Каждый новый или вышедший из капитального ремонта тепловоз должен пройти обкатку. Правильно проведенная обкатка увеличивает срок службы машины, так как во время обкатки происходит приработка трущихся поверхностей. Хорошо приработанные детали снижают потери на трение, благодаря чему уменьшается расход топлива и смазки и увеличивается срок службы деталей. На заводе тепловозы обкатывают очень короткое время, поэтому в полном объеме обкатка должна производиться непосредственно на месте эксплуатации. Общая продолжительность обкатки для тепловозов ТУ6А и ТУ7 определяется в основном временем обкатки дизелей.
Для дизелей тина 1Д12 заводом-изготовителем рекомендуется в первые 200 ч работы не нагружать двигатель более чем на 75% его номинальной мощности. Двигатель ЯАЗ-М204А рекомендуется не нагружать более 75% его максимальной мощности в течение первых 50 ч работы. Для более равномерной приработки деталей обкатку производят сначала на холостом ходу (без нагрузки), затем под нагрузкой.
Перед первым выездом тепловоз необходимо очистить от пыли и грязи, смазать в соответствии с картой смазки, заправить топливом, водой и маслом. Приработка деталей двигателя, передачи и осевых редукторов в значительной степени зависит от качества масла, поэтому заливать масло надо точно в соответствии с картой смазки. Перед первым выездом необходимо также проверить крепление узлов тепловоза и при необходимости подтянуть их.
Особое внимание при осмотре следует уделить вращающимся узлам и рычажной системе тормоза.
Обкатка тепловоза на холостом ходу. Перед обкаткой необходимо проверить работу двигателя. Если контрольные приборы показывают нормальное давление и температуру масла и воды, двигатель плавно увеличивает частоту вращения и плавно ее снижает при изменении подачи топлива, можно приступить к оО-катке ходовой части, дизеля и гидравлической передачи тепловоза.
Обкатка тепловоза ТУ7 на холостом ходу (без нагрузки) производится в течение 10 ч, т. е. 5 ч необходимо проработать на переднем ходу, а 5 ч на заднем. Тепловоз ТУ6А обкатывается на холостом ходу также в течение 10 ч — по 1 ч на каждой передаче при движении вперед и по 1 ч на каждой передаче при движении назад.
На протяжении всего времени обкатки на холостом ходу следует наблюдать за работой основных узлов тепловоза: двигателя, гидравлической передачи, карданных валов, осевых редукторов, насосов и тормозной системы. При обнаружении ненормального шума или перегрева одного из узлов необходимо остановить тепловоз, определить неисправность и устранить ее.
Проверяют работу и показания контрольных приборов и системы управления тепловозом. Ослушивать и осматривать узлы следует не реже чем через 1 ч работы. По окончании обкатки на холостом ходу производят контрольный осмотр всех узлов, проверяют герметичность трубопроводов и регулируют отдельные узлы.
Обкатка под нагрузкой. Обкатка тепловоза под нагрузкой производится с постепенным увеличением реализуемой силы тяги и Должна составлять для тепловоза ТУ7 — 190 ч, для ТУ6А — 50 ч. Режимы обкатки тепловоза ТУ7 показаны в табл. 13, а тепловоза ТУ6А — в табл. 14.
Тяговое усилие на сцепке локомотива для каждого режима обкатки и конкретного профиля можно регулировать величиной веса прицепляемого состава. Сначала тепловоз загружают на 25%, а затем нагрузку увеличивают до 75% номинальной мощности.
Во время обкатки необходимо контролировать работу всех узлов тепловоза, своевременно устранять обнаруженные неисправности.
По окончании обкатки производится контрольный осмотр, проверка креплений, смена масла в двигателе, гидравлической передаче, осевых редукторах, реверс-редукторе. Все баки, фильтры и масляные картеры промывают и заливают чистым маслом.
Таблица 14
О проведении 60-часовой обкатки тепловоза ТУ6 и 200-часовой тепловоза ТУ7 эксплуатирующее хозяйство должно составить акт и занести соответствующую запись об обкатке в паспорт тепловоза. Акт должен храниться вместе с паспортом тепловоза. Без наличия упомянутого акта и записи в паспорте тепловоза заводы-изготовители дизелей и тепловозов претензий о неисправности не принимают.
По окончании обкатки проводят первый технический уход, осматривают ходовую и экипажную части тепловоза, заменяют масло в дизеле, коробке передач, реверс-редукторе, гидропередаче, осевых редукторах, предварительно промыв их картеры. После обкатки и устранения неисправностей тепловозы сдают в нормальную эксплуатацию.
⇐Обязанности тепловозной бригады и порядок вождения поездов | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Особенности эксплуатации тепловозов в зимнее время⇒