Противопожарное оборудование тепловоза состоит из воз-духопеииой установки, переносных огнетушителей и системы автоматической пожарной сигнализации для обнаружения пожара и сигнализации об этом звуковыми и световыми сигналами локомотивной бригаде.:
Система автоматической сигнализации состоит из пожарных извещателей, реагирующих на повышение температуры в местах их установки, приемной станции и сигнальной аппаратуры. Схема построена на срабатывании извещателей с точностью до ±10°С. Извещатели расположены в дизельном помещении и в высоковольтной камере. Средством сигнализации служат сигнальные лампы, указывающие на место пожара. Одновременно е загоранием сигнальной лампы включается звуковой сигнал, в качестве которого используется зуммер боксования.
Противопожарная установка (рис. 68) состоит из резервуара 2 для огнегасящей жидкости, генератора высокократной пены 7 с гибкими шлангами 10, кранов на воздушном и гидравлическом трубопроводах 8 и 9 и других элементов. Гибкие шланги 10 с генераторами (смесителями пены) уложены в ящики 4, расположенные в каждом тамбуре.
Установка имеет два поста, действующих при пожаре раздельно или одновременно.
Технические характеристики противопожарной установки
Тип установки воздушиопенная с генера торами высокикратной пены Количество постов управления 2
Рис. 68. ‘Расположение противопожарной установки на тепловозе: 1 — горловина заправочная; 2 — резервуар; 3 — кран спускной; 4 — ящик; 5 — кран для продувки; 6 — кран разобщительный; 7 — генератор высокократной пены; 8, 9 — трубопроводы; 10 — шланги гибкие
Объем резервуара для огнегасящей жидко- 290 стп, л
Состав огнегаснтельного раствора по компо нентам, л:
пенообразователь 1ІО-1 (ГОСТ 69-18 -70) 11,6
иода 270
Кратность выхода пены, не менее 60
Объем пены (при кратности 80), м3 22,4
Давление воздуха, кгс/см3 7,5- 8,5
Управление установкой ручное
Масса установки в рабочем состоянии, кг 484,6
Время действия установки, мни С-7
Пуск установки (рис. 69) осуществляют одним нз разобщительных кранов 2. Открытием одного или двух кранов можно производить тушение огня одновременно с двух постов. При от. крытии разобщительного крана воздух из главных воздушных резервуаров тормозной системы поступает в резервуар 9 и генераторы пены 1. Под давлением воздуха 8,5 кгс/см2 раствор поступает.по трубопроводам и шлангам в генератор, где образуется шена, струя которой направляется на горящие предметы. Пена по своему составу безвредна и не оказывает никакого воздействия па одежду и кожу человека.
Установку заряжают через горловину резервуара сначала водой, а затем пенообразователем. Для нормальной работы установки в резервуаре при зарядке должно оставаться воздушное пространство. Не допускается попадание в раствор нефтепродуктов. После зарядки установки разобщительные краны и спускной кран 8 пломбируют в закрытом состоянии. При приемке тепловоза бригада обязана убедиться в наличии пломб, а также проверить, закрыты ли.краны, за исключением крана продувки воздушной магистрали. Проверить уровень раствора в резервуаре, который должен находиться не ниже нижней риски щупа, установленного в пробке заливочной горловины. В противном случае резервуар необходимо дополнить раствором, а при обнаружении утечки — устранить ее.
На каждом малом периодическом ремонте тепловоза проверяют наличие раствора пенообразователя в резервуаре, состояние гибких шлангов и соединений, а также состояние сеток и пробковых кранов смесителей. Поврежденные шланги следует заменить, а соединение исправить. Ручки смесителя должны быть в закрытом.положении.
Рис. 69. Схема работы противопожарной установки: 1 — генератор (смеситель); 2 — крал разобщительный; 5 — шланг; 4 — трубопроводы; 5-бонка для прохода воздуха; 6 — кран для продувки; 7 — горловина; 8- спускной кран; 9 — резервуар; 10 — питательная магистраль
На каждом большом периодическом ремонте проверяют работу установки с определением кратности выхода пены. Для этого открывают разобщительные краны, повертывают ручку смесителя до упора в рабочее положение и заполняют любую емкость пеной. После отстоя замеряют объем жидкости. Отношение объема, занимаемого пеной, к объему жидкости является кратностью выхода пены, которая должна быть нс менее 80. Если кратность ниже, ‘проверяют состояние сеток смесителя, которые должны быть ‘прочно натянуты и чистыми.
Установку испытывают с обоих постов. После испытания выпускают из нее полностью раствор, промывают горячей водой, продувают воздухом, затем заправляют резервуары. Во всех случаях слива воды из водяной системы тепловоза (при постановке в запас или ремонт, транспортировке в холодном состоянии и т. п.) необходимо слить раствор, промыть установку также горячей водой и продуть сжатым воздухом.
При возникновении пожара для приведения в действие противопожарной установки необходимо остановить дизель, закрыть комбинированный кран, открыть разобщительные краны, взять смеситель и, направив его на горящие объекты, повернуть на нем ручку до упора. При быстром распространении огня и в случае наличия в головной части поезда наливных.и разрядных грузов перекрыть концевые краны, разъединить соединительные рукава, отцепить тепловоз и отъехать на расстояние, обеспечивающее невозможность переброса огня. После ликвидации пожара закрыть разобщительные краны на отработавших установках, привести их в первоначальное состояние и принять меры к выводу состава с перегона согласно ПТЭ.
⇐Глушитель шума | Пассажирский тепловоз ТЭП70 | Приводы вспомогательных агрегатов⇒