переключателя 111 при нормальной работе расщепителя фаз разомкнут.

Примеры неисправностей в высоковольтных цепях

Пример 5. На электропоезде ЭР2 при движении под током загораются лампы БВ, РП, ощущаются продольные толчки между вагонами. После перевода главной рукоятки контроллера машиниста [КМ) в положение «О» н восстановления защиты, дождавшись возвращения валов реостатных контроллеров на 1-ю позицию, переводят главную рукоятку КМ в положение «М»; в случае повторения выключения защиты допустимо ее восстановить еще раз, после чего принять меры по устранению повреждения или отключению силовой цепи вагона.

Сигнальные лампы,- установленные в тамбурах вагонов и на их наружных торцовых стенках указывают, на каком из вагонов в силовой цепи тяговых двигателей произошла неисправность (на электропоезде ЭР9 в подобном случае при остановке поезда вагой с повреждением можно выявить и по положению ножа разъединителя главного высоковольтного выключателя ВВ). Помощник машинста по указанию машиниста выключает разъединитель цепей управления моторного вагона РУМ, установленный в тамбуре моторного вагона; после тро-гания поезда ему следует прослушать, нет ли посторонних звуков в ходовой части.

По прибытии в пункт оборота следует кратковременно включить РУМ, перевести реверсоры всех вагонов в положение, соответствующее обратному движению поезда, после чего РУМ этого вагона выключить вновь и перейти в кабину обратного направления; этим будет предотвращен режим «контртока», возможный при неисправности в цепи тягового двигателя № 3. При наличии времени место повреждения в силовой цепи можно уточнить, проверив ее контрольной лампой, как это пояснилось на с. 275. Наиболее удобно подключение минусового провода лампы к контактам реверсора; на время проверки провод 30 следует заземлить.

Пример 6. На электровозе ВЛ8 (ВЛ10), имеющем переключатель секций, при движении выключился БВ, переведя главную рукоятку КМ в положение «О», восстановив БВ, машинист вновь включает тяговые двигатели, замечает, на какой из позиций контроллера произойдет повторное отключение БВ*; после этого помощник машиниста по указанию машиниста переводит низковольтный отключатель (установленный в коридоре кузова) в положение «Отключение секции II» (или «Отключение секции I»). Машинист вновь включает контроллер и, если выключения БВ более не происходит, доводит поезд до ближайшей станции, не останавливая его на перегоне. На станции можно более точно выявить повреждение, пользуясь методами, упомянутыми ранее.

Пример 7. На пульте машиниста трехсекционного электровоза ВЛ11 при движении загорелись лампы БВ, ЗБВ, ТД, РП', после выключения контроллера, восстановления БВ все

* Одновременно используется и метод сопоставления признаков повреждения (см. с. 283).

лампы погасли, но после включения контроллера защита срабатывает вновь. Следует произвести дистанционное отключение группы двигателей 1, 2 (или 3, 4) 3-й секции электровоза и, если срабатывания защиты более не происходит, перейти иа управление электровозом с десятью последовательно соединенными тяговыми двигателями (соединение «С»); возможно также движение с\ восемью двигателями первых двух секций иа, низких скоростях (соединение «СП») и с десятью двигателями на соединении «П». Поезд на ближайшей станции необходимо остановить для выявления характера повреждения.

Пример 8. На пульте управления трехсекционного электровоза ВЛ80С при движении с большим током тяговых двигателей загорелись лампы суммирующих сигналов вначале ДБ, затем СЗ, произошло продольное подергивание локомотива; при включении тумблера «Секция 3» загорелись лампы ГВ (главный выключатель), РЗ (реле заземления), РП (реле перегрузки).

Выключив все основные цепи (загорятся и другие сигнальные лампы) и восстановив главный выключатель, машинист вновь включает вспомогательные машины, а затем и тяговые двигатели. Если выключения ГВ более не происходит, то можно сделать вывод — при сильном боксовании колесных пар (загоралась лампа «ДБ») произошел переброс электрической дуги по корпусу одного из тяговых двигателей (лампа «РЗ») 3-й секции электровоза; ток при этом превышал значение тока уставки реле РП (1500+ +50 А). Если выключения защиты более не происходит, двигатель № ... исправен. Номер двигателя можно установить по указателю этого реле после остановки поезда. Если в дальнейшем данное явление происходит с одним и тем же тяговым двигателем неоднократно, следует отключить его разъединителем ОД и сделать запись об этом в Журнале технического состояния локомотива для устранения повреждения в депо или на ПТОЛ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите виды и причины неисправностей электрических аппаратов, электропроводки и машин э. п. с.

