Основные части и планировка вагона

Все пассажирские вагоны различных типов имеют общие основные элементы: кузов с рамой, ходовые части, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование. Основные части и общий вид пассажирского вагона показаны на рис. 1.4.

Все оборудование вагона подразделяется на механическое, санитарно-техническое, низковольтное электрическое (работающее на напряжении 50 или 110 В постоянного тока), высоковольтное электрическое (работающее на напряжении свыше 1000 В). По месту расположения оно, в свою очередь, подразделяется на подвагонное, внугривагонное и расположенное в крышевом пространстве. Места расположения оборудования на вагонах разного типа могут различаться, это зависит от планировки вагона и его габаритов.

Все механическое оборудование находится снаружи вагона или под вагоном (тележки, все основные детали тормоза, переходные площадки и т.п.).

К низковольтному подвагонному оборудованию относятся генератор, аккумуляторная батарея, ящик с аппаратурой, умформер (до 1990 г.). К внутривагонному низковольтному оборудованию относятся распределительный шкаф, светильники, узлы кондиционирования воздуха и др.

Высоковольтное электрическое оборудование размещено как снаружи вагона (высоковольтные междувагонные соединения, высоковольтный подвагонный ящик), так и внутри вагона в котле водяного отопления.

К санитарно-техническому оборудованию, расположенному в основном внутри вагона, относятся системы обеспечения жизне-

Общий вид пассажирского (купейного) вагона

Рис. 1.4. Общий вид пассажирского (купейного) вагона:

1 - дефлектор; 2 - кузов с термоизоляцией; 3 - суфле переходных площадок; 4 - буфера; 5 - аккумуляторная батарея; 6 - ящики для белья; 7 - компрессорный агрегат установки кондиционирования воздуха; 8 - конденсаторный агрегат; 9 - приборный ящик низкого напряжения; 10 - выпрямитель; 11 - трансформатор; 12 - подвагонный генератор мощностью 32 кВт; 13 - подвагонный ящик приборов высокого напряжения; 14 - привод генератора; 15 - тележка; 16 - автосцепка; 17 - междувагонное высоковольтное соединение деятельности пассажиров и проводников: холодного и горячего водоснабжения, отопления, кондиционирования воздуха. Узлы системы кондиционирования воздуха частично находятся под вагоном (компрессорный и конденсаторный агрегаты, ресивер), частично в крышевом пространстве (калориферы, воздухоохладители).

Планировка вагонов (некупейного, межобластного сообщения, купейного и габарита РИЦ) показана на рис. 1.5.

Специфичными являются оборудование и планировка вагона-ресторана, в котором имеются четыре или пять холодильников в зависимости от серии вагона и тепловое оборудование кухни, работающее на твердом или жидком (дизельном) топливе. Проводников для вагона-ресторана не предусмотрено, поэтому наблюдает за всем оборудованием и управляет его работой бригада вагона-ресторана (директор и повара).

В последующих главах приведены краткие конструктивные данные каждого узла оборудования вагона, правила его эксплуатации и методы безопасного обслуживания.

Отдельно следует сказать о поставляемых в Россию из Германии купейных вагонах с кондиционированием воздуха постройки с 1993 г. На этих вагонах изменена система электрооборудования, выполнена новая планировка: уменьшено число мест, предусмотрено специальное купе для инвалидов с лифтовым подъемным

а - некупейного; б - межобластного сообщения; в - купейного; г - габарита РИЦ; 1 - ящик для угля; 2 - туалет; 3 - распределительный шкаф; 4 - охладитель питьевой воды; 5 - служебное отделение; 6 - система пожарной сигнализации; 7 - купе отдыха; 8 - купе пассажирское (для купейного вагона) и пассажирское отделение для вагонов некупейного и международного сообщения; 9 - стоп-кран; 10- тамбур; 11 - мусорный ящик; 12 - огнетушитель; 13- большой коридор; 14 - косой (малый) коридор; 15 - кипятильник; 16 - котел отопления;

17 - котельное отделение устройством грузоподъемностью до 300 кг. Расположение оборудования на таких вагонах показано на рис. 1.6.

