Для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, а также скота и другой живности предназначены крытые грузовые вагоны, которые могут быть универсальными и специальными. Универсальные крытые вагоны имеют большой удельный вес в вагонном парке страны. Алтайский вагоностроительный завод серийно выпускает универсальный крытый вагон (рис. 66) грузоподъемностью 63 тс (мод. 11-066). Вагон имеет кузов, состоящий из стальной рамы с настилом пола из досок, двух боковых и двух торцовых стен с металлическим каркасом, раскосностоечной конструкции с деревянной обшивкой и металлической крыши с обшивкой внутри. Несущие элементы кузова изготовлены из легированной стали 09Г2Д. Вагон вписан в габарит 0-Т, имеет объем кузова 120 м3, длину по автосцепкам 14 730 мм, по концевым балкам рамы 13 870 мм и вес тары примерно 22 тс.
Рама (рис. 67) имеет хребтовую балку 1 из двух зетобразных профилей № 31, две боковые балки 2 из швеллера № 20 (200 X X76X5,2 мм), две шкворневые балки 4 замкнутого профиля, сваренные из двух вертикальных листов толщиной 6 мм и двух горизонтальных листов (верхний толщиной 8 мм и нижний 10 мм), две основные 5 и две дополнительные 6 поперечные балки, продольные промежуточные балки 8 для опоры досок пола, две сварные концевые балки 3 и концевые раскосы 7. Хребтовая балка оборудована задними упорами 9 автосцепки, объединенными с над-пятниковыми отливками и передними упорами 10 с розетками. Розетки автосцепок с каждого конца вагона углублены на 180 мм,
Рис. 66. Четырехосный крытый вагон с деревянной обшивкой
что повышает длину и объем кузова без увеличения длины вагона по автосцепкам. На шкворневых балках установлены пятники, скользуны и упорные планки для домкратов. Настил пола выполнен из досок толщиной 55 мм, окантованных гнутым угловым профилем 45x45x4 мм. Настил пола укреплен болтами и специальными скобами на балках рамы.
Каркас боковой стены кузова имеет верхнюю обвязку из специального профиля 65x80x80x65x6 мм, две угловые стойки из гнутого профиля 100 X 100X6 мм, две шкворневые и две промежуточные стойки из омегообразного гнутого профиля 220х80х50х Х7 мм, две дверные сварные стойки и раскосы из прокатных или гнутых зетобразных профилей сечением 80x65x6 мм. Стены на 2/3 высоты обшиты досками толщиной 35 мм. Верхние доски имеют толщину 22 мм. Доски соединены с каркасом болтами. В стенах у промежуточных стоек на высоте 2250 мм от пола имеются люки с запирающимися штампованными из листа 2 мм крышками. В середине боковых стен имеется дверной проем 2000 X Х2300 мм с самоуплотняющейся задвижной дверью, позволяющей перевозить зерно без специальных щитов. Дверь имеет каркас из гнутых и прокатных профилей с обшивкой гофрированным листом толщиной 1,4 мм и фанерой толщиной 8 мм. Дверь подвешена сверху и передвигается на роликах с шарикоподшипниками по установленному на каркасе кузова рельсу.
Торцовая стена имеет две стойки из гнутого омегообразного профиля 230 X 100 X 6 мм, приваренные к верхней обвязке и раме. Стены обшиты досками толщиною 35 мм (нижние) и 22 мм (верхние). Деревянная обшивка при повышенных скоростях соударения (10—15 км/ч) во время маневров часто повреждается. В связи с этим разработана конструкция цельнометаллической стены с обшивкой стальным листом толщиной 3 мм, имеющим
в горизонтальном направлении гофры высотою 90 мм и шагом 300 мм.
Крыша состоит из дуг корытообразного гнутого профиля 60 X 50 X 3 мм и продольных стрингеров из гнутых уголков 32 X 32 X 3 мм, обшитых сверху листом (сталь повышенной коррозионной стойкости 10ХНДП) толщиной 1,5 мм с гофрами в поперечном направлении. По торцам крыши поставлены фрамуги с выштамповками для жесткости. Обвязкой крыши служат верхние обвязки боковых и торцовых стен. Крыша подшита изнутри двухслойными древесноволокнистыми плитами, которые прикреплены гвоздями к деревянным брускам в ее дугах. Крыша оборудована четырьмя загрузочными люками 0 400 мм с крышками, двумя типовыми разделками для труб отопления и помостами. Внутри кузова установлено несъемное оборудование, необходимое для монтажа типового съемного оборудования при перевозках людей.
В последние годы создан универсальный крытый цельнометал-ческий вагон (рис. 68) грузоподъемностью 63 тс с уширенными дверными проемами (мод. 11-217) и весом тары 23 тс, который заменит в серийном производстве вагоны с деревянной обшивкой. Он спроектирован на базе вагона с деревянной обшивкой и в основном отличается наличием металлической обшивки и широких дверных проемов.
