Якорь тщательно осматривают в доступных местах, проверяют состояние рабочей поверхности коллектора, замеряют выработку под щетками, глубину продорожки миканита, диаметр по рабочей поверхности, петушкам. Замер рабочей поверхности производят скобой с микрометрической головкой в местах наибольшей выработки для определения минимального диаметра. Глубину продорожки миканита замеряют шаблоном. На поверхности коллектора не допускаются подгар коллекторных пластин по всей длине, следы выплавленного припоя на петушках, забоины, задиры и местные выжиги глубиной более 0,5 мм. Забоины и выжиги глубиной до 0,5 мм устраняют проточкой, а местные выжиги глубиной более 0,5 мм заплавляют припоем ПОСС-61.
Обмотку якоря проверяют мегомметром, при этом сопротивление изоляции в холодном состоянии должно быть не менее 20 МОм. При меньшей величине сопротивления изоляции якорь сушат в печи при температуре 110—120°С в течение 12—24 ч, после чего вновь замеряют сопротивление. Если и после сушки сопротивление изоляции, замеренное при температуре 100— 110°С, ниже 1 МОм, сушат еще столько же и затем вновь замеряют. Если и в этом случае сопротивление изоляции оказалось ниже указанной величины, то якорь на тепловоз не устанавливают, а передают на капитальный ремонт. Если сопротивление изоляции в норме, якорь проверяют на межвитковые замыкания на импульсной установке или на специальном стенде методом падения напряжения. Если проверка показала межвитковые замыкания (заброс стрелки более чем на 20% от средних показаний) или обрыв витков (отсутствие показаний стрелки), якорь направляют на завод При плохой пайке якорь передают на станок для контактной пайки (рис. 51, а), представляющим собой раму 6 с установленным на нем цилиндром 5 и подвижной платформы 7. На этом станке якорь 1 располагают под углом 30—35° к горизонтали коллектором вниз для предотвращения затекания припоя внутрь обмотки (это может привести к межвитковому замыканию). К петушку, который показал плохую пайку, подводят угольный электрод 2, а к рабочей части той же пластины—электрод 4 К электродам подают напряжение 12 В. Петушок разогревают до температуры 300°С (светло-красного цвета электрода), после чего проводят по торцу разогретого петушка прутком припоя 3 до заполнения шлицы петушка. При этом применяют припой ПОССУ-61-0,5, а в качестве флюса — канифоль. После остывания якоря обмотку вновь проверяют на качество пайки петушков.
В некоторых депо пайку якорей производят при помощи ручного паяльника или паяльной лампы. В этом случае якорь также устанавливают наклонно на подставку (рис. 51, б) или один его конец поддерживают при помощи ручной тали и паяльной
Рис. 51 Станок для контактной пайки петушков коллектора лампой подогревают участок петушков с плохой пайкой, а прутком припоя проводят по торцу разогретых петушков. При проверке качества пайки обращают внимание на отсутствие относительного смещения проводников обмотки якоря и коллекторной пластины, западание или выступание проводников обмотки относительно торца петушков.
Передний ленточный бандаж проверяют на целостность и плотность прилегания к коллекторным пластинам с торца коллектора. При наличии механических повреждений’, выжигов, следов переброса, не устранимых зачисткой, бандаж заменяют. Для этого старый бандаж разрезают в нескольких местах и снимают с конуса. Поверхность конуса тщательно осматривают и очищают в доступных местах от пыли и загрязнений сухими обтирочными салфетками и накладывают новый бандаж из стеклобандажной ленты ЛСБ-Б 0,2X20. При наложении бандаж сильно утягивают с промазкой каждого слоя эмалью ГФ95. Работы эти выполняют на бандажировочном станке. Для закрепления от разматывания бандаж по окружности заглаживают горячим паяльником. Прожоги от паяльника недопустимы. Бандаж после окончательной обработки и торцы коллекторных пластин неоднократно покрывают эмалью ГФ92-ХК или ГФ92-ХС до тех пор, пока не образуется прочная, гладкая глянцевая поверхность. Делается это для того, чтобы на ней не скапливались пыль, влага, а при их попадании легко сдувались Или вытирались.
Загрязнения на бандаже могут привести к перекрытию отдельных коллекторных пластин. Если передний ленточный бандаж при дефектировке оказался исправным, то его только зачищают от старого лакового покрытия мелкой шкуркой и покрывают вновь эмалью.
⇐Ремонт механической части якоря | Ремонт электрооборудования тепловозов | Бандажировка⇒