Продорожку коллектора во многих депо выполняют приспособлением, укрепленным на бандажировочном станке (см. рис. 52), состоящем из электродвигателя 9 мощностью 0,6 кВт, установленного на салазках 11. Электродвигатель через ременную передачу 8 приводит во вращение фрезу 7. Частота вращения фрезы 3—4 тыс. об/мин. Салазки могут перемещаться горизонтально на 600 мм от маховика 10 и вертикально на 100 мм от маховика 12. Вращающуюся с большой частотой фрезу устанавливают над миканитовой пластиной, опускают на необходимую глубину и маховиком 10 перемещают с наружной стороны к петушкам. В обратном направлении фрезу маховиком 12 приподнимают и возвращают назад в исходное положение. Глубина продорожки, как правило, составляет 0,8—1 мм.
В процессе продорожки коллектора на бандажировочном станке (он наиболее распространен) якорь поворачивают вручную каждый раз после прохождения фрезы паза по всей длине. На заводах и в депо с большой программой ремонта применяют станки-полуавтоматы, в которых поворот якоря, подъем и перемещение фрезы из одного паза в другой происходят автоматически.
Обточку коллектора выполняют после продорожки. Якорь устанавливают на токарный станок. При этом проверяют биение в местах посадки подшипников и уплотнительных колец, биение, конусность и овальность коллектора. Коллектор обтачивают до выведения выработки с минимальным снятием металла или выведения Недопустимой конусности, овальности или биения. После обточки с пластин снимают фаски размером 0,3X45° по всей длине и коллектор шлифуют бруском Р-16 или Р-17, а при отсутствии — бумагой зернистостью 220. После механической обработки коллектор продувают сжатым воздухом. При применении стеклянной бумаги ее натягивают на деревянную колодку, имеющую кривизну, радиус которой соответствует радиусу коллектора. Применение мягкой подложки под стеклянной бумагой недопустимо, так как это приводит к закруглению краев пластин. Если коллектор при проверке на станке показал биение или овальность, то его нагревают до температуры 70— 80°С, а затем подтягивают коллекторные болты и только после этого обтачивают.
В условиях депо при выпуске из текущего ремонта ТР-3 разрешается коллектор тягового электродвигателя не обтачивать и не шлифовать, если его износ не превышает 0,25 мм, а цвет всех пластин одинаковый — от светло-каштанового до темно-коричневого оттенка. Продорожку при отсутствии специального станка можно выполнять вручную приспособлением (рис. 53, а), состоящим из ножовочного полотна 1, закрепленного в держателях 2, ручки 3.
Для снятия фасок используют приспособление (рис. 53, б), состоящее из стальной ленты I размером 2X30 мм, скрепленной заклепками между двумя пластмассовыми держателями 2. Наконечник этой ленты имеет форму «утиного носа». Устанавливая в продорожку этот наконечник (ближе к петушкам) и с усилием протягивая к себе, снимают фаски с краев пластин для того, чтобы не допустить закорачивания пластин в случае затягивания меди на их краях при неудовлетворительной работе щеток.
Продорожка должна быть равномерной по всей длине с обязательной зачисткой стенок медных коллекторных пластин. Не-
Рис 53 Приспособления а — для продорожки, б — для снятия фасок правильная продорожка способствует скоплению угольной пыли от работы щеток и образованию перебросов по коллектору.
Так как якорь генератора, имеющий диаметр 1200 мм, не размещается по высоте центров даже на станке ДИП-500, то центры этого станка вместе с бабками увеличивают на 100 мм. Если в депо такого станка нет, то обточку коллектора генератора в исключительных случаях ведут на самом тепловозе при помощи суппорта, укрепляемого к подшипниковому щиту. Коллектор генератора допускается в депо при текущем ремонте ТР-3 не обтачивать и не шлифовать, если поверхность его находится в удовлетворительном состоянии и износ по дорожкам под щетками не превышает 0,2 мм. На поверхности коллектора не допускаются подгары пластин, забоины, задиры, выжиги, затягивание ламелей медью, следы выплавленного припоя на петушках. Обточку коллекторов в депо производят с минимальным снятием металла, а чтобы проконтролировать это, токарь должен оставлять слабозаметные следы черноты (необработанной поверхности). Обточка торцов петушков в депо, как правило, не допускается. Но если в исключительных случаях (для устранения следов переброса) ее применяют, то коллектор обтачивают с минимальным снятием металла и с обязательным оставлением следов черноты и последующей зачисткой вручную.
Торцы петушков вообще не изнашиваются. В депо их обрабатывают в случае переброса огня по коллектору, для устранения брызг меди. Ширина петушков и диаметр рабочей поверхности определяют ресурс работы якоря. Коллекторную пластину и весь коллектор, если ширина петушка меньше допустимой величины, сдают в металлолом. При обточке коллекторов бывает, что со стороны петушков в технологической канавке открываются щели, которые образуются от того, что обтачиваемая поверхность вышла на фрезерованный паз коллекторной пластины ниже впаянного витка обмотки якоря. В этом случае открывшиеся щели заполняют изоляционной массой на основе клея БФ-2 и тертой слюды. Такой же массой заполняют выгоревшие места миканита между коллекторными пластинами. Делают это в такой последовательности: очищают поврежденное место от грязи, обезжиривают и протирают салфеткой, смоченной в бензине. Затем якорь помещают в печь, нагревают коллектор до температуры 120—125°С, смазывают поврежденное место клеем БФ-2, заполняют массой, изготовленной из 70% клея БФ-2 и 30% измельченной слюды, и нитками непропитан-ной стеклоленты. Затем запекают в течение 12—14 ч при температуре не менее 90°С. Если заделывали щель в технологической канавке, то это место зачищают вручную, а если обрабатывали выгоревший миканит по рабочей поверхности коллектора, то последний продороживают. Если коллектор подлежит обточке, то заделку выгоревшего миканита между коллекторными пластинами выполняют до обточки и продорожки коллектора. Чтобы избежать образования щелей в петушках, допускается (для генераторов МПТ-99/47) ступенчатая обработка технологической канавки коллектора со стороны петушков (без углубления).
При обработке коллектора генератора ГП-311, имеющего ленточные петушки, необходимо следить за тем, чтобы медные опилки не попали через эти петушки в обмотку и не закоротили бы ее витков. Чтобы этого не допустить, на петушки надевают защитный чехол. После окончательной обработки коллектор продувают и еще раз проверяют на межвитковые замыкания на импульсной установке. Это делают для того, чтобы проверить качество обработки коллектора, выявить замыкания пластин из-за наличия затяжек меди, скопления медной пыли в продорожках и т. д. После окончательной проверки коллектор закрывают чехлом на весь период до сборки.
⇐Бандажировка | Ремонт электрооборудования тепловозов | Балансировка⇒