Ремонт аккумуляторных батарей

Основной неисправностью аккумулятора является понижение его емкости вследствие накопления в его электролите карбонатов (углекислых солей), снижающих содержание в электролите щелочи. Наиболее интенсивное накапливание карбонатов происходит при повышенной температуре, плохом креплении пробок, недостатке в электролите едкого лития, загрязнении его вредными примесями, в результате повышенного саморазряда и коротких замыканий.

Аккумуляторные батареи на э. п. с. эксплуатируются в переменных температурных условиях, подвергаются воздействию пыли, грязи и влаги, тряске, вибрации и толчкам, что может приводить к сокращению срока их службы. При температуре выше 45°С активная масса пластин размягчается, ослабляется ее связь с решеткой, что может вызвать ее сползание. Кроме того, у аккумуляторов могут возникать: повышенные саморазряд и газовыделение, отдельные механические повреждения и снижение напряжения ниже допустимого.

Высокая температура электролита при эксплуатации аккумуляторов приводит,. кроме отмеченного выше, к безвозвратной потере емкости вследствие пассивации положительных электродов. Железная активная масса, практически почти нерастворимая в электролите при нормальных условиях эксплуатации, при высокой температуре растворяется и действует в электролите на положительный электрод, вызывая потерю емкости. Высокая температура электролита часто является следствием неправильно выбранного режима заряда батарей на локомотиве (вагоне), приводящего к систематическому перезаряду аккумуляторов.

Загрязнение электролита вредными примесями может происходить как в результате случайного попадания в отдельные аккумуляторы металлических предметов, так и при до ливке аккумуляторов недистиллированной водой.

Короткие замыкания в аккумуляторах возникают чаще всего из-за большого количества шлама, образующегося при вымывании активной массы из электродов. Чрезмерное вымывание активной массы, особенно из отрицательного (железного) электрода, может быть вызвано систематическим перезарядом аккумуляторов. Электролиз воды, происходящий при перезаряде, приводит к обильному выделению газов, которые увлекают с собой частички активной массы и выносят их из электродов в электролит. При высокой температуре электролита (50—60 °С) частички активной массы не полностью растворяются в электролите, а затем при охлаждении выделяются и оседают на электродах и сепараторах в виде тонкой металлической пленки. Металлизация сепараторов превращает их в проводники электрического тока и приводит к усиленному саморазряду и даже короткому замыканию аккумуляторов.

Повышенное газов ы дел е-н и е обычно является следствием загрязнения электролита. Кроме коротких замыканий, внутри аккумулятора могут возникать короткие замыкания в батарее чаще всего в тех случаях, когда сопротивление изоляции батареи становится ниже нормы или перетираются резиновые чехлы.

Механические повреждения, наиболее часто встречающиеся у щелочных аккумуляторов на э. п. с.,— это повреждения изоляционных резиновых чехлов и вентиляционных пробок. Практика показывает, что резиновые чехлы механически непрочны, их повреждения приводят к заземлению аккумулятора, утечке тока, коротким замыканиям. Перетирание чехлов наблюдается там, где аккумуляторы закреплены в ящике деревянными клиньями. При движении локомотива ящик вибрирует и крепление расшатывается. Неисправности пробок могут привести к скоплению в аккумуляторе газов и, как следствие, к выпучиванию стенок сосуда, а иногда и нарушению его целостности.

Снятие аккумуляторной батареи

с э. п. с. Перед снятием батареи э. п. с. приводят в нерабочее состояние, выключают рубильник батареи или выключатели распределительного щита и вынимают предохранители. Ящики очищают от пыли и грязи. К работе с аккумуляторами приступают спустя 5—8 мин после открытия крышки аккумуляторного ящика. Протирают верхнюю часть элементов и соединяющие их перемычки, отсоединяют перемычки и подводящие провода, освобождают аккумуляторы от элементов, крепящих их к ящику, и вынимают аккумуляторы из ящика.

Эти операции следует выполнять осторожно, чтобы не повредить резиновые чехлы.

Снятую аккумуляторную батарею ставят на специальную тележку и транспортируют в аккумуляторное отделение, а взамен нее устанавливают отремонтированную и заряженную батарею.

Разрядка и промывка аккумуляторных батарей. Поступившую в аккумуляторное отделение батарею разряжают. Разряд батареи осуществляют в специальном шкафу током, принятым для аккумуляторов данного типа, до тех пор, пока напряжение на аккумуляторе не снизится до 1 В. После разряда батарею отключают от зарядно-разрядной установки, разъединяют перемычки между аккумуляторами и передают в ремонтное отделение; с аккумуляторов НК-55 и НК-125 снимают резиновые чехлы и устанавливают аккумуляторы на контейнеры промывочной установки и методом прокручивания сливают электролит.

