Возможные неисправности. Как показал опыт эксплуатации э. п. с., наиболее характерными неисправностями электрической проводки как высоковольтных, так и низковольтных цепей являются замыкания на корпус, замыкания проводов друг с другом непосредственным касанием или через корпус при поврежденной у них изоляции, обрывы проводов и их перегорание (особенно в местах входа в наконечники), чрезмерные нагревы.
Обрывы и замыкания одновременно в нескольких проводниках происходят редко.
Выявление неисправностей в электрических цепях представляет определенные трудности, особенно в цепях управления. Сигналом возникновения замыкания в плюсовых проводах цепей управления служат ее отказы, так как при этом нарушается последовательность включения электрических аппаратов, срабатывают автоматы защиты, перегорают плавкие предохранители.
Короткие замыкания в минусовых проводах, как правило, не вызывают нарушений в работе аппаратов и требуют их выявления. Для установления факта неисправности цепи и нахождения места этой неисправности пользуются пробниками или мегаомметрами, а в отдельных случаях контрольными лампами.
Способы выявления неисправностей электрической проводки рассматриваются в гл. 6.
Ремонт и прокладка проводов. Провода с местными повреждениями изоляции, обрывом болеее 10 % жил, наконечники со следами оплавлений, окисления, с поврежденной пайкой или износом более 20 % контактной поверхности ремонтируют по технологии, рассмотренной в начале главы 5.
Если провод поврежден в нескольких расположенных недалеко друг от друга местах, то дефектный участок провода вырезают и впаивают отрезок нового провода той же марки и равнозначного сечения. Места пайки зачищают и тщательно изолируют, накладывая по два-три слоя лакоткани и изоляционной ленты. Детали для крепления заземляющих проводов облуживают. Аналогично поступают, когда необходимо удлинить провод, оказавшийся натянутым (что недопустимо).
Провода с поврежденной оплеткой изолируют по всему дефектному участку двумя слоями изоляционной ленты и окрашивают лаком воздушной сушки. Резиновая изоляция не должна давать трещин при перегибе провода на 180°.
Провода, подключаемые к аппаратам, располагают так, чтобы они не мешали работе аппарата. Прутки и скобы не должны иметь заусенцев и наплывов от сварки. Прутки обматывают киперной лентой и окрашивают изоляционным лаком. Отдельные провода или пучки проводов надежно закрепляют на прутках бандажами из киперной ленты. При креплении проводов скобами обеспечивают плотный обхват скобой пучка проводов. Под скобу ставят прокладку из электрокартона или лакоткани, выступающую за края скобы не менее чем на 2 мм. Скобы устанавливают не реже, чем через 0,5 м. Места пайки проводов размещать в клицах и прихватывать скобами запрещается.
При укладке отдельных проводов или пучков при изгибах в местах поворота нельзя допускать их перелома. Наименьшие радиусы изгиба для проводов площадью сечения до 25 мм2 могут быть в пределах 10—30 мм, при большей площади сечения — от 30 до 75 мм.
Провода, проходящие через отверстия в стенах, полу и потолке кузова, перегородках, желобах, кожухах аппаратов или около острых кромок, должны быть защищены армировками или специальными деталями.
Провода, подсоединенные к плафонам освещения, калориферам, а также проходящие в непосредственной близости от сильно нагревающихся аппаратов, должны быть проложены в электроизоляционных трубках из кремний-органической резины или быть обмотаны асбестовой лентой и покрыты теплостойкой эмалью. Провода цепей освещения должны быть дополнительно защищены от нагревающегося корпуса светильника листами из асбестового картона.
Перед прокладкой проверяют наличие на проводах маркировочных бирок. Перед заправкой проводов в металлические трубы их внутреннюю поверхность очищают и окрашивают асфальтовым лаком, с концов труб удаляют заусенцы и устанавливают на них капроновые наконечники, провода натирают тальком. Чтобы в металлические трубы, устанавливаемые на крыше э. п. с., не попадала вода, их концы отгибают вниз.
Желоба перед укладкой проводов очищают и окрашивают лаком БТ-99. Провода в желобе укладывают рядами, натягивают и закрепляют скобами с постановкой под них прессшпановых прокладок.
Силовые провода собирают в пучок, обматывают с сильным натягом ки-перной лентой шириной 25 мм одним слоем вполуперекрышу и окрашивают серой эмалью ГФ-92-ХС. Места изгибов усиливают наложением пяти витков киперной ленты на лаке БТ-99. Минимальный радиус изгиба должен быть не менее двойного значения наружного диаметра провода.
Деревянные клицы разрешается оставлять без замены при наличии у них небольших сколов и несквозных трещин, не уменьшающих их прочность. При более серьезных повреждениях клицы ремонтируют постановкой наделок или заменяют. Новые клицы изготавливают из сухих (влажность не более 12 %) дуба, ясеня, бука или березы, пропитывают натуральной олифой, парафином либо льняным маслом и окрашивают.
Ремонт межкузовных электрических соединений. К возможным неисправностям межкузовных соединений относятся: обрыв проводов, повышенный износ контактных пальцев и гнезд, ослабление плотности заделки проводов в корпусе, ослабление пружин крышек, повышенный износ уплотнений, наличие трещин в крышке и корпусе, излом пружин запорного механизма, перетирание изоляции и защитных чехлов.
Штепселя и розетки разбирают и осматривают. Пальцы и гнезда очищают мелкой стеклянной шкуркой и облуживают. Выработку гнезд и пальцев проверяют контрольными калибрами. Гнезда с износом более 0,5 мм и пальцы (штыри) с износом более 0,2 мм заменяют. Выработку гнезд устраняют подгибом их контактов.
С помощью прозвоночной лампы проверяют исправность проводов. Единичные оборванные провода заменяют. При обрыве в одной головке более восьми проводов заменяют все провода головки. Места подсоединения проводов к контактным зажимам с трещинами и следами окисления перепаивают.
Изоляционные панели с рисками и незначительными сколами зачищают стеклянной бумагой, шлифуют и покрывают эмалью ГФ-92-ХК- Панели с трещинами и прожогами заменяют.
Корпус и крышку очищают от грязи, продуктов коррозии и старой краски в дробеструйной установке и протирают технической салфеткой, смоченной в бензине. Трещины разделывают и заваривают. Отремонтированные корпус и крышку окрашивают лаком № 1201.
Ослабшие пружины крышек и изношенные уплотнения заменяют. Штангенциркулем замеряют диаметры розетки и штепселя. Если разница в диаметрах превышает 1,25 мм, то корпус штепселя наплавляют. Хомуты с трещинами и изломами заменяют.
На панелях восстанавливают маркировку контактных зажимов. Про-звонкой проверяют соответствие маркировки проводов штепселя маркировке контактов.
Проверяют состояние блокировочных контактов. Незначительную выработку устраняют личным напильником. Контактные пластины, имеющие трещины или потерявшие упругость, заменяют. Контакты с выработкой более 0,8 мм переклепывают.
Рабочие поверхности штепселя и розетки покрывают универсальной смазкой УС-2. Отремонтированные штепсель и розетку испытывают на электрическую прочность изоляции переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин. Розетки РЗ, РУ-132 и штепсель ШУ-21 проверяют напряжением 1500 В, приложенным между штырями и корпусом, а высоковольтное штепсельное соединение СШВ— напряжением 5000 В, приложенным между контактными парами и корпусом.
⇐Ремонт электронной аппаратуры э. п. с. | Ремонт электропод-вижного состава | Ремонт измерительных приборов⇒