Виды технического обслуживания и ремонта

На сети железных дорог принята планово-предупредительная система содержания локомотивов, которая предусматривает чередование выполнения технических обслуживаний, текущих и капитальных ремонтов. Приказом министра путей сообщения № 28Ц 1986 г. введены четыре вида технического обслуживания, три вида текущих и два капитальных ремонта.

В состав плановых работ, обязательно выполняемых на техническом обслуживании (кроме ТО-4) с большим номером, входят работы, обязательно выполняемые на техническом обслуживании с меньшим номером, т. е. при техническом обслуживании ТО-2 выполняют все работы, предусмотренные техническим обслуживанием ТО-1, и сверх того специфические операции для технического обслуживания ТО-2. Аналогично на техническом обслуживании ТО-3 выполняют объем работ технического обслуживания ТО-2 и дополнительно свои операции. Эта особенность характерна и для всех видов текущих операций и капитальных ремонтов. Техническое обслуживание необходимо для поддержания работоспособности, чистоты и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотивов, смазывания трущихся частей в межремонтный период и общего контроля за техническим состоянием тепловозов в эксплуатации.

Техническое обслуживание ТО-1 выполняют локомотивные бригады при приемке-сдаче тепловоза на путях основного или оборотного депо, в пунктах смены локомотивных бригад на станционных путях, при остановке на промежуточных станциях, в пути следования, при ожидании работы и экипировке тепловоза.

Техническое обслуживание ТО-2 поездных тепловозов производят высококвалифицированные слесари в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ), которые располагаются, как правило, на станциях оборота локомотивов в крытых помещениях. При этом виде технического обслуживания слесари по возможности устраняют неисправности, записанные машинистом в журнале технического состояния локомотива, и обязательно выполняют работы по проверке:

нагрева моторно-осевых и моторно-якорных подшипников тяговых электродвигателей. При обнаружении недопустимого нагрева подшипников запрещается эксплуатация тепловоза до установления причин повышения температуры. В случаях невозможности устранить причины нагрева подшипников колесно-моторный блок выкатывают в депо на стойле, имеющем скатоопускную канаву. При нагреве моторноосевого подшипника его буксу очищают от грязи и снимают вместе с вкладышем для проверки состояния шейки оси колесной пары, вкладыша, масла, подбивки или фитилей польстера и установления объема ремонта;

уровня масла в моторно-осевых подшипниках. При необходимости масло добавляют до нормального уровня. При температуре наружного воздуха ниже О °С сливают конденсат воды сразу" же после постановки тепловоза на ПТОЛ (во избежание образования льда) и применяют сезонное масло, подогретое до температуры 80 °С. При температуре ниже минус 10 °С добавляют в масло Тосол-40 или Антифриз-65 (во избежание образования льда), а при температуре ниже минус 40 ‘С применяют масло ’’Северное”;

состояния коллектора, щеток и отсутствие перекоса щеткодержателей относительно коллекторных пластин, бандажей (в доступных местах), изоляции полюсных катушек, перемычек, выводов полюсов и межкатушечных соединений тяговых генераторов и электродвигателей;

правильности показания контрольно-измерительных приборов; крепление вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей; исправности электрических аппаратов (контроллеров машиниста, реверсоров, реле, контакторов, регуляторов напряжения, тумблеров), оценивая правильность их включения, крепление аппаратов и их выводов, осветительной сети тепловоза (прожектор, буферные фонари и плафоны), пульта пожарной сигнализации (негодные лампочки заменяют) и предохранителей электрических цепей; уровня электролита в аккумуляторной батарее; состояния резисторов с ленточными элементами (перемычки, выводы, изоляторы).

Маневровые, горочные, вывозные, передаточные тепловозы и толкачи на ТО-2 обслуживают локомотивные бригады или слесари в порядке, определяемом начальником железной дороги в зависимости от условий работы тепловоза и его загрузки (работа на участковой, технической или сортировочной станции, управление в одно или два лица и др.).

Техническое обслуживание ТО-3 выполняют в основном локомотивном депо комплексные и специализированные бригады слесарей. Оно предназначено для более тщательного осмотра всего оборудования тепловоза, в процессе которого устанавливают его пригодность для безопасной и бесперебойной работы в эксплуатации и устраняют выявленные неисправности. При техническом обслуживании ТО-3 предусмотрено выполнение следующих работ:

открытие смотровых люков всех электрических машин и проверка состояния коллекторов, кронштейнов, щеткодержателей и щеток, крепления главных и добавочных полюсов, выводных кабелей тяго вых электродвигателей, опорных деталей тягового генератора, двухмашинного агрегата и других электрических машин;

