Механизм передач (рис. 14) состоит из вертикального вала передачи к топливному насосу 2, двух наклонных валов передачи к распределительным валам 4, валика передачи к электрогенератору 3, нижнего вертикального вала передачи 1 к водяному, масляному и топливоподкачивающему насосам. Валики и шестерни изготовлены из стали, зубья шестерен и трущиеся поверхности валов цементированы. Валики вращаются в подшипниках — стаканах из алюминиевого сплава, вставляемых в соответствующие расточки.
Передача к топливному насосу (рис. 15). Ведущая коническая шестерня привода устанавливается на шли-цевом хвостовике коленчатого вала с помощью упорной шайбы, упирающейся в борт картера. При изменении длины картера и коленчатого вала от повышения температуры при работе дизеля шестерня может скользить по шлицам, чем обеспечивается сохранение сборочных зазоров в зацеплении с ведомой шестерней. В зацеплении с ведущей шестерней находится шестерня, составляющая одно целое с вертикальным валом 2. В средней части этого вала имеется шестерня для привода наклонных валов, осуществляющих передачу к распределительным валам, а вверху на шлицах насаживается ведущая шестерня 3 для передачи движения к горизонтальному валику 11 топливного насоса.
Вертикальный вал с подшипником монтируется в гнезде, расточенном в верхнем картере. Закрытое заглушкой отверстие в вале служит для подвода масла к его верхней опоре и другим узлам передачи. В нижней части подшипника имеются внутренняя и на ружная кольцевые выточки, сообщающиеся между собой отверстием. Смазка из гильзы центрального подвода через жиклер и указанные выточки поступает в полость вала. Подобные соединенные между собой кольцевые выточки имеются и в верхней части
Рис. 14. Механизм передач: 1-передача к насосам — водяному, масляному и топливоподкачивающему; 2 -передача к топливному насосу; 3- передача к электрогенератору; 4 — передача к распределительным валамподшипника, через которые смазка поступает к нижним подшипникам наклонных валиков привода распределения и через канал в корпусе и жиклер — к валику привода топливного насоса. Масло, вытекая в полость корпуса 9, смазывает конические шестерни привода и валик распределителя воздушного пуска (на тепловозене применяется). Открытая часть корпуса 9 заканчивается фланцем, к которому привертывается воздухораспределитель воздушного пуска (на тепловозе не используется). Валик 11 привода насоса выполнен за одно целое с шестерней. Выходящий из корпуса противоположный конец вала имеет мелкие шлицы для соединения с муфтой привода топливного насоса и уплотняется в корпусе маслосгонной резьбой и войлочным сальником 10. В корпусе и подшипнике сделаны каналы для обратного слива масла в картер.
Передача к распределительным валам (рис. 16) осуществляется от средней конической шестерни
Рис 15. Передача к топливному насосу: 1-подшипник вала; 2 -вертикальный вал; з — верхняя коническая шестерня; 4 — регулировочная шайба; 5 -гайка: 6 — стопор; 7, 12 — жиклеры; Я -уплотняющие’ прокладки; 9 — корпус привода топливного иасоса; 10-войлочный сальник; 11 -горизонтальный валик привода топливного насоса; 13 — регулировочная шайба
Рис. 16- Передача к распределительным валам: 1-шестерня привода; 2-подшипник шестерни; з — валик привода; 4 — стакан кожуха; 5 — трубчатый кожух; 6- накидная гайка; 7-уплотнитель-ное кольцовалика привода топливного насоса с помощью шестерни 1, которая находится в подшипнике 2, установленном в расточке картера, и внутренними шлицами соединяется с валиком 3. Последний на верхнем конце имеет коническую шестерню, сцепленную с конической шестерней, сидящей на распределительном валу. Верхней опорой
Рис. 17. Передача к тахометру: 1 — корпус привода; 2 -сухарь; 3 — ведущая коническая шестерня; 4 — валик привода к гибкому валу; 5 -подшипник валика; 6-заглушка
Рис 18. Передача к электро генератору: 1-подшипник вала; 2- наклонный: вал; 3 — уплотняющие прокладки; 4 — регулировочная шайба; 5 — шестерня вала; 6 — корпус привода-электрогенератора; 7- горизонтальный валик привода электрогенератора; 8 — войлочный сальник; 9 — крышка корпуса; 10 — трубка подвода масла; 11, 12 — штуцерыдля валика 3 является бронзовая втулка, запрессованная в расточку литой коробки, которая привернута к торцовой стенке головки блока. Смазка к втулке поступает через канал в головке блока из упорного подшипника распределительных валов, в который масло подается от вертикального вала. Валик закрыт трубчатым кожухом 5, ввернутым в коробку валика привода. Нижняя часть кожуха входит в стакан 4 через резиновое уплотнительное кольцо 7, зажатое накидной гайкой 6.
