В локомотивных депо ремонт тепловозов выполняют комплексные и специализированные бригады слесарей. Комплексные бригады, куда входят слесари большинства специальностей по ремонту локомотивов: дизелисты, электрики, экипажники и др., производят такие работы, как демонтаж агрегатов с тепловоза для ремонта, передачу их на специализированные участки, монтаж на тепловозы новых или отремонтированных агрегатов, а также обслуживание (смазывание, регулировка, контроль состояния) и ремонт неснимаемого с тепловоза оборудования. Работы по ремонту и испытанию агрегатов выполняют специализированные бригады в соответствующих отделениях или участках по ремонту электрических машин, электрических аппаратов, аккумуляторных батарей, контрольно- и электроизмерительных приборов и др.
В депо для технических обслуживаний ТО-2 и ТО-3 и текущего ремонта ТР-1 организуют, как правило, одну бригаду на каждый вид технического обслуживания или текущего ремонта (часто ТО-3 и ТР-1 выполняются одной комплексной бригадой) на весь фронт ремонта в одну смену. На участках текущего ремонта ТР-2 и ТР-3 имеются также комплексные бригады. Численный состав бригады устанавливают в соответствии с графиком технологических процессор. Специализированные бригады в зависимости от числа слесарей могут возглавляться мастером, бригадиром или старшим слесарем. Несколько бригад объединяются в участок (например, электромашинный и др.), который возглавляет старший мастер. Каждая комплексная бригада возглавляется мастером, задачей которого является правильная организация работы слесарей. При необходимости он может, сохраняя в основном внутрибригадную специализацию, переставить слесарей из одной группы в другую. Если на участке работает несколько бригад, то назначают старшего мастера, который (как и у специализированных бригад) планирует работу, подготавливает производство, следит за качественным выполнением ремонтных работ в установленные сроки.
В основе системы сетевого планирования и управления (СПУ) лежит сетевой график, который позволяет наглядно представить последовательность и взаимную связь работ, что дает возможность наилучшим образом расставить рабочую силу, обеспечить ее равномерную загрузку и наиболее эффективно использовать деповское оборудование и инструмент. Одним из основных достоинств сетевого графика является нахождение критического пути, т. е. такого перечня технологических операций, которые определяют общую продолжительность ремонта тепловоза или какого-либо его агрегата, что позволяет разработать мероприятия по сокращению общей продолжительности ремонта и сосредоточить внимание руководителей не на всех операциях, а только на определяющих критический путь.
Исходные данные для составления сетевого графика — технологические карты и графики технологического процесса ремонта, точно регламентирующие последовательность и продолжительность всех ремонтных операций в зависимости от состояния поступивших в ремонт агрегатов.
Крупноагрегатный метод ремонта. Агрегатный метод ремонта — это прогрессивная система организации ремонта, при которой ремонт выполняют путем замены исправных агрегатов заранее отремонтированными и испытанными, взятыми из оборотного фонда. При этом методе разборочно-сборочные операции на локомотиве отделены от работ по ремонту, заготовке и испытанию отдельных деталей, т. е. на ремонтных позициях неисправные агрегаты снимают с тепловоза, отправляют на ремонт в специализированные цехи, а на локомотив монтируют исправный агрегат.
Агрегатный метод ремонта дает возможность, не ожидая окончания ремонта снятых с тепловоза агрегатов, собирать очередной тепловоз, что создает условия для ритмичной работы, сокращает простой и повышает производительность труда.
Агрегат — это сборочная единица, обладающая свойствами полной взаимозаменяемости, независимой сборки и самостоятельного выполнения определенных функций (например, электродвигатель, генератор, контактор и др.).
Наиболее существенное сокращение продолжительности нахождения тепловоза в ремонте дает замена дизель-генератора. Такой метод ремонта получил название крупноагрегатный.
Основным условием агрегатного метода является взаимозаменяемость агрегатов. При таком ремонте агрегаты обезличиваются, т. е. не сохраняют принадлежность за определенным локомотивом, и после ремонта могут монтироваться на любой тепловоз данной серии.
При текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3 предусматривают целый ряд операций, для выполнения которых требуется специальное оборудование и оснастка, например, подъемно-транспортное оборудование (мостовой и козловые краны, кран-балки, тельферы, укосины, домкраты, поточные линии, испытательные стенды и станции, кантователи и т.д.). Использование такого оборудования и оснастки позволяет существенно поднять качество, повысить производительность труда и уменьшить продолжительность ремонта тепловозов. Однако использование такого дорогостоящего оборудования и оснастки в каждом депо нецелесообразно, так как потребность в таких видах деповского ремонта (ТР-2 и ТР-3) даже для самых крупных тепловозных депо не превышает нескольких десятков в год. При такой программе загрузка дорогостоящего оборудования мала и установка его в депо экономически невыгодна. Поэтому в локомотивном хозяйстве нашла широкое применение специализация депо по видам выполнения текущих ремонтов. Каждое депо для приписного парка тепловозов выполняет техническое обслуживание ТО-3 и текущий ремонт ТР-1, а в некоторых сконцентрировано еще и выполнение текущего ремонта ТР-2 или ТР-3 (бывает и то и другое вместе) одной или двух однотипных серий локомотивов для какого-либо региона сети железных дорог. Такая концентрация ремонта позволяет внедрить в депо наиболее эффективные технслогические процессы, крупноагрегатный и поточный методы, обеспечить высокий уровень механизации, хорошее использование рабочей силы и оборудования.
При ремонте тепловозов поточная организация производства находит широкое применение. Она применяется для сборочных процессов, а также для ремонта основных агрегатов тепловозов. Внедрение поточных методов в ремонтном производстве имеет свои особенности по сравнению с производством новых изделий. Однотипные детали и сборочные единицы тепловоза даже одной серии имеют разные величины и характер изнашивания. Поэтому при их ремонте различны не только затраты рабочей силы и материала, но и технологические процессы. В таких условиях необходимо стремиться организовать на потоке ремонт таких деталей и узлов, объем и характер износа у которых не имеет больших отклонений. Известно, что наименьшие отклонения в объемах и характере работ наблюдаются в сборочных процессах. Именно поэтому поточные методы ремонта тепловозов в первую очередь нашли широкое применение при сборке и разборке тепловоза, дизеля, тележек и других агрегатов. Кроме сборочных процесов, в депо применяют поточные линии по ремонту рессорного подвешивания, якорей тяговых электродвигателей и др.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие виды технического обслуживания, текущих и капитальных ремонтов установлены для тепловозов?
2. Какова периодичность постановки на техническое обслуживание и текущие ремонты основных серий тепловозов?
3. Какие отделения депо и их оборудование предназначены для ремонта электрических машин, аппаратов и аккумуляторных батарей?
4. Как организована работа бригад в депо?
5. Какие существуют системы организации ремонта тепловозов?
Глава П.
РЕМОНТ ТЯГОВЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
⇐Основные отделения депо по ремонту электрооборудования | Ремонт электрооборудования тепловозов | Тяговый генератор постоянного тока⇒