Пружинно-фрикционные поглощающие аппараты шестигранного типа

Большая часть подвижного состава в СССР оборудована пружиннофрикционными поглощающими аппаратами шестигранного типа. К их числу относятся аппараты Ш-1-ТМ (рис. 43, а), которыми оснащены четырехосные грузовые вагоны постройки до 1979 г. Начиная с 1979 г. указанные вагоны оборудуются преимущественно аппаратами Ш-2-В (рис. 43, б). Для аосьмиосных вагонов применяются аналогичной конструкции аппараты типа Ш-2-Т (рис. 43, в), которые имеют отличные от аппаратов Ш-1-ТМ и Ш-2-В габаритные размеры. Следует отметить, что детали рассмотренных выше аппаратов невзаимозаменяемы.

Пружинно-фрикционные поглощающие аппараты шестигранного типа имеют корпус 3 с шестигранной горловиной, в которой размещены на-жимной конус 1 и три клина 2. Между клиньями и днищем корпуса 3 ап-

Пружинно-фрикционные поглощающие аппараты шестигранного типа
Рис. 43 Пружинно-фрикционные поглощающие аппараты шестигранного типа

а,б,в - соответственно типа Ш-1-ТМ, Ш-2-В, Ш-2-Т

парата размещены пружины 4 и 5 подпорного комплекта. В аппарате Ш-1-ТМ имеется шайба 6, которая у аппаратов Ш-2-В и Ш-2-Т отсутствует с целью увеличения высоты пружины.

Большая часть (75-90 %) воспринимаемой аппаратами данного типа кинетической энергии соударяющих масс вагонов преобразуется в основном в тепловую энергию фрикционного взаимодействия деталей фрикционного узла и частично в потенциальную энергию сжатия пружин 4 и 5.

Поглощающий аппарат Ш-1-ТМ (см. рис. 43, а) имеет максимальный рабочий ход 70 мм и установочные размеры 230x318x568 мм. Энергоемкость аппарата в состоянии поставки (неприработанного) составляет около 25 кДж. Энергоемкость приработанного аппарата, которую он приобретает после 1-2 лет эксплуатации, составляет 50 кДж при продольной силе2,5-3 МН, что позволяет производить соударения грузовых вагонов с массой брутто 84 т со скоростями до 2,22 м/с.

Из зависимости усилия сжатия аппарата от скорости соударения (рис. 44) видно, что соударение вагонов со скоростями свыше 2,5 м/с сопровождается закрытием приработанных поглощающих аппаратов. Закрытие аппаратов после выбора его рабочего хода приводит к передаче значительных продольных динамических воздействий на конструкцию вагона и груз, что может привести к их повреждению.

Поглощающий аппарат Ш-2-В (см. рис. 43, б) имеет установочные размеры 230x318x568 мм и максимальный рабочий ход 90 мм. Энергоемкость аппарата в состоянии поставки составляет около 25 кДж, а в приработанном состоянии - 60 кДж при продольной силе 2 МН. Соударения грузовых вагонов с массой брутто 85 т, оборудованных данными аппаратами, показали, что продольной силе 2 МН соответствует скорость соударения 2,78 м/с (см. рис. 44). Закрытие аппаратов Ш-2-В происходит при скоростях соударения вагонов свыше 3,06 м/с.

Установка поглощающих аппаратов Ш-2-В на грузовые вагоны с розеткой переднего упора длиной 185 мм не допускается. Невыполнение этих требований, а также ошибочная установка на указанные вагоны поглощающих аппаратов Ш-2-В, имеющих максимальный ход сжатия 90 мм, приводит к выбору зазора между упором головки автосцепки и розеткой, равного (75±7)мм, и последующему повреждению как автосцепки, так и розетки вагона.

Аппаратами Ш-2-Т (см. рис. 43, в) оборудованы восьмиосные вагоны, а также восьмиосные теп-

Рис. 44. Зависимости усилия сжатия аппаратов типов Ш-1-ТМ, Ш-2-В и Ш-2-Т от скорости соударения вагонов

ловозы. Неприработанные аппараты данного типа имеют энергоемкость около 30 кДж. После приработки аппараты Ш-2-Т имеют энергоемкость 65 кДж, что позволяет производить соударения восьмиосных вагонов с массой брутто 172 т со скоростями до 1,83 м/с при продольной силе Р = - 2,5 МН (см. рис. 44).

Общие сведения | Автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава | Новые конструкции поглощающих аппаратов повышенной энергоемкости