2. Каковы последствия коротких замыканий и обрывов электрических цепей, методы их выявления и устранения?

3. Различия в средствах и методах выявления и устранения неисправностей электрических цепей в стационарных условиях (в депо) и в процессе эксплуатации э. п. с.

4. Виды механических и электрических повреждений электрических машин, методы их выявления.

5. Виды повреждении электрических аппаратов, их причины.

6. Основные мероприятия по подготовке электрооборудования э. п. с. к работе в зимних условиях; особенности режимов работы электрооборудования в зимних условиях.

7. Метод сопоставления признаков повреждений в электрических цепях.

8. Основные правила безопасности при устранении повреждений на э. п. с.

9. Примеры возможных неисправностей в цепях управления и высоковольтных ценях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Горбань В. Н., Донской А. Л., Шаб алии Н. Г.. Электронное оборудование электровоза ВЛ80Р. Ремонт и техническое обслуживание. М.: Транспорт, 1984. 184 с.

Деповской ремонт электровозов переменного тока 1 А. Т. Головатый, М. Г. Бутенко и др.; Под ред. А. Т. Головатого. М.: Транспорт., 1976. 440 с.

Егоров Н. К., Шутя ев Г. И. Электрические схемы и управление электропоездом ЭР2. М.: Транспорт, 1975. 160 с.

Инструктивные указания по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов и моторвагонного подвижного состава. ЦТ/2511 МПС СССР. М.: Транспорт, 1975. 207 с.

Инструкция по формированию и содержанию колесных пар тягоподвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. ЦТ/43511 МПС СССР. М.: Транспорт, 1987. 87 с.

Красковская С. Н., Ридель Э. Э., Черепашенец Р. Г. Техническое обслуживание н ремонт электровозов постоянного тока в депо. М.: Транспорт, 1980. 430 с.

Меркурьев Г. Д„ Елисеев Л. С., Смазочные материалы на железнодорожном транспорте. М.: Транспорт, 1985. 256 с.

Поточные линии ремонта локомотивов в депо 1 Н. И. Фнльков и др. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1983. 302 с.

Правила ремонта тяговых и вспомогательных машин электроподвижного состава. ЦТ/29311 МПС СССР. М.: Транспорт, 1972. 375 с.

Правила текущего ремонта и технического обслуживания электровозов переменного тока. ЦТ/3164/МПС СССР. М.: Транспорт, 1975. 270 с.

Правила текущего ремонта и технического обслуживания электровозов постоянного тока. ЦТ/3745/МПС СССР. М.: Транспорт, 1980. 240 с.

Правила текущего ремонта н технического обслуживания электровозов ЧС2, ЧС21, ЧСЗ, ЧС4 и ЧС4\ ЦТ/4015/МПС СССР. М.: Транспорт, 1982. 349 с.

Правила текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов. ЦТ/3972/МПС СССР. М.: Транспорт, 1982. 200 с.

Приложения к Правилам текущего ремонта и технического обслуживания электропоездов. ЦТ/3972/МПС СССР. М.: Транспорт, 1982. 81 с.

Ремонт электровозов и электропоездов1 В. М. Находкин, А. Г. Хрисанов, Р. Г. Черепашенец и др. 1 Под ред. В. М. Находкина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1981. 358 с.

Устройство и ремонт электровозов постоянного тока 1 С. И. Осипов, С. А. Алябьев и др. М.: Транспорт, 1977. 283 с.

Шубников П. Ф., Мазо С. Я. Ремонт электрооборудования электроподвижного состава. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1986. 317 с.

Электровозы ВЛ10 и ВЛ10У. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1981. 519 с.

Электровоз ВЛ80“\ Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1982. 622 с.

Электровоз ВЛ80Р. Руководство по эксплуатации. М.: Транспорт, 1985. 544 с.

Электроподвижной состав./Под ред. А. Т. Головатого и П. И. Борцова. М.: Транспорт, 1983. 350 с.

Яковлев Д. В. Управление грузовым электровозом и его обслуживание. М.: Транспорт, 1985. 319 с.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Указатель построен по принципу использования ключевого слова, в качестве которого выбирали наиболее общее понитне: «Балансировке», «Дефектоскопия» и т. д. Определения к этому слову приводятся, как правило, после него: «Балансировка динамическая», «Дефектоскопия магнитная» н т. д. Однако устойчивые словосочетания сохраняли, не применяя Инверсию: «Молекулярное схватывание», «Научная организация труда» и т. д.

В указатель ие вводили названия глав и параграфов, так как при необходимости этот материал легко найти, пользуясь оглавлением.

