При погрузке и разгрузке вагона-самосвала необходимо учитывать род перевозимого груза и климатические условия, связанные с временами года. При погрузке допускается падение глыб массой до 5 т с высоты до 2,5-3 м. Загружать вагоны-самосвалы глыбами указанной массы необходимо с обязательной предварительной загрузкой мелкой породой пола кузова на высоту 250-300 мм. Глыбы следует сбрасывать в кузов вагона с возможно минимальной высоты. Это необходимо для амортизации удара падающей глыбы во избежание повреждения пола и вагона в целом. При загрузке вагонов необходимо следить за тем, чтобы ковш экскаватора не ударял по торцовым стенкам борта или другим элементам вагона.
Для нормальной разгрузки и предотвращения повреждений вагона необходимо подготовить разгрузочную площадку (отвал или приемные бункера) так, чтобы кузов и откинувшийся борт полностью освобождались от груза. Не разрешается разгрузка вагона, груз которого смерзся в глыбу массой 40-50 т, так как в этом случае может произойти опрокидывание всего вагона под откос. Разгружать вагон со смерзшимся грузом разрешается только после того, как груз будет разрыхлен на куски массой не более 5 т.
В целях предупреждения примерзания груза к полу, стенкам и бортам вагона рекомендуется посыпать пол древесными опилками, мелким шлаком или поливать пол и стены кузова насыщенным соляным раствором или жидким креозотом. На отдельных предприятиях для предотвращения примерзания груза успешно применяют водный 30%-ный раствор хлористого кальция. При такой концентрации раствор имеет низкую температуру замерзания, равную -50° С. На один вагон-самосвал расходуется примерно 10- 12 л раствора хлористого кальция.
Опыт эксплуатации показывает, что при перевозках скальной и вскрышной пород в зимний период они полностью выгружаются, а при перевозках глинистых пород у лобовых стенок вагона остается примерно 1,5-3,0 т груза. Для удаления оставшегося груза необходимо через 3-4 рейса очищать кузов.
Хлористый кальций наносят на внутреннюю поверхность вагона-самосвала через специальные форсунки (установленные с учетом габарита приближения строений и подвижного состава), разбрызгивая раствор под давлением около 5 ат. На других открытых горных разработках для предотвращения примерзания груза к поверхности кузова вагона были успешно применены профилактические вещества КОС, РПС-67 и Ниогрин. Рекомендуемые вещества изготовляют из отходов нефтехимических продуктов, образующихся в процессе
Параметры |
Профилактические вещества |
||
кос |
РПС-67 |
Ниогрин |
|
Плотность в г/см3. Вязкость при 20° С в Ст Температура застывания в °С Температура вспышки в °С |
0,83-0,89 20-21 -70 100 |
0,64-0,86 5-7 -70 65 |
0,82-0,9 10-11 -25 75 |
оксосинтеза высших спиртов, и продуктов коксования нефти. Параметры этих профилактических веществ приведены в табл. 3.
В’агоны-самосвалы данными профилактическими средствами обрабатывают на механизированном пункте, нанося их при помощи форсунок. Состав из шести-восьми вагонов-самосвалов обрабатывают при движении поезда со скоростью 5-8 км/ч в течение 1,5- 2,0 мин. Расход профилактического вещества на обработку одного шестиосного вагона-самосвала 2ВС-105 составляет -5 л. При регулярном применении профилактических веществ и нанесении их на сравнительно чистую поверхность кузова вагона-самосвала груз практически не прилипает.
Если при разгрузке кузов вагона-самосвала не опрокидывается, то следует закрыть открытый кран управления и проверить положения рукояток кранов (см. § 35). При правильном положении рукояток надо проверить давление воздуха в резервуаре, которое должно быть равно 5-6 ат. При недостаточном давлении воздуха вагон-самосвал разгружать не следует. Необходимо предварительно пополнить резервуар сжатым воздухом.
При транспортировании вагонов-самосвалов необходимо следить за их техническим состоянием; их движение с опущенными бортами не допускается. Перегрузка вагонов-самосвалов не должна превышать 5% их грузоподъемности, так как иначе это может вызвать преждевременный выход вагонов из строя.
Запрещается эксплуатировать вагоны-самосвалы с отключенными или неисправными воздухозамедлителями, так как это может привести к повреждению цилиндров опрокидывания вследствие ускоренного опрокидывания кузова и значительного увеличения ударной нагрузки на элементы цилиндра, а также к несчастным случаям при разрыве крышек цилиндров разгрузки.
При эксплуатации вагонов-самосвалов необходимо следить, чтобы на шкворневых балках нижней рамы и на тележках были предохранительные скобы. При их отсутствии нарушается устойчивость вагона-самосвала относительно головки рельса, и при неблагоприятных условиях он может опрокинуться вместе с тележками в отвал или бункер.
Соединительные рукава пневматической системы крайних вагонов и вагонов, не соединенных между собой, должны находиться на подвесках. Невыполнение указанного требования влечет за собой засорение воздушных магистралей и приборов, а также повреждение чугунных головок соединительных рукавов.
Необходимо помнить, что вагоны-самосвалы по выходе их с за-вода-изготовителя и до прибытия на место эксплуатации проходят большие расстояния (иногда несколько тысяч километров). Поэтому после прибытия вагонов-самосвалов на место работы, а также после их выхода из ремонта или вообще после каждого продолжительного простоя (неделя и более) перед подачей вагонов для эксплуатации на линию необходимо провести технический осмотр.
При техническом осмотре проводят регулировку и испытание тормозов. Проверяют герметичность соединений воздушной магистрали, работу приборов пневматического тормоза, наличие смазки в рычажной передаче тормоза. Осматривают ходовые части — заправку букс и наличие смазки в ее трущихся частях. Осматривают рычажную передачу механизма запирания борта и механизм наклона кузова. Проверяют наличие смазки в трущихся частях и шарнирных соединениях.
Выполняют пробные подъем и опускание вагона. Из цилиндров наклона кузова спускают накопившуюся конденсационную влагу, шток поршня и внутреннюю поверхность цилиндра тщательно осматривают и очищают от груза, а всякие следы коррозии на них зачищают наждачной бумагой и промывают керосином. После этого в каждый цилиндр заливают свежую смазку (8-10 кг). Перед пуском вагона в эксплуатацию проводят осмотр и регулировку пневматических приборов наклона кузова, проверку герметичности соединений пневматических магистралей, проверку работы пневматических приборов наклона кузова, кранов управления разгрузкой, воздухозамедлителей, проверку правильности установки сектора отсечки воздуха на воздухозамедлителе.
Пропуск воздуха из цилиндра можно считать установленным, если он повторяется при трех-четырехкратном подъеме вагона. Если пропуск воздуха связан с затвердением манжет (во время предшествующего осмотру понижения температуры наружного воздуха), то запрещается подогревание пневматических приборов огнем факела. Для отогревания замороженной системы вагон-самосвал необходимо поставить в утепленное помещение. После оттаивания необходимо спустить воду из цилиндров и продуть трубопровод. Если пневматическая система вагона-самосвала в целом не заморожена, но отдельные соединения трубопровода прихвачены морозом, то такие соединения можно отогревать огнем факела. После этого магистрали трубопровода надо обязательно продуть воздухом. Продувка паром не разрешается.
⇐Подготовка к работе пневматических приборов вагонов-самосвалов | Вагоны-самосвалы | Применение смазок при техническом обслуживании⇒