Промывают резиновые чехлы. На автоматической установке по заданной программе промывают корпус аккумулятора снаружи и внутри, протирают сухой ветошью или салфеткой и убеждаются в отсутствии течи. Аккумуляторы, имеющие пробои, вмятости более 2 мм и раздутые, бракуют. Деревянной лопаточкой, обмотанной ветошью и слегка смоченной в керосине, удаляют налет окислов на борнах и осматривают резьбу. При появлении соли вокруг борнов проверяют целостность изоляционных шайб.

Прочищают вентильные отверстия, промывают и осматривают пробки, перемычки аккумуляторных элементов, проверяют исправность резины. Перемычки, имеющие трещины или уменьшенную более 15% площадь контактной поверхности, заменяют; погнутые выправляют.

Аккумуляторные ящики при необходимости ремонтируют и окрашивают черным щелочестойким лаком БТ-783. При плохой пайке наконечников, обрыве жил проводов более 10% наконечники перепаивают и облуживают по всей длине. Целостность резиновых чехлов проверяют сжатым воздухом давлением 100 кПа (1 кгс/см2) под слоем воды в течение 1 мин или водой под тем же давлением.

При ТР:3 аккумуляторы осматривают, сушат и устанавливают на контейнеры промывочной установки, где методом прокручивания сливают воду, залитую в элементы перед покраской. На аккумуляторы НК-55 и НК-125 надевают резиновые чехлы, а аккумуляторы КТ-120 и КТ-160 ставят в деревянные ящики, после чего их транспортируют к месту заливки электролита.

Электролит готовят заранее, чтобы к моменту заливки он успел отстояться до полного осветления и охладиться до температуры не выше 30 °С. Плотность электролита проверяют прибором (рис. 4.10), состоящим из резиновой груши 1, стеклянной трубки 2 с помещенным внутри ареометром 3 и резиновой трубки-наконечника 4.

Для проверки плотности электролита в аккумулятор опускают трубку-наконечник 4, сжимая предварительно резиновую грушу 1. При разжимании груши в стеклянную трубку 2 всасывается электролит в количестве, достаточном для того, чтобы в нем мог свободно плавать ареометр 3. По степени погружения его и определяют плотность электролита (по цифре шкалы ареометра на уровне его погружения).

Приготовление электролита. Свежий электролит приготавливают из едкого натра или калиево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде в соответствии с табл. 2.

Количество электролита, необходимое для заливки аккумуляторных батарей, определяют умножением числа, указывающего количество электролита, требующееся для заливки одного аккумулятора данного типа, на число аккумуляторов.

Рис. 4.10. Прибор для измерения плотности электролита

При эксплуатации электролит щелочных аккумуляторов постепенно загрязняется карбонатами, содержащими щелочи, и емкость аккумулятора снижается, поэтому при содержании карбонатов до 70 г/л электролит заменяют свежим частично, а при содержании карбонатов более 70% электролит заменяют полностью. Отработавший щелочной электролит подвергают очистке от карбонатов (регенерации).

Регенерация заключается в осаждении карбонатов гидратом окиси бария. Особенно необходима регенерация составного электролита, содержащего ценный едкий литий. Хорошо организованная регенерация позволяет сохранить 80—90% отработанного электролита. Процесс регенерации состоит из следующих операций: анализ старого (отработанного) электролита на содержание карбонатов титрованием его соляной кислотой; подсчет необходимого количества едкого бария для регенерации в зависимости от содержания карбонатов в электролите и общего количества электролита; приготовление раствора гидрата окиси бария; отстаивание регенерированного электролита.

Таблица 2

Количество воды, л

Щелочь

Плотность, г/см3

на 1 кг твердой щелочи

на 1 л жидкой щелочи при плотности 1,41 г/см3

Калиевая

Калиево-литие-

1,19—1,21

2

1

вая

1,26—1,28

2

0,35

Натриевая

1,7—1,9

5

1,5

Рис. 4.11. Проверка уровня электролита уровнемером

Анализ отработанного электролита (определение содержания карбонатов), а также подсчет необходимого количества едкого бария для регенерации выполняют в химической лаборатории.

