Тепловоз ТЭП60 | Масляная система

Веитили

Участок — Примечание закрыть открыть

Водомасляный теплооб- — 23 и за- Шланг для провода возменник глушку 20 духа подсоединить к гнезду поз. 26, по окончании продувки вентиль 23 закрыть

Топливоподогреватель, 8, 33, 45, 3, 9, 14, Место подсоединения калориферы передней затем 12, 13, 15, 22, 27, шланга для подвода и задней кабин 29, 30 при от- 33, 55 воздуха к гнезду поз.

сутствии в них 57 воды

Двигатель, секции холо- 38 22 Место подсоединения дильника первого кон- шланга для подвода тура циркуляции воздуха к гнезду поз.

50. Отвернуть две пробки на торце блока со стороны генератора. По окончании продувки открыть пробку в нижней части корпуса насоса первого контура. При отсутствии воды пробку поставить на место

Секции холодильника, хо- — 37 и кран 17 Шланг для подвода возлодильник наддувочно- духа подсоединить к го воздуха дизеля и ос- штуцеру пароотводной новной трубопровод трубки. Снять заглушеторого контура ки соединительных головок 20 и 35. По окончании продувки открыть пробку в нижней части корпуса насоса второго контура. При отсутствии воды пробку ввернуть в корпус водяного насоса, а заглушки соединительных головок поставить на место

Масляная система тепловоза обеспечивает охлаждение масла, которое в свою очередь охлаждает поршни и смазывает трущиеся детали дизеля. Масло дизеля охлаждается водой в теплообменнике, который включен во второй контур циркуляции воды (см. рис. 44 и 45).

Масляный насос дизеля (рис. 46), приводимый в движение через редуктор от коленчатого вала, засасывает из картера горячее масло и нагнетает его через фильтр грубой очистки 16 в теплообменник 10. На маслопроводе перед фильтром грубой очистки установлен терморегулятор 18, который в зависимости от температуры масла управляет режимом работы гидромотора вентилятора холодильника, обеспечивая заданную температуру масла, поступающего в дизель путем изменения интенсивности охлаждения воды в воздухо-водяных секциях.

Для тонкой очистки масла на дизеле установлен центробежный фильтр 34, в который поступает из нагнетательной полости масляного насоса 31 небольшая часть масла и после очистки стекает в картер дизеля Перед фильтром грубой очистки и после него предусмотрены ответвления к манометрам, соответственно установленным на стенке кузова, которые позволяют контролировать величину гидравлического сопротивления фильтра. Если сопротивление достигает 1,5 кгс/см2, фильтр промывают или заменяют его рабочие элементы.

Перед центробежным фильтром масла установлен невозвратный клапан, который пропускает в него масло при давлении не менее 2,4 кгс/см’3. Около масляного насоса расположен перепускной клапан, отрегулированный на давление 10 кгс/см2. В случае превышения давления часть масла сбрасывается обратно в картер дизеля. При входе масла в дизель установлен предохранительный клапан, отрегулированный на давление 5 кгс/см2. Если давление будет выше, то часть масла также сбрасывается в картер дизеля.

Предусмотрены два агрегата: маслоподкачивающий*, предназначенный для прокачки масла при прогреве системы, и маслопрокачивающий для прокачки масла и создания давления не менее 0,2 кгс/см2 перед пуском дизеля. Такое давление обеспечивает подачу масла ко всем смазываемым рабочим поверхностям в узлах движения дизеля. Чтобы устранить перегрузку электродвигателя маслопрокачивающего агрегата и разряд аккумуляторной батареи, предусмотрен предохранительный клапан 32, отрегулированный на давление 5 кгс/см2. В случае превышения давления часть масла сбрасывается на всасывающую линию насоса. На нагнетательных трубопроводах маслопрокачивающего агрегата имеются невозвратные клапаны 14 и 33, препятствующие обратному току масла при неработающем агрегате.

