Тепловоз ТУ2 | Компрессор

Питание воздушной системы сжатым воздухом осуществляется компрессором типа Э-400 с механическим приводом от нижнего вала распределительного редуктора, с передаточным отношением 17 : 25. При наибольшей скорости вращения вала компрессора 1 020 об’мин его производительность при противодавлении 8 кг/сж2 составляет 0,7 м3/мин.

Компрессор (рис. 54) двухцилиндровый, одноступенчатый, состоит из корпуса 1 с клапанной коробкой 2 и крышками 26 и 17, двух поршней 4, кривошипно-шатунного механизма и цилиндрического редуктора с передаточным отношением 17 : 88.

Корпус компрессора 1 представляет собой чугунную отливку, в которой заодно выполнены два цилиндра и картер для коленчатого вала и редуктора. Сверху корпус закрывается крышкой 26, которая плотно, через картонную прокладку, притягивается болтами к корпусу. На корпусе имеются три ушка 14, с помощью которых компрессор устанавливается на трех стойках, укрепленных на сварной раме.

В цилиндры компрессора запрессованы сменные гильзы 3, в которых перемещаются пустотелые поршни 4 с двумя компрессионными 21 и одним маслосбрасывающим 18 кольцами. Маслосбрасы-вающее кольцо, расположенное на юбке поршня, имеет поперечное сечение, способствующее возвращению в картер излишков масла с рабочей поверхности гильзы цилиндра. Паз для маслосбрасываю-щего кольца имеет фаску со стороны коленчатого вала, а в поршне просверлены радиальные отверстия для возврата смазки в картер.

Возвратно-поступательное движение поршни получают от коленчатого вала 11 при помощи шатунов 8. Поршневая головка шатуна неразрезная, с запрессованной втулкой. Поршневой палец 20

неподвижно укреплен в бобышках поршня стопорным винтом 19. Кривошипная головка шатуна разъемная с заливкой баббитом. Крышка 13 крепится к телу шатуна 8 двумя болтами. Между крышкой и телом шатуна ставится набор стальных прокладок, число которых уменьшают по мере износа слоя баббита; таким путем регулируется зазор между шейкой коленчатого вала и головкой шатуна.

Коленчатый вал 11 состоит из двух штампованных частей, соединенных между собой диском путем сварки. На диск коленчатого вала насажено ведомое зубчатое колесо 12, в зацеплении с которым находится ведущая шестерня 6, сидящая на коническом хвостовике приводного вала 16. Зубчатые колеса редуктора шевронные, состоят из двух половин, соединенных между собой заклепками. Ведомое колесо укреплено на диске коленчатого вала болтами, а ведущая шестерня входного вала посажена на шпонке и фиксируется гайкой с замковой шайбой.

Коренные подшипники 9 коленчатого вала разъемные, с откидными крышками, имеют стальные вкладыши, залитые слоем баббита, и предохранены от проворачивания штифтами, запрессованными в откидные крышки.

К корпусу компрессора укреплена клапанная коробка 2, которая является общей крышкой обоих цилиндров. В коробке расположены четыре клапана: по краям два всасывающих, а между ними два нагнетательных. Всасывающие клапаны посредством каналов в клапанной коробке сообщаются с цилиндрами и штуцером всасывающей трубы, а нагнетательные — с цилиндрами и штуцером нагнетательной трубы.

Компрессор

Рис. 54. Компрессор: 1 — корпус; 2 — клапанная коробка; 3 — гильза цилиндра; 4 -поршень; 5 — упорное кольцо; 6 — шестерня (ведущая); 7-упор вала; 3 — шатун; 9 — коренной подшипник; 10 — заглушка коренного подшипника; 11-колен-1атый вал; 12 — зубчатое колесо; 13 — крыш са шатунного подшипника; 14 — ушки для (репления компрессора; 15 — вкладыш вала; 16 — вал приводной; 17, 26 — крышки;

18 — поршневое кольцо маслосбрасывающее;

19 — стопорный виит поршневого пальца;

20 — поршневой палец; 21 — поршневое кольцо компрессионное; 22, 24 — спускные пробки; 23- угольник для наполнения картерамаслом; 25 — сапун

ty2_58

Величину подъема клапанов ограничивают имеющиеся в клапанной коробке крышки упоры.

В картере компрессора при заполнении его маслом на 45 мм над уровнем днища корпуса образуется масляная ванна, в которую частично погружается ведомое зубчатое колесо редуктора. При вращении зубчатого колеса масло разбрызгивается и часть его попадает в маслоуловитель, укрепленный на внутренней стороне верхней крышки, откуда самотеком по желобам и канавкам оно поступает для смазки поршней и шатунных головок.

Цилиндры, коренные подшипники и вкладыши консольного подшипника ведущего вала также смазываются путем распыления смазки в картере компрессора и подачи смазки по желобам и канавкам. Наполнение картера маслом производится до уровня, расположенного на 15 мм ниже кромки отверстия в угольнике 23. Длительная остановка компрессора без спуска масла из корпуса в зимнее время не допускается (при «холодной» стоянке тепловоза).

