Исправное состояние тепловозов на протяжении всей эксплуатационной службы на сети железных дорог обеспечивается планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонтов его агрегатов. При этой системе через определенное время работы или пробега, определяемое долговечностью и надежностью агрегатов, узлов и деталей тепловоза, производится их проверка, ремонт или замена. Система ремонта постоянно совершенствуется по мере повышения надежности узлов, улучшения технологии их ремонта и повышения производительности труда. Виды планово-предупредительного технического обслуживания и ремонтов, а также среднесетевые нормы межремонтных периодов, установленных приказом МПС для основных серий тепловозов, приведены в табл. 2. Среднесетевые нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта, а также примерная стоимость ремонта, включая затраты на дизель и топливную аппаратуру, для тепловозов серий ТЭЗ и 2ТЭ10Л приведены в табл. 3.
Объем и характеристика ремонтных работ научно обоснованы и регламентированы утвержденными МПС Правилами деповского и заводского ремонтов тепловозов (ПРТ). В ПРТ, кроме того, указаны допустимые размеры и зазоры, с которыми разрешается выпуск агрегатов из ремонта, а также технические требования на испытания и режимы испытаний. Руководящими материалами являются также инструктивные указания, карты и графики технологических процессов, где рекомендуются типовое оборудование, режимы и материалы, используемые при ремонте. На ремонтных заводах в качестве дополнительной документации используются чертежи на отремонтированные детали с указанием отклонений размеров и технических требований, допускаемых только для этих деталей. При ремонте в депо топливной аппаратуры важную роль в повышении качества ремонта и бездефектной сдачи продукции имеет ведение журналов записей ремонтов и технического состояния узлов. В журналах отмечаются наименование узла, характеристика ремонта, полученные после ремонта регулировочные данные и размеры, необходимые для монтажа аппаратуры на дизеле, фамилии или номера марок рабочих, выполнивших ремонтные операции. Перед постановкой на тепловоз все основные узлы топливной аппаратуры испытывают на стендах. Перечень планово-предупредительных технологических операций, выполняемых в депо по топливной системе дизелей, приведен в табл. 4.
При эксплуатации дизелей в период их гарантийной наработки сроки между техническими обслуживаниями топливной аппаратуры могут быть увеличены. В депо организованы специализированные ремонтные цехи или отделения по ремонту топливных систем. В этих цехах и отделе-
ниях помимо ремонта топливной аппаратуры и механизмов управления выполняется также ремонт регуляторов дизелей в объеме, предусмотренном Правила ми ремонта. Ремонт электромагнитных и электро пневматических вентилей приводов механизма управления дизелей, элек-трогазосварочные работы, механическая
Таблица 3
Виды ремонта и обслуживания | |||||
ТО-2 | ТО-3 | ТР-1 | ТР-2 | ТР-3 | |
Средний простой для тепловозов:
ТЭЗ, ТЭ7 |
1,2 ч | 8 ч | 36 ч | 4,5 сут | 4,5 сут |
ТЭП60, тэю | 1,2 ч | 10 ч | 36 ч | 5 сут | 6 сут |
Стоимость ремонта, руб., для тепловозов:
ТЭЗ |
6,5 | 210 | 680 | 2575 | 6380 |
2ТЭ10Л | 3,5-10 | 202-517 | 545-2000 | 3554-7555 | 7928-13000 |
Распределение стоимости ремонта по узлам, %: дизель | 5,3 | 43 | 45,3 | 37,9 | |
топливная аппаратура | — | 22,6 | 11 | 11,4 | 8,5 |
обработка крупных деталей после восстановления наваркой и ряд других работ должны выполняться в электроаппарат-ном, заготовительном, сварочном, гальваническом и механическом отделениях. Запасные части, материалы, запасы дизельного топлива и керосина, инструмент и приспособления хранятся в централизованных кладовых депо.
Отделение ремонта топливной аппаратуры, как правило, размещается в общем пролете мастерских депо в непосредственной близости от цеха текущего ремонта ТР-3. По противопожарным и санитарным требованиям оно должно быть изолировано от других отделений промежуточными пожаробезопасными помещениями или специальными тамбурами-шлюзами. Отделение должно иметь по крайней мере три специализированных участка — моечный, ремонтный и испытательный, которые должны размещаться в изолированных помещениях. Это необходимо по технологическим особенностям ремонта и сборки весьма точных прецизионных узлов и деталей топливной аппаратуры и для улучшения санитарно-гигиенических условий труда. Так, промывка деталей и узлов на изолированном промывочном участке предотвращает распространение грязи в другие помещения, позволяет сконцентрировать специальную приточно-вытяжную вентиляцию и местные вытяжные отсосы.
