Конструкция тепловоза должна обеспечивать доступность обслуживания аккумуляторной батареи, легкий демонтаж и монтаж ее на локомотиве. Так, на тепловозах, имеющих капотный кузов (ТЭМ2, ТГМЗ и др.), аккумуляторная батарея расположена в отдельном отсеке сзади кабины. У тепловозов ТЭЗ и типа ТЭ10 она установлена в дизельном помещении в специальных отсеках рамы локомотива. Такая компоновка требует при обслуживании батареи или ее заряде прекращения работ в дизельном помещении. Этот недостаток устранен на магистральных тепловозах более позднего выпуска, где аккумуляторная батарея расположена с наружных сторон топливного бака и закрыта специальными люками, что обеспечивает хороший доступ для осмотра, обслуживания и демонтажа. Аккумуляторные батареи снимают с тепловоза специальными захватами отдельными секциями, предварительно отсоединив их друг от друга. Монтаж батарей на тепловозе выполняют в обратной последовательности.
Короткое замыкание внутри батареи устраняют после ее разборки. Горячей стамеской осторожно срезают мастику и извлекают из бака блок пластин вместе с крышкой при помощи специального захвата, закрепляемого к борнам. Отвертывают гайки и снимают крышки. Вынутый блок осматривают, устраняют замыкание. Если короткое замыкание произошло из-за образования „мостика” из шлама, то деревянной палочкой или промывкой слабой струей воды удаляют его. Если замыкание имело место из-за повреждения сепаратора, то его заменяют. При необходимости заменяют пластины. Положительные пластины заменяют в том случае, если более 5 % площади поверхности покрыто мягкой оползающей или выпавшей активной массой и при повреждении решетки; отрицательные пластины — при спекшейся или разбухшей активной массе и поврежденной решетке. Сепараторы, имеющие трещины или отколы, также подлежат замене. При большой отбраковке (более 30 %) пластины заменяют новыми либо подбирают из отремонтированных, близких по своему состоянию к оставшимся. Устанавливать пластины неодинаковой годности нельзя, так как это приводит к перегрузу более новых пластин и их быстрому выходу из строя.
Разбирают аккумулятор и при обнаружении течи электролита. В таких случаях элемент разряжают, сливают электролит и разбирают. Разогревают стенки неисправного бака с внутренней стороны до размягчения, осторожно вынимают его из ящика, чтобы не повредить соседний бак, и устанавливают исправный. Баки, имеющие трещины, восстанавливают клеем на основе эпоксидных смол. Непроницаемость баков проверяют электрическим током. В испытуемый бак наливают слабый раствор серной кислоты и опускают его в резервуар с подкисленной водой, имеющей такой же уровень. Включают напряжение 110-220 В на электроды, установленные в баке и резервуаре. Отклонение стрелки гальванометра, включенного в цепь, указывает на неисправность бака.
Для устранения сулъфатации батарею заряжают током 0,25-0,50 нормального тока при плотности электролита 1,0-1,15 г/см3 до начала заметного выделения газов. После 20-30 мин перерыва продолжают заряд током, уменьшенным еще в 2-3 раза. Такая технология способствует превращению крупнозернистого сульфата свинца в активную массу, так как в порах пластины происходит несплошное образование газа и электролит легко проникает к сульфатированным слоям. Процесс десульфатации считают законченным при появлении признаков конца заряда.
Если сульфатация явилась следствием загрязнения электролита, батарею разряжают, электролит сливают, банки заполняют дистиллированной водой и выдерживают 3-4 ч. Затем воду сливают, банки заполняют свежим электролитом (плотность 1,19-1,20 г/см3) и после 3- 4 ч выдержки для пропитки электролитом активной массы пластин заряжают током нормального режима.
Основную неисправность щелочных аккумуляторных батарей (пониженная емкость) почти во всех случаях устраняют сменой электролита. Смену электролита в депо производят на поточной линии. Аккумуляторы закрепляют на кантователе (по 24 элемента) и переворачивают для слива электролита. На следующей позиции выполняют промывку батареи, для чего элементы несколько раз наполняют водой и сливают, пока вода не будет чистой. Далее в батарею заливают электролит и передают на специальные стеллажи для заряда.
Для восстановления емкости отдельных элементов электролит заменяют новым с добавлением 25 г/л сернистого натрия с последующим зарядом. Кроме того, для уменьшения саморазряда и частичного восстановления емкости отдельные элементы обрабатывают серной кислотой плотностью 1,15-1,20 г/см3 и далее щелочью плотностью 1,2-1,25 г/см3.
⇐Виды осмотра и ремонта | Ремонт электрооборудования тепловозов | Сборка, герметизация крышки, заливка электролитом⇒