Характеристика нагрузок. Износы и повреждення. Основной особенностью, отличающей аппараты защиты от аппаратов иного назначения, является то, что многие из них не только реагируют на отклонения от нормальных режимов работы отдельных узлов или электрической схемы в целом, но и сами разрывают их цепи, защищая от недопустимо больших токов и напряжений. Наиболее тяжелыми для электрических цепей являются глухие короткие замыкания, при которых ток может достигать очень больших значений.
При разрыве цепей с такими токами возникают мощные электрические дуги, способные за короткий промежуток времени разрушить изоляцию и оплавить металлические детали отключающего аппарата. Поэтому такие аппараты должны иметь возможно меньшее собственное время отключения.
Большие токи перегрузки приводят к недопустимому нагреву токопроводящих деталей, а также вызывают значительные механические силы, повышающие износ отдельных элементов аппаратов, а иногда приводящие к их поломке.
У главных выключателей э. п. с. переменного тока оплавляется киритовая накладка дугогасительных контактов, обгорают изоляторы воздухопровода, оплавляется и изнашивается нож разъединителя, нарушается ход клапанов электромагнита включения, повреждается глазурь изоляторов, оплавляются сквозные отверстия цилиндра и ламели контактной трубы, возникают оплавления и трещины на изоляционных колодках блокировочного устройства, изнашиваются клапаны и втулки блока клапанов.
У быстродействующих выключателей постоянного тока возможны случаи задевания подвижного рычага и подвижного контакта о стенки дугогаси тельной камеры и замыкания шины размагничивающего витка на корпус. Наблюдаются повышенный износ контактных поверхностей, поршней и цилиндров приводов и шарнирных соединений, замыкание шины дугогасительной катушки на сердечник магнитопрово-да, утрата жесткости или излом отключающей пружины, утечка воздуха из пневматического привода, средств воздухоподводящей трубки и др.
У быстродействующих контактов загрязняются рабочие поверхности магнитопровода и якоря полюсов, деформируются или теряют жесткость отключающие пружины, повреждается изоляция витка насыщения, нарушается четкость работы блокировочного устройства. Трескаются и теряют эластичность резиновые амортизаторы, обгорают и прогорают стенки дугогасительной камеры, оплавляется дугогасительный рог, повреждаются гибкие шунты.
Большая часть защитных реле работает в цепях с небольшими значениями тока и напряжения. Отдельные реле, такие, как реле перегрузки или дифференциальные реле, хотя и включаются в силовые цепи, но не разрывают силовых токов, поэтому повреждения от электрического тока у них возникают значительно реже и с более легкими последствиями.
К наиболее характерным неисправностям защитных реле относятся загрязнение и износ контактов, заедания в подвижных частях, вит-ковые замыкания в катушках, ослабление пружин, изменение тока уставки, ослабление пластин шихтованных магнитопроводов, подгары, оплавления и нарушение пайки выводов силовых катушек, оплавление и трещины в изоляционных панелях.
У плавких предохранителей перегорают плавкие вставки, прогорают фибровые трубки, ослабляется контакт колпачков в зажимах. В свою очередь плохой контакт приводит к чрезмерному нагреву зажимов и колпачков и к их обгоранию. С течением времени окисляется металл колпачков и зажимов.
На фарфоровом кожухе и изоляторах вилитовых разрядников возника ют отколы, трещины и прогары, смещение с фиксированного положения предохранительного клапана, изломы кронштейна счетчика срабатывания. Ослабление затяжки болтов, крепящих кабельные наконечники, приводит к оплавлению и наконечников, и самих болтов.
Ремонт главного воздушного выключателя ВОВ-25-4М. Разборку и ремонт выключателя выполняют на кантователе. С выключателя снимают воздушный резервуар, дугогасительную камеру, изоляторы, разъединитель и заземляющий кронштейн. Разбирают все шарнирные соединения, снимают поворотный вал, рейки зажимов, блокировочный аппарат, электромагниты, реле, блок клапанов, привод поворотного вала, фильтр и обратный клапан.
Все металлические детали промывают в бензине и протирают. Воздушный резервуар вываривают в щелочной ванне, промывают горячей водой и испытывают сжатым воздухом давлением 1500 кПа (15 кгс/см2). Если бак изготовлен из материала, подвергающегося коррозии, то после испытания его внутреннюю поверхность окрашивают антикоррозионной краской.
Детали поворотного вала с выработкой более 1 мм заменяют или наваривают и затем обрабатывают. Изогнутый или скрученный вал из поворотного фланца высверливают и на его место устанавливают новый вал, центрируют его и приваривают. Подшипники перед установкой на вал промывают и смазывают смазкой ЖРО.
Контактные ножи разъединителя с износом более 30% толщины наплавляют электродами из латуни Л62, обрабатывают и серебрят, а ножи с выра-
Рис. 5.23. Регулировка зазоров блока клапанов главного выключателя боткой более10,4 мм заменяют или восстанавливают наплавкой.
Цилиндр дугогасительной камеры с выработкой по диаметру более 0,4 мм заменяют или восстанавливают хромированием. Место соединения контактной трубы с цилиндром пропаивают припоем ПСР-70. Дугогасительные контакты с небольшими оплавлениями зачищают надфилем, не нарушая их профиля. Контакты с выжигами, оплавлением, оплавленную или выработанную пиритовую накладку и порванное резиновое уплотнение заменяют. Неподвижный контакт с выработкой более 1 мм заменяют или восстанавливают наплавкой.
Контролируют расстояние между поршнем и торцом цилиндра корпуса. Оно должно быть 7 — 8 мм. При необходимости его регулируют ввинчиванием или вывинчиванием патрубка. Резиновые демпферы поршня, уплотняющие прокладки, имеющие трещины, утратившие эластичность, заменяют. Шток поршня с трещиной и лопнувшую пружину также заменяют. Проверяют ток утечки нелинейного резистора, который не должен превышать 20 — 30 мА. В противном случае резистор заменяют. Разбирать эти резисторы запрещается.
Детали блока управления и сигнализации промывают бензином. Изношенные оси и втулки шарнирных соединений, колодки с трещинами, оплавлениями, блокировочные контакты толщиной менее 0,5 мм и пружины с изломами и трещинами заменяют. Катушки с повышенным против нормы сопротивлением или с пониженным (менее 0,5 МОм) сопротивлением изоляции ремонтируют.
Проверяют, нет ли утечки в блоке клапанов при давлении воздуха 900 кПа (9 кгс/см2). При обнаружении утечки проверяют внутренний диаметр втулок. Клапаны протирают пастой ГОИ. После притирки втулки и клапаны промывают от пасты в бензине и протирают. Овальность и конусность втулок и направляющих втулок штока более 0,03 мм и выработка их по диаметру более 0,4 мм не допускаются. Цилиндр с выработкой по внутреннему диаметру более 0,5 мм восстанавливают хромированием. Зазор А (рис. 5.23) между дном кольцевой выточки в поршне и уплотняющим кольцом не должен превышать 0,09 мм. Регулируют холостой ход клапана /, для чего, установив зазор Б, равный 3 — 3,5 мм, вращением винта 2 корректируют зазор В до 2 — 2,5 мм. Все трущиеся поверхности покрывают смазкой ЦИАТИМ-201, заедание подвижных деталей устраняют. Клапан с расслоенным резиновым уплотнением заменяют.
Изоляторы воздухопроводов очищают, осматривают. При обнаружении на них сколов или поврежденной глазури на участке более 15% пути возможного электрического перекрытия заменяют.
Опорные изоляторы протирают салфеткой, смоченной в ацетоне, приклеивают на его поверхность клеем БФ мраморную крошку и сушат при температуре 70 — 80°С в течение 48 ч. Перед установкой изолятора на фланец поворотного вала подкладывают резиновую прокладку. Крепят изоляторы последовательным затягиванием диаметрально противоположных болтов предельным ключом с моментом 20 Н-м (2 кгс-м), не допуская поворота их более чем на 60°.