Маслоподкачивающий агрегат состоит из электродвигателя П31 мощностью 2,2 кВт с частотой вращения вала 3000 об/мин и шестеренчатого насоса. Допускаемое напряжение 75 В. Маслопрокачивающий агрегат состоит из электродвигателя П41 мощностью 4,2 кВт, 2200 об/мин. Допускаемое напряжение 64 В.

Картер дизеля заправляют маслом через сливные трубы с любой стороны тепловоза или через заливочную горловину. После заправки маслом включают маслоподкачивающий агрегат, предварительно открыв краны; после появления масла их закрывают.

1 Этот агрегат отменен с тепловоза № 0502 в связи с отменой котла-подогревателя и на рис. 46 он не показан.

Рис. 46. Схема масляной системы дизеля: 1 — дизель; 2, 29 — термометры ртутные; З, 6, 12, 13, 19, 24, 25 — вентили; 4, 28 — шланги; 5, 8 — штуцера; 7, 15 — термореле КР-4; 9, 77 — клапаны игольчатые; 14, 33 — клапаны невозвратные; 10 — водомасляный теплообменник; 11 — маслопрокачивающий агрегат; 16 — фильтр грубой очистки; 18 — терморегулятор; 20, 22, 36, 37 — электротермометры, устанавливаемые на входе и выходе масла из дизеля; 23, 25 — электроманометры давления масла на входе в дизель; 21, 38 — электроманометры от ведомого тепловоза; 26, 27 — манометры давления масла после и до фильтра; 30 — клапан перепускной; 31 — масляный насос; 32 — клапан предохранительный; 34 — центробежный фильтр; 39 — электроманометр на ведомый тепловоз; 40 — фильтр тонкой очнгтки масла; ‘" — вентиль П5-16; 42 ~ вентиль Г25-16; 43 — манометр давлення масла до фильтра тонкой очистки; А — пульт передней кабины; Б — пульт задней кабины

При температуре воздуха менее 5° С заправку надо производить маслом, нагретым до температуры 60-90° С.

Для слива масла из системы снимают заглушки и открывают краны и вентили 6, 12 и 13. Для слива масла из картера необходимо открыть вентили 3 и 25. При частичном сливе масла из системы в картер дизеля открывают вентиль 24. Перед пуском дизеля, если температура масла в системе ниже 20° С, его подогревают при помощи котла-подогревателя. Для подогрева масла во время работы дизеля используют водомасляный теплообменник 10, выполняющий в данном случае роль не холодильника, а маслоподогревателя. Горячая вода из котла поступает в трубки теплообменника и нагревает масло, которое масло-подкачивающим агрегатом засасывается из картера, проходит фильтр грубой очистки 16, омывает наружные поверхности трубок теплообменника и нагретое возвращается в картер дизеля.

Перед пуском дизеля проверяют уровень масла в картере по масло-измерителю и включают маслопрокачивающий агрегат 1/. Этот агрегат засасывает масло из картера дизеля 1 и нагнетает его через фильтр грубой очистки 16, теплообменник 10 и обратно в картер.

На трубопроводе перед фильтром грубой очистки установлен терморегулятор 18. В зависимости от температуры масла терморегулятор создает режим работы гидромотора вентилятора холодильника, обеспечивающий заданную температуру масла на входе в дизель. Масляная система контролируется и управляется рядом приборов. На выходном трубопроводе из теплообменника 10 имеется термореле (КР-4) 7, контролирующее температуру масла на входе в дизель. При температуре масла выше предельной снижается нагрузка с дизеля.

На трубопроводе после фильтра грубой очистки предусмотрено термореле (КР-4) 15. При повышении температуры масла выше установленной термореле посылает импульсы электропневматическому клапану, открывающему жалюзи охлаждающего устройства дизеля, обеспечивая тем самым свободный проход воздуху через водовоздуш-ные секции. Понижая или повышая степень охлаждения воды в этих секциях, обеспечивают понижение или повышение температуры масла, проходящего через теплообменник.