Гидрат окиси бария готовят в баке, куда заливают дистиллированную воду и засыпают рассчитанное количество гидрата. Затем раствор нагревают до температуры 80—90 °С при интенсивном перемешивании мешалкой с электрическим приводом. Приготовленный горячий раствор гидрата окиси бария вливают в электролит, подвергаемый регенерации, и тщательно перемешивают мешалкой. В осадке образуется углекислый барий. Полученному раствору дают отстояться в течение 10— 15 ч, после чего осветленную часть электролита сливают через кран и направляют для анализа в химическую лабораторию, где определяют содержание карбонатов (должно быть не более 10 г/л) и едкого лития.

При необходимости в электролит добавляют моногидрат лития. Затем проверяют плотность электролита и доводят ее до требуемого значения. После этого электролит готов для заливки аккумуляторов.

Заливка электролита и заряд аккумуляторной батареи. Электролит заливают в специальном, помещении с помощью крана с автоматическим прекращением заливки при достижении необходимого уровня. Плотность электролита должна быть несколько повышена с учетом того, что происходит его разбавление водой, оставшейся в порах пластин. Уровень электролита А проверяют уровнемером (рис. 4.11) через 2 ч после заливки, когда пластины аккумуляторов пропитаются электролитом. Для этого уровнемер 2 опускают в аккумулятор до упора в предохранительный щиток /, плотно закрывают пальцем отверстие в верхнем конце трубки и вынимают ее. Высота электролита А в трубке будет равна уровню электролита над щитком в аккумуляторе. При заливке аккумуляторов НК-55 и НК-125 следят, чтобы щелочь не попала на резиновые чехлы.

Аккумуляторы можно заряжать в нормальном или усиленном, режиме. Нормальный режим — заряд в течение 6 ч нормальным зарядным током, т. е. током, равным по значению 1/4 номинальной емкости аккумулятора. Усиленный режим — заряд в течение 12 ч нормальным током. Его применяют при вводе в действие или при подготовке к хранению батарей в заряженном состоянии, после смены электролита, глубоких разрядов (ниже допускаемых конечных напряжений), а также после разрядов слабыми токами, чередующихся с перерывами в течение 16 ч и более. Усиленный заряд в течение 10 ч нормальным током проводят через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе — один раз в месяц. Усиленный девятичасовой заряд применяют перед постановкой на шестимесячное хранение в заряженном состоянии, а ускоренный трехчасовой — — током, вдвое большим нормального.

Усиленные заряды увеличивают емкость аккумуляторов при комнатной температуре и уменьшают самозаряд. Однако частое применение усиленных зарядов при низких температурах снижает емкость аккумуляторов.

Никель-кадмиевые аккумуляторы можно заряжать более слабым, чем нормальный, током, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомендуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а потому применять их надо в случаях крайней необходимости. Запрещается допускать повышение температуры электролита при заряде свыше 45°С для составных электролитов и выше 35 °С для электролита без добавки едкого лития. Если при заряде температура стала выше указанной, заряд необходимо прервать и дать аккумуляторам остыть. Во время заряда нельзя допускать выплескивания электролита, для чего часть электролита отбирают резиновой грушей. Заряженные аккумуляторы закрывают вентильными пробками сразу после заряда.

Ящики аккумуляторных батарей очищают от грязи и старой краски, промывают раствором соды и насухо протирают. Убеждаются в отсутствии в ящике трещин и проверяют надежность крепления его к кузову. Дефектные изоляционные прокладки заменяют. Трещины заваривают или устраняют постановкой накладок. Проверяют состояние вентиляционных устройств и плотность установки крышки.

Осматривают наконечники выводных проводов. Дефектные заменяют. Годные, но с незначительными царапинами, задирами и нарушенной полудой зачищают и облуживают по всей длине.

Ящик окрашивают внутри химически стойкими эмалями, а снаружи — асфальтовым лаком.

Отремонтированные и заряженные аккумуляторы устанавливают в ящики на электровозе (электропоезде).

Аккумуляторы предварительно протирают и надежно закрепляют в ящике. Выводные провода укладывают в резиновые трубки, а их концы уплотняют изоляционной или смоляной лен той. Отверстия ящика для выводных проводов уплотняют изоляционными втулками.

Монтаж аккумуляторов в батарею.

Его ведут по соответствующей схеме. После установки проверяют качество монтажа аккумуляторов, правильность постановки пробок, надежность крепления перемычек проводов; все токоведущие детали смазывают техническим вазелином. Измеряют сопротивление изоляции относительно корпуса; оно должно быть для батареи с напряжением 50 В не менее 25 кОм; с напряжением 110 В — не менее 50 кОм. Проверяют работоспособность батареи; устанавливают предохранители, включают рубильник и цепи дежурного освещения, наблюдая по приборам за работой батареи.