Проверяют четкость работы подвижных частей реле максимального тока РМТ, хромированной или из сплава серебра пластинкой зачищают блокировочные контакты, измеряют сопротивление изоляции катушки относительно магнитопровода. Оно должно быть не менее 1 МОм. Регулируют реле вместе с высоковольтным трансформатором, тока.
Сборку и регулировку главного выключателя выполняют одновременно. Собирая систему главных контактов и ножей разъединителя, добиваются, чтобы провал контакта был 8 мм. В этом случае обеспечивается необходимое контактное нажатие. Регулируют провал ввинчиванием или вывинчиванием патрубка.
При установке ножей контролируют зазор между верхним ножом и дистанционной шайбой. Добиваются, чтобы при включенном положении ножей он был в пределах 1,5—2 мм.
Площадь соприкосновения ножей с неподвижным контактом должна быть не менее 80 %, а нажатие каждого ножа не менее 90—100 Н (9—10 кгс). Ножи покрывают тонким слоем смазки.
Затем устанавливают боковые крышки, защитный кожух, заземляющий контакт и резервуар.
На собранном выключателе с помощью угломера проверяют, чтобы угол поворота вала разъединителя был равен 60 ±1°, а отведение якоря электромагнита начиналось при повороте вала не более чем на 3°. Вал блока управления и сигнализации при полном отключении разъединителя должен поворачиваться на 90 °, а при повороте вала разъединителя от отключенного положения на 20±5° блокировочные контакты должны размыкаться.
Линейкой и штангелем измеряют расстояние между ножами и ближайшими металлическими частями дугогасительной камеры. Оно должно быть не менее 230 мм.
Регулированием натяжения пружин автомата минимального давления добиваются, чтобы замыкающиеся контакты замыкались при достижении давления воздуха в баке 580 кПа (6 кгс/см2) и размыкались при его ‘ снижении до 470 кПа (4,7 кгс/см2). Выключатель должен надежно включаться и выключаться, когда давление достигает 300 кПа (3 кгс/см2).
Перед контрольными испытаниями проверяют плотность пневматической системы выключателя при давлении 800 кПа (8 кгс/см2) и перекрытой магистрали.
Снижение давления за 1 ч не должно превышать 100 кПа (1 кгс/см2).
Испытание выключателя выполняют на специальном стенде. С помощью электромагнитного вибрографа определяют угловую скорость вала выключателя. Наибольшая угловая скорость поворота вала должна быть при включении 810 — 900 рад/с, при выключении — 720 — 880 рад/с.
Проверяют работу электромагнитов постоянного тока при пониженном напряжении и давлении 880 кПа (9 кгс/см2). Включающий электромагнит должен четко срабатывать при напряжении 32,5 В для электровозов и 71,5 В для электропоездов. Отключающий электромагнит переменного тока проверяют при токе в катушке 10 А и давлении воздуха 880 кПа (9 кгс/см2). Моменты срабатывания регулируют ввинчиванием наконечника электромагнита и отключающего рычага.
Параметр |
3 |
иачение па Отпайки |
раметра реле |
||||
К1-К6 |
К1-К5 |
К1-К4 |
К1-КЗ |
КЗ-Кб |
К1-К2 |
К4-К6 |
|
Число витков |
75 |
58 |
48 |
40 |
35 |
30 |
27 |
Ток уставки, А: для электровозов |
180—220 |
225—275 |
270—330 |
315—385 |
380—420 |
727,5—472,5 |
475—525 |
для электропоездов |
68—92 |
85-115 |
102—138 |
— |
— |
— |
Реле максимального тока регулируют совместно с высоковольтным (для электровозов) или кабельным (для электропоездов) трансформатором тока. Проверяют ток срабатывания при подключении трансформатора тока к различным отпайкам катушки реле. Номинальные токи срабатывания реле приведены в табл. 10.
Грубую регулировку реле осуществляют переключением числа витков катушки, тонкую — изменением воздушного зазора реле регулировочными болтами.
Пользуясь осциллографом или магнитным вибрографом, определяют временные характеристики. Фиксируют собственное время оперативного (от удерживающего электромагнита) отключения (не более 0,04 с), собственное время автоматического отключения от реле РМТ при двойном токе срабатывания (не более 0,04 с) и при токе, равном 130 % тока срабатывания (не более 0,06 с), собственное время отключения от электромагнита переменного тока (не более 0,05 с), время от размыкания дугогасительных контактов до размыкания контактов разъединителя (0,03—0,035 с) и время от размыкания дугогасительных контактов до замыкания разъединителя заземляющим ножом (0,05—0,07 с).
Отрегулированный выключатель испытывают на электрическую прочность изоляции.
Ремонт быстродействующих выключателей. Осмотр и разборку быстродействующих выключателей всех типов выполняют в одинаковой последовательности. Быстродействующий выключатель (БВ) продувают чистым сжатым воздухом давлением не более 300 кПа (3 кгс/см2) и протирают салфетками. Снимают дугогасительную камеру, веерные полюсы, изоляционную плиту с дугогасительным устройством, блокировочное устройство, пневматический привод, якорь с подвижным контактом, индуктивный шунт, размагничивающий виток, удерживающую катушку, магнитопровод, изоляционные стержни.
Ремонт выключателя выполняют на специальном стенде.
Дугогасительную камеру разбирают, очищают ее стенки в дробеструйной установке, протирают и осматривают. Выявленные износы и повреждения устраняют по описанной ранее технологии. Допускаются отколы в верхней части дугогасительной камеры размером не более 50X50 мм. Толщина стенок дугогасительной камеры в месте разрыва контактов должна быть 4— 8 мм, а толщина перегородок — 4—
6,5 мм для быстродействующих выключателей БВП-3 и БВП-5 и 3,5—4,5 мм для БВЗ-З.
Измеряют сопротивление изоляции между дугогасительными рогами камеры. Оно должно быть для быстродействующих выключателей БВП-3 и БВП-5 не менее 5 МОм, для БВЗ-З — не менее 10 МОм.
Поврежденные перегородки срубают по всей длине, места срубов тщательно зачищают, смазывают склеиваемые поверхности клеющим раствором на основе эпоксидной смолы (см.
с<-198)’, устанавливают новые перегородки, прочно укрепляют их на стенках камеры ленточными бандажами или струбцинами и выдерживают в сушильной печи при температуре 30— 40 °С в течёние 10 ч.
Изломанные листы веерных полюсов заменяют, изогнутые выправляют.
Дугогасительную катушку очищают от нагара и оплавлений. Витки катушки с прожогами или раковинами глубиной более 3 мм восстанавливают газовой сваркой. Концы катушек лудят припоем ПОС-40. Отремонтированную катушку (кроме облуженных концов) окрашивают эмалью ГФ-92-ХК. Гетинак-совое или текстолитовое основание дугогасительной системы промывают бензином, подгары зачищают стеклянной бумагой, шлифуют и окрашивают изоляционным лаком. Основания с глубокими трещинами и расслоением заменяют. Головки шурупов утапливают и заливают битумной массой.
Удерживающую катушку проверяют, убеждаются в отсутствии витко-вого замыкания. Измеряют ее активное сопротивление. Катушку с витковым замыканием или с активным сопротивлением, отличающимся от номинального, заменяют или ремонтируют (см. с. 195).
Катушку с поврежденной покровной изоляцией ремонтируют, накладывают новый бандаж и пропитывают. Отремонтированную катушку испытывают на диэлектрическую прочность. На выводах катушки проставляют краской обозначение полярности.
ШиХтЬванный магнитопровод удерживающей катушки не должен иметь расслоений пластин, а регулировочные винты — сорванной или забитой резьбы, трещин или дефектных шлицевых вырезов.
