Рычажная система тормоза тепловоза состоит из двух самостоятельных групп, симметрично расположенных по обеим сторонам рамы.
Тормозной цилиндр 1 (фиг. 269) имеет поршень диаметром 10", или 254 мм. Шток поршня помещается внутри втулки, жёстко связанной с диском поршня. Пространство между втулкой и стенкой крышки заполняется специальным уплотнением — манжетами. Выпуск воздуха из нерабочей полости цилиндра при торможении и заполнение этой полости атмосферным воздухом при отпуске происходят через фильтр, установленный на крышке цилиндра.
Фиг. 269. Рычажная система тормоза: 1-тормозной цилиндр; 2 -горизонтальный рычаг; 3- валик; 4 — направляющая; 5 — тормозная колодка; 5 -винтовая стяжка; 7 — горизонтальная тяга; « — малый рычаг; 9 — распорка: 10 — соединительная муфта распорки; 11 — предохранительная скоба; 12 — сектор; 13 — большой рычаг; 14 — подвески; 15 — башмак
Поэтому попадание пыли в полость цилиндра, свойственное другим разновидностям тормозных цилиндров, весьма незначительно или даже совершенно отсутствует.
На каждой стороне тележки установлено по одному тормозному цилиндру 1, связанному своим штоком с рычажной системой тормоза.
Выход штока тормозного цилиндра должен составлять 55-75 мм. При выходе штока лишь на 40 мм возможна утечка воздуха по калиброванной канавке тормозного цилиндра.
Горизонтальный рычаг 2 связывает головку штока тормозного цилиндра с горизонтальной тягой 7 и может вращаться вокруг неподвижного валика 3, укреплённого на междурамном креплении. Крайние отверстия овальной формы служат для соединения горизонтальной тяги с приводом ручного тормоза. Горизонтальная тяга соединяет горизонтальный рьнгаг с верхним концом большого рычага 13, который в свою очередь соединён нижним концом с распоркой 9. В средней части рычага 13 имеется отверстие, служащее для укрепления башмака 15 тормозной колодки 5 и двух подвесок 14. Верхние концы подвесок соединены валиками и проушинами кронштейнов с междурамным креплением таким образом, что большой рычаг 13 с башмаком 15 и колодкой 5 может качаться на подвесках 14 параллельно продольной оси тепловоза.
Малый рычаг 8 своим верхним концом также соединён с междурамным креплением валиком и связан с распоркой 9. В средней части малого рычага подвешен башмак с тормозной колодкой, которая также перемещается вдоль оси тепловоза.
Распорка 9 соединяет нижние концы большого и малого рычагов тормозных колодок и состоит из двух головок с правой и левой резьбой, на которых установлена соединительная муфта 10 с гайками и контргайками. Назначение распорки 9 состоит в передаче тормозных усилий от большого рычага к малому и в регулировании зазоров между бандажами и тормозными колодками по мере их изнашивания.
Тормозные колодки взаимозаменяемы с тормозными колодками тепловоза ТЭ1 профильного типа со вставками из твёрдого сплава с армированным стальным каркасом. Твёрдость вставок Яде == 45-7-48, твёрдость основной части колодки НБ — 217 4- 277.
Башмак 15 тормозной колодки отлит из стали 35Л1 ГОСТ 977-53 и взаимозаменяем с башмаками тепловоза ТЭ1. Связь башмака тормозной колодки с её рычагом — полужёсткая: валиком, соединённым с сектором. Сектор 12 своим овальным отверстием шарнирно связан с башмаком 15, а дугообразным пазом — с рычагом. Болт, связывающий сектор с рычагом, проходит через сквозное отверстие рычага и дугообразный паз сектора. На болт надевается шайба, перекрывающая кромки паза, на котором имеется пружина, укреплённая гайкой. При затянутой гайке пружина прижимает сектор к рычагу усилием 200-250 кг.
Касание тормозной колодки к бандажу при торможении благодаря указанным условиям происходит одновременно всеми точками, а поэтому износ её получается равномерным по всему профилю и опасность подвёртывания тормозной колодки бандажа исключается.
Установки тормозных колодок относительно рычага после смены или регулировки зазоров между бандажами и колодками не требуется, так как в процессе торможения колодка сама займёт правильное положение за счёт поворота вокруг валика и сдвига сектора относительно рычага.