Нормальную подачу масла к трущимся деталям дизеля и частичное их охлаждение обеспечивает масляная система. Система включает в себя внутреннюю систему смазки, узлы и детали которой смонтированы на двигателе (масляный насос, масляный фильтр, трубопроводы, арматура и контрольно-измерительные приборы), и внешнюю систему смазки, в которую гвходят секции холодильника, масляный бак, маслопрокачиваю-.чций насос для прокачки масла перед запуском дизеля, трубопроводы с перепускным клапаном и кранами для обеспечения нормальной работы системы в эксплуатации.
Рис. 37 Схема масляной системы дизеля
1 — масляные секции холодильника. 2-9. 13, 18. 19, 22-24, 26 — трубопро воды; 10 — спускной кран, 11 — масляный бак, 12 — кран, 14 — масляный фильтр, 15 — маслопрокачивающий насос, /* — откачивающие секции масляного иасоса; 17 — нагнетающая секция масляного насоса, 20 — обратный клапан; 21 — реле давлення масла, 25"- перепускной клапан, 27 — спускной кран
Масляная система дизеля тепловоза ТУ7 без гидротормоза приведена на рис. 37. При работе масло из бака через кран 12 забирается нагнетающей секцией 17 масляного насоса дизеля, по трубопроводу 18 подводится к масляному фильтру 14 дизеля, откуда по трубопроводу 6 через гильзу центрального подвода смазки поступает во внутреннюю полость хвостовика коленчатого вала, попадая в главную масляную магистраль дизеля. Одновременно по каналам в картере и трубопроводам 3, 4 и 7 масло поступает на смазку узлов зарядного генератора, наклонных валиков распределительного механизма и клапанного механизма, а по трубопроводу 8 от масляного фильтра 14 поступает к устройству для остановки дизеля при падении давления в главной магистрали.
После смазки узлов и деталей дизеля масло стекает в картер, откуда откачивающими секциями 16 насоса подается в секции 1 лолодильника. Охлажденное масло из холодильника по трубопроводу 2 сливается в бак. Между насосом и секциями холодильника установлен перепускной клапан 25, который пропускает масло в бак, минуя секции холодильника, если сопротивление масляного тракта его по какой-либо причине (загустевание при сильном охлаждении и др.) превысит 2 кгс/см2.
Масляный бак 1 дизеля (см. рис. 36) имеет заливную горловину 2, внутри которой установлен сетчатый фильтр, Бак заправ* ляют маслом при вывернутом щупе 12 для обеспечений выхода воздуха из левой половины бака. Снизу к нему приварен отстойник со встроенным масляным фильтром 15 и заборной трубкой с краном 10 *для перекрытия подачи масла к дизелю. Рядом установлен сливной кран 9. Уровень масла в баке определяют при помощи щупа 12. Внутри бака имеется, пеногаситель 14.
Для прокачки масЛа через внутреннюю систему смазки дизеля шеред его пуском предусмотрен электрический маслопрокачи-вающий насос 15 (см. рис. 37). Для этого на пульте управления необходимо включить йкЛючатели «Управление» и «Пуск», что обеспечивает замыкание цепи аккумуляторной батареи на электропривод маслопрокачивающего насоса. При достижении давления масла в главной масляной магистрали 3 кгс/см2 замыкаются контакты реле давления масла 21, после чего включается стартер. При работающем маслопрокачивающем насосе масло из масляного бака по трубопроводу 13 подводится к насосу 15, откуда по трубопроводу 19 поступает к обратному клапану 20 и по трубопроводу 18 к масляному фильтру 14. От масляного фильтра, как описано выше, масло поступает к коленчатому валу дизеля и ко всем смазываемым узлам.
У тепловоза ТУ7, оборудованного гидротормозом, масло двигателя охлаждается в теплообменнике 31 (см. рис. 39). В остальном масляная система аналогична описанной выше.
Давление масла контролируется дистанционным электрическим манометром, а температура — термометром, установленными на обоих пультах управления тепловоза. Рекомендуемое давление масла б-9 кгс/см2, а оптимальная температура 80-90° С. Во избежание подсоса воздуха трубопроводы масляной системы и арматура должны иметь надежные соединения.
⇐Топливная система | Тепловоз ТУ6А и ТУ7 | Система охлаждения и подогрева⇒