А

Азотирование 39 АСТД 257

Б

Балансировка динамическая 141

— статическая 140

— якорей и роторов 139 Безотказность объекта (изделии) 16 Болтовое крепление деталей см. Крепление деталей болтовое

БУВИП 260 БУРТ 258

В

Взаимозаменяемость деталей (узлов) 30 Виды дефектоскопии 33

— износа деталей 11

— повреждений электрических машин 273

— — электрооборудования 267 ВИП 169

Восстаиоаление изношенных поверхностей 37 Г

Гальваническое покрытие поверхностей см. Покрытие поверхностей гальваническое Горячая посадка деталей см. Посадка деталей горячая

Д

Демонтаж и подготовка электрических аппаратов к ремонту 192 Дефектоскопия 33

— люминесцентная 34

— магнитная 34

— ультразвуковая 35

— цветная капиллярная 33

Дефекты щеток электрических машин 124, 125 Диагностика блоков ВИП 180 Диаграмма гидравлического гасителя колебаний рабочая 76

— механического износа деталей 12 Документации техническая, применяемая при ремонте электроподвижного состава 29 Долговечность объекта (изделия) 16 Допуски иа диаметры валов, отверстий и зазоры в шарнирных соединениях 193

Е

Емкость аккумуляторной батареи 186 ЕСКД 8 ЕСТД 8 ЕСТПП8

Ж

Железнеиие 39

3

Зависимости напряжения на элементах аккумуляторной батареи от времени заряда 186 Зависимость надежности электроподвижного состава от различных факторов 17 Заливка электролита 184

Замена колесно-моторного блока одиночная 62

Заряд аккумуляторной батареи 184 Зачистка миканнтовых манжет коллектора 142 Замыкания обмоток электродвигателей межвит-ковые 276

Значения основных параметров контакторов электромагнитных допускаемые 211

— — — — электропиевматических допускаемые 208, 209

И

Измерение осевого разбега якоря 100

— провала контактов 203

— раствора контактов 203 Износ деталей абразивный 12

— — механический 11

— — коррозионный 14

— — тепловой 11

— — термический 13

— — окислительный 1 1

— — осповндный 12

— — электроэрозионный 13

Износы и повреждения автосцепного устройства 81

— — — аппаратов автоматизации процессов управления 242

— — — — защиты 225

— — — букс колесных пар 54

— — — гидравлических гасителей колебаний 71

— — — групповых переключателей цепей управления 245

— — — измерительных приборов 264

— — — индивидуальных контакторов 207

— — — контроллеров машиниста 245

— — — кронштейнов щеткодержателей 124

— — — обогревателей и калориферов 253

— — — остовов 104

— — — печей электрических 253

— — — подвешивания тяговых двигателей 60

— — — полюсов 104

— — — рам тележек 76

— — — резисторов 253

— — — рессорного н люлечного подвешивания 71

— — — роторов 129

— — — статоров 104

— — — токоприемников 220

— — — узлов колесно-моторного блока 60

— — — щеткодержателей 124

— — — электрических аппаратов 190

— — — — — с групповым приводом 211

— — — элементов кузова 84

— — — якорей 129

Интенсивность нарастания механического износа деталей 12

Исправное состояние объекта (изделия) см. Состояние объекта (изделия) исправное Испытание измерительных приборов 265

К

Контактное нажатие см. Нажатие контактное

Контроль качества ремонта статистический 43

— — — технический 42 Концентрация ремонта 6

Коэффициент запаса усталостной прочности 9

— трансформации 164 Крепление деталей болтовое 36 Крупноагрегатный метод ремонта см. Метод ремонта крупноагрегатный

М

Меднение 39

Меры снижения износа деталей и узлов конструкторские 14

— — — — - — технологические 15

— — — — — — эксплуатационные 15 Метод градаций ремонтных размеров 30

— ремонта крупноагрегатный 6

— сопоставления признаков повреждения 283 Методы восстановления поверхностей 37

— упрочнения деталей 38 Модернизация узлов 31 Молекулярное схватывание 11 Монтаж аккумуляторов в батарею 185

Н

Нагрузки, действующие на кузов 84 Надежность объектов (изделий) 16 Нажатие контактное 203 Назначение лакокрасочных покрытий 88 Накатка 38 Наплавка 37

Напряжение испытательное для электрических тяговых машин 10 Наработка 17

Нарушение коммутации электродвигателей 276 Научная организация труда 7 Неисправное состояние объекта (изделия) см. Состояние объекта (изделия) неисправное Неисправности аккумулятора возможные 181