Боковые балки рамы изготовлены из швеллера № 14, усиленного в зоне дверного проема швеллером № 8. Боковая стена имеет десять стоек и верхнюю обвязку, обшитые металлическими листами с горизонтальными гофрами. Восемь из этих стоек изготовлены из омегообразного гнутого профиля 80 X 76 X 33 X 5 мм, а две дверные — из зетобразного профиля № 8 и приваренного к нему угольника 75 X 50 X 6 мм, служащего притвором двери. Верхней обвязкой боковой стены служит уголок 90 X 56 X 8 мм. Толщина металлической обшивки внизу 3 мм, а вверху 2 мм. Боковые стены имеют по два загрузочных люка и по одному уширенному дверному проему (3825 мм), в котором установлены две задвижные самоуплотняющиеся под распирающим действием зерна двери с верхней подвеской на роликах к рельсу. Двери металлические, обшитые внутри фанерой толщиной 8 мм. Люк внизу одной из дверей служит для снятия распирающего действия зерна перед выгрузкой. Дверь имеет средний замковый стык и механизм запирания, обеспечивающий необходимое уплотнение.
Торцовые стены состоят из угловых стоек (гнутый профиль 80 X 80 X 6 мм) и верхней обвязки (уголок 90 X 56 X 8 мм), обшитых листом толщиной 3 мм с горизонтально направленными трапецеидальными гофрами высотой 90 мм и шагом 300 мм. Боковые и торцовые стены внутри обшиты влагостойкой фанерой толщиной 10 мм. Крыша и ее оборудование в основном такие же, как у вагона с деревянной обшивкой. Для облегчения ремонта крыши разработана и испытывается ее съемная конструкция. Обвязка
такой крыши соединена заклепками с верхними обвязками стен. ВНИИВ и АВЗ ведут работы по замене внутренней обшивки стен и крыши полимерными покрытиями, наносимыми напылением. Опытные образцы универсальных крытых вагонов грузоподъемностью 65 тс (мод. 11-207) с кузовом и рамой из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава изготовлены АВЗ. Эти вагоны имеют объем кузова 130 м3 (на 10 м3 больше, чем серийные), длину по осям автосцепок 15 730 мм (по концевым балкам 14 870 мм) и вес тары 19,4 тс, что на 3,6 тс меньше, чем вес тары цельнометаллического стального вагона.
АВЗ и ВНИИВ разработана конструкция универсального крытого цельном еталлического вагона из крупных блоков, допускающая механизированную сборку вагонов на потоке, что значительно снижает трудоемкость их изготовления. В частности, протяженность сварных швов уменьшена почти на 30%. Одновременно вес тары вагона снижен на 2 тс при увеличении грузоподъемности и объема кузова. Для дверей, крышек люков боковых стен и крыши приме-
Рис. 68. Четырехосный крытый цельнометаллический вагон
Рис. 69. Четырехосный вагон с раскрывающейся крышей
йены алюминиевые сплавы. Внутри вагона взамен облицовки стен и крыши фанерой и древесноволокнистыми плитами применено полимерное покрытие, наносимое напылением. Два опытных вагона такой конструкции проходят всесторонние испытания.
] Было разработано и опробовано несколько конструкций вагонов с продольно-раздвигающейся крышей, созданных на базе универсального крытого вагона с деревянной обшивкой. Однако испытания этих конструкций показали их недостаточно надежную работу в зависимости от климатических условий нашей страны, так как на крыше образуются наледи, замерзает вода, попадает и затвердевает снег и грязь. Все это приводило к тому, что открывание и закрывание крыш сильно затруднялось, требовалась трудоемкая очистка крыши, затрудняющая эксплуатацию этих вагонов.
С учетом этого опыта была разработана конструкция крытого специализированного вагона (рис. 69) грузоподъемностью 60 тс с поперечно-открывающейся крышей для перевозки холоднокатаной стали в рулонах и пачках без специальной упаковки. У такого вагона (мод. 11-247) обшивка гладкая, дверей нет, крыша открывающаяся, что обеспечивает погрузку при помощи кранов. Открывает и закрывает крышу один человек при помощи ручного гидравлического привода. Для укладки и крепления перевозимых рулонов или пачек стали вагон оборудован специальными передвижными упорами и поворотными опорными балками, закрепленными на полу. Конструкция вагона рекомендована для серийного производства. Такие же вагоны, но большей высоты и с другим внутренним оборудованием можно применять при перевозке самых различных грузов, требующих погрузки кранами (бумага в рулонах, дорогое оборудование и т. д.).
I АВЗ и ВНИИВ создали конструкцию крытого двухъярусного вагона (мод. 11-240) для перевозки крупного и мелкого скота. В вагоне можно перевозить мелкий скот на двух ярусах, крупный
скот на нижнем ярусе, а также выполнять комбинированные перевозки крупного и мелкого скота. Вагон (рис. 70) спроектирован на базе универсального крытого вагона с деревянной обшивкой (мод. 11-066), но имеет большую высоту. Кузов вагона состоит из стального каркаса раскосно-стоечной конструкции, обшитого досками толщиной 35 мм. Металлическая крыша вагона, имеющая теплоизоляцию толщиной 50 мм, подшита древесноволокнистыми плитами. Рама вагона сварная, пол нижнего и верхнего ярусов изготовлен из досок толщиной 55 мм. Вагон оборудован облегченными задвижными дверями, увеличенными по высоте. Размер дверного проема в свету 2000 X 2577 мм.