На пультах управления передней и задней кабин расположены электротермометры 37, 36 и 20, 22, показывающие температуры масла на выходе и входе в дизель, и электроманометры 35 и 23, показывающие давление масла на входе в дизель. На щитке в машинном помещении установлены манометры 27 и 26 для контроля давления масла перед и после фильтра грубой очистки. Электроманометры 38 и 21, расположенные на пультах управления передней и задней кабин, показывают давление в масляной системе дизеля второй секции при работе тепловоза двумя секциями. Электроманометр 39 во второй секции тепловоза показывает давление масла на входе в дизель первой секции.

Фильтр грубой очистки масла (рис. 47) установлен вне дизеля и состоит из корпуса 1, крышки 2 и трех фильтрующих элементов 9, укрепленных на трубах 6 и прижатых ко дну корпуса фильтра опорой 5 и пружиной 4. Фильтрующий элемент представляет собой диафрагму с отверстиями, на которую положена в два слоя сетка. Наружная фильтрующая сетка имеет ячейки размером 0,14 мм. Внутренняя сетка имеет более крупные ячейки и является каркасом для фильтрующей. Для выпуска воздуха из фильтра на крышке установлен игольчатый клапан (вентиль) 3 и для спуска отстоя или масла — клапан 8. Масло из дизеля поступает в полость Л, проходит фильтрующие элементы 9 и через отверстия в трубах 6 стекает в полость Б. В процессе эксплуатации необходимо следить за перепадом давления масла на входе и выходе из фильтра. Если перепад давления достигает 1,5 кгс/см2, фильтрующие элементы промывают дизельным топливом, а затем продувают сжатым воздухом под давлением 0,5-1 кгс/см2 и очищают волосяной щеткой. Перед сборкой фильтра грубой очистки все детали промывают дизельным топливом и продувают сжатым воздухом. Для тонкой очистки масла применяют центробеж-, ный фильтр, устанавливаемый на дизеле.

В процессе доводки тепловоза в масляную систему введены изменения. С тепловоза № 0084 отменено использование маслоподкачиваю-щего агрегата для подкачки топлива в случае выхода из строя топливо-подкачивающего агрегата. С тепловоза № 0308 введена более совершенная конструкция центробежного фильтра тонкой очистки масла с размещением его на дизеле. Одновременно введен новый масляный насос со встроенным в его корпус клапаном, сбрасывающим масло в картер в случае значительного повышения масляного давления на нагнетании. С тепловоза № 0289 в связи с применением на тепловозе ТЭП60 тормозных резервуаров Ворошиловградского завода изменено размещение агрегатов в камере охлаждающего устройства. В результате этого водомасляный теплообменник незначительно сдвинут к дизелю и приближен к стенке камеры. Изменено также расположение масляных труб, что обеспечило более свободный подход к их креплениям и соединениям.

С отменой котла-подогревателя с тепловоза № 0502 отпала необходимость в маслоподкачивающем насосе (см. рис. 46) с трубопроводом, вентилем и предохранительным клапаном на давление 2,5 кгс/см2. С тепловоза № 592 в масляную систему ставят фильтр тонкой очистки масла (одинаковый с фильтром тепловоза ТЭЗ) с двумя вентилями 41 и 42, манометром 43 на щитке в машинном отделении. Манометр 43 показывает давление масла перед входом

Фильтр грубой очистки масла

Рис. 47. Фильтр грубой очистки масла: 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — вентиль для выпуска воздуха и отбора масла для анализа; 4-пружина; 5 — опора; 6 — труба; 7 — опорная плита, 8 — клапан для слива грязного масла; 9 — фильтрующий элемент

в фильтр тонкой очистки масла 40, включающийся в работу вентилем 42 только при температуре масла 40° С, и при помощи его устанавливается давление масла 2,0-2,3 кгс/см2.

На тепловозах без котла-подогревателя при температуре наружного воздуха ниже +5° С масляную систему заправляют маслом, подогретым до температуры 60-90° С (подогрев масла до 100° С и выше запрещается).

Устройство и работа водяной системы | Тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 | Топливная система и оборудование

Добавить комментарий