Испытательные стенды с повышенным уровнем шумов размещают в отдельном помещении со звукопоглощающей изоляцией. Кроме того, в испытательном помещении для оборудования, вызывающего вибрацию, необходимы специальные виброизолирующие фундаменты или опоры типа ОВ-ЗО и ОВ-31. В соответствии с технологическими требованиями в помеще-
Операции | Виды технического обслуживания н ремонта | ||||
ТО-1
ТО-2 |
ТО-3 | ТР-1 | ТР-2 | ТР-3 | |
Демонтаж с дизеля, промывка, дефектовка и ремонт деталей, сборка, монтаж, регулировка зазоров и равномерности выхода реек, проверка усилий перемещения тяг и работы механизмов отключения насосов | + |
1 При необходимости ремонт с взаимной притиркой прецизионных поверхностей.
2 При необходимости проверка подачи на стенде, замена неисправных насосов отремонтированными.
ниях, предназначенных для ремонта и испытаний аппаратуры, должна поддерживаться температура в пределах 18 — 23 °С, что наиболее полно обеспечивается установкой кондиционирования воздуха, улучшающей одновременно санитарно-гигиенические условия в этих помещениях. Общая приточно-вытяжная вентиляция должна обеспечивать в помещениях 1,5 — 2-кратный обмен воздуха в час. Местные вентиляционные отсосы с отдельной системой вытяжки и подачей вентиляторов 500-1400 м3/ч устанавливают на стенды для испытания форсунок, обкаточные стенды и промывочное оборудование. Вентиляционные установки рекомендуется размещать в специальных помещениях над отделением, используя высоту пролета мастерских, или за стенами здания. Все воздуховоды стендов, использующих ди зельное топливо, моечных машин и ванн с керосином оборудуют сепараторами для очистки выбросов от аэрозолей дизельного топлива и керосина с возвратом их в соответствующие емкости. Стоки, содержащие остатки дизельного топлива и керосина, проходят флотатор и маслоуловитель до выпуска их в общую канализацию. Для производственных иужд помещения отделения должны иметь подвод технической воды при среднесуточном расходе до 50 — 90 мз/сут и сжатого воздуха давлением 0,4-0,6 МПа при среднем расходе до 100-120 мЗ/ч. Установочная мощность силового электрооборудования в зависимости от серии ремонтируемых локомотивов составляет 25 — 70 кВт без учета мощностей вентиляционных установок.
В соответствии с технологическим процессом и требованиями охраны труда должны предусматриваться грузоподъемные механизмы-электротали, консольные поворотные двуплечевые краны. Грузоподъемность этих устройств 100 — 200 кг из условий транспортировки массы груза с тарой-контейнером и применения типовых палочных приспособлений. В пределах цехов депо узлы топливной аппаратуры перемещают на аккумуляторных тележках транспортные бригады, а в помещениях отделения — с помощью грузоподъемных механизмов, ручных передвижных приемных столов и роликовых транспортеров. Отходы складируют в специальную тару на отведенных для этой цели местах.
Оборудование расставляют с учетом рационального естественного освещения рабочих мест. Отношение световой площади окон к площади пола берется не менее 0,3 — 0,35. Освещенность на участках испытаний и сборки не менее 150-200 лк с применением люминесцентных ламп. Кроме того, рабочие места этих участков допол нительно оборудуются местным освещением напряжением 12 В во взрывозащитном исполнении. Электроаппаратуру открытого исполнения выносят в тамбуры и не пожароопасные помещения. В помещениях должны быть также шины заземления электрооборудования, аварийное освещение и средства пожаротушения.
В соответствии с технологическим процессом применяют оборудование, в основном изготовленное по проектам проектноконструкторского бюро Главного управления локомотивного хозяйства МПС (ПКБ ЦТ МПС). Установку специального и стандартного оборудования согласовывают с органами санитарного, пожарного надзора и технической инспекцией профсоюза. Площади производственных помещений определяют рациональным размещением оборудования по технологической схеме с учетом проходов, проездов, мест для складирования и запасных выходов (норма технологического проектирования-0,5-0,8 м2 на одну секцию тепловоза).
Высота производственных помещений не менее 3,0 -3,5 м и определяется она установкой грузоподъемных механизмов в соответствии с правилами Госгортехкот-лонадзора. Стены помещений цеха топливной аппаратуры на высоте 1,5 -2,0 м выкладывают моющейся керамической или полистирольной плиткой. Полы в помещении моечного и испытательного участков должны быть выложены керамической плиткой таким образом, чтобы обеспечить применение механизированной уборки про*-изводствениых помещений. Для обеспечения санитарно-гигиенических условий труда в помещениях отделения обязательно устанавливают раковины с горячей и холодной водой, шкафы для размещения спецодежды и индивидуальных средств за щиты, а также аптечки для оказания первой медицинской помощи.