При центровке вала распределительного редуктора с валомкомпрессора допускается несоосность не более 0,05 мм и перелом осей не более 0,1 мм на длине 200 мм. После центровки входного вала компрессора с валом распределительного редуктора рама компрессора приваривается к раме тепловоза.

Для предохранения компрессора от перегрузки инерционными усилиями, возникающими при пуске и остановке дизеля и изменениях скорости вращения коленчатого вала, промежуточный вал, соединяющий компрессор с раздаточным редуктором, имеет фрикционную муфту максимального момента.

Фильтр УФ-2 (рис. 55) предназначен для очистки от пыли поступающего в компрессор воздуха. Корпус фильтра 1 укреплен под кузовом и трубопроводом сообщается с камерой всасывающих клапанов компрессора. Основными частями фильтра являются сетчатые цилиндры,? и 5, между которыми находится набивка 6 из канители (латунной проволоки диаметром 0,05 мм); внутренний цилиндр обтянут чехлом 4 из тонкого фетра, укрепленным проволочными бандажами 10. Сетчатые цилиндры ограждены кожухом 2 и корпусом 1, которые соединены между собой посредством стержня 7 и гайки.

При работе компрессора воздух засасывается в фильтр по кольцевому зазору между фланцем корпуса и кожухом и проходит

Рис. 55. Фильтр УФ-2: 1 — корпус; 2 — кожух; 3 — цилиндр; 4- чехол; 5 — цилиндр-сетка;

6-фильтрующая набивка; 7- стержень; 8- крышка; 9 — втулка; 10 — проволочный бандажчерез наружный сетчатый цилиндр, фильтрующую набивку из канители и фетр внутреннего сетчатого цилиндра и через центральное отверстие поступает во всасывающую трубу компрессора.

Фильтр следует периодически промывать чистым дизельным топл и-вом или керосином.

Регулятор давления предназначен для автоматического отключения компрессора от главных резервуаров при повышении давления в них воздуха свыше 8,2 кг/см2 и автоматического включения нагнетательной трубы компрессора в сеть главных резервуаров при понижении давления в них до 7,9 кг/см2.

Регулятор давления состоит из двух основных частей — верхней с редукционным клапаном 3 (рис. 56) и нижней, в которой помещается впускной клапан 10, управляемый поршнем 8 с пружиной 9. В регуляторе давления используется большая часть деталей регулятора хода воздушного насоса системы Вестингауза, применяемого на паровозах.

Камера редукционного клапана постоянно сообщается с главным резервуаром. Редукционный клапан 3 в нормальном положении закрыт и диафрагмой 4 прижат к седлу 5.

Гайка 1 служит для регулирования степени сжатия пружины, действующей на диафрагму редукционного клапана, и позволяет изменять потребное усилие для подъема диафрагмы, что определяет предельное давление сжатого воздуха в главном резервуаре. Поршень 8 выпускного клапана 10, отжимаемый пружиной 9, находится в крайнем верхнем положении, удерживая выпускной клапан закрытым. При этом компрессор нагнетает сжатый воздух в главные резервуары. Когда давление в них превысит 8,2 кг/см2, диафрагма прогибается вверх и поднимает клапан 3. Вследствие этого из главного резервуара сжатый воздух поступает в камеру над поршнем 8. Давление воздуха на поршень превышает силу нажатия пружины 9 и перемещает поршень вместе со штоком клапа-

Регулятор давления воздуха

Рис. 56. Регулятор давления воздуха: 1 — гайка; 2, 9 — пружины; 3. 10 — клапаны; 4- диафрагма 5 — седло клапана; 6 — калибро ванное отверстие в атмосферу 7 -камера; « — поршень; 11 -кор пус; 12 — отверстие в атмосферу 13 — нагнетательная труба компрессора; 14 — труба от главного резервуарана 10 вниз. При этом полость нагнетательной трубы сообщается через отверстие 12 с атмосферой и компрессор продолжает работать без сжатия воздуха на выхлоп в атмосферу.

Работа компрессора на таком режиме будет продолжаться до снижения давления в главных резервуарах до 7,9 кг/см2, при котором диафрагма редукционного клапана возвратится в исходное положение и посадит клапан на свое гнездо. Камера над поршнем окажется изолированной от главных резервуаров; давление воздуха в ней постепенно снизится, так как она имеет постоянное сообщение с атмосферой через калиброванное отверстие 6. Поршень под воздействием пружины займет исходное положение и посадит выпускной клапан на свое гнездо. Сообщение нагнетательной трубы с атмосферой прекратится. Компрессор возобновит нагнетание сжатого воздуха в главные резервуары.

Цикл работы компрессора, состоящий из периода холостого хода, т. е. работы без нагнетания сжатого воздуха, и периода рабочего хода — нагнетания сжатого воздуха при установившемся режиме работы компрессора и средних утечках в системе составляет от 1 до 2 мин. На главном резервуаре установлен предохранительный клапан, предусмотренный на случай неисправности регулятора давления воздуха. Предохранительный клапан отрегулирован на предельное давление сжатого воздуха, равное 9 кг/см2. При «срыве» предохранительного клапана требуется проверка работы регулятора.

Схема и оборудование воздушной системы | Тепловоз ТУ2 | Пневматический тормоз

Добавить комментарий