осмотр поверхности коллекторов тяговых электродвигателей. Поверхность коллектора должна быть гладкой, без задиров и следов оплавления. При подгарах или шероховатостях коллектор шлифуют. Вместо одного из щеткодержателей устанавливают приспособление со шлифовальным бруском и подключают электродвигатель к внешнему источнику питания. После шлифования коллектор продувают сжатым воздухом;

проверка состояния щеткодержателей и щеток. Щеткодержатели, имеющие трещины, неисправный нажимной механизм, ослабление изоляторов, наплывы.меди и сильные поджоги, заменяют. Щетки с трещинами, сколами, ослабленными шунтами, износом более допускаемых размеров заменяют;

протирка коллектора и изоляторов салфетками, смоченными в бензине;

очистка электрических аппаратов от пыли, копоти и осмотр. Медные контакты, имеющие повреждения и подгары, зачищают стеклянной шкуркой, серебряные и металлокерамические контакты очищают только техническими салфетками, смоченными в бензине, или стальными хромированными пластинами;

измерение сопротивления изоляции силовой цепи, проверка уровня и плотности электролита аккумуляторной батареи;

проверка при работающем двигателе на 15-й позиции контроллера напряжения тягового генератора и исправности электрических цепей. Если параметры менее допустимых, проверяют исправность элементов электрических цепей, влияющих на мощность. Проверяют работу системы аварийного возбуждения;

проверка распределения воздуха по тяговым электродвигателям с замером статического давления. Давление измеряют при помощи дифманометра при наибольшей частоте вращения коленчатого вала дизеля.

Техническое обслуживание ТО-4 выполняется для обточки колесных пар без выкатки их из-под тепловоза для поддержания оптимальной величины проката.

Текущие ремонты выполняются для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности.тепловоза путем ревизии, ремонта отдельных деталей, сборочных единиц и агрегатов, регулировки и испытания.

На текущем ремонте ТР-1 дополнительно к объему работ технического обслуживания производят: проверку работы реле перехода, боксования и термореле, регулятора напряжения; восстановление емкости аккумуляторных батарей; добавку смазки в моторно-якорные подшипники и прослушивание их на вывешенном колесно-моторном блоке. При выпуске из ремонта выполняют контрольные реостатные испытания.

При текущем ремонте ТР-2 дополнительно выполняют: разборку для ревизии, освидетельствования и ремонта электродвигателей топливоподкачивающего и маслопрокачивающего насосов, калорифера, тягового агрегата, синхронного подвозбудителя и преобразователя радиостанции; выемку с тепловоза аккумуляторной батареи, анализ электролита и лечебно-тренировочный цикл заряда; ревизию подбивки моторно-осевых подшипников, шестерен редуктора, замену смазки и т. д.; снятие и регулировку на стенде реле перехода, времени, давления масла и боксования, регулятора напряжения; ремонт при необходимости групповых переключателей ослабления возбуждения.

После ремонта ТР-2 тепловоз проходит полные реостатные испытания.

Текущий ремонт ТР-3 предусматривает снятие с тепловоза электрических машин, аппаратов, аккумуляторных батарей, их разборку и выполнение следующих обязательных работ:

освидетельствование электрической части остова, межкатушечных соединений и выводных проводов;

проверка крепления полюсных сердечников, правильности установки главных и добавочных полюсов и посадки катушек;

пропитка обмотки якоря тяговых электродвигателей и вспомогательных машин, состояние которых требует замены бандажей и клиньев. Обмотки якорей, не имеющие перечисленных выше повреждений, покрывают электроизоляционной эмалью; покрытие эмалью ГФ-92 ХС полюсных катушек; освидетельствование и ремонт механической части остова; дефектоскопия внутренних колец подшипников и шейки валов; проточка, продороживание со снятием фасок и шлифованием коллектора;

ревизия и ремонт подшипниковых узлов, букс моторно-осевых подшипников, щеткодержателей и их кронштейнов, траверс, крышек люков и крепежных деталей;

испытание и окраска электромашин; освидетельствование и ремонт электрических аппаратов: электропневматических и электромагнитных контакторов, регуляторов напряжения, панелей с выпрямителями, регулятора мощности, реле (времени, боксования, перехода) и термореле, реверсоров, предохранительных устройств от разноса дизеля, электроизмерительных приборов;

измерение плотности электролита, температуры и напряжения каждого элемента аккумуляторных батарей. При необходимости элементы разбирают с выемкой из банок пластин для ревизии и ремонта. Поврежденные банки и ящики заменяют.

Капитальный ремонт необходим для восстановления основных узлов и деталей тепловозов или отдельных сборочных единиц, при котором производят снятие, разборку и освидетельствование всего оборудования тепловоза с заменой негодных и восстановлением изношенных узлов и деталей. Капитальный ремонт ‘тепловоза выполняют на специализированных ремонтных заводах МПС.