При необходимости регулируют зарядное устройство.

Заряд батарей. Залитые свежим электролитом аккумуляторы соединяют в батарею перемычками и устанавливают на зарядно-разрядную установку А1025.01, разработанную ПКБ ЦТ, которая имеет ручное и автоматическое управление на два поста и позволяет контролировать время заряда и разряда, напряжение аккумуляторов при разряде и температуру электролита в трех аккумуляторах каждого поста. На ней в заданных режимах проводят зарядно-разрядные циклы, и проверяют емкость батареи. Токи, время заряда и разряда указаны в табл. 3.

На первом тренировочном цикле после 12 ч заряда батарею разряжают по времени (5 ч), но до напряжения 1 В на худшем аккумуляторе. При резком отклонении напряжения одного или нескольких аккумуляторов от напряжения на остальных их заменяют заранее проверенными аккумуляторами большей емкости. Разряжают батарею на нагрузочный резистор.

На втором тренировочном цикле разряд ведут также до напряжения 1 В на худшем аккумуляторе. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть в начале заряда 1,4—1,45 В, в конце заряда — 1,75—1,85 В.

Тип аккумулятора

Первый тренировочный цикл

Второй тренировочный цикл

Третий цикл (контрольный)

Заряд

Разряд

Заряд

Разряд

Заряд

Разряд

Время, ч

Ток, А

Время,.ч

Ток, А

Время, ч

Ток, А

Время, ч

Ток, А

Ток, А

Ток, А

НК-55

12

14

5

11

12

14

11

6

14

11

НК-125

12

31

5

25

12

31

25

6

31

25

КТ-120

12

30

5

24

12

30

24

6

30

24

КТ-160

12

40

5

32

12

40

32

6

40

32

На третьем контрольном цикле разряд ведут не по времени, а до напряжения 1 В у первого вышедшего из разряда аккумулятора. Если емкость батареи будет не менее указанной в табл. 3, аккумуляторы могут быть допущены к эксплуатации.

Емкость С аккумуляторной батареи, А-ч, определяют как произведение разрядного тока /разр на время 1 разряда, Т. е. С = /разр /.

Зависимость напряжения на элементах батареи от времени заряда представлена на рис. 4.12, где 1—заряд нормальным током, а 2, 3, 4 и 5 — кривые разряда соответственно в восьмипяти-, трех- и одночасовом режимах.

При выпуске из ТР-3 емкость аккумуляторных батарей НК-55, НК-125, МК.Т-120 и МКТ-160 должна быть соответственно 36, 82, 73 и 105 А-ч.

Признаками окончания заряда аккумуляторной батареи являются постоянство напряжения 1,8+0,1 В в конце разряда в течение 30 мин, а также постоянство плотности электролита и обильное газовыделение. Признаком окончания разряда является достижение напряжения 1 В на любом из аккумуляторов. Размыкать цепь во время заряда и разряда запрещается. В случае вынужденного прекращения тока в цепи батарею следует немедленно отключить от сети. Продолжительность перерыва, если она не превышала 30 мин, из времени заряда в разряде исключают.

Рис. 4.12. Зависимости напряжения на элементах аккумуляторной батареи от времени заряда

После контрольного цикла батарею заряжают нормальным зарядным током в течение 12 ч. При корректировке электролита зарядную установку обязательно отключают. Заряженную батарею отключают, ввертывают вентиляционные пробки и протирают крышки аккумуляторов. Аккумуляторы, которые полностью не зарядились, собирают в отдельную группу и проводят им тренировочные циклы до появления признаков конца заряда. При замере напряжения нагрузочной вилкой зарядную установку отключают.

Хранение аккумуляторных батарей. При получении новых аккумуляторов проверяют плотность установки пробок и исправность вентильной резины. Смазывают тонким слоем вазелина никелированные пробки, гайки и борта аккумуляторов. Корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумно-эбонитовым лаком, для предотвращения порчи лакового покрытия вазелином смазывать запрещается.

Помещение для хранения аккумуляторов и батарей должно быть закрытым, сухим и вентилируемым. Оно может быть отапливаемым и неотопливаемым, но в нем не должно быть резких перепадов температур, вызывающих коррозию металлических деталей аккумуляторов. Для перевода аккумуляторов, находившихся в эксплуатации, на длительное хранение их разряжают до напряжения 1 В током нормального режима, сливают электролит, плотно закрывают пробками, чисто вытирают сухой ветошью от пыли и солей. Места на корпусе аккумулятора с дефектами лакового покрытия покрывают любым черным изоляционным лаком.

