На тепловозах ТГМЗ момент передается от двух фланцев раздаточного вала гидропередачи через карданные валы на осевые редукторы второй и третьей колесных пар и от них через удлиненные карданные валы на осевые редукторы первой и четвертой колесных пар. На тепловозах ТГ102 схема передачи крутящего момента несколько иная. Здесь нет удлиненных карданных валов. Момент передается от каждой гидропередачи на два осевых редуктора. Отличие карданных валов тепловоза ТГМЗ от валов тепловоза ТГ102 заключается лишь в длине валов, размерах отдельных деталей и их конструктивных решениях. Карданный вал тепловоза состоит из двух фланцев 1 (рис. 91), двух вилок: скользящей 2, имеющей внутренние шлицы, и шлицевой 4, имеющей наружные шлицы, двух крестовин 6. В гнездах вилок и фланцев размещены игольчатые подшипники 7, в которых вращаются на цапфах крестовины. За счет шлицевой посадки вилки могут свободно перемещаться в продольном направлении относительно друг друга в пределах 40— 60 мм, от разъединения их предохраняет гайка 3. При изготовлении и ремонте карданные валы балансируют. В теле вилок в виде ласточкиного хвоста сделаны специальные проточки, в которых расположены балансировочные грузы 5. Грузы состоят из двух половинок и стопорятся винтом.
Рис. 91. Карданный вал тепловоза ТГМЗ:
а— с двухрядными подшипниками; б — с однорядными подшипниками; 1 — фланец; 2— скользящая вилка; 3 — гайка; 4 —- шлицевая вилка; 5 — балансировочный груз; 6 — крестовина; 7, 8 — подшипники
В настоящее время применяют карданные валы как с двухрядными подшипниками № 814712, так и с однорядными № 824912. Наиболее работоспособными являются карданные валы с двухрядными подшипниками. Удлиненные карданные валы тепловозов ТГМЗ, как правило, выполнены с однорядными подшипниками. В отличие от малых карданных валов их шлицевая вилка имеет вставку из трубы, т. е. между головкой вилки и шлицевым хвостовиком вварена труба, в результате чего карданный вал имеет увеличенную длину.
Карданные валы тепловозов работают в довольно тяжелых условиях, при переменных нагрузках и с постоянно изменяющимся углом изгиба. В процессе эксплуатации тепловоза на карданный привод действуют следующие основные динамические нагрузки:
1) от передачи крутящего момента с раздаточного вала гидропередачи на ведущие валы осевых редукторов;
2) возникающие на неустановившихся режимах работы тепловоза, таких, как разгон, торможение, боксование;
3) связанные с неуравновешенностью самого карданного привода.
Наиболее часто встречаются следующие неисправности карданных валов:
1) ослабление подшипников в гнездах вилок и фланцев вала;
2) повышенный осевой зазор между торцами крестовин и упорами игольчатых подшипников;
3) повышенный зазор в шлицевом соединении вилок вала;
4) обрыв цапфы крестовины;
5) заклинивание игольчатого подшипника;
6) выбивание донышек двухрядного игольчатого подшипника.
При всех видах ремонта на карданные валы обращают особое внимание. При техническом обслуживании Т02, ТОЗ и ремонте ТР1 проверяют крепление фланцев и производят наружный осмотр валов, особо тщательно проверяют, нет ли скручивания их. При ремонтеТР2 большие или удлиненные карданные валы тепловозов ТГМЗ отсоединяют от фланцев раздаточного вала гидропередачи, фланцев осевых редукторов и разбирают их шарнирные головки. При этом проверяют рабочие поверхности цапф крестовин, качество уплотнительных резиновых колец на крестовинах. Малые осевые карданные валы при ремонтах ТР2 осматривают без снятия с тепловоза. При текущем ТРЗ, среднем и капитальном ремонтах карданные валы с тепловоза снимают, тщательно очищают и подвергают полной разборке и де-фектировке. При дефектировке проверяют состояние всех деталей, проводят магнитный контроль крестовин и сгяжных болтов, определяют боковой зазор в шлицах, убеждаются в отсутствии трещин в вилках и фланцах, а также скручивания вала.
⇐Ремонт поршневого насоса | Ремонт гидравлических передач тепловозов | Разборка карданных валов⇒