Общая цель эксплуатационных испытаний — проверка правильности проектных решений, достоверности принятых допущений при теоретических расчетах и предшествующих видах испытаний. Эксплуатационным испытаниям подвергают опытные образцы или опытно-промышленные партии вагонов. По установившейся практике эксплуатационные испытания вагонов проводят в нормальных общесетевых условиях, на специальных замкнутых маршрутах и на экспериментальных полигонах. При общесетевой эксплуатации вагонов показатели их фактической работоспособности определяют по отчетным материалам соответствующих служб или организуют осмотры при фиксации случаев отцепок вагонов из поезда, при изучении их состояния во время плановых видов ремонта, а также при выборочном освидетельствовании вагонов в поездах.
В процессе анализа информации о неисправностях имеют место трудности, особенно при определении причин и условий возникновения неисправностей. Трудности обусловлены тем, что диапазон воздействий на вагон при общесетевой эксплуатации очень широк. Последнее относится в большей мере к грузовым вагонам, однако имеются трудности организации эксплуатационных общесетевых испытаний и для пассажирских вагонов. Эти вагоны имеют депо приписки, но условия их эксплуатации на отдельных постоянных маршрутах нельзя распространять на всю сеть железных дорог (различное состояние пути, разные скорости движения, загруженность, климатические условия И т. д.).
Перечисленные факторы приводят к большому разбросу получаемых данных при невысокой их достоверности. Влияние разброса данных эксплуатационных испытаний опытных вагонов и их узлов в общесетевых условиях можно компенсировать увеличением количества испытуемых объектов и применением статистических методов обработки результатов. Однако это требует материальных затрат и часто приводит к удлинению сроков внедрения образцов новой техники. В то же время данные осмотров, наблюдений и отчетные сведения МПС и других потребителей о работе вагонов эксплуатируемого парка очень полезны для оценки надежности вагонов серийного выпуска и обоснования рекомендаций по их совершенствованию.
При эксплуатационных испытаниях на специальных замкнутых маршрутах опытные вагоны постоянно находятся под наблюдением выделенного персонала, который систематически регистрирует показатели работ вагонов и фиксирует время появления, вид и характер возникновения неисправностей. Анализируя результаты эксплуатационных испытаний, полученные в опытных маршрутах, обращают внимание на степень соответствия условий этих испытаний общесетевым или заданным условиям. Еще в боль
шей мере эти обстоятельства необходимо учитывать при испытаниях на экспериментальных полигонах. Например, эксплуатационные пробеговые испытания вагонов часто проводят на Опытном кольце ЦНИИ МПС (ст. Щербинка), где вагоны работают с постоянной загрузкой, путевое хозяйство находится в лучшем состоянии, чем среднесетевое, режим вождения поездов по кольцу практически исключает соударения вагонов, движение происходит непрерывно по кривому пути, отсутствуют воздействия на вагон погрузочно-разгрузочных механизмов и т. д. Следовательно, испытания вагонов на экспериментальном кольце позволяют оценить главным образом только работу ходовых частей.
Характерной чертой эксплуатационных испытаний является их длительность. В обычных условиях они продолжаются 6— 8 месяцев, а иногда год и более. Такая продолжительность необходима для определения надежности вагонов и их узлов с учетом влияния погодно-климатических факторов, коррозии и т. п.
Если эксплуатационные испытания проводят с целью определения показателей надежности, то их можно ускорить увеличением повторяемости действия эксплуатационных нагрузок и характерных их сочетаний или повышением прикладываемых нагрузок. Например, изучать воздействие на грузовые вагоны накладного вибратора, используемого при разгрузке, можно при специально организованных испытаниях в течение нескольких дней, что в 500—600 раз ускоряет получение результатов по сравнению с испытаниями в нормальных эксплуатационных условиях. Большое значение имеет достоверность пересчета результатов ускоренных испытаний в показатели нормальной эксплуатации. При отсутствии обоснованных методов пересчета следует применять способ сравнительных испытаний, когда в идентичных условиях исследуют работу новой конструкции при непосредственном сопоставлении ее с конструкцией, по которой уже имеются результаты многолетнего опыта эксплуатации.
Важной задачей эксплуатационных испытаний грузовых вагонов является определение функциональной пригодности конструкции вагона, удобства обслуживания при выполнении погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ с использованием механизации, а также проверка выполнения требований техники безопасности и т. д. При эксплуатационных испытаниях пассажирских вагонов обращают внимание на эргономические и эстетические характеристики вагона.
⇐Тормозные н тягово-энергетические испытания | Вагоны | Развитие экспериментально-исследовательской базы вагоностроения⇒