Габаритные размеры вагонов и вписывание вагонов-самосвалов в габарит приближения строений

Для предупреждения возможности соприкосновения вагонов со стационарными сооружениями, расположенными вблизи железнодорожного пути, или с подвижным составом, находящимся на соседнем пути, каждая единица подвижного состава вписывается в соответствующий габарит. ГОСТ 9238-73 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм» устанавливает следующие габариты:

С — габарит приближения строений для новых и реконструируемых участков, сооружений и устройств общей сети железных дорог и подъездных путей от станции примыкания до территории промышленных предприятий;

Сп— габарит приближения строений для новых и реконструируемых путей, сооружений и устройств на территориях заводов, фабрик, мастерских, депо, речных и морских портов, грузовых дворов, складов и других промышленных предприятий, а также путей, сооружений и устройств между территориями промышленных предприятий;

1-Т — габарит подвижного состава, допускаемого к обращению по всем путям общей сети железных дорог СССР и путям промышленных предприятий;

Т — габарит подвижного состава, допускаемого к обращению по путям общей сети железных дорог СССР, сооружения и устройства которых отвечают требованиям габарита С (с очертанием поверху для неэлектрифицированных линий), и путям промышленных предприятий, сооружения и устройства которых отвечают требованиям габарита Сп;

0-Т, 01 -Т, 02-Т и 03-Т — габариты подвижного •¦состава, допускаемого к обращению как по сети железных дорог СССР колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм.

Отечественные вагоны-самосвалы колеи 1520 (1524) мм грузоподъемностью до 60 т строят в габарите 1-Т, а думпкары большей грузоподъемности — в габарите Т. Учитывая, что в габарите Т подвижной состав может эксплуатироваться только на отдельных участках магистральных железных дорог, по требованию МПС вагоны-самосвалы спроектированы в габарите Т с таким расчетом, чтобы в порожнем состоянии по путям МПС они могли эксплуатироваться в габарите 1-Т.

Это осуществляется в результате стягивания бортов до габарита 1-Т с размером по ширине не более 3090 мм. Поэтому прежде чем пустить вагоны-самосвалы в эксплуатацию, промышленные предприятия обязаны распустить борта до габарита Т, приварить к лобовой стенке специальные вставки, поставляемые заводом вместе с думпкаром, и провести регулировку рычажного механизма открывания бортов.

Согласно ГОСТ 9238-73 верхняя часть габаритной рамки при габарите 1-Т расположена на расстоянии 5300 мм от головки рельса; на высоте 330-4000 мм от головки рельса габаритная рамка имеет наибольшую ширину. Отечественные вагоны-самосвалы имеют высоту, отсчитанную от головки рельса, значительно меньшую, чем предусмотрено габаритом 1-Т, для возможного увеличения высоты кузова в эксплуатации, которое слагается из:

  • повышения уровня автосцепки над головкой рельса, равного 20 мм;
  • технологических отклонений (в сторону увеличения) кузова по высоте, которые равны сумме прогибов нижней и верхней рам и составляют 40 мм.
  • Наименьшие допускаемые вертикальные строительные размеры нижнего очертания проектируемого подвижного состава получаются в результате увеличения вертикальных размеров (в пределах, допускаемых габаритом подвижного состава) на значение возможного в экс плуатации параллельного понижения подвижного состава вследствие Максимального нормируемого износа ходовых частей и осадки рессор. Возможные понижения нижнего очертания думпкаров складываются из следующего:
  • уменьшение диаметра колеса в эксплуатации на 53 мм;
  • равномерная статическая осадка надбуксового подвешивания, равная 8 мм;
  • прогиб рессорного комплекта под статической и динамической нагрузками, составляющий 72 мм;
  • износы пятника и подшипника на 6 мм;
  • изготовление деталей тележки по минусовым допускам, дающее уменьшение высоты на 10 мм.

Таким образом, максимальные возможные понижения высоты нижней рамы вагона-самосвала и других его элементов составляют 149 мм, т. е. расстояние от головки рельса до наиболее выступающего элемента вагона должно быть не менее 289 мм. Максимально допускаемые горизонтальные строительные размеры подвижного состава получаются в результате уменьшения размеров, соответствующих габариту подвижного состава с учетом наибольших допускаемых износов деталей его ходовых частей, т. е.

2В = 2(В0-Е), (6)

где В — максимальная полуширина подвижного состава; В0 — полуширина соответствующего габарита; Е — одно из следующих ограничений: Е0 — ограничение по шкворням тележек, или Ев — внутреннее ограничение по середине вагона, или Ен — наружное ограничение концевой части от шкворня наружу.

Ограничения определяют по следующим формулам:

Ео — 0,5 (я й) q 4- да + (^і к3) ?м; (7)

Ев = 0,5 (5 — й) + ? + ш + [&2 (1 — п)п 4- кг — &3)] — к 4-а; (8)

?„ = [0,5(8 -г*)-!-<7 4-да] 2,1 7— 4- [к2(1 + п)п — &! — к3 — /г +Р, (9)

где I — база думпкара в м; п — расстояние от ближайшего шкворня до рассматриваемого сечения в м; в — максимальная ширина колеи в кривой в мм; (1 — минимальное расстояние между наружными гранями изношенных бандажей в мм; q-наибольшее возможное перемещение по шкворню тележки вследствие образования зазоров при максимальном износе шкворня в мм; да — максимальное возможное перемещение поперечного сечения вследствие износа пятника в мм; к — величина, на которую допускается выход подвижного состава за габарит при кривой радиусом 250 мм; — значение дополнительного поперечного смещения вагона в мм; к2— коэффициент, зависящий от величины расчетного радиуса кривой; к3 — половина принятого на железных дорогах значения увеличения горизонтального расстояния между осями путей на перегонах в расчетной кривой радиусом 200 м; а и р — дополнительные ограничения внутренних и наружных сечений подвижного состава, проектируемого по габаритам 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т.

Для думпкаров а = 0; |5 = 0; к = 0; = 0,625 /2 (где I — база тележки в м); к2 — 25 мм; &3 = 180.

На основании данных, полученных по формулам (6)-(9), строят горизонтальную рамку думпкара и определяют максимальную ширину наружной консольной части вагона-самосвала и его внутренней части между шкворнями. По этим размерам определяют проектные очертания вагона-самосвала с учетом его прохождения через сортировочную горку, и размеры думпкара в габарите Т при эксплуатации на промышленных предприятиях.

Технико-экономические параметры вагонов-самосвалов | Вагоны-самосвалы | Вагоны-самосвалы узкой колеи

Добавить комментарий