При установке снятых полюсов в остов ставят снятые ранее прокладки: стальную 1 (рис. 44), диамагнитную 2, изоляционную 4 и пружинную 3 (в зависимости от типа электродвигателя количество их может быть различно). Затем подтягивают полюсные болты торцовым ключом попеременно вначале средний, затем крайние. Хорошо затянутый болт при остукивании молотком должен издавать звонкий звук. Предварительную затяжку болтов полюсов, катушки которых выполнены на микалентной изоляции (электродвигатели ЭД-107, ДК-304Б, ЭДТ-200Б), производят в холодном состоянии, а окончательную — в нагретом до температуры 70—80°С в печи или пропусканием двойного часового тока по катушкам в течение 7—10 мин. Нагрев делают для того, чтобы не повредить микалентную изоляцию, хрупкую в холодном состоянии. У электродвигателей ЭД-107А и ЭД-118А катушки полюсов выполнены без применения микалентной изоляции, поэтому подогрев перед затяжкой болтов не требуется.
После окончательной затяжки болтов замеряют расстояние между главными и добавочными полюсами, которое должно быть в пределах допустимых норм. Замер производят микрометрическим нутромером. При несоответствии этих размеров подтягивают болты или подкладывают прокладки под полюсы. Если это не помогает, то заменяют сердечник полюса.
Затем проверяют расстояние М между башмаками рядом расположенных полюсов. Разница этого размера под всеми полюсами не должна превышать 2 мм. Наименьшее расстояние А между соседними катушками главных 6 и добавочных 5 полюсов допускается не менее 3 мм. Расстояния эти замеряют с обеих сторон остова. Изменение этих размеров достигается перемещением полюсов при ослабленных болтах. Перемещение полюсов делают ломиком с упором в металлические детали.
После окончательной проверки размеров между полюсами соединяют межкатушечные соединения по схеме, соответствующей для каждого типа электродвигателя. Затем проверяют полярность катушек компасом при пропускании по ним тока. Для такой проверки необходимо в цепь катушек подключить напряжение 6—8 В (от аккумуляторной батареи) и, поднося компас к каждой катушке, установить полярность. Полюс, к которому стрелка компаса поворачивается концом 5, будет северным Убедившись в правильной полярности, закрепляют окончательно межкатушечные соединения. Вывод 8, наконечник 9 и гайка 7 должны иметь плоскую форму и хорошо облужены. Пластинчатую пружину 13 ставят выпуклой стороной к наконечнику Болты хорошо затягивают. Неровности, образованные в местах соединения наконечников, выравнивают изоляционной замазкой 10. Место соединения изолируют тремя слоями стеклолакоткани 11 и одним слоем стеклянной ленты 12 и покрывают изоляционным лаком После соединения и изолировки межкатушечные соединения прикрепляют к металлическим скобам 14, приваренным к остову. К скобе межкатушечные соединения притягивают металлическим хомутом 16. Делают это для того, чтобы создать неподвижность, исключить перетирание их между собой. Под скобу для предохранения от перетирания подкладывают изоляцию 15.
Рис 44 Сборка а — соединение катушек главных полюсов со стороны привода.
После соединения катушек полюсов устанавливают щеткодержатели. Перед их постановкой осматривают места приварки кронштейнов 18 к остову 17 и убеждаются в исправности резьбы в кронштейне, Щеткодержатель 21 заводят пальцами в уг-
магшпной сисгемы:
б — соединение катушек добавочных полюсов и щеткодержателей лубления стержня, затем накладку 20 болтом 22 прикрепляют к кронштейну. Пальцы 19 должны быть надежно зажаты между кронштейном и накладкой. Окончательно закрепляют щеткодержатель после установки в остов якоря. На данном этапе сборки магнитной системы к щеткодержателям болтами присоединяют кабели, соединяющие щеткодержатели одинаковой полярности, и кабели от добавочных полюсов в соответствий со схемой внутренних соединений каждого из электродвигателей.
Выводные кабели 26 со стороны добавочных и главных полюсов, как правило, при деповском ремонте не снимают. Их осматривают на месте.
Основными неисправностями кабелей являются механические повреждения наружной оплетки, которые устраняют на месте. Для этого участок кабеля с поврежденной оплеткой изолируют наложением стеклянной ленты в один-два слоя вполуперекрышу с промазкой каждого слоя клеящим изоляционным лаком, плотной утяжкой ленты и сушкой на воздухе. При повреждении резиновой изоляции (перетертости, трещины, изломы) участок кабеля (если это возможно) изолируют со срезом на конус поврежденной изоляции и накладывают несколько слоев (до заполнения среза) изоляционной ленты. Если на месте нельзя исправить поврежденную изоляцию, то кабель отсоединяют от катушки. Чтобы освободить кабель, необходимо, отвернув болты, снять планку 24, крепящую резиновые втулки 25 и разобрать клицу 27. После этого вытаскивают поврежденный кабель вместе с резиновой втулкой. Планки 24 можно не снимать, но в этом случае вытаскивать кабель и вновь вставлять будет очень трудно. Провод 23 служит для присоединения к противобоксовочной схеме тепловозов типа 2ТЭ10Л.
Окончательно собранную магнитную систему при необходимости сушат, покрывают эмалью ГФ92-ХС (за исключением посадочных мест и резьбовых отверстий наконечника) и передают на позицию для испытания на электрическую прочность напряжением 1600 В переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин. Готовую магнитную систему передают на позипию сборки.
⇐Ремонт катушек полюсов | Ремонт электрооборудования тепловозов | Ремонт щеткодержателей⇒