Включающий и контактный рычаги с трещинами восстанавливают разделкой и заваркой трещин газовой сваркой. Зазор между втулкой и валиком должен быть не более 0,05—0,09 мм. При большем зазоре или износе втулки более чём на половину ее толщины втулку заменяют и устанавливают новый валик номинального диаметра. При сборке валик покрывают тонким слоем смазки МВП. Ослабшие стягивающие шпильки контактного рычага затягивают и подклепывают. Рычаг с выработкой на рабочей части более 7 мм заменяют или наплавляют с последующей обработкой по шаблону.
Рис. 5.24. Проверка исправности индуктивного, шунта быстродействующего выключателя
Износ контактов выявляют, измеряя их длину между серединой контактной поверхности и противоположной гранью. Длина неподвижных контактов должна быть у быстродействующих выключателей: БВП-3 от 38 до 42 мм, БВП-5 —от 172 до 176 мм, БВЗ-2 — от 21 до 22,5 мм, а длина подвижных контактов соответственно 65—72; 80— 82,5; 32,5—34,5 и 39—40,5 мм.
Главные контакты с износом более допустимого заменяют. Суммарный износ контактов у быстродействующего выключателя БВЗ-2 должен быть не более 2 мм, а у выключателя БВЗ-10 — не более 2,5 мм. Главный подвижной контакт должен быть надежно закреплен на рычаге.
Размагничивающий виток проверяют, убеждаются в надежности соединения его с выводными шинами. При необходимости место соединения переклепывают или приваривают медью. Дефектную изоляцию заменяют новой. Очищенный от старой изоляции виток изолируют одним слоем вполупе-рекрышу лакоткани ЛШ-1, пропитанной в лаке БТ-95, и одним слоем вполу-перекрышу киперной ленты. Затем виток сушат на воздухе 16—18 ч и покрывают эмалью № 1201.
Индуктивный шунт выключателей БВП проверяют контрольной лампой, убеждаются в отсутствии замыкания между токопроводящей шиной и пакетом (рис. 5.24). Загорание лампы Л
свидетельствует о замыкании шины шунта 1 на пакет 2. В этом случае пакет разбирают и устанавливают новую прессшпановую прокладку 3. Отремонтированный индуктивный шунт окрашивают изоляционным лаком воздушной сушки.
Блокировочное устройство разбирают. Контактные диски, тяги и пружины с изломами и трещинами заменяют. Серебряное покрытие контактов, имеющих высоту менее 12 мм, полностью опиливают и напаивают припоем ПСР-45 пластины из серебра марки СР-999, обеспечивая высоту контакта 15 мм. Контакты с меньшим износом промывают или очищают хромированной металлической пластиной.
Изоляционные стержни рамы и изоляционные втулки стержней с трещинами, сколами, выбоинами и подгарами заменяют. Стержни и изоляционные втулки с выбоинами и подгарами глубиной до 0,5 мм зачищают и покрывают электроизоляционной дугостойкой эмалью ГФ-92-ХК.
Раму выключателя очищают на дробеструйной установке. Трещины разделывают и заваривают силуминовыми электродами с применением буры. Заваренные места фрезеруют.
Пневматический привод ремонтируют по технологии, описанной ранее. Допускается вместо латунных установок резиновых уплотняющих колец с применением соответствующей смазки. Изношенный латунный ролик включающего рычага и подушку буфера, имеющую трещины или потерявшую упругость, заменяют.
Резиновый рукав заменяют полиэтиленовым. Полиэтиленовый рукав с трещинами и надрывами заменяют. Исправные рукава промывают и испытывают на диэлектрическую прочность.
У быстродействующих выключателей защелочного типа проверяют работу защелочного механизма и регулируют зазоры в соответствии с техническими требованиями.
Быстродействующие выключатели БВП-5Т и БВП-105 электропоездов ремонтируют аналогично.
При осмотре и ремонте контактов этих выключателей, имеющих двухраз рывную контактную систему, необходимо обеспечить идентичность размеров контактов и характеристик пружин, что облегчит последующую регулировку одновременности размыкания и одинаковости нажатия контактов выключателей.
Кожуха аппаратов с вмятинами выправляют. Трещины заделывают установкой накладок.
Регулировку и испытание быстродействующих выключателей выполняют в условиях, приближенных к условиям эксплуатации, для чего отремонтированный выключатель устанавливают на специальный вибростенд. К приводу выключателя подводят сжатый воздух давления 500 кПа (5 кгс1 см2), а к удерживающей катушке — постоянный ток напряжением 50 В (для выключателя БВП105А—110 В). Нажатием на грибок вентиля включают, а снятием напряжения выключают БВ и проверяют работу подвижной системы и пневматического привода. В узлах подвижной системы не должно быть заеданий и повышенного трения.
Проверяют четкость включения БВ при пониженных значениях напряжения (35 или 75 В) и давления [350 кПа (3,5 кгс/см2)]. Если при этом поршень привода с бронзовыми кольцами перемещается свободно, незначительную утечку воздуха можно не устранять.
Контролируют качество прилегания якоря к полюсам магнитопровода, прокладывая между ними листки белой и копировальной бумаги. При необходимости поверхности пришабривают, добиваясь их касания на площади не менее 75% (для выключателя БВЗ-2— не менее 80 %).
Для проверки надежности прилегания якоря к полюсам магнита снижают напряжение на удерживающей катушке до 19 В. При этом выключатели БВП-3 и БВП-5 отключаться не должны. Полюсные наконечники магнитопровода должны выступать за пределы рамы или рычага не менее чем на 1 мм. Проверяют, чтобы у магнитной системы не было зазоров между ярмом, стержнем, сердечником и полюсами.
Подвижной и неподвижный силовые контакты не должны иметьотноситель-иого бокового смещения более 1 мм а для выключателя БВЗ-10— более 0,5 мм). Площадь их касания должна быть не менее 85 % ширины контактов (для выключателя БВЗ-2— не менее 80 %).
Динамометром измеряют нажатие контактов. Регулируя натяжение отключающих пружин, обеспечивают следующие значения нажатия контактов:
Тип выключателя…. БВП-ЗА БВП-5 БВЗ-10 Нажатие, Н
(кгс)…210 220 280—300
(2100) (2200) (2800—3000)
Тип выключателя…. БВЗ-2, БВП-105 12 НС
Нажатие,
Н (кгс)… 90—10 570—630
(900—100) (5700—
6300)
Для измерения столь значительного нажатия у быстродействующих выключателей 12НС электровозов ЧС применяют специальные винтовые динамометры. Корпус 5 (рис. 5.25) динамометра опирают о магнитопровод выключателя, а подвижной контакт 6 включенного БВ соединяют болтом 7 со штоком /. При вращении гайки 2 цилиндр 4 перемещается внутрь корпуса, сжимая пружину 3. При этом возрастает усилие, оттягивающее подвижной контакт 6. Значение этого усилия контролируют через окно в корпусе 5 по шкале, нанесенной на цилиндр. Нажатие контактов фиксируют по шкале в момент начала отхода подвижного контакта.
У быстродействующих выключателей электропоездов добиваются, чтобы разрыв обоих контактов при отключении происходил одновременно, а разница в нажатиях контактов не превышала 1,9 Н (0,2 кгс/см2).
Проверяют и регулируют раствор главных контактов, который должен быть в пределах:
Тип выключателя……БВП-ЗА, БВП-5 БВЗ-10
Раствор главных контактов, мм.. 35—40 33—37
Тип выключателя….. БВЗ-? 12НС БВП-5Т Раствор главных контактов, мм.. 20—22 23—28 25—35
На выключатель устанавливают дугогасительную камеру. При этом следят, чтобы зазор между торцами пластин подвижного рычага и нижними краями дугогасительной камеры при включенном положении якоря был не менее 4 мм, а зазор между левым рогом камеры и ближайшей точкой перемещающегося подвижного контакта находился в пределах 3—5 мм. При меньшем зазоре торец камеры припиливают. Зазор между верхним концом полюса и камерой должен быть не более 6 мм.
