Предисловие

«Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года» предусмотрено обновление и пополнение парка локомотивов путем оснащения его более надежными и экономичными локомотивами новых серий. Для обеспечения непрерывно растущего грузооборота в нашей стране организовано производство новых более мощных тепловозов: грузовых 2ТЭ121 мощностью 2X2940 кВт с повышенной осевой нагрузкой (до 245 кН), пассажирских ТЭП70 и ТЭП75 мощностью секции соответственно 2940 и 4410 кВт, маневрово-вывозных ТЭМ7. Обеспечение безопасности движения и увеличение скорости поездов - важные задачи, которые поставил XXVII съезд КПСС перед железнодорожным транспортом. Одной из проблем создания тепловозов является выбор рациональных характеристик экипажной части. К экипажной части предъявляют повышенные требования: она должна обеспечить безопасность движения, минимальное воздействие на путь, высокие тяговые качества и эксплуатационную надежность тепловозов.

Проведенные в последние годы комплексы теоретических исследований и динамических испытаний тепловозов позволили создать и внедрить в производство современные конструкции бесчелюстных тележек, удовлетворяющих требованиям эксплуатации по надежности, тяговым и динамическим качествам. При создании новых конструкций тележек ставится условие, чтобы максимальная динамическая нагрузка колес на рельсы и напряжения в рельсах для тепловозов с повышенными осевыми нагрузками не превосходили уровня, установленного для серийных тепловозов.

Важное значение приобретает совершенствование методов прогнозирования динамических качеств экипажной части, которые можно использовать на стадии проектирования для выбора наиболее рациональных характеристик. Такое прогнозирование в книге дается на основе данных исследования динамических свойств механико-математических моделей, включающих упруго-инерционные характеристики узлов экипажной части и верхнего строения пути как многомассовых систем с сосредоточенными или распределенными параметрами. Результаты обширных экспериментальных исследований послужили основой разработки рекомендаций по выбору характеристик и конструктивных решений тяговых приводов, рессорного подвешивания и других узлов экипажной части.

Предлагаемая книга посвящена проблеме выбора рациональных конструкций экипажных частей тепловозов, обеспечивающих снижение динамических нагрузок колес на рельсы и повышение эксплуатационной надежности экипажных частей.

Экипажные части тепловозов | Классификация и характеристики основных типов тележек