Проверка и поиск отказов цепи пуска дизеля

Проверку цепи пуска дизеля тепловоза 2ТЭ10М выполняют в последовательности, показанной на рис. 76.

Схема цепи пуска дизеля показана на рис. 77, а схема указателя повреждений с блоком резисторов (БР) — на рис. 78. При включении тумблера ТН1 срабатывает контактор КТН и топливоподкачивающий насос начинает подавать топливо к насосам высокого давления дизеля. Внешние признаки работы топливного насоса — издаваемый им шум и появление давления во вспомогательной топливной системе, фиксируемое манометром, расположенным в дизельном помещении. Если после включения тумблера ТН1 насос не работает, то в соответствии с рис. 76 проверяют включение контактора КТН, для чего тумблером ТУ1 подключают к резистору Р1 прибор А (см. рис. 78). При включенном контакторе КТН будет протекать ток к прибору А по цепи (см. рис. 77): общий плюс, контакты автоматического выключателя А5, провод 314, зажим 7II0, провод 440, главные контакты КТН, провод 1350, резистор Р1, провода 1365 и 1366, контакты реле РУ9, провода 1401, 1402, контакты тумблера ТУ1, провод 1403, добавочный резистор РД, прибор А, провода 1404 и 1019, общий минус и стрелка прибора установится у надписи „ПД” (рис. 79). В соответствии с рис. 76

Рис. 76. Последовательность выполнения проверки цепи пуска дизеля тепловоза 2ТЭ10М

в этом случае начинают проверять цепь электродвигателя топливо-подкачивающего насоса. Если контактор КТН не включился, стрелка прибора А будет указывать на надпись „КТН”, что требует проверки цепи включения этого контактора.

После нажатия на кнопку ПД1 (см. рис. 77) сразу должен включиться вспомогательный масляный насос МН. Внешние признаки его работы: производимый им шум и появление давления масла в масляной системе дизеля. Если МН не работает, то с помощью тумблера ТУ1 определяют, где находится неисправность — в цепях реле РУ6 или катушки контактора КМН. Допустим, при нажатой кнопке ПД1 и включенном тумблере ТУ1 стрелка прибора А устанавливается у обозначения „РУ6”. При этом ток к прибору А будет протекать по цепям: а) через резистор Р1, как указывалось ранее; б) дополнительно через резистор Р2- от контактов кнопки ПД1 по проводам 318, 323 и 1351.

В такой ситуации в первую очередь проверяют фактическое положение реле РУ6. Если реле выключено — неисправна цепь его включения от зажима 2II7 — провод 324, уравнительный резистор СУ1, провод 342, контакты РУ9, провод 337, контакты КТН, провод 327, контакты РВ2, провода 334 и 321. Если же реле включено, проверяют цепь катушки КМН — провода 223, 216, 200, контакты РУ6, провод 220. В данном случае проверять провода 345, 146, 1025 и катушку КМН нецелесообразно, так как стрелка прибора А указывает на обозначение „РУ6”. А это означает, что напряжение на зажиме 2II3 отсутствует, т. е. неисправность находится на участке главный контакт КТН с проводами 440, 223 — зажим 2II3.

Рис. 77. Схема цепи пуска дизеля тепловоза 2ТЭ10М

Рис. 78. Схема указателя повреждений тепловоза 2ТЭ10М

Если контактор КМН не включается контактами реле РУ6 и включается тумблером ОМН — неисправен провод 345. В противном случае проверяют провода 1025, 146 и катушку КМН.

Через 90 с после нажатия на кнопку ПД1 должны включиться пусковые контакторы Д1-ДЗ и начаться вращение коленчатых валов дизеля. Если пусковые контакторы в нужное время не включились с помощью тумблера ТУ1, определяют неисправный участок цепей их катушек. При этом могут быть следующие ситуации, при которых стрелка прибора А указателя повреждений устанавливается у обозначений:

1. „РВ1”. Неисправна цепь катушки реле РВ1 — замыкающий контакт контактора КМН с проводами 200, 216, 217- контакт Б2 разъема реле РВ1 или цепь катущки реле РУ4 — провод 217, контакты РВ1, провода 218, 302.

Рис. 79. Шкала прибора указателя повреждений 2. „КМН”. Неисправны замыкающие контакты КМН между проводами 325, 326.

3. „105”. Неисправность находится на участке цепи катушки контактора Д1 от контакта КМН с проводом 326 до зажима 6II4.

4. „Д”. Неисправность может находиться в нескольких цепях. Если при этом не включился контактор Д1 — необходимо проверить провода 368, 335, 252,251 и катушку Д1. Контактор Д1 включился, Д2 и ДЗ не включились — неисправность следует искать на участке цепи от зажима 7II0 до катушки ДЗ. Кроме того, может быть неисправна и сама катушка контактора ДЗ. Если же не включился только контактор Д2 — неисправны провод 250 и замыкающие контакты контактора ДЗ, а также провод 245 и катушка контактора Д2.