Большое значение в обеспечении высокой культуры производства и качества при ремонте топливной аппаратуры имеет эстетическое оформление цеха, верстачного и стендового оборудования. Скрытая прокладка трубопроводов, спокойная окраска стен, обилие света, алюминиевая армиров-ка поверхностей, на которые кладут детали топливной аппаратуры, чистота и порядок на рабочем месте в сочетании с площадками для отдыха как в помещениях депо, так и на его территории являются непременными условиями для повышения производительности труда и обеспечения необходимой точности ремонта.
В основе организации производственных процессов в отделении топливной аппаратуры лежит прогрессивный поточный метод ремонта топливных агрегатов и механизмов управления дизелей со специализацией рабочих мест, оснащенных оборудованием, приспособлениями, механизированным инструментом для разборочно-сборочных работ. Руководит отделением топливной аппаратуры мастер, а в сменах — сменные мастера или бригадиры. Отделение самостоятельно ведет учет своей работы, поступивших в ремонт узлов и выданной в дизельный цех или кладовую готовой продукции, взятых из материальных кладовых запасных частей и материалов, а также заполняет специальный журнал для записи сдаточных параметров узлов, испытываемых на стендах. Производственная программа по ремонту и обслуживанию выполняется специализированными и комплексными бригадами слесарей. Преимущество следует отдать специализированным бригадам, так как ремонт топливной аппаратуры требует высокой квалификации (4-5
разряд) и опыта работы по специальности. Комплексные бригады, как правило, используются при техническом обслуживании и в депо, где выполняются работы только в объеме планово-предупредительных осмотров (ТО-2, ТО-3, ТР-1). Внутри каждой бригады предусматривается совмещение профессий при персональной ответственности каждого работника за выполняемую им операцию по принципу бездефектного выполнения работ и выпуска продукции с первого предъявления. Организацию труда и отдыха работников отделения следует планировать на основе типовых графиков сменности. Общее число работающих в отделении при обслуживании всеми видами ремонта 100-150 тепловозов достигает 20-30 чел., из них 10-12 работают по разборке и сборке аппаратуры на дизелях и 5 — 8 чел. полностью или частично выполняют работы по кооперации.
Опыт работы передовых коллективов ремонтных цехов депо Узловая, Елец, Смоленск выявил необходимость пересмотра ранее выполненных типовых проектов по планировке и размещению оборудования для организации поточного метода ремонта топливной аппаратуры и повышения общей культуры труда. Один из вариантов реконструкции производственных помещений отделения топливной аппаратуры с рациональным размещением оборудования при выполнении в депо всего объема планово-предупредительного ремонта топливных систем тепловозов представлен на рис. 14. Отделение имеет три помещения. В первое технологическим процессом предусмотрено поступление всех деталей и узлов топливной аппаратуры, снимаемых с дизеля. Там их промывают и очищают, а затем частично или полностью разбирают и проверяют. В по мещении сконцентрировано в основном промывочное оборудование, имеется приточно-вытяжная вентиляция, подведены горячая и холодная вода, сжатый воздух и канализационные отводы. Во втором помещении выполняют слесарные, доводочные, комплектовочные и монтажные работы. Здесь расположены стенды и технологические приспособления, обеспечивающие поточные линии разборки, контроля и сборки топливных насосов, толкателей, форсунок, топливоподкачивающих агрегатов, автоматики механизмов управления, предельных регуляторов и регуля торов частоты вращения дизеля. Третье помещение предназначено для обкатки собранных узлов и агрегатов и их окончательной регулировки. Помещения моечных и испытательных участков имеют тамбуры-шлюзы, в которых размещены элек-тропусковая аппаратура стендов и санитарно-бытовые устройства, в том числе шкафы для спецодежды, раковины с горячей и холодной водой, рукосушильные аппараты и автоматы с газированной водой. Узлы и детали с участка на участок передают через шлюзовые окна, оборудованные роликотранспортерной лентой
и приемными столами. В помещениях моечном и испытательном установлены поворотные консольные краны с пневмоподъемником грузоподъемностью 200 кг. В слесарном помещении предусмотрено использование электротали. Все три помещения имеют проходы-проезды, способные пропустить электрокарные тележки с грузом.
Технологическая схема поточного метода ремонта фланцевых топливных насосов в объеме ТР-2 и форсунок в объеме ТО-3, ТР-1 предусматривает их предварительную обмывку с отстоем в ваннах 45. Затем в этом же помещении их осматривают на специализированных верстаках 44, 43
и опрессовывают форсунки на стенде 30, после чего насосы и форсунки, удовлетворяющие требованиям ПРТ, без поступления на слесарный участок могут быть сразу же возвращены на тепловоз или пере даны в запас цеха или кладовую депо. При работах в объеме ремонтов ТР-3 топливные насосы и толкатели после предварительной обмывки в ваннах полностью разбирают в этом же помещении, а их корпусные и непрецизионные детали направляют в моечную машину 40. После промывки, а также обдувки и просушки в камере 41 детали топливного насоса в комплекте, уложенном на таре-подносе, передают через окно-шлюз в слесарное отделение. Такая же технологическая последовательность предусматривается и для форсунок при ремонте в объеме ТР-2, ТР-3.