Объем работ, выполняемых при технических обслуживаниях и ремонтах, показывает, что на технических обслуживаниях преобладают операции безразборочного характера, смазывания, очистки, смены быстроизнашиваемых деталей ограниченной номенклатуры. На текущих и особенно на капитальных ремонтах основные работы заключаются именно в разборке узлов, замене, ремонте или восстановлении их элементов, сборке и регулировке.

Существенное отличие в объеме осмотровых и ремонтных операций в зависимости от номера технического обслуживания и ремонта определяет частоту и продолжительность отвлечения тепловоза от эксплуатации. В табл. 1 приведены нормативные сроки продолжительности, а в табл. 2 — среднесетевые нормы межремонтных периодов технических обслуживаний и ремонтов, из которых видно, что ремонтный цикл построен на кратном повторении мелких в интервале более крупных текущих и капитальных ремонтов.

Таблица 1. Среднесетевые нормы продолжительности технических обслуживаний ТО-2 и ТО-3 и текущих ремонтов

Серия и тип тепловоза

Продолжительности ТО и ТР

технического обслуживания

текущего ремонта

ТО-2 (ч)

ТО-3 (ч)

ТР-1 (ч)

ТР-2 (сут) |

ТР-3 (сут)

Грузовые

типа ТЭ10

1,2

10

36

5,0

6,0

ЗТЭЗ, ЗТЭ10

1,5

12

44

5,0

6,0

ТЭЗ

1,2

8

36

4,5

4,5

Пассажирские

ТЭП60

2,0

10

36

4,0

5,0

Цикличность технических обслуживаний и ремонтов для тепловозов типа ТЭ10 представлена на рис. 1.

И наконец, последний вид ремонта — ремонт по устранению отказов в межремонтный период (неплановый), выполняемый в период между текущими ремонтами или техническими обслуживаниями ТО-3. Причиной захода тепловоза в депо на такой вид ремонта может быть потеря им работоспособности, например невозможность реализовать силу тяги (локомотивная бригада была вынуждена отключить тяговый электродвигатель) или нарушение требования безопасности движения (заклинило колесную пару из-за разрушения бандажа тягового элект-

Серия тепловозов

Межремонтные периоды, не более, тыс. км/сут (мес, лет)*1

Техническое

Текущий ремонт

Капитальный ремонт

обслуживание

ТР-1

ТР-2

ТР-3

КР-1

КР-2

ТО-3

Тепловозы грузовые и пассажирские

Типа

ТЭ10

29,0

115.0

210,О*2

680.0

136»,0

17 сут

2,3 мес

9,2 мес

18 мес

4,5 г

9 лет

ТЭЗ, ТЭ7, ЗТЭЗ

. _7>5

30,0

120.0

210.0*2

720,0

1440,0

18 сут

2,5 мес

10 мес

18 мес

5 лет

10 лет

Типа М62

8,0

40,0

120.0

240,0

720,0

1440,0

18 сут

3 мес

9 мес

18 мес

4,5 г

9 лет

ТЭП60 и 2ТЭП60

7,5

18 сут

37,5 3 мес

150,0 9 мес

300,0 18 мес

900,0 4,5 г

1800 9 лет

2ТЭ116, ТЭП70, 2ТЭ121*3

8,0

40.0

200,0

•400,0

_*4

18 сут

3 мес

15 мес

30 мес

Тепловозы маневровые

ТЭМ1, ТЭМ2, ЧМЭЗ, ТЭМ7

30 сут

7,5 мес

15 мес

30 мес

7,5 лет

15 лет

ЧМЭ2, ТЭ1, ТЭ2

15 сут

4 мес

8 мес

16 мес

5 лет

10 лет

*1 В календарные сроки включается только время нахождения в эксплуатируемом парке.

*2 Среднесетевой межремонтный период с учетом дорог, на которых по разрешению Главного управления локомотивного хозяйства не проивводится текущий ремонт ТР-2.

*3 Межремонтные периоды для тепловозов 2ТЭ116, 2ТЭ121, ТЭШО корректируются по мере накопления опыта их эксплуатации.

*4 Для тепловозов 2ТЭ116, ТЭП70, 2ТЭ121 межремонтный период до первого капитального ремонта КР-1 регламентирован техническими условиями на поставку (1200 тыс.км), в дальнейшем сроки устанавливаются указаниями МПС.

Рис. 1. Виды и периоды технических обслуживания и ремонтов тепловозов типа ТЭ10

родвигателя) и др. Выполнять неплановые ремонты приказ МПС № 28Ц 1986 г. рекомендует специально организованными для этой цели бригадами слесарей под руководством мастера.

Ремонт электрооборудования тепловозов | Основные отделения депо по ремонту электрооборудования

Добавить комментарий