Серия электровоза, электропоезда

Тип аккумуля-торной батареи

Напряжение батареи, В

Тип аккумуля-торной батареи

Напряжение батареи, В

под на

груз кой

при под

заря де

электропоезда

под на-

’рузкой

при под

за ряде

ВЛЮ, ВЛ8

40НК-125

48

60+5

ЭР22, ЭР9П

90НК-55

108

128 + 2

ВЛ60К

38НК-125

46

60 + 5

ЧС2

40ЫКТ-120

43

50+1

ЭР1, ЭР2

40НК-125

48

50+1

ЧС4

40ЫКТ-160

45

50+1

ВЛ11, ВЛ80К,

42НК-125

50

65±3

ЧС7

ыктилбо

45

50+1

ВЛ80Т, ВЛ82,

ВЛ80Р

Категорически запрещается промывать аккумуляторы водой, так как в этом случае они будут подвергаться сильной коррозии и быстро придут в негодность.

Аккумуляторы, периодически бездействующие (от 1 мес до одного года), хранят с электролитом в разряженном или полуразряженном состоянии с плотно закрытыми пробками, предохраняющими электролит от поглощения углекислоты из воздуха. При хранении аккумуляторы содержат в чистоте и периодически очищают от солей. Для дальних транспортировок аккумуляторы приводят в состояние, соответствующее длительному хранению. При необходимости аккумуляторы можно транспортировать с электролитом.

Не допускается совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов, а также хранение любых кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами. Срок хранения никель-кадмие-вых аккумуляторов в разряженном состоянии 5 лет, из которых 4,5 года — в сухом закрытом помещении. При хранении аккумуляторов не допускается попадание на них атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. В целях продления службы батареи следует повседневно следить за чистотой элементов, плот ностью установки пробок, плотностью и температурой электролита и напряжением на них.

Уровень электролита над краем пластин у аккумуляторов НК-55, НК-125 должен быть не менее 5 и не более 12 мм; у аккумуляторов ЫКТ-120 и ЫКТ-КЗО— не менее 15 и не более 30 мм. Дистиллированную воду доливают из переносного бачка с краном, автоматически прекращающим заливку по достижении требуемого уровня электролита.

Металлические токоведущие детали очищают от окислов и смазывают- техническим вазелином. Запрещается смазывать вазелином резиновые кольца у пробок й корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком. Проверяют общее напряжение аккумуляторной батареи под нагрузкой 1,5— 2 кВт. При этом общее напряжение должно быть не менее указанного в табл. 4.

Проверяют уровень, температуру и плотность электролита в каждом аккумуляторе. Если плотность электролита выше нормальной, его разбавляют дистиллированной водой, если ниже,— добавляют электролит повышенной плотности (1,41 г/см3). Электролит

(раствор едкого кали в дистиллированной воде, летом с добавлением моногидрата лития 20 г/л) должен летом иметь плотность 1,19—1,21 г/см3, зимой—1,25—1,27 г/см3. При измерении плотности щелочного электролита поправку на температуру вводить не требуется, так как номинальная емкость гарантируется в диапазоне температур от —15 до +35 °С, а плотность электролита считается нормальной в довольно широком диапазоне (от 1,19 до 1,12 г/см3).

Рис. 4.13. Схема включения нагрузочной вилки

Напряжение на зажимах каждого аккумулятора проверяют под нагрузкой вилкой (рис. 4.13), состоящий из двух щупов 1, милливольтметра 2 и нагрузочного резистора 3. Измерение выполняют за время, не превышающее 5—8 с. Аккумуляторы отечественных электровозов с напряжением на зажимах менее 1 В заменяют.

Для осмотра вентиляционных клапанов и прочистки отверстий вентиляционные пробки вывертывают, порванные резиновые уплотнения у клапанов пробки заменяют. При работе пользуются инструментом с изолированными ручками. Осматривают межаккумуляторные соединения (перемычки) и токоведущие детали. Перемычки с трещинами, задирами, царапинами и с заметным окислением основного металла заменяют. Исправные перемычки протирают, при этом следят, чтобы аккумуляторы были закрыты пробками.