В вагоне на каждом ярусе вдоль одной из стен установлены кормушки и корыта для кормления скота, а в зоне дверных проемов на стенах укреплены две двухстворчатые поворотные решетчатые двери. Установив их поперек вагона, можно каждое помещение разделить на два отсека, что позволяет рассредоточить скот и выделить площадь для хранения фуража и приготовления корма. На второй ярус ведет лестница. Вагон оборудован системой водоснабжения, которая состоит из двух баков для воды емкостью 1500 л, расположенных по концам вагона, и из трубопроводов. Для вентиляции помещений в боковых стенах на каждом ярусе имеются люки с откидными крышками, а в крыше — дефлекторы. В настиле пола второго яруса имеются люки для установки трапа и погрузки скота, а в боковых стенах — окно для освещения. Некоторые вагоны (мод. 11-246) имеют отделение для проводника со спальными местами, плитой и умывальником. Это отделение выделено за счет уменьшения длины грузового помещения.
Высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ обеспечивают выпускаемые ДВЗ специальные четырехосные кры-
Рис. 70. Четырехосный двухъярусный крытый вагон для перевозки скота
тые цельнометаллические вагоны грузоподъемностью 60 тс (мод. 10-475) с поднимающимися кузовами (рис. 71), предназначенные для перевозки апатитового концентрата. При наезде на эстакаду поезда из таких вагонов происходит автоматическая разгрузка во время движения, при этом используется сила тяги локомотива. Объем вагона 48 м3, вес тары
26,5 тс, габарит 1-Т, длина по осям автосцепок 11 630 мм.
Вагон состоит из кузова, нижней рамы и механизмов, связывающих ее с кузовом. Кузов вагона состоит из двух боковых и двух торцовых стен, продольной и двух поперечных балок, четырех крышек, образующих пол вагона, и крыши с люками. Боковые и торцовые стены имеют сварные каркасы, состоящие из верхних и нижних поясов и стоек из гнутых профилей, обшитых с внутренней стороны листами толщиной 3 мм с вертикальными выштам-повками — гофрами.
Продольные и поперечные балки выполнены из двутавра № 45. Продольная балка, проходящая вдоль всего кузова, имеет сверху штампованный профиль, выполненный под углом 30°. На балке имеются упорные кронштейны, кронштейны связывающих рычажных механизмов и петли для шарнирного крепления крышек, имеющих каркас, перекрытый сверху двойным металлическим настилом. Между листами настила находится термоизоляционный слой из пенопласта толщиной 50 мм. В транспортируемом положении крышки образуют пол вагона. На крышках над тележками на петлях установлены щитки, предохраняющие тележки от попадания на них сыпучих грузов при разгрузке. Крыша вагона состоит из набора дуг, обшитых гофрированными листами толщиной 2,5 мм. По обе стороны крыши расположены два щелевых люка, каждый из которых перекрыт тремя крышками на петлях.
Кузов оборудован двумя парами бегунков диаметром 310 мм, вращающихся на конических роликовых подшипниках. Одна пара бегунков расположена в гнездах нижней обвязки торцовой стены одного конца вагона, а другая — в гнездах верхней обвязки стены другого конца вагона. При установленных бегунках вагон вписывается в габарит Т. Нижняя рама имеет хребтовую (два двутавра № 45, перекрытых листами), четыре опорные поперечные и две шкворневые балки. Продольная балка кузова соединена с нижней рамой двумя рычажными механизмами, позволяющими кузову во время разгрузки перемещаться относительно рамы в вертикальном направлении.
При разгрузке локомотив перемещает вагоны со скоростью до 5 км/ч через разгрузочную эстакаду. При этом бегунки кузова набегают на направляющие эстакады и поднимают кузов над нижней рамой вагона. В этот момент крышки разгрузочных люков наклоняются под углом 50° к горизонту, и происходит выгрузка. При сходе с эстакады вагон принимает транспортируемое положение.
Для Южно-Сахалинского отделения Дальневосточной ж. д., имеющего колею 1067 мм и свой габарит подвижного состава, АВЗ разработал две конструкции универсальных крытых вагонов: вагон грузоподъемностью 40 тс с деревянной обшивкой кузова (мод. 11-208) и вагон грузоподъемностью 50 тс с металлической обшивкой кузова (мод. 11-227). Они максимально унифицированы с конструкциями крытых универсальных вагонов колеи 1520 (1524 мм), но имеют меньшую ширину и высоту в соответствии с требованиями габарита.
⇐Полувагоны | Вагоны | Цистерны⇒