— электрических машин 273

— электрической проводки возможные 262 Неуравновешенность якоря динамическая 140

— — совместная 140

— — статическая 140 Никелирование 40 Нитроцементация 39

Нормы продолжительности среднесетевые ТО-3 5

---ТР-1 5

---ТР-2 5

----ТР-3 5

О

Обкатка 12 Обмер деталей 33 Обрыв цепи электродвигателя 275 Обслуживание аккумуляторных батарей техническое 187

Обслуживание выпрямительных установок техническое 180

— техническое ТО-1 4, 18 ---ТО-2 4, 18

---ТО-3 4, 18

--ТО-4 4

Обточка колесных пар без выкатки из-под локомотива 52

— коллектора 141

Окраска остовов при ТР-3 145 Определение выработки коллектора 99

— нажатия контактов 203 Организация ремонта 6 Освидетельствование колесных пар 47, 48

— — — обыкновенное 48

— — — полное 48

— — — с выпрессовкой оси 48 Осмотр деталей 32

— колесных пар 47

— кузовов 84

— рам 77

Особенности ремонтного производства 4 Осталиваиие см. Железнение Отказ объекта (изделия) 17 Очистка элементов электрических машин 103

П

Параметры токоприемников электроподвижно-го состава при выпуске из ТР-3 224 Периодичность ремонта 5

— ТО-3 5

— ТР-1 5

— ТР-2 5

— ТР-3 5

Периодичность КР-1 5

— КР-2 5

Поверхностная закалка 38 Повреждение объекта (изделия) 17 Повреждения ВИП возможные 169

— вспомогательных электрических машин 277

— в электрических цепнх 16

— деталей механические 16

— электрических аппаратов 277

— электродвигателей механические 273

— — электрические 274 Подбор колесных пар 52 Подготовка поверхностей к окраске 88

— электроподвижного состава к разборке и ремонту 31

Подъем кузова 31

Покрытие поверхностей гальваническое 39 Посадка деталей горячая 36 Потеря изоляцией диэлектрических свойств 13 Поточное производство 7

Правила техники безопасности при разборке электрических машин 103

Предельное состояние объекта (изделия) см. Состояние объекта (изделия) предельное Предупреждение возникновения повреждений деталей 16

Прессовые посадки на э. п. с. 36 Приготовление электролита 183 Приспособление для контроля зазора между силовыми контактами быстродействующего выключателя 231

— — монтажа траверс тяговых двигателей 112, 113

— — проверки правильности установки полюсов в остове 114

Принцип взаимозаменяемости 6 Причины возникновения неисправностей аккумулятора 181

— износа деталей 11

Пробои изоляции электродвигателей 274 Провал контактов 202

Проверка автосцепки комбинированным шаблоном 82

— горизонтальности токоприемника 224

— исправности индуктивного шуита быст родействующего выключателя 229

— конденсаторов 257

— параметров контактных устройств 202 Продорожка коллектора 141 Прокладка проводов 263

Пропитка изоляции 143

Процесс разборки э. п. с. технологический 31 ПТОЛ 47 Пьезоэффект 39

Р

Работоспособное состояние объекта (изделия) см. Состояние объекта (изделия) работоспособное

Разбег якоря в остове тягового двигателя 65 Разборка буксы 57

— колесно-моториых блоков 63

— люлечного подвешивания электровозов ВЛ 73

— рессорного подвешивания 72

— тележек 32

— токоприемника 220

— электрических машин 100

Разрядка и промывка аккумуляторных батарей 182

Раствор контактов 202 Ревизия букс большая 56

— — полная 57

— — промежуточная 56

— гасителей колебаний 72

— зубчатой передачи 61

— люлечного подвешивания 71

— моторно-осевых подшипников 61

— тягового трансформатора без выемки активной части 165

— — — с выемкой активной части 159

— тяговой передачи электровозов ЧС 62

— элементов рам 78 Регенерация электролита 183 Регулировка арматуры освещения 256

— быстродействующих контакторов 232

— межкузовиых электрических соединений 264

— реле 233

— — ускорения 243

— рессорного подвешивания 73 Ремонт балансиров 73

— блокировочных барабанов 213

— — устройств 213

— букс моторно-осевых подшипников 110

— быстродействующих выключателей 228

— — контакторов 232

— выпрямительных установок со съемом с э. п. с. 172

— главного воздушного выключателя ВОВ-25-4М 226

— деталей с применением полимерных материалов 40

— изоляции проводов 120 Ремонт капитальный КР-1 5, 29 --КР-2 5, 29

— коллекторов 141

— контакторных элементов главного контроллера 212

— — — групповых переключателей 212

— — — контроллеров электропоездов 212

— — — переключателей 212

— — — реверсоров 212

— корпусов электрических машин 108

— кулачковых валов 213

— крышек коллекторных люков, фланцев, сеток и заглушек 111

— — подшипниковых щитов 110

— механических элементов якорей 136

— обмоток якоря 137

— плавких предохранителей 240

— подшипниковых щитов 110

— полюсов 113

— приводов переключателей 214

— разрядников 241

— разъединителей цепей управления 250

— регуляторов напряжения вибрационного типа 244

— редукторов электропоездов 66

— резино-кордовых муфт электропоездов 66

— реле 233 .