Проверяют состояние резиновых чехлов у аккумуляторных батарей НК-55 и НК-125 и крепление боковых стенок у каждого ящика аккумуляторных батарей ЫКТ-120 и ЫКТ-160. Обнаруженные дефекты устраняют, а при наличии течи электролита или выпучивания аккумуляторы заменяют новыми, равными по емкости (допускаются отклонения ±10%).

Проводят химический анализ щелочного электролита на содержание карбонатов и доводят его плотность до нормы. Пробы электролита отбирают у аккумуляторов с признаками неисправностей (увеличенной по сравнению с другими температурой электролита, низкой плотностью или пониженным напряжением).

Проверяют крепление всех токоведущих деталей и после очистки от окислов смазывают тонким слоем технического вазелина. Проводят уравнительный подзаряд батареи от зарядноразрядной установки. При этом контролируют время, напряжение на батарее и температуру электролита. Подзаряд проводят в течение 4—5 ч при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых (снятых) пробках. После заряда пробки ввертывают и протирают крышку ящика.

Проверяют сопротивление изоляции при отключенной нагрузке, которое для батареи с напряжением 50 В должно быть не менее 50 кОм, а с напряжением 110 В — не менее 30 кОм.

Техника безопасности при работе с аккумуляторными батареями. При работах с аккумуляторной батареей для предотвращения замыкания аккумуляторов пользуются инструментом с изолированными ручками и торцовым ключом с изолированным стержнем. Во время осмотра нельзя класть на аккумуляторы металлический и рабочий инструмент и пользоваться открытым огнем. При эксплуатации никель-кад-миевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически замкнут с корпусом аккумулятора.

Щелочи — едкий натр (каустическая сода) и едкое кали — как в твердом виде, так и в виде концентрированных растворов обладают очень сильными едкими свойствами, вызывая ожоги на коже, поэтому попавшую на кожу или одежду щелочь необходимо быстро удалить, а это место промыть 10%-ным раствором борной кислоты. При попадании щелочи в глаза их следует промыть струей воды, а затем 2%-ным раствором борной кислоты, после чего обязательно обратиться к врачу, помня, что при попадании щелочи в глаза возможен тяжелый исход — слепота. Поэтому в помещении, где готовят электролит, всегда должны иметься готовые 10- и 2%-ные растворы борной кислоты.

Работу со щелочами проводят в резиновых перчатках, защитных очках и резиновом фартуке. Щелочь берут только щипцами или стальной ложкой. К работам по приготовлению и регенерации электролитов допускаются лица, прошедшие специальное обучение, знающие безопасные методы работы. Перевозку бутылей с концентрированным электролитом со склада в цех и внутри цеха осуществляют на специальных тележках. При отсутствии специальных тележек бутыли с концентрированным электролитом переносят два работника обязательно на носилках с бортами.

Все инструменты и индивидуальные средства защиты, применявшиеся во время работы, по ее окончании промывают водой. Использованную для промывки инструмента и аккумуляторов воду вливать в общую канализационную систему, открытые водоемы или реки категорически запрещается.

Заряжаемые батареи помещают в шкафы с местными отсосами и дверками, с блокировками, отключающими зарядную установку при открытии дверок. При отключении вытяжной вентиляции процесс заряда должен автоматически прекращаться. Категорически запре щается подключать батарею при включенной зарядной установке. Выпрямительная зарядная установка должна иметь устройство контроля сопротивления изоляции и быть подключена к сети через разделительный трансформатор.

|Н>ИГ»‘ОЛЬНЫ€ вопросы 1. Объясните, в чем состоит ревизия тягового трансформатора с выемкой активной части; какие основные технологические операции выполняются при ремонте активной части трансформатора?

2. Какие неисправности могут быть у бака трансформатора и расширительного бака и как их устраняют?

3. Какова последовательность сборки трансформатора? Каким испытаниям подвергается трансформатор после ремонта и как они выполняются?

4. Каковы особенности ремонта реакторов, индуктивных шунтов и ТРПШ?

5. В чем отличие методов ремонта ВУ и ВИП с нелавинными и лавинными вентилями? Как правильно подобрать и установить заменяемый вентиль?

6. Какие виды и средства технической диагностики применяют при ремонте ВУ и ВИП?

7. Каковы последовательность и режимы заряда аккумуляторной батареи?

8. Как следует хранить аккумуляторные батареи? Что включает в себя техническое обслуживание аккумуляторных батарей?

9. Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при ремонте трансформаторов, выпрямительных установок и аккумуляторных батарей?

Ремонт выпрямительных установок | Ремонт электропод-вижного состава | Общие сведения о ремонте электрических аппаратов

Добавить комментарий