Чтобы исключалась возможность повторного включения, зазор между контактами при отбросе подвижного контакта от буфера должен быть не менее 12 мм. Его контролируют специальным приспособлением (рис. 5. 26, а), которое закрепляют болтом 1 на неподвижном контаете. Контактную поверхность штифта 2 натирают мелом, штифт приподнимают, включают БВ и опускают штифт. Под действием пружины 3 штифт опускается до упора в подвижной контакт (рис. 5. 26, б). Затем, снимая напряжение с удерживающей катушки, отключают БВ. При отходе подвижного контакта штифт под действием сжатой пружины опускается в образовавшийся зазор (рис. 5. 26, в). В случае повторного включения на меловом штифте останется след от подвижного контакта. Отсутствие следа укажет на правильную работу контактной системы выключателя.
Рис. 5.26. Приспособление для контроля зазора между силовыми контактами быстродействующего выключателя
Регулировку тока уставки выполняют при нагретой удерживающей катушке, для чего ее предварительно прогревают током в течение 30 мин. Затем устанавливают в ней ток 1,18 А и подключают силовую цепь БВ к многоамперному агрегату или статическому преобразователю. Плавно увеличивают ток до номинального значения тока магнитопровода добиваются отключения выключателя при заданном токе. Окончательную регулировку выполняют таким же методом, но на включенном вибростенде. После регулировки регулировочные винты пломбируют. Токи уставки должны быть:
Тип выключателя. БВП-ЗА БВП-5 Ток уставки, А. 2450—2600 3050—3200
Тип выключателя. БВЗ-10 БВЗ-2 Ток уставки, А.. 1750 -1900 300—320
Тип выключателя. БВП-105-1 12НС Ток уставки, А. 550—600 2500—2700
Электрическую прочность изоляции проверяют напряжением 9500 В переменного тока частотой 50 Гц, приложенным между дугогасительными рогами в течение I мин.
Ремонт и регулировка быстродействующих контакторов. Ремонт быстродействующих контакторов БК-Б2 и БК-78Т, несмотря на их конструктивное отличие, в основном однотипен. Контакторы продувают сжатым воздухом и разбирают. Кронштейны очищают на дробеструйной установке, протирают и осматривают. Выявленные трещины заваривают газовой сваркой.
Стержень контактора БК-2Б с прожогами глубиной более половины их толщины и текстолитовые планки контактора БК-78Т с прожогами и трещинами заменяют, исправные очищают и окрашивают эмалью ГФ-92-ХК- Стержень с менее глубокими прожогами изоляции восстанавливают. Для этого дефектные места изолируют миканитом и бакелизированной киперной лентой, опрессовывают и запекают в печи.
Осматривают и при необходимости ремонтируют или заменяют оси и втулки шарнирных соединений, гибкие шун ты, удерживающую (у контактора БК-2Б) и отключающую (у БК-78Т) катушки, ду го гасительные камеры и контактные пружины. Следят, чтобы обе отключающие пружины имели одинаковые характеристики. Измеряют и сравнивают с номинальным значением активное сопротивление катушки.
Магнитопровод с распушением листов пакета более 2 мм уплотняют расклепыванием стягивающих заклепок. Лопнувшие заклепки заменяют.
Плоскости касания якоря с магнито-проводом очищают от грязи и ржавчины и пришабривают, обеспечивая прилегание на площади не менее 75 %. Изоляционную втулку магнитопровода контактора БК-78Т с трещинами и прожогами заменяют.
У контактора БК-2Б проверяют надежность соединения выводов витка насыщения к контактам зажима. При ослаблении соединения его проваривают. Шины с прогарами площадью не более 3 % сечения зачищают стеклянной бумагой, более глубокие заваривают газовой сваркой. Измеряют сопротивление изоляции витка насыщения и дугогасительной катушки относительно магнитопровода. Оно должно быть не менее 10 МОм.
Выводы дугогасительной катушки должны быть прочно приклепаны к выводной пластине и гибкому шунто-вому соединению, а место соединения пропаяно припоем ПОС-40. Дугогасительный рог с трещинами и оплавлениями ремонтируют газовой сваркой.
Главные контакты с износом более 2 мм подлежат ремонту. Поперечное смещение их не должно превышать 0,2 мм. Блокировочные контакты контактора БК-2Б должны быть толщиной не менее 3—5 мм, а подвижной и неподвижный блокировочные контакты контактора БК-78Т— соответственно не менее 0,8—1,8 и 0,6—1,2 мм. Изоляторы блокировочных контактов с трещинами и прожогами и резиновые амортизаторы контактора БК-2Б, имеющие трещины и устратившие эластичность, заменяют.
На собранном контакторе специальным шаблоном проверяют установочный размер А (рис. 5. 27), который дол жен быть равен 230 ±3 мм. Регулируют его перемещением неподвижного контакта 5 по гребенке в вертикальной плоскости. При снятых контактных пружинах и одетых дугогасительных камерах убеждаются в отсутствии повышенного трения и заедания в подвижной системе контактора. Затем пружины устанавливают на место.
Регулировка раствора контактов контактора БК-2Б выполняется при обесточенной удерживающей катушке.
Раствор Б силовых контактов 4 и 5 регулируют изменением толщины верхнего резинового амортизатора 3. Он должен быть в пределах 8—15 мм. Зазор В между рабочими поверхностями якоря и магнитопровода 2 при замкнутых силовых контактах и обесточенной удерживающей катушке должен быть 2,5 мм, а при разомкнутых силовых контактах — от 6,5 до 11 мм. Этот зазор регулируют изменением толщины нижнего резинового амортизатора /.
Раствор силовых контактов контактора БУ-78Т регулируют до его номинального значения, равного 10—12 мм, перемещением неподвижного контакта в вертикальной плоскости.
Проверяют и регулируют нажатие контактов. Оно должно быть не менее 120 Н (12 кгс) для контактора БК-2Б и не менее 160 Н (16 кгс) для БК.-78Т.
У контакторов БК.-78Т проверяют работу защелочного механизма и четкость фиксации подвижного контакта в разомкнутом положении.
Для регулировки тока уставки контактора БК-2Б с него снимают верхние вспомогательные пружины, соединяют параллельно включающие катушки и подводят к ним постоянный ток. При этом следует учитывать, что катушка может длительно выдерживать ток 10—15 А, якорь контактора будет удерживаться в притянутом состоянии при токе до 5—6 А, но для включения контактора ток должен быть не менее 30 А. Длительное прохождение большого тока включения приведет к чрезмерному нагреву удерживающей катушки.
Поэтому, включив контактор при токе 28—30 А, ток быстро снижают до
Рис. 5.27. Зазоры в контактной системе контактора БК
8—10 А, а затем, изменяя регулировочными винтами натяжение отключающих пружин и регулируя значение тока, добиваются отключения контактора при токе 5—7 А. Затем устанавливают вспомогательные пружины и, изменяя их натяжение и плавно увеличивая ток, добиваются включения контактора при токе 30—35 А, после чего регулировочные винты пломбируют.
При регулировке тока отключения контактора увеличивают ток в отключающей катушке и, изменяя натяжение контактной пружины, добиваются отключения контактора при токе 35—40 А.
Быстродействующие контакторы КМБ электропоездов ремонтируют по технологии, аналогичной технологии ремонта быстродействующих контакторов электровозов. При регулировке выдерживают номинальные значения раствора силовых контактов (8—12 мм) и их провала (5—7 мм), а блокировочных контактов соответственно 5—10 и 3—5 мм. Нажатие силовых контактов контактора КМБ-ЗД должна быть не менее 45 Н (4,5 кгс), а блокировочных—0,9—1,1 Н (0,09—0,011 кгс).
При регулировке тока уставки добиваются, чтобы контактор КМБ-ЗД отключался при то$е не более 20 А, а контактор КМБ-3 — при токе 550+25 А. Проверяют ток удержания контактора. Он должен находиться в пределах 0,67—0,95 А для контактора КМБ-ЗД и быть не более 0,9— 1,4 А для контактора КМБ-3.