— — оборотов 244

— рессор 73

— роторов 139

— статоров 113

— съемных роторов вентиляторов 113

— ТР-1 4,21

— ТР-2 4, 28

— ТР-3 4, 28 Ремонт траверс 112

— тягового привода электровозов ЧС 69

— электрической части статора 123

— электропневматических вентилей 255

— — клапанов 255

— элементов колесных пар 49

— якорных подшипников 112 •

Ремонтный цикл см. Цикл ремонтный Ремонтопригодность объекта (изделия) 16 Рентгеноскопия 35

с

Сборка аппаратов с групповым приводом 216

— букс 60

— колесно-моторного блока 65

— контроллеров 247

— переключателей режимов 247

— тележек 81

— токоприемников 223

— щеткодержателей 129 Сварочный ток см. Ток сварочный Система ремонта 4

Снижение механической прочности токоведущих частей 13

Снятие аккумуляторной батареи с э. п. с. 182

— фасок с коллекторных пластин 141 Соединения деталей сварные 36

Сопротивление меди обмоток постоянному току 165

Состояние объекта (изделия) исправное 17

— — — неисправное 17

— — — предельное 17

— — — работоспособное 17

Сохраняемость изделия 17 Специализация бригад 7

Способы крепления радиоэлементов на плате 205

— наложения ленточной изоляции 119

— соединения деталей 35 Стандартизация деталей (узлов) 31 Старение изоляции 13

Схема включения катушек для выявления меж-витковых замыканий с помощью импульсной установки 116

— выявления пробитого тиристора в плече ВИП с использованием батареи электровоза 178

— — межвиткового замыкания в обмотке якоря импульсным методом 134

— — — — — — — индукционным методом 133

— — — — методом двойной трансформации 116

— — места обрыва в межсекцнонных проводах 272

— испытания электрических машин методом взаимной нагрузки 152

— нахождения места замыкания обмотки на корпус 134

— проверки маркировки выводов электродвигателя 157

Схемы выявления межвиткового замыкания двух- и трехстержневыми трансформаторами 115

— — места короткого замыкания в тяговом двигателе без снятия его с э. !. с. 275

— пробников для отыскания неисправностей в выпрямительных установках 173

— проверки обмоток статора асинхронного двигателя на межвитковые замыкания 117

Т

Термическая закалка 39

Техника безопасности при испытании аппаратов защиты 242

— — — — индивидуальных контакторов 204

— — — обточке колесных пар без выкатки из-под локомотива 53

— — — проверке электрической части остовов и статоров 123

-- — — работе с аккумуляторными батареями 188

— — — ремонте аппаратов защиты 242

— _ — — — с групповым приводом 219

— — — — выпрямительных установок 181

— — — — токоприемников 224

— — — — электрической аппаратуры 265 Технология окраски кузова 89

Ток сварочный 37

Требования к содержанию электрических аппаратов 191

— предъявляемые к колесным парам 46

— техники безопасности общие 41

У

Унификация деталей (узлов) 30 Упрочнение деталей 38

— — термическое 38

— — химико-термическое 39 Условия работы ВИП 169

— — электрических машин э. п. с. 94

— — электроподвижного состава 9 Установка для измерения перекоса якорных подшипников 99

— — пропитки катушек без снятия их с остова 144

— индикатора для измерения биения коллектора 98

— ниппеля в буксе моторно-осевого подшипника 107

Уход за лакокрасочными покрытиями текущий 90

Характеристика колесно-моторного блока 65

— нагрузок, действующих на колесную пару 45

Хранение аккумуляторных батарей 186 Хромирование 39

ц

Цементация 39

— газовая 39

— твердой пастой 39 Цианирование 39 Цикл ремонтный 5 Цинкование 40

Ш

Шаблоны для измерения проката бандажа 47

— — — толщины гребни бандажа 47

— — проверки подбуксовых струнок 79 Шлифовка коллектора 142

Э

Электроэрозия 13

Подготовка электрооборудования э. п. с. к работе в зимних условиях | Ремонт электропод-вижного состава