Особенности эксплуатации в зимних и летних условиях. На тепловозах до № 0167 при температуре наружного воздуха ниже + 5° С из второго круга циркуляции должны быть отключены 10 секций холодильника, расположенного в крыше над дизелем, и вентилятор холодильника наддувочного воздуха дизеля. Следует обязательно при этом перекрыть краник на воздухопроводе цилиндра привода верхних жалюзи этих секций.
У всех тепловозов ТЭП60 имеются утеплительные чехлы. При длительных остановках и стоянках в ожидании поезда для предотвращения замерзания воды в секциях и переохлаждения масла дизеля необходимо зачехлить боковые жалюзи. При снижении температуры воды до 25-30° С пустить котел-подогреватель или дизель.
Зимние условия особенно трудны для работы автоматики и холодильника. Следует добиваться, чтобы вентиляторы холодильника и привод жалюзи не начинали работать ранее установленной для их датчиков температуры. В противном случае это может привести к переохлаждению воды и масла дизеля.
При сбросе нагрузки (перевод рукоятки контроллера на нулевую позицию) не следует закрывать жалюзи вручную (принудительно), так как дизель 11Д45А, работая вхолостую при закрытых жалюзи, способен вызывать перегрев масла и воды и дополнительно нагружать гидропривод вентиляторов.
Машинист депо Засулаукс В. А. Хоровчук, который уже более 10 лет работает на тепловозах ТЭП60, поделился на страницах журнала «Электрическая и тепловозная тяга» (№ 11, 1972 г.) своим опытом эксплуатации холодильника. Он старается, чтобы на холостых оборотах дизеля гидрообъемный привод «отдыхал». Температуру воды и масла он поддерживает за счет так называемого естественного охлаждения.
Для этого тумблер жалюзи устанавливает на автоматическое управление, после чего его не трогает в течение всего периода работы дизеля независимо от положения контроллера. После перехода на нулевую позицию обычно происходит некоторое снижение температуры воды и масла, что связано с инерционностью датчиков терморегулятора. Пугаться этого не следует, так как при нормальной работе гидропривода так и должно быть.
Рекомендуется жалюзи закрывать принудительно (вручную) только в тех случаях, когда хотят подтянуть вилку терморегулятора, т. е. переместить его золотник для увеличения частоты вращения при недостаточном охлаждении воды или масла. При этом закрывать следует жалюзи той шахты холодильника, где подтянута вилка терморегулятора с тем, чтобы поддерживать температуру в пределах той, какая была при езде под нагрузкой с открытыми жалюзи. Машинист В. А. Хоровчук прикрывает жалюзи обеих шахт холодильника тогда, когда оба терморегулятора подтянуты. Но такие случаи бывают крайне редко, поскольку даже с одним неисправным терморегулятором тепловоз из депо не выдают.
В летних условиях при температуре 35-40° С холодильник рабо-_ тает очень напряженно. Поэтому важно, чтобы секции внутри и снаружи были чистыми. Обнаружить секции, трубки которых забиты, можно, проверяя их температуру на ощупь при работающем вентиляторе. Секции, температура которых резко отличается от других, снимают с тепловоза, проверяют на специальном стенде на скорость протекания через них воды и отправляют в ремонт, если это требуется.
В летних условиях необходимо чаще продувать секции и шахту холодильника, пользуясь шлангом со щелевым насадком, и тщательно проверять, чтобы в шахте не было отверстий, через которые может подсасываться воздух. Заделки у секций холодильника должны быть хорошо пригнаны к своим местам, препятствуя прохождению воздуха мимо секций холодильника.
Все узлы и агрегаты, входящие в охлаждающее устройство, должны работать четко и безотказно, обеспечивая работу дизеля в тяжелых условиях. Неисправность автоматики, гидропривода, жалюзи и других узлов может привести вначале к сбросу нагрузки, а затем и остановке дизеля и поезда во время следования, что недопустимо. Поэтому работники ремонтной службы депо и локомотивная бригада обязаны тщательно осматривать и проверять работу узлов холодильника при выезде тепловоза из депо. Особое внимание следует уделять водомасляному теплообменнику зимой. Нельзя допускать, чтобы при постановке тепловоза в запас или на ремонт в теплообменнике оставалась вода. Большинство дефектов в трубной части теплообменников появляется из-за их размораживания.
⇐Гидрообъемный привод вентиляторов | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Осмотр и ремонт узлов и деталей охлаждающего устройства⇒