В слесарном отделении для ремонта всех узлов топливной аппаратуры оборудованы специализированные рабочие места с верстаками 24, 25, 29, 31, 32, 33. Кроме того, там же находятся притирочный станок 28 и стенды для испытаний форсунок
Рис 14 План реконструкции отделения топливной аппаратуры 1 — автомат с газированной водой, 2 — электрошкаф аппаратный, 3 — стенд для испытания трубопроводов высокого давления, ‘1 — стенд для высадки конусов трубопроводов высокого давления, 5 — верстак с приспособлениями для ремонта трубопроводов высокого давления, 6 — стол с приспособлением для определения нерабочего хода плунжера, 7 — резервное место для установки стенда обкатки топливных насосов, 8 — стенд обкатки и проверки подачи топливных насосов, 9 — верстак с приспособлениями для сборки и разборки топливных насосов, 10 — тумбочка инструментальная с настольно-сверлильным станком, //-стол письменный, 12 — автоматическая справочная установка, 13 — столик приемный передвижной, 14 — стенд для испытания топливоподкачивающих насосов, 15 — стенд для регулировки регулятора предельной частоты вращения, 16 — стол стеллаж, /7 -стенд для испытания регуляторов частоты вращения, 18 — кран консольный, ? = 3,2 м, ? = 200 кг, 19 — приемный столик с роликотранспортерной лентой, 20 — тумбочка инструментальная, 21 — стол с настольным токарным станком повышенной точности, 22 — шкафы для спецодежды, 23 — шкаф для запасных частей и приспособлений, 24 — верстак с приспособлениями для ремонта толкателей, 25 — верстак с приспособлениями для сборки и ремонта топливных насосов, 26 — стенд для испытания плунжерных пар, 27 — ванны для расконсервации и промывки прецизионных пар, 28 — станок для притирки деталей, 29 — верстак с приспособлениями для сборки и ремонта форсунок, 30 — стенд для испытания форсунок, 31 — верстак с приспособлениями для ремонта регуляторов частоты вращения, 32 — верстак с приспособлениями для ремонта автоматики механизма управления, 33 — верстак с приспособлениями для ремонта топливоподкачивающих агрегатов, 34 — стол мастера, 35 — электроталь грузоподъемностью 100 кг, 36 — поверочная плита, 37 — приспособление для проверки герметичности нагнетательных клапанов, 38 — приспособление для проверки сопловых отверстий распылителей форсунок, 39 — приспособления для контроля узлов регулятора частоты вращения, 40 — моечная машина А328, 41 — камера для обдувки; 42 — электрический сушильный шкаф; 43 — верстак для осмотра и разборки форсунок; 44 — верстак для осмотра н разборки топливных насосов; 45 — ванны с керосином для промывки деталей и узлов после снятия с тепловоза; 46 — стол-стеллаж для осмотра и ремонта тяг механизма управления и коллекторных трубок; подводы: а — холодной воды; 6 — горячей воды; в — электроэнергии; г -сжатою воздуха; д — пара; е — слив в канализацию; ж — встроенный местный вентиляционный отсос 30, плунжерных и клапанных пар 26, 37, на которых производится ремонт, восстановление и контроль новых и отремонтированных прецизионных пар. Отремонтированные узлы через окно-шлюз передают на испытательный участок, где окончательно проверяют, регулируют и пломбируют, после чего устанавливают на стол-стеллаж 16 с сортировкой в зависимости от групп ремонтных размеров и полученных регулировочных характеристик. Здесь узлы и детали формируют в комплекты и отправляют на дизель или в кладовую депо. В испытательном отделении размещены также стенды 3, 4 для высадки, гибки и испытания трубок высокого давления. Там же установлены настольный сверлильный 10 и токарный 21 станки, верстаки для мелких слесарных работ 5, 9 и продублированы отдельные сборочные и контрольные приспособления для возможного перемонтажа отдельных топливных насосов.
При реконструкции участков депо в зависимости от программы ремонта и серии локомотивов предлагаемые принципиальная технологическая поточная схема ремонта узлов топливной аппаратуры тепловозов и планировка оборудования могут быть несколько изменены применительно к местным условиям в выделенных помещениях. Однако наличие трех отдельных помещений при всех случаях позволяет повысить общую культуру труда и наиболее полно выполнить санитарно-гигиенические и противопожарные требования.
⇐Совершенствование систем подачи топлива | Топливные системы тепловозных дизелей. Ремонт, испытания, совершенствование. | Оборудование и стенды⇒