Передача к тахометру (рис. 17). Корпус 1 привода центрирующим буртом входит в расточку на торце крышки головки правого блока цилиндров дизеля и прикрепляется к ией фланцем. В корпусе под углом 90° расположены два отверстия, в которых вращаются валики привода. Валик ведущей шестерни 3 имеет хвостовик с отверстием, связанным с сухарем 2, который своей прорезью соединяется с заглушкой, завернутой в распределительный вал впуска. К валику 4 ведомой шестерни присоединен конец гибкого вала отдатчика тахометра. Масло в корпус поступает через наклонное отверстие, сделанное в буртике, из полостираспределительных шестерен. Отверстия корпуса закрыты заглушкой 6 и подшипником 5 валика ведомой шестерни.
Передача к электрогенератору Г-73 (рис. 18) осуществляется от коленчатого вала через шестерню, укрепленную на валу 2, выполненном заодно с ведущей шестерней 5, вращение которой передается горизонтальному валику 7. Подшипник 1.вала 2 и корпус 6 привода электрогенератора совместно прикреплены к картеру дизеля, в котором для этого имеется соответствующая расточка. В корпусе 6 привода электрогенератора сделана расточка под крышку 9, являющуюся передней опорой валика и кронштейном для крепления датчика электротахометра. На конце хвостовика валика 7 проточены шпоночная канавка и лыска под болт для крепления ведущего фланца муфты привода электрогенератора. По трубке 10 масло из полости подшипника вертикального вала привода топливного насоса (рис. 15) поступает к штуцерам 11 и 12. По каналу в стенке картера и подшипнику 1 масло протекает во внутреннюю выточку подшипника, из которой попадает на верхнюю и нижнюю шейки вала 2. Вытекающее из подшипников масло смазывает зубья шестерен и из полости корпуса по каналам в подшипнике сливается в картер.
Рис. 19. Передача к агрегатам нижнего картера: 1 — водяной насос; г -масляный насос; 3 — привод топливопод-качивающего насоса; 4 — нижний вертикальный вал; і’ -шестерня нижнего вала; 6 — паразитная шестерня; 7 -ось паразитной шестерни; В — шарикоподшипник; 9 — шестерня привода топлнво-подкачивающего насоса
Передача к агрегатам (рис. 19), расположенным на нижней части картера, осуществляется от коленчатого вала через вертикальный вал привода 4, вращающийся в бронзовых втулках, запрессованных в расточки нижнего картера. Конец вертикального вала входит в шлицованное отверстие нижней шестерни 5, в пазу которой помещается приводной кулачок вала крыльчатки водяного насоса 1. В зацепление с нижней шестерней входит также паразитная шестерня б привода масляного насоса 2, вращающаяся на шарикоподшипнике 8, и цилиндрическая шестерня, которая штифтом соединяется с хвостовиком конической шестерни 9 привода топливоподкачивающего насоса. Последняя находится в зацеплении с горизонтальной конической шестерней, передающей вращение ротору топливоподкачивающего насоса. Смазка к втулкам нижнего вертикального вала подводится по каналам от гильзы центрального подвода через жиклер. Подшипники и шестерни передачи смазываются маслом, стекающим в нижний картер.
⇐Кривошипно-шатунный механизм | Тепловоз ТУ2 | Механизм газораспределения⇒