5. „Пуск”. Не включился контактор Д2 — неисправен провод 245 или катушка этого контактора.

Если зафиксировано включение контакторов Д1-ДЗ, а вращения коленчатых валов нет и наблюдается резкое уменьшение напряжения аккумуляторной батареи — неисправен тяговый генератор.

При нормальном течении процесса пуска через 5-10 с после включения пусковых контакторов и начала вращения коленчатых валов давление в масляной системе дизеля достигает 0,05-0,06 МПа, срабатывает реле РДМ1, которое включает реле РУ9. Это реле в свою очередь отключает все аппараты, работавшие при пуске. Дизель работает самостоятельно, причем электромагнит ЭГ.получает питание через контакты реле РДМ1 (см. рис. 77). После окончания пуска элект-ропневматические вентили ВП6 и ВП9 отключают 15 топливных насосов высокого давления. Внешние признаки работы дизеля — шум от вспышек топлива в цилиндрах и увеличение частоты вращения коленчатых валов до 400 об/мин при давлений масла не менее 0,07 МПа.

Если пуск дизеля оказался безуспешным, то в соответствии с рис. 76 при повторной попытке пуска проверяют наличие вспышек топлива в цилиндрах при вращении коленчатых валов. При отсутствии их проверяют цепи электромагнита ЭТ и электропневматического вентиля ускорителя пуска ВП7. Если же вспышки имелись, но через 30 с (выдержка времени реле РВ2) прекратились и дизель остановился, проверяют цепи катушки реле РУ9 и электромагнита ЭТ.

Схема поиска неисправных элементов цепей катушек контактора КТН приведена на рис. 80. Поиск осуществляют методом измерения потенциалов. Точками проверки цепи обычно являются зажимы аппаратных камер и пульта управления. Если провод не выведен на зажим, то место проверки указано в виде дроби, в числителе которой указан аппарат, а в знаменателе — номер провода. Операции проверки, отмеченные звездочкой, выполняют, переключив провод контрольной лампы с пружинным зажимом на зажимы, соединенные с плюсом источника питания цепей управления. Надпись „есть” означает, что в данной точке напряжение имеется, „нет” — оно отсутствует.

Рис. 80. Схема поиска неисправных элементов в цепи катушки контактора КТН

Проверку цепи катушки контактора КТН начинают с подключения щупа контрольной лампы к выводу катушки КТН с проводом 338 (см. рис. 80 и 77). При отсутствии здесь напряжения проверяют зажим 7II0. Если на нем напряжение есть (лампа горит) — неисправными элементами являются провода 442, 338 и размыкающие контакты реле РУ7. Снимают разъем 26 и подключают щуп лампы к контакту 26-2, соединенному с проводом 442. Лампа горит — провод 442 исправен, не горит — этот провод оборван.

Обрывы проводов чаще всего наблюдаются в местах соединения токоведущих жил с наконечниками или контактами штепсельных разъемов. Поэтому при проверках проводов в первую очередь следует обращать внимание на эти соединения, а также на состояние самих наконечников и контактов штепсельных разъемов.

Если провод 442 исправен, разъем 26 устанавливают на место, снимают разъем 25 и подключают щуп лампы к контакту 25-26, соединенному с контактом реле РУ7. Лампа горит — неисправен провод 338, не горит — размыкающие контакты реле РУ7.

Если на зажиме 7II0 напряжение отсутствует, проверяют вывод автоматического выключателя А5 с проводом 314. Напряжение на этом выводе есть — обрыв провода 314, напряжения нет — неисправен автоматический вьіключаїель А5.

При наличии напряжения на выводе катушки КТН, соединенном с проводом 338, переключают вывод лампы с упругим зажимом на зажимы, соединенные с общим плюсом цепей управления, и подключают щуп к другому выводу катушки КТН, соединенному с проводом 320. Если лампа горит, то это означает, что в катушке КТН имеется обрыв и контактор необходимо заменить. Лампа не горит — проверяют участок цепи от этого вывода до зажима 8II,2, используя способ „средней точки”. При этом, однако, учитывают, что. зажим 2/3 находится в правой аппаратной камере, там, где и контактор КТН, а все остальные зажимы и тумблер ТН1 — в пульте управления. Чтобы не делать лишних перемещений, подключают щуп лампы к зажиму 2/3. Лампа горит — обрыв провода 320, не горит — неисправность находится на участке зажим 2/3 — зажим 8II,2. Дальнейшую проверку выполняют в соответствии со схемой, показанной на рис. 80. Поиск неисправных элементов в цепях других аппаратов производят аналогично.

Характерные признаки отказов электрических цепей и способы их обнаружения | Ремонт электрооборудования тепловозов | Проверка и поиск отказов цепи управления тяговым режимом

Добавить комментарий