Принципиально система электрооборудования и основные узлы (генератор, аккумуляторная батарея, приборы регулирования, защиты, сигнализации и др.) таких вагонов не отличаются от серийно поставляемых до 1993 г. купейных вагонов с кондиционированием воздуха. Имеются, однако, некоторые дополнения; ус тановка электроплиты в котельном отделении, перенос низковольтных междувагонных электрических соединений (аварийных) из-под вагона внутрь переходных площадок и др. Купе для инвалидов оборудовано, помимо подъемника, туалетом со специальной раздвижной дверью, умывальником, душем с возможностью подъезда к умывальнику на коляске. Гидравлический подъемный агрегат состоит из электродвигателя мощностью 1,5 кВт, работающего на напряжении 110 В постоянного тока от вагонной аккумуляторной батареи; гидравлического насоса с ручным приводом производительностью 1,2 см3 за 1 оборот; запасного масляного бака емкостью 3 л со смотровым стеклом; двухходового гидравлического клапана для подъема платформы подъемного устройства; 1

Планировка пассажирского купейного вагона с кондиционированием воздуха постройки Германии (с 1993 г.)

Рис. 1.6. Планировка пассажирского купейного вагона с кондиционированием воздуха постройки Германии (с 1993 г.):

1 - вызывная кнопка; 2 - розетка для радио; 3 - хвостовой сигнальный фонарь; 4 - вытяжной колпак (кухонная плита); 5 - статический дефлектор системы «Кукук»; 6 - вытяжной колпак (котел отопления); 7 - вытяжной колпак (кипятильник); 8 - аккумуляторный ящик, состоящий из двух частей; 9 - аккумуляторный ящик, состоящий из трех частей; 10 - ящик для белья; 11 - компрессор; 12 - конденсатор; 13 - АЕУ - аппаратный ящик для трансформатора; 14 - АЕУ - аппаратный ящик для выпрямителя; 15 - аппаратный ящик для климатоустановки; 16 - генератор 32 кВт; 17 - высоковольтный аппаратный ящик; 18 - ступенька откидная; 19 - ящик для угля; 20 - откидной фартук подножек; 21 - туалет; 22 - умывальник; 23 - распределительный шкаф; 24 - охладитель питьевой воды; 25 - место отбора питьевой воды; 26 - стол для радиоустановки; 27 - глухое окно; 28 - оконная штора; 29 - громкоговоритель; 30 - двухламповый светильник; 31 - откидной стол; 32 - устройство поворотно-подъемное для посадки и высадки инвалидов в креслах-колясках; 33 - ящик для инвентаря; 34 - ящик для дров; 35 - ящик для мусора; 36 - гидравлический агрегат; 37 - душевая установка; 38 - аварийное окно; 40 - витрина для проспектов; 41 - опускное окно; 42 - отпускной клапан; 43 - одноламповый светильник; 44 - откидное сиденье; 45 - холодильник; 46 - система пожарной сигнализации; 47 - огнетушитель; 48 - кипятильник; 49 - котел отопления; 50 - плитка с бойлером; 51 - электроплитка трехходового переключающего клапана с электрическим приводом для переключения левого или правого подъемного устройства. В состав поворотно-подъемного устройства входит также предохранительный клапан максимального давления, тормозной и возвратный клапаны и блокировка, не допускающая движения вагона при включенных поворотном или подъемном узлах, исключающая падение инвалида с платформы и непоследовательное движение узлов. Управление поворотно-подъемным устройством производится со специальной панели с кнопочными выключателями.

Опыт эксплуатации купейных вагонов с поворотно-подъемным устройством показывает, что основным требованием его безопасной эксплуатации является соблюдение точной последовательности операций по подъему и впуску инвалида в вагон и его выходу из вагона. Перед включением подъемного устройства предохранительные рычаги необходимо привести в исходное положение, ограждение платформы должно находиться в откинутом вверх положении. Область поворота устройства должна быть свободна.

При наличии любых неисправностей запрещается включать поворотно-подъемное устройство. В первую очередь нужно проверить наличие напряжения и величину тока двигателя гидравлического агрегата; функционирование переключающего и гидравлического клапанов; исправность подъемного устройства и гидросистемы, особенно на отсутствие утечки масла; состояние подводящих проводов и кнопочных выключателей; положение платформы, состояние смазки, отсутствие защемления шлангов.

Контрольные вопросы

Знаки, надписи, нумерация вагонов | Проводник пассажирских вагонов | Кузов и термоизоляция