Ремонт и регулировка реле. Реле перегрузки. Реле продувают сжатым воздухом, осматривают и разби рают. Стойки, ярмо, якорь, рычаги и изоляционную панель протирают и промывают в бензине. Контактные стойки, планки и крепежные детали с неполноценной резьбой, изоляционную панель с трещинами, расслоением или глубокими прогарами заменяют. Места незначительных прожогов на изоляционных деталях зачищают стеклянной бумагой, полируют и окрашивают эмалью ГФ-92-ХК.
Проверяют соответствие характеристике регулировочной пружины. Пружину с трещинами или с несоответствующей характеристикой заменяют. Исправные стойки, якорь, ярмо и другие стальные элементы с ржавчиной зачищают.
Контакты зачищают мелкой наждачной бумагой или хромированной пластинкой. Серебряные напайки контактов толщиной менее 1 мм, миканито-вые втулки и шайбы с трещинами, сколами, следами электрического перекрытия и расслоениями заменяют. Перед установкой новой трубки сердечник смазывают бакелитовым лаком.
Рабочие поверхности якоря и ярма очищают и при недостаточном их прилегании пришабривают. Шихтованные сердечники ряда реле (типа РТ-253 и др.) с распушением или частичным ослаблением листов уплотняют подклепкой заклепок. Диамагнитную накладку якоря (реле РТ406 и др.) с износом более 0,2 мм срубают. Новую накладку устанавливают на заклепках.
Если у многовитковых катушек реле повреждена покровная изоляция, накладывают новый бандаж. Катушки с витковым замыканием или с несоответствующим норме активным сопротивлением заменяют или ремонтируют с последующей пропиткой по описанной ранее технологии. Дефектные гибкие соединения ремонтируют или заменяют. Катушку плотно закрепляют на сердечнике.
Витки катушек токовых реле из шинной меди (РТ-406, РТ-253, РП-5Е идр.) с оплавлениями глубиной менее 3 мм зачищают личным напильником. Более глубокие оплавления восстанавливают наплавкой. Дефектные соединения выводов катушек с контактными пластинами пропаивают медно фосфористым припоем, а концы контактных пластин облуживают. После ремонта витки катушки раздвигают, обеспечивая равномерный зазор между ними, и окрашивают пропиточным лаком с миканитовой пылью.
Контролируют, чтобы у собранного реле поперечное смещение контактов во включенном положении не превышало 1 мм. Все подвижные части реле должны перемещаться легко, без заедания. Раствор, провал и нажатие контактов реле должны соответствовать установленным значениям. Например, значения раствора и провала контактов должны быть:
Тип реле… РТ-196 РП-5 РТ-406В,
РТ-430Б,
РТ-500
Раствор контактов, мм…. 4—7 3—5 2,5—3,0
Провал контактов, мм…. 2—3 1,0 1,5—2,0
Раствор контактов регулируют ввертыванием или вывертыванием регулировочного винта, а провал — перемещением контактных планок по стойкам.
Через контакты реле проходит небольшой ток, поэтому нажатие их невелико. Так, у реле РТ-406Б оно составляет 0,4—1,0 Н (4—10 кгс), а у РТ-430Б—0,5—1,5 Н (5—15 кгс).
Для регулировки тока уставки реле его силовую катушку подключают к многоамперному агрегату или статическому преобразователю. Устанавливают в катушке ток, равный току уставки данного реле и, изменяя натяжение регулировочной пружины, а упорным регулировочным винтом — зазор между сердечником и якорем, добиваются срабатывания реле.
Затем регулируют ток отпадания якоря реле, который обычно составляет около 70 % тока уставки. Для этого снижают ток в цепи катушки до указанного значения и, изменяя толщину диамагнитной накладки на якоре (подпиливая или наплавляя ее), добиваются отпадания якоря при этом токе.
Так как реле перегрузки устанавливаются как в силовых, так и во вспомогательных цепях, токи уставки различных реле могут существенно отли чаться. Например, если у реле РТ-430Б и РТ-500 он составляет всего 50 А, то у реле РТ-406В— 600—650 А, а у реле РТ-253 и РТ-255—соответственно 1450—1550 и 3325—3675 А.
После окончания регулировки винты регулировочной пружины и упорные болты необходимо опломбировать.
В процессе включения и выключения реле проверяют, чтобы указательный рычаг (на тех реле, где он имеется) отпадал одновременно с отключением размыкающего блокировочного контакта.
Добиваются, чтобы у всех реле электровозов контакты, расположенные на одном мостике, замыкались одновременно.
Дифференциальные реле. Реле Д-4 разбирают, детали очищают и осматривают. Неисправные блокировочные контакты, мостиковые пластины, якорь, отключающую и контактные пружины, регулировочные болты, изодиновые изоляторы блокировочной системы, контактные зажимы, изоляционную панель и шихтованный магнитопровод ремонтируют так же, как и аналогичные элементы реле перегрузки.
Боковые латунные кронштейны с трещинами восстанавливают разделкой швов и заваркой их латунными электродами газовой сваркой. Сорванную резьбу в лапах кронштейнов восстанавливают заваркой, затем рассверливают отверстия и нарезают новую резьбу.
Ржавчину и неровности на рабочих поверхностях полюсов и якоря устраняют шабером. Погнутый кожух выправляют. Трещины в кожухе заделывают напайкой металлических накладок.
Добавочный резистор с трещинами, сколами и сопротивлением, отличающимся от номинального значения 300 Ом, заменяют.
При сборке реле контролируют суммарный зазор ? + ? между основным магнитопроводом 4 (рис. 5.28) и магнитным шунтом 3. Он должен быть 3—6 мм. Проверяют зазор щупом. Если суммарный зазор оказывается больше, то его доводят до нормы установкой с одного из концов магнитного шунта металлической прокладки соответствующей толщины. Щупом проверяют, чтобы зазоры Б между основным магнитопроводом и основанием 2 не превышали 0,05 мм, а зазор А между якорем 5 и центром полюса был равен 15 мм. Регулируют провал и нажатие контактов. Они должны быть соответственно 2—3 мм и 2,5 Н (0,25 кгс).
Рис. 5.28. Регулировка дифференциального реле
По оттиску на копировальной бумаге проверяют прилегание якоря к маг-нитопроводу. Оно должно быть не менее 75 % площади рабочей поверхности магнитопровода. При меньшем прилегании рабочие поверхности пришабривают.
При регулировке реле на стенде в его окно заводят не два провода (начало и конец защищаемой цепи), как в схеме локомотива, а один провод /, и ток, проходящий по нему, рассматривается как ток небаланса. Для регулировки реле Д-4, устанавливаемого в силовую цепь электровоза, через его окно пропускают один провод (виток).
В его цепь включают амперметр А, а концы провода присоединяют к многоамперному агрегату или статистическому преобразователю.
В цепь удерживающей катушки 6 последовательно включают добавочный резистор /? сопротивлением 300 Ом и подводят к ней постоянный ток напряжением 50 В. Для ускорения включения реле добавочный резистор кратковременно шунтируют замыканием контакта К. Затем регулированием многоамперного агрегата плавно увеличивают ток в цепи провода небаланса и, изменяя натяжение регулировочной пружины, добиваются отключения реле при токе небаланса, равном 100 А. Значение тока контролируют по амперметру.
Испытывают реле на удержание якоря при пониженном напряжении на удерживающей катушке. Для этого в цепь катушки размыканием контакта А вводят добавочный резистор и снижают подводимое к ней напряжение до 40 В. Якорь реле при этом должен удерживаться в притянутом положении. Сила притяжения, измеренная динамометром по центру якоря, должна быть не менее 5 Н (0,5 кгс). Реле должно включаться при пониженном до 30 В напряжении в цепи управления.
Регулировку реле, предназначенного для защиты вспомогательной цепи электровоза, выполняют аналогично, но в окно реле помещают два витка провода и добиваются срабатывания реле при токе уставки 50 А. После регулировки регулировочные винты надежно фиксируют и пломбируют.
Блок дифференциальных реле БРД-204 разбирают. Дефектные детали ремонтируют по технологии ремонта реле Д-4. Осматривают силовую шину реле и индуктивный шунт. Контактные поверхности концов силовой шины зачищают и облуживают припоем ПОС-40. Ослабленные затяжки стальных пластин индуктивного шунта устраняют подтягиванием гаек стягивающих шпилек. Добавочные резисторы с трещинами, сколами, оплавившимися витками и хомутами заменяют.
У собранного реле при снятых восстанавливающих пружинах проверяют легкость поворота якорей, убеждаются в отсутствии их касания о ближайшие детали. Добиваются, чтобы якорь прилегал к сердечнику магнитопровода на площади не менее 65 % рабочей поверхности сердечника, а зазор между якорем и серединой сердечника магнитопровода находился в пределах 4,5—5,5 мм.
Изменяя натяжение пружин, устанавливают отрывное усилие по центру якоря каждого реле, равное 90 Н (9 кгс) Обеспечивают разрыв контактов реле 4—5 мм, провал — 2—3 мм, а нажатие на мостик — не менее 1,8 Н (0,2 кгс).
Для регулировки через окна магни-топроводов обоих реле пропускают провод параллельно витку силовой ши ны, не содержащей шихтованного сердечника. К катушкам подводят постоянный ток напряжением 50 В. Силовой провод подключают к многоамперному агрегату и устанавливают в нем ток, равный току уставки. Передвигая хомутик на добавочном резисторе, изменяют его сопротивление, добиваясь срабатывания реле при заданном токе уставки. Ток в цепи резистора при этом должен быть 0,5—0,7 А.
Если добиться срабатывания реле регулировкой сопротивления добавочного резистора не удается, то разрешается корректировать ток уставки изменением натяжения отключающей пружины. При этом необходимо контролировать отрывное усилие якоря, не допуская его снижения менее 80 Н (8 кгс).
Контролируют время срабатывания реле от момента достижения тока в силовой цепи значения тока уставки до начала размыкания блокировочных контактов. Оно должно быть около 0,015 с.
Закончив регулировку, проверяют надежность закрепления хомута добавочного резистора и пломбируют реле.
Реле Р-104 электропоездов постоянного тока разбирают. Дефектные детали ремонтируют так же, как и аналогичные детали реле Д-4.
Измеряют сопротивление катушек реле. Оно не должно отличаться у них более чем на 1 Ом. При сборке реле добиваются свободного перемещения якоря. Щупом проверяют, чтобы аксиальный зазор между ограничителем и втулкой якоря был не менее 0,5 мм. По компасу контролируют правильность включения катушек (южный полюс стрелки должен быть направлен вверх). Регулируют раствор, провал и нажатие блокировочных контактов. Раствор и нажатие для реле Р-104Б и Р-104М-2 должны быть не менее 3 мм, а для реле Р-104Б-2 — соответственно 5—6 и 1,5—3,5 мм. Нажатие блокировочных контактов всех перечисленных реле должно находиться в пределах 2—З Н.
Для регулировки якорь реле устанавливают упорным винтом в положение равновесия, катушки подмагничи-ванйя, соединенные последовательно, подключают к источнику постоянного тока напряжением 50 В, а пропущенный через окно провод — к регулируемому источнику постоянного тока. Устанавливают в этом проводе ток 40— 60 А (ток небаланса) и регулируют натяжение восстанавливающей пружины до срабатывания реле.
Для уменьшения тока небаланса при регулировке реле на съемный пакет магнитопровода можно наматывать не один (как в приведенном выше случае), а несколько витков. Регулировочный ток небаланса будет изменяться при этом обратно пропорционально числу витков провода.
Реле 15СВ и 17СВ электровозов ЧС по конструкции одинаковы. Они отличаются друг от друга только площадью сечения и числом витков медных шин, а от описанных выше реле — отсутствием удерживающих катушек. Шины их катушек залиты эпоксидной смолой, которую и применяют при необходимости устранения повреждения этой изоляции.
Реле 15СВ, устанавливаемое в цепи тяговых двигателей, регулируют на ток небаланса 120 А, а реле.17СВ (вспомогательных цепей) — на ток 5 А.
Реле РДЗ-504 и РДЗ-068 должны иметь раствор контактов 4—5 мм, провал — 1,5—2 мм (РДЗ-504) и 2—3 мм (РДЗ-068) и нажатие контактов 2,5— З Н. Регулируют оба реле на отключение при токе 70—100 А при включенном последовательно с катушкой добавочном резисторе сопротивлением 300 Ом.
Реле повышенного и пониженного напряжений, за-зе мления и контроля защи-т ы. Реле повышенного и пониженного напряжений РПН-018, РПН-3, РПН-496, РНН-3, РПН-3102, РНН-048, РНН-497, 9СДЗ, 9СЫ1, реле заземления РЗ-ЗОЗ, РЭВ-202 и реле контроля защиты РКЗ-3, РКЗ-0II и других типов являются по принципу действия обычными электромагнитными реле, ремонт которых описан выше. В то же время растворы, провалы, нажатия контактов и токи уставки этих реле могут различаться. Так, если раствор контактов у реле РНН-048, РПН-018 составляет 2,5—3 мм, то у реле РНН-496 и 12 3 4
Рис. 5.29. Регулировка зазоров у реле боксо-вания РБ-469
РПН-497 он равен 2—2,5 мм, а у реле РННЗ, РПН и РКЗЗ—3 мм. Провалы контактов этих реле не выходят за пределы 1—2 мм. Несколько больше различаются значения токов уставки: 94 мА у реле РНН-ЗА, 147 мА у реле РНН-3, РНН-497 и 218 мА у реле РПН-496.
При ремонте реле напряжения следует иметь в виду, что, хотя эти реле должны реагировать на напряжение в защищаемой цепи, регулировку их на отключение на стенде осуществляют по значению тока отключения, указанного в паспортных данных реле. Такой ток пойдет по катушке реле при установленном напряжении срабатывания лишь при условии, что сопротивление катушки будет номинальным. В противном случае реле, отрегулированное по номинальному току уставки, будет срабатывать при напряжениях, отличных от паспортного значения. Поэтому у реле напряжений необходимо измерять активное сопротивление катушек с точностью до 1 Ом и при указанной в паспортных данных температуре (обычно + 20 °С.) Катушки с несоответствующими значениями активного сопротивления заменяют.
Реле рекуперации, промежуточные реле и реле выравнивания нагрузок. Эти реле ремонтируют и регулируют аналогично, но с учетом их номинальных регулировочных данных.
Реле боксования. Реле РБ-469 (рис. 5. 29) разбирают и осматривают его детали. Призму с повреждениями контактного ребра заменяют. Загрязненные рабочие поверхности магнитопровода 6 (со стороны якоря) очи щают и покрывают тонким слоем универсальной низкоплавкой смазки УН. Поврежденную диамагнитную прокладку 4, изоляционную планку 1 с трещинами и дефектную пружину заменяют. Проверяют надежность крепления изоляционной планки к якорю 2. Погнутые угольник и кронштейн призмы выправляют. Блокировочные контакты с толщиной напаек менее 2 мм заменяют.
Измеряют активное сопротивление катушки 5. Поврежденную покровную изоляцию восстанавливают.
Регулируют зазоры реле. При притянутом положении якоря перемещением вверх или вниз кронштейна с призмой 9 устанавливают зазор Б, равный 0,05—1 мм. Затем, аналогично перемещая угольник 7, регулируют зазор А в пределах 0,1—0,3 мм, после чего регулировочной шпилькой 3 устанавливают зазор В, равный 2,5±0,2 мм.
Перемещением блокировочных контактов вдоль их оси устанавливают требуемые разрыв и провал контактов. Изменением натяжения отключающей пружины 8 добиваются срабатывания реле при токе 0,5 А.
Проверяют электрическую прочность изоляции отрегулированного реле переменным током частотой 50 Гц напряжением 7 кВ в течение 1 мин.
Реле РБ-192 в отличие от реле РБ-469 имеет две катушки и один блокировочный контакт. Ремонтируют его так же, как реле РБ-469. При регулировке реле обеспечивают раствор контактов 2—2,2 мм и его срабатывание при напряжении 0,75—0,85 В.
Реле РБ-3 разбирают, осматривают, устраняют выявленные дефекты. Контакты планок и мостика с износом более 0,6 мм заменяют. Ослабшие заклепки магнитопровода и наборных листов
Рис. 5.30. Схемы регулировки реле боксования РБ-3 (а) и РБ-4М (б)
якоря подклепывают или заменяют. При установке катушек на магнитопро-вод следят, чтобы их магнитные потоки были согласованными. Измеряют активное сопротивление катушек. Оно не должно различаться более чем на 50 Ом, в противном случае одну из катушек заменяют.
На собранном реле проверяют от руки подвижную систему. Мостиковый контакт не должен иметь заеданий в направляющих пазах колодки или скобы, а контакты — бокового смещения более 1 мм. Передвижением упорных планок на стойках устанавливают раствор контактов в пределах 2— 2,2 мм, а провал — 2—2,5 мм.
На срабатывание реле регулируют совместно с добавочными резисторами РД1 и Рд2 (рис. 5. 30, а). Сопротивления этих резисторов должны соответствовать сопротивлениям секции панели ШС, которая будет включена в цепь регулируемого реле на подвижном составе.
Разность сопротивлений этих резисторов не должна превышать 200 Ом.
Для регулировки к испытательной схеме подводят постоянный ток напряжением 300 В, устанавливают переключатель В в положение 1 и регулятором напряжения PH изменяют ток в цепи катушки РБ1. Контролируя по миллиамперметру, устанавливают в этой катушке ток, равный 13—16 мА, и, изменяя натяжение регулировочной пружины, добиваются включения реле при этом токе. Ток отключения в пределах 6,5—8,5 мА регулируют изменением воздушного зазора между якорем и сердечником магнитопровода с помощью латунного регулировочного винта.
Затем переключатель В ставят в положение 2 и проверяют регулировочные токи катушки РБ2.
Реле РБ-4М регулируют также совместно с добавочным резистором /?д (рис. 5.30, б). Раствор, провал контактов устанавливают равными 0,7—1,0 мм, силу натяжения контактов — 6,5— 7 Н (0,65—0,7 кгс). Изменяя регулятором PH ток в катушке РБ, устанавливают по миллиамперметру номинальный ток уставки реле 7—7,5 мА и изменением натяжения регулировочной Пружины добиваются включения реле.
Реле Р 304-Г-1 электропоездов регулируют на ток срабатывания 25—30 А. Раствор, провал и нажатие контактов должны быть в пределах соответственно 2—3, 2—2,5 мм и 1,5—2 Н (0,15—0,2 кгс).
Реле 11СВ1 электровоза ЧС2 (до № 305) отличается от отечественных реле боксования наличием двух якорей и двух катушек. Реле регулируют так, чтобы каждый якорь притягивался при различных токах уставки, соответствующих разности напряжений двух двигателей 220 и 900 В.
Реле времени. Наиболее распространенное реле времени типа РЭВ имеет много модификаций с незначительными конструктивными отличиями. От рассмотренных выше электромагнитных реле их отличает наличие медных или алюминиевых демпферов и диамагнитных прокладок, обеспечивающих необходимую задержку срабатывания. Реле времени ремонтируют по общей технологии ремонта реле. Технологические операции с демпфирующими элементами выполняются при необходимости, возникающей в ходе регулировки реле. Перед регулировкой у реле устанавливают номинальные значения раствора, провала и нажатия контактов. Реле этого типа имеют раствор 3,5—А мм, провал—1,5 мм (РЭВ-294 и РЭВ-814) и нажатие 1,2—2 Н (0,12—0,2 кгс).
После сборки и проверки от руки работы подвижной системы реле его устанавливают на стенд и подключают к испытательной схеме в соответствии с рис. 5. 31.
Переключатель П ставят в положение 1 и, изменяя натяжение регулировочной пружины, плавно повышают от нуля регулятором PH напряжение на катушке РВ. Значение напряжения контролируют по вольтметру V. Добиваются срабатывания реле при возможно меньшем напряжении.
Затем устанавливают в цепи катушки номинальное (50 или ПО В) напряжение и проверяют выдержку времени реле, для чего переключатель П ставят в положение 2. При этом прекращается питание катушки РВ и одновременно замыкается цепь питания электрического секундомера МС. В момент срабатывания реле его блокировочный контакт, включенный в цепь питания счетчика, разомкнется, счетчик прекратит работу, зафиксировав время задержки срабатывания реле. Для разных модификаций реле оно может значительно отличаться:
Рис. 5.31. Схема регулировки реле времени
Тип реле…..РЭВ-2161 РЭВ-811
Время задержки, с.. 0,014—0,08 0,4—1,5
Тип реле…..РЭВ-816 РЭВ-813,
РЭВ-818
Время задержки, е 0,6—1,7 2,2—3,8
Если время задержки и срабатывания не соответствует номинальному значению, то его регулируют изменением положения или толщины диамагнитной прокладки, изменением натяжения пружины или установкой демпферов другого сечения. При увеличении натяжения пружины время задержки будет уменьшаться, а при увеличении толщины диамагнитной прокладки или сечения демпферов увеличиваться.
Тепловые реле. Реле ТРТ имеет несколько модификаций, отличающихся током и временем срабатывания. При ремонте реле разбирают, для чего отвертывают гайки болтовых соединений, стягивающих половины разъемного пластмассового корпуса. Все детали протирают и осматривают. Особое внимание обращают на состояние и-образной биметаллической пластины, изоляционной колодки подвижного контакта и самих контактов.
Деформированную биметаллическую пластину выправляют, пластину с трещинами заменяют. Контакты зачищают. Изоляционную колодку с трещинами или с разработанным отверстием под ось, просевшую пружину и сектор уставки с забитой или поломанной гребенкой заменяют.
При сборке следят, чтобы биметаллическая пластина и изоляционная колодка свободно поворачивались на своих осях, ролик поводка имел сцепление с биметаллической пластиной, а поводок надежно фиксировался на гребенке сектора уставки.
Собранное после ремонта реле испытывают на время срабатывания при установленном для данного типа реле токе. Так, реле ТРТ-121 должно сработать через 3—15 с при прохождении через него тока 54 А, реле РТР-142— через 4—15 с при токе 330 А, а реле ТРТ-151 — через 5—20 с при токе 930 А.
При регулировке следует иметь в виду, что изменение температуры окружающей среды на 10 °С вызывает изменение тока уставки примерно на 3,5 %.
Реле необходимо испытать также на принудительное восстановление. При нажатии на кнопку восстановления реле с еще неостывшей биметаллической пластиной должно включаться.
Ремонт плавких предохранителей. Основной неисправностью всех плавких предохранителей является перегорание их плавкой вставки, когда ток защищаемой цепи превысит ток уставки предохранителя. Однако в ряде случаев перегорание вставки может происходить и при меньших значениях тока. Этому могут способствовать трещины в трубках предохранителя, плохой контакт между зажимами и патронами предохранителя, оплавление патрона. Поэтому с патронов предохранителей удаляют нагары и следы копоти, зачищают личным напильником неровности на поверхностях зажимов и патронов. Проверяют состояние крепежных деталей. Щупом толщиной 0,05 мм определяют надежность соприкосновения патронов предохранителя с зажимами. Если щуп будет проходить между ними более чем на 1 1 з контактной поверхности, то пластины зажима подгибают до получения надежного контакта.
Степень сжатия патрона предохранителя в губках можно контролировать измерением расстояния между губками держателя, охватывающего патрон. Так, для предохранителя НЭВЗ на 10 А оно должно быть не более 10 мм. При большем расстоянии держатель обжимают до достижения требуемого размера, не допуская при этом нарушения параллельности щек.
У предохранителей могут прогорать фибровые и трескаться фарфоровые и стеклянные трубки, нарушаться качество пайки крышек.
У предохранителей ПР-2 перегоревшую плавкую вставку, треснувшую или прогоревшую фибровую трубку, колпачки и втулку патрона с поврежденной резьбой заменяют. Колпачки с оплавлением зачищают напильником.
При подборе новой цинковой вставки ориентируются по выбитым на ее концах значениям напряжения и тока уставки.
В порядке исключения разрешается выполнять вставку из медной калиброванной проволоки соответствующего сечения (табл. 11).
Предохранители ВКП-6II00 или ПКЭ-4/30 для перезарядки разбирают, очищают шамотный сердечник и аккуратно, без перегибов наматывают на него вставку из медной посеребренной проволоки соответствующего сечения (в несколько параллельных жил). Концы вставки бандажируют медной проволокой и припаивают к лапкам. Затем вставляют сердечник в кожух трубку), пропускают внутри него указанную проволоку и вместе с лапками припаивают к колпачку. Припаивают к одному из колпачков крышку, заполняют патрон кварцевым песком и припаивают крышку к другому колпачку. Проверяют и при необходимости заменяют цементную заливку колпачков.
Таблица 11
Ток уставки, А |
Площадь сечения проволоки, мм2 |
Ток уставки, А |
І Ілощаль сечения проволоки, мм2 |
Ток уставки, А |
Площадь сечения проволоки, мм2 |
Ток уставки, А |
Площадь сечения проволоки, мм2 |
5 |
0,16 |
30 |
0,52 |
100 |
1,16 |
200 |
1,84 |
10 |
0,25 |
35 |
0,58 |
120 |
1,31 |
225 |
1,99 |
15 |
0,33 |
40 |
0,63 |
140 |
1,45 |
250 ¦ |
2,14 |
20 |
0,40 |
50 |
0,73 |
160 |
1,54 |
275 |
2,28 |
25 |
0,46 |
60 |
0,83 |
180 |
1,72 |
300 |
2,41 |
У предохранителей электровозов ЧС вставки выполняют из медных проводов. Концы проводов подпаивают к плоским латунным обоймам, закрепленным на концах фибровой пластины.
После ревизии и ремонта предохранителя на его трубку наносят дату ремонта и значение тока уставки. Электрическую прочность изоляции предохранителей проверяют переменным током частотой 50 Гц между контактными колпачками при вынутой вставке в течение 1 мин. Испытательное напряжение для предохранителей на номинальное напряжение до 200, 500, 3300 и 4000 В должно быть соответственно 1500, 2000, 8400 и 10 500 В.
Ремонт разрядников. Вилитовые разрядники РМБВ-3,3, РМВУ-3,3, РЭВ-25 и VДМ-3,6 имеют некоторые конструктивные отличия, но одинаковы по принципу действия и технологии ремонта.
В процессе эксплуатации у них могут возникать сколы и трещины в фарфоровом кожухе, трещины в силу-миновых (РЭВ-25) или чугунных (РМВУ-3,3) фланцах и цементном шве, излом контактного болта или кронштейна счетчика срабатывания, сдвиг предохранительного клапана с фиксированного положения, износ резьбовых соединений, оплавление или повреждение электродов и шунтирующих’резисторов, искровых промежутков, повреждение поверхностей магнитов, ослабление или излом пружины, пробой ви-литовых (у разрядника УДМ-3,6— кремниевых) дисков.
Вилитовые (кремниевые) диски со следами пробоя или со смещенным клапаном, резиновые уплртняющие кольца, имеющие трещины, надрывы или утратившие эластичность, и фар форовый кожух с трещинами или с поврежденной глазурью на длине, превышающей 20 % пути возможного электрического перекрытия, заменяют. Небольшие повреждения глазури и сколы закрашивают эмалью ГФ-9-ХК.
Искровые промежутки очищают от копоти, протирают и просушивают воздушной сушкой в течение 10 ч. Электроды с незначительным оплавлением зачищают мелкой стеклянной бумагой и полируют пастой ГОИ с последующей очисткой мягкой салфеткой, смоченной раствором четыреххлористого углерода.
Поврежденные поверхности магнитов шлифуют. Перед шлифованием их необходимо размагнитить. Проверяют полярность магнита. Магнитная стрелка должна занимать строго вертикальное положение и быть обращена северным концом вверх, если она размещена над поверхностью магнита, или вниз, если расположена сбоку магнита на одном уровне с ним. Отклонение стрелки от вертикального положения укажет на утерю магнитом его свойств. Такой магнит подлежит намагничиванию на специальной установке.
У счетчика срабатывания заменяют все сгоревшие плавкие вставки.
Собранный после ремонта разрядник испытывают на испытательной установке. Испытанию подлежат также все разрядники ежегодно перед началом грозового сезона и разрядники, у которых зафиксировано пять срабатываний.
Испытывают разрядники постоянным током высокого напряжения. Определяют ток проводимости, измеряемый установленным на испытательной установке микроамперметром. Разрядники РЭВ-25 испытывают при напряжении 28 кВ, а РМВУ-3,3— при напряжении 4 кВ. Их ток проводимости должен находиться соответственно в пределах 500—620 и 70—130 мкА.
Снижение тока проводимости может быть вызвано изломом шунтирующих резисторов или образованием в них трещин, нарушением электрических соединений и контактов внутри разрядника или разрушением вилитовых дисков. Снижению проводимости способствует также увлажнение стенок фар форового кожуха вследствие разгерметизации разрядника и утечки тока по загрязненной его наружной поверхности.
Выявленные дефекты устраняют и вновь испытывают разрядник на ток утечки.
Затем у разрядника проверяют пробивное напряжение, по значению которого судят об исправности и параметрах искровых промежутков. У исправного разрядника РЭВ-25 пробой должен произойти при напряжении 58—70 кВ, а у разрядника РМВУ-3,3— при напряжении 9,5—10,5 кВ. В противном случае регулируют зазоры искровых промежутков.
Для проверки герметичности разрядника к контрольному отверстию клапана присоединяют шланг от фор-вакуумного насоса и создают внутри разрядника вакуум 8—10 кПа (0,08 кгс/см2).
При включенном насосе в течение 20 мин давление внутри разрядника изменяться не должно. В противном случае заменяют герметизирующую прокладку из озоностойкой резины, установленную между дном и торцом фарфорового кожуха.
Техника безопасности при ремонте и испытании аппаратов защиты. Ремонт, наладку и испытание аппаратов защиты должен выполнять квалифицированный персонал, прошедший соответствующий инструктаж по технике безопасности. Участок ремонта и испытаний воздушных выключателей должен быть огражден металлической сеткой, а входная дверь в зону ограждения снабжена замком и предостерегающими надписями. При работе с отдельными аппаратами требуется соблюдение особой осторожности, например, при работе с пустотелыми фарфоровыми изоляторами, давление сжатого воздуха в которых доходит до 900 кПа (9 кгс/см2), или с трансформатором тока, на разомкнутой обмотке которого при испытании возможно появление высокого напряжения.
Работы, связанные с ремонтом воздушного выключателя, следует выполнять при полном отсутствии сжатого воздуха в баке, открытом спускном кране й отсутствии оперативного напряжения. Затяжка изоляторов простым ключом и переключение разъединителя вручную при наличии сжатого воздуха в баке категорически запрещаются.
При регулировке быстродействующих выключателей также следует соблюдать особую осторожность. Резкие отпадания рычага с подвижным контактом и большие контактные нажатия создают серьезную опасность для ремонтного персонала. Подавать питание на удерживающую катушку выключателя можно только после надежного присоединения проводов к выводам катушки. При наладке выключателя и регулировке его тока уставки работник не должен приближаться к аппарату ближе чем на 1 м.
⇐Ремонт токоприемников | Ремонт электропод-вижного состава | Ремонт аппаратов автоматизации процессов управления⇒