Новые конструкции грузовых вагонов независимо от их назначения необходимо создавать с учетом как современных, так и перспективных требований эксплуатации, и обеспечивать при этом безопасность движения, прочность и надежность. Кроме того, должны быть обеспечены максимальные удобства и наименьшие затраты при изготовлении, обслуживании и ремонте в эксплуатации, а также предусмотрена возможность модернизации. Особое внимание при проектировании следует обращать на обеспечение техники безопасности обслуживающего персонала. Все вагоны должны иметь поручни для сцепщика, подножки и поручни для составителей поездов, установленные с каждой стороны вагона, а также кронштейны для сигнального хвостового фонаря и т. д. Необходимо предусматривать максимальное снижение веса тары вагонов, экономное расходование металла и других материалов, а также обеспечение технологичности конструкций. Применяемые металлы и лакокрасочные покрытия должны увеличивать стойкость элементов вагона против коррозии. Конструкция вагона : должна обеспечивать неповреждаемость и сохранность перевозимых грузов при их транспортировании и маневровых работах.
Необходима максимальная унификация узлов и деталей вагонов. Они должны отвечать требованиям действующих ГОСТ, ОСТ, унифицированных чертежей, а также правилам технической эксплуатации соответствующих железных дорог. Вагоны должны быть максимально приспособлены для комплексной механизации -погрузочно-разгрузочных работ, а их конструкция — позволять рационально использовать существующие и разрабатываемые -на перспективу на транспорте и промышленных предприятиях погрузочно-разгрузочные средства. Для универсальных вагонов ‘ потери груза и применение тяжелого ручного труда при погру-зочно-разгрузочных работах должны быть сведены к минимуму,. а для специализированных — практически отсутствовать.
Грузовые вагоны должны иметь мощную несущую металлоконструкцию рамы, обеспечивающую безотказную эксплуатацию на сортировочных горках и в тяжеловесных поездах, а также прочную и по возможности простую конструкцию кузова и элементов оборудования.
Кроме этих основных требований для всех грузовых вагонов, к конкретным вагонам дополнительно предъявляют специфические требования, связанные с особенностями перевозимых в них грузов и эксплуатационных условий. При выборе параметров и разработке новых конструкций грузовых вагонов для обеспечения повышения провозной способности железных дорог необходимо предусматривать следующее.
1. Максимальное использование допускаемой для грузового вагона погонной нагрузки на 1 м пути, что позволяет увеличить вес поезда, не изменяя его длины. Одновременно следует максимально использовать допускаемую нагрузку от оси на рельс.
2. Повышение коэффициента использования номинальной грузоподъемности вагонов, для чего удельные объемы и площади их должны соответствовать структуре и параметрам перевозимых грузов. При этом необходимо максимально использовать габаритные возможности подвижного состава, чтобы повышение удельных объемов не приводило к увеличению длины вагона и снижению погонной нагрузки на путь.
В СССР для магистрального и промышленного транспорта производят грузовые вагоны более 100 типов. В основном это вагоны колеи 1520 (1524) мм, а также вагоны для Южно-Сахалинского отделения Дальневосточной ж. д. колеи 1067 мм, для узкоколейных дорог — колеи 750 мм и др.
Вагоны имеют современные ходовые части, тормозное и авто-сцепное оборудование. Несущую конструкцию кузовов вагонов в основном изготовляют из низколегированных сталей повышенной прочности.
⇐Перспективы развития автосцепного оборудования